Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности агрессивного поведения дошкольников и способы его коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Теоретические
подходы к изучению агрессии в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Изучение
агрессивного поведения в русле психологических исследований
1.3. Характеристика
агрессивного поведения дошкольников
Глава 2.
Эмпирическое изучение особенностей
агрессивного поведения детей дошкольного возраста
2.1.
Организация и методы исследования
2.2.
Анализ полученных результатов
2.3. Рекомендации по
психологической коррекции агрессивного поведения дошкольников
Список
использованной литературы
Введение:
В современном обществе встречается очень много детей с
ненормальным, неадекватным поведением. Это проявляется в пристрастии хулиганству,
нарушение общественного порядка. Также все чаще наблюдается неуважительное и
вызывающее отношение к взрослым. Помимо этого, также участились случаи
агрессивности, жестокости. Одно из видов отклоняющегося поведения – это
агрессивное поведение. Агрессивное поведение часто перерастает в драки и
оскорбления среди детей. Многие, таким образом, с помощью драк и оскорблений,
самоутверждаются и зарабатывают репутацию среди сверстников. Более сложная
ситуация возникает, когда конфликты возникают между группами детей. В последнее
время все чаще встречается агрессивное поведение среди девочек, а также
сопровождается драками и оскорблениями.
Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, часто
является основным источником трудностей в отношениях между людьми. Как
показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской
агрессивности являются одним из наиболее распространенных явлений среди
родителей и педагогов. В последние десятилетия значительный рост общественного
беспокойства вызван существенным ростом детской преступности, асоциального
поведения, агрессивности и жестокости в отношении детей и подростков. Важным
компонентом является изучение различных факторов, влияющих на формирование
агрессивного поведения в детском возрасте.
Актуальность исследования агрессивности
определяется особенностями современной общественной жизни. Современный дошкольник
попадает в мир, который очень сложен по своему содержанию и социализации. Это
связано с перенасыщенной природой информации, которая глубоко влияет на психику
ребенка, который еще не имеет четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Проблема
коррекции агрессии была отражена в работах таких авторов как Л.И. Божович, Л.
Берковец, Н.А. Волкова, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.А. Рогов и др.
Объект
исследования
– агрессивное поведение дошкольников.
Предмет
исследования
– коррекция агрессивности поведения дошкольников.
Гипотеза
исследования:
особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с типами
нарушений в семейном воспитании.
Цель
исследования
заключается в исследовании агрессии у дошкольников.
Исходя из цели исследования необходимо решить ряд
следующих задач:
1.
изучить теоретические подходы к изучению агрессии в
отечественной и зарубежной психологии;
2.
рассмотреть агрессивное поведение в русле психологических
исследований;
3.
выявить характеристику агрессивного поведения дошкольников;
4.
провести исследование агрессивного поведения дошкольников;
5.
разработать рекомендации по профилактике и коррекции
агрессивности.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы согласно теме исследования,
анкетирование, математическая обработка данных. Методики исследования: 1. Рисунок «Несуществующее животное», 2. «Тест
руки Вагнера», 3. Анализ семейных отношений.
Эмпирическая база
исследования: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 46 «Совёнок»,
27 детей дошкольного возраста, 12 девочек, 15 мальчиков.
Практическая значимость
исследования состоит в изучении психологических особенностей проявления
форм агрессии дошкольников в группе детского сада, причин, провоцирующих
формирование агрессивного поведения и способов коррекции агрессивного поведения
дошкольников.
Структурно работа состоит из введения,
двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В
данной работе мы изучаем и анализируем основные пути психологии к изучению
агрессивного поведения у дошкольников.
Основываясь
на литературе проведенного исследования, можно сделать вывод, что хотя мнения
современных представителей вышеперечисленных направлений расходятся во взглядах
на природу и происхождение атакующего поведения, они коллективно признают
влияние социальных факторов на формирование атакующего поведения, а также тот
факт, что атакующее поведение не является неизбежным, может избежать или
предотвратить его возникновение.
Формирование
агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором
взаимодействуют многие факторы (биологические и социальные).
Многие
психологи считают, что агрессия является неотъемлемой чертой поведения, но они
также признают, что проявления агрессии можно контролировать с помощью обучения
и воспитания.
В
отечественной психологии большое внимание уделяется механизму социализации,
который формирует влияние состояния общественного развития.
Среди
возрастных особенностей опережающего развития детей дошкольного возраста,
влияющих на формирование и закрепление агрессивного поведения, можно выделить
следующие моменты.
Основные
изменения в личности ребенка начинаются в дошкольном возрасте и группируются в
области социальных отношений, основной причиной которых является расширение
социальных связей ребенка с окружающим миром. Это делает необходимым
всестороннее отражение социальной сферы.
Таким
образом, в условиях продвинутого дошкольного образования домашнее воспитание
создает определенные предпосылки для появления, развития и закрепления агрессии
как личностной черты, что приводит к реальной необходимости диагностики и
коррекции позитивной.
Предположения,
сделанные в начале нашего исследования, подтвердились.
В
начале нашего исследования была выдвинута гипотеза о том, что особенности
проявления агрессивного поведения тесно связаны с типами нарушений в семейном
воспитании.
Можно
утверждать, что гипотеза нашего исследования доказана, поскольку мы обнаружили взаимосвязь
между типами нарушений в семейном воспитании и показателем детской
агрессивности. Благодаря математической статистике мы удостоверились, что
взаимосвязь носит не случайный характер.
Таким
образом, гипотеза исследования доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивного поведения дошкольников в психологической науке
1.1. Теоретические
подходы к изучению агрессии в отечественной и зарубежной психологии
подходы к изучению агрессии в отечественной и зарубежной психологии
Определим, что такое агрессивное действие и
агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один
и тот же смысл. Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как
ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в
этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное,
социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время
агрессивного действия [1]. Необходимо отметить, что без известной доли
агрессивности людям не обойтись.
Каждая личность должна обладать определенной степенью
агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности
и адаптивности человека. В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные
здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это —
настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий.
К. рассматривают некоторые случаи агрессивного
проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и
тревоги [2, 3].
Состояние фрустрации — это психическое состояние,
характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего
удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными
переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как
биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и
адаптации. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и
воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными
проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных
агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной
цивилизации.