Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности агрессивных реакций у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Сущность, содержание, особенности проявления агрессивных реакций у подростков 13
1.3. Характерные причины агрессивности у подростков 22
1.4. Психолого-педагогическая профилактика агрессивных реакций у подростков 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 38
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 38
2.2. Программа мероприятий по профилактике агрессивных реакций у подростков 40
2.3. Оценка эффективности программы. Анализ и интерпретация результатов исследования 49
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

  

Введение:

 

Актуальность. Подростковый возраст – это самый и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот период является наиболее важным и ответственным этапом, поскольку происходит формирование основ нравственности, критического отношения к себе и окружающим. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием подростка, зависящим от изменения условий взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками. Коренная смена ситуации развития приводит к переосмыслению внутренней позиции подростка. Происходит изменение личностной сферы, меняются и переосмысливаются установки, ценностные ориентации, регуляторные механизмы, формируются собственные взгляды и убеждения.
Кризисные процессы, происходящие в условиях современного общества, негативно влияют на психологию подростков, порождая жестокость, озлобленность, агрессивные тенденции в подростковой среде. Подростки особенно остро реагируют на социальные изменения. Кроме того, атмосфера современного образовательного пространства усложняется совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что отражается на психических процессах и способах реагирования подростков в стрессовых ситуациях.
Подростки часто отдают предпочтение агрессивным формам поведения, чем поиску компромиссов в разрешении трудных ситуаций. Психология личности несовершеннолетних обусловлена спецификой подросткового возраста — наряду с повышенной возбудимостью отмечается повышенная восприимчивость к ситуационным воздействиям и эмоциональная нестабильность. В ситуации взросления еще больше актуализируются внутренние конфликты, провоцирующие различные формы проявления агрессии. Агрессия неизменно сопровождается эмоциональным состоянием гнева, обусловленным мотивами регуляции поведения и способным проявляться в ходе физической агрессии.
Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает в настоящее время повышенный интерес, что обусловлено ростом агрессивных проявлений подростков в современном мире. Возникновению агрессивных тенденций в подростковом возрасте способствуют такие важные факторы, как возрастные новообразования и влияние социума (семьи, школы, сверстников, СМИ).
Подростковый возраст подробно анализировался в трудах Л.С. Выготского, В.Е. Смирнова, Л.И. Божович, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, и др. Так, Л.И. Божович центральным моментом кризиса подросткового возраста считала развитие самосознания и самооценки; Д.Б. Эльконин — в появлении чувства взрослости и осознания себя в мире; В.И. Слободчиков — персонализацию; Э. Шпрангер — открытие Я, рефлексию, осознание индивидуальности; и т.д.
Агрессия рассматривается с точки зрения психоаналитического, подхода (З. Фрейд), фрустрационной теории (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский), теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж. Уотсон), гуманистического направления (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), теорий биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко), биологической и социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), когнитивной теории (Л. Берковиц), теории фрустрации (Дж. Доллард) и т.д. На сегодняшний день агрессивность изучается многими как западными (Л. Бендер, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.), так и отечественными (И.Б. Бойко, С.Н. Ениколопов, Е.П. Ильин, Ю.Б. Можгинский, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др.) учеными. Изучением агрессивного поведения в подростковом возрасте занимались такие ученые, как Л.М. Семенюк, В.С. Мухина, С.Л. Соловьева, В.И. Трубников, Л.В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. Среди отечественных исследователей в рамках рассмотрения агрессии основополагающим является понятие процесса социализации, формирующего воздействия социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), однако данные концепции не дают исчерпывающего ответа относительно того, почему подростки прибегают к агрессивному поведению.
Исследованием проблемы педагогической и психологической коррекции агрессивного поведения подростков занимались Н.А. Дубинко, М.П. Квадрициус, Н.А. Корытченкова, Э.И. Кондракова, Е.А. Карасева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, И.А. Фурманов, Л.М. Чепелева, и др.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению агрессивности детей подросткового возраста, до настоящего времени остаются неразработанными вопросы профилактики агрессивных проявлений в подростковой среде. Возникает острая потребность в разработке концептуальных направлений и методических рекомендаций по организации комплексных психолого-педагогических программ коррекции агрессивного поведения среди подростков, разработке программ коррекции и уменьшении деструктивного компонента агрессивности в поведении подростков.
Целью работы является изучение особенностей агрессивных реакций у подростков.
Объект исследования: агрессивные реакции в подростковом возрасте.
Предмет исследования: специфика проявления агрессивных реакций у подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявления агрессивных реакций у подростков могут быть обусловлены доминирующими типами реакций («физическая, вербальная агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность»); степенью выраженности интегральных форм коммуникативной агрессивности (спонтанность агрессии, способности к торможению, способы переключения агрессивности, аутоагрессия и т.д.), а также степенью выраженности цинизма, агрессивности и враждебности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по проблеме изучения особенностей агрессивных реакций в подростковой среде позволил решить поставленные задачи и сформулировать следующие выводы.
Ведущими мотивационными стратегиями подросткового возраста являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. В качестве ведущих новообразований младшего подросткового возраста выступают: своеобразное отношение к себе (принятие себя), острая потребность в самооценке, появление чувства взросления; определение своей похожести на других (образ Я); избирательность контактов. В старшем подростковом возрасте наряду с самокритичностью актуализируется потребность в самоуважении, самопознании, самоутверждении и самореализации. Возникает оперативная самооценка; происходит становление идентичности; осознание собственной уникальности; отмечается повышенная критичность; чувство ответственности; потребность в интимно-личностном общении.
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессивности» — «свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии» (А.А. Реан), «врожденно присущий человеку инстинкт самосохранения» (З. Фрейд); «тип психологической защиты, продиктованный стремлением к безопасности» (К. Хорни); «ответные действия индивида на ограничение его свободы» (К. Роджерс); и т.д. Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессия – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии.
Агрессия подростков может быть способом привлечения внимания, самоутверждения, защиты, завуалированной просьбы о помощи, способом завоевания нового статуса, привычным способом поведения и т.д. В настоящее время общепризнанным является положение о том, что агрессивные модели поведения подростков являются проекцией специфики социализации и социальной дезадаптации. Формированию агрессивного поведения подростков содействует совокупность социально-психологических и биологических факторов (семейные отношения, стиль поведения сверстников в референтной группе, биологическая предрасположенность к проявлениям агрессивного поведения).
Экспериментальная работа имела целью коррекцию проявления агрессивных реакций у подростков на основе внутриличностных и поведенческих изменений, формирования навыков эффективного межличностного общения, навыков эмоционально-поведенческой саморегуляции, коррекции агрессивности и негативизма, тревожности. Отдельно прорабатывались нарушения взаимодействия со сверстниками и учителями. С подростками применялись такие формы работы, как игровые практикумы, дискуссионные клубы, беседы, индивидуальное и групповое консультирование, тренинги.
Были организованы занятия, каждое из которых включало проведение бесед, лекций, коммуникативных игр, психотехник на отработку положительных эмоций, отработку эталонов поведения в различных ситуациях, динамической релаксации, медитаций. В итоге у подростков постепенно формировались положительные установки к общественно принятым нормам поведения, они освобождались от негативных эмоций и агрессии, осознавали собственные чувства, отрабатывали навыки коммуникативной компетентности, учились способам реагирования в стрессовых и проблемных ситуациях, обучались навыкам конструктивного взаимодействия, навыкам саморегуляции.
В целом коррекционная работа была направлена на вхождение подростков в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, рассматриваемых в качестве факторов риска; оптимизацию межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; отработку агрессивного поведения страхов, навязчивости, негативизма; коррекцию дисфункциональных состояний; и т.д.
Анализ эмпирических данных свидетельствует о том, что наиболее выраженными шкалами среди подростков являются «физическая агрессия» и «вербальная агрессия». Конструктивными проявлениями гнева и агрессии служат наступательность, напористость, деструктивными — вербальные проявления, злоба, мстительность, конфликтность (бескомпромиссность, обидчивость, подозрительность). Наиболее выражена у подростков шкала цинизма и агрессии, в же время показатели по шкале агрессии ниже, чем по шкале враждебности. В целом у испытуемых доминируют умеренный (30%) и средний (30%) уровни агрессии — эти подростки достаточно спонтанны, обладают способностью к торможению. Однако в выборке присутствуют подростки с повышенным уровнем агрессии (35%), которые склонны к неожиданным проявлениям гнева и агрессии, недостаточно владеют способами переключения агрессии на какую-либо деятельность; их отличает повышенная враждебность по отношению к окружающим, что диктует необходимость проведения с ними дальнейшей работы по преодолению и снижению интенсивности и выраженности агрессивных реакций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Изучение подросткового возраста представляет собой определение механизмов личностного становления индивида. Это сложный возрастной период, представленный образованием негативных проявлений, обусловливающих зачастую дисгармоничность личностного развития. Очень часто подростки демонстрируют открытый протест взрослым, пытаясь доказать важность и необходимость приемлемых для их возраста установок, которые начинают качественно отличаться от предыдущего этапа возрастного развития ребенка. Однако помимо моментов, приобретающих негативную окраску, подростковый возраст характеризуется и некоторыми положительными моментами. Этому способствуют многие факторы: ребенок, достигая подросткового возраста, стремится проявлять независимость, автономность и самостоятельность, не терпит ограничение своей активности. В результате этого коммуникативные взаимодействия приобретают более содержательный характер. Сфера коммуникаций значительно расширяется и отличается многообразием. Ответственность становится очень значимым качеством личности для подростка, поскольку подростковый период служит преддверием к вступлению в новую социальную позицию. В результате формируется сознательность по отношению к своему социальному положению в социальной сфере [25, с. 189].
На первой стадии подросткового возраста (10-11 лет) ребенку свойственно своеобразное отношение к себе (принятие себя). Характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить самих себя.
На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», основывающаяся на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [29].
Согласно Э. Эриксону, особенностью подросткового возраста является кризис идентичности, связанный с кризисом смысла жизни [65]. Становление идентичности особенно интенсивно происходит в период подросткового возраста, и сопряжен с изменением системных социальных связей, по отношению к которым у подростка вырабатываются соответствующие позиции.
Сложность взросления заключается в принятии подростком своей роли как члена общества, с другой стороны — в осознании своей собственной уникальности. Становление позитивной идентичности происходит при социально-благополучном окружении подростка, при высоком уровне понимания со сверстниками и взрослыми. При неблагоприятной ситуации образцы поведения становятся ирреальными, и подросток сложно переживает кризис идентичности.
Переоценка возможностей, определяемая стремлением подростка к независимости и самостоятельности, становится причиной подросткового кризиса. Возникновению частых конфликтов способствует повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция подростков на принижение взрослыми их достоинства и «взрослости», болезненное самолюбие.
Одной из причин возникновения подросткового кризиса принято считать половое созревание, влияющее на психологический и психофизиологический облик подростка. Именно половое созревание определяет функциональные состояния подростка (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность). Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику (Ст. Холл, Шпрангер, Ш. Бюлер, П. П. Блонский и др.). Другие концепции, признавая значимость влияния анатомо-физиологической перестройки, основное внимание уделяют развитию новообразований и связанным с ними потребностям и мотивам, возникающим либо в этот период, либо к концу предшествующего (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) [7, 15, 66].
Подростковый возраст связан с перестройкой организма — половым созреванием. Подростков отличает выраженная потребность не просто в общении, но и в интимно-личностном общении, обусловленном особенностями полового периода созревания, отличительными особенностями которого становятся появление чувства взросления, становящегося центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Этим характеризуется эмансипированность подростка [53, с.81].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы