Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Основные подходы к обеспечению сохранности коммерческой тайны хозяйствующего субъекта.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА 7
1.1. Понятие коммерческой тайны и хозяйствующего субъекта 7
1.2 Сущность коммерческой тайны хозяйствующего субъекта на примере ПАО ВТБ БАНК 21
2 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ПАО ВТБ БАНК 33
2.1.Общая характеристика ПАО ВТБ БАНК 33
2.2 Анализ финансовой деятельности ПАО ВТБ БАНК 39
2.3 Особенности обеспечения сохранности коммерческой тайны в ПАО ВТБ БАНК…………………………………………………………………………………….44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПАО ВТБ БАНК 51
3.1 Мероприятия по совершенствованию обеспечения сохранности коммерческой тайны в ПАО ВТБ БАНК 51
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Введение:
Актуальность исследования обосновывается высокими темпами развития информатизации и значительно возросшей «ценой» ущерба, который причиняют организациям в связи с неправомерным использованием коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации. Рост числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.
Общая экономическая ситуация в России, ежедневное социальное напряжение, изменения в законодательной системе — все это негативно влияет на состояние отечественных предприятий, процессы их функционирования и развития. В таких условиях одним из факторов, обеспечивающих надлежащий уровень экономической безопасности, становится защита информации об объектах, конкретных направлениях и способах реализации конкурентоспособности предприятия в выбранной области путем установления режима коммерческой тайны. Следовательно, решение проблемы организации защиты коммерческих тайн предприятий имеет практическое значение и отвечает важнейшим потребностям современности.
Анализ последних исследований и литературы. Право на коммерческую тайну регулируется различными институтами права в России, проблема регулирования режимов ее охраны рассмотрены в рамках правовой защиты такими учеными: А.А. Кузнецов, С.П. Евсеев, С. Арбуз, Ю.В. Носик и др. Некоторые авторы рассматривают коммерческую тайну исключительно как объект интеллектуальной собственности: П.Н. Клименко, С.А. Длинный, В.О., Жаров, В.А. Зайчук, П.Б. Мэггс, А.П. Сергеев и др. На сегодняшний день нераскрытой проблема защиты коммерческой тайны субъектов предпринимательской деятельности в системе их экономической безопасности.
Коммерческая тайна играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Поэтому правообладатель (владелец или руководитель предприятия) имеет право на ее защиту от неправомерного использование.
Целью работы является исследование обеспечения сохранности коммерческой тайны хозяйствующего субъекта на примере ПАО ВТБ БАНК.
Задачи работы:
рассмотреть понятие коммерческой тайны и хозяйствующего субъекта;
изучить обеспечение сохранности коммерческой тайны хозяйствующего субъекта;
дать общую характеристику ПАО ВТБ БАНК;
провести анализ финансовой деятельности ПАО ВТБ БАНК;
изучить особенности обеспечения сохранности коммерческой тайны в ПАО ВТБ БАНК;
рассмотреть мероприятия по совершенствованию обеспечения сохранности коммерческой тайны в ПАО ВТБ БАНК;
провести оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Объект работы — ПАО ВТБ БАНК.
Предмет работы – обеспечение сохранности коммерческой тайны хозяйствующего субъекта
Методы исследования. Методы исследования, которые были использованы при написании дипломной работы:
абстрагирования (при исследовании категории «коммерческая тайна» в контексте национальных и иностранных терминологических аспектов);
предположение (в процессе формирования усовершенствованной системы защиты коммерческой тайны в России);
системный подход (для отображения характерных черт и противоречий существующих нормативно-правовых норм в сфере борьбы и противодействия кражи коммерческой тайны в России);
анализа и синтеза (при осуществлении анализа правонарушений и исследования нормативно-правовых отношений в сфере противодействия кражи коммерческой тайны).
Основные результаты исследования, характеризующие его новизну, раскрывают содержание дипломной работы, заключаются в том, что: предложены пути совершенствования системы защиты коммерческой тайны на предприятиях России.
Практическое значение полученных результатов. Сформулированные в работе теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы в процессе осуществления активной борьбы и противодействия экономическому и промышленному шпионажу на предприятиях РФ, при принятии и реализации соответствующих организационно-управленческих решений в контексте обеспечения экономической безопасности предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении определена актуальность выбранной темы, сформированы цель и задачи дипломной работы, обозначены предмет и объект исследования.
В первой главе изучены теоретические аспекты исследования обеспечения сохранности коммерческой тайны хозяйствующего субъекта.
Во второй главе проведен анализ обеспечения сохранности коммерческой тайны на примере ПАО ВТБ БАНК.
В третьей главе рассмотрено совершенствование обеспечения сохранности коммерческой тайны в ПАО ВТБ БАНК.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Заключение:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1. Понятие коммерческой тайны и хозяйствующего субъекта
Информация по режиму доступа делится на ограниченную в доступе и открытую [6]. Поэтому целесообразно обозначить, что коммерческая тайна — это разновидность информации, ограниченной в доступе. Коммерческая тайна — секретная информация, в том контексте, что в целом она или в указанном формате ее составляющих является неизвестной и труднодоступной для лиц, которые обычно работают с таким видом информации [7].
Традиционно экономический и правовой анализ института коммерческой тайны рассматривал только интересы предпринимателей, защищающие свой бизнес от конкурентов. При этом никогда не обсуждался вопрос общественной эффективности или даже существенности существования такого института для общества.
Существование секрета коммерчески значимой информации приводит к асимметрии информации и можно сказать, что общество недополучит часть продукта, который мог быть произведен, если бы этой информации обладали бы несколько предприятий. Ситуация аналогична монополии со всеми расходами, из которой выходят. Более того институт коммерческой тайны не рассматривался с точки зрения посвящения сведений про отношения с контрагентами. Во время того, когда покупатель принимает решение по соглашению, он формирует свое отношение о приобретенный товар, не имея возможности получить полную информацию. А с другой стороны, продавец, принимает участие в сделке, из-за существования коммерческой тайны, не имеет представления о реальной оценке покупателем его товара. Оба случая могут привести к заключению неэффективных сделок.
Благодаря эффективному функционированию коммерческой тайны появляются новые предприятия, продукты и рабочие места, поэтому можно утверждать, что такой институт необходимо.
Для чего тогда нужен институт коммерческой тайны экономике и обществу? Какой критерий эффективности существования коммерческой тайны? Учитывая вышесказанное, таким критерием будет создаваемый стимул для развития предпринимательской деятельности.
Какие цели при его наличии имеет государство, законодательно защищает коммерческую тайну? Таких целей по отношению к рыночной экономике можно выделить пять:
1. Стимулирование предпринимательской активности. Гарантируя право на коммерческую тайну, общество поощряет предпринимательские т а изобретательские способности и способствует развитию предпринимательского потенциала.
2. Содействие укреплению морально-этических основ общества. В здоровом обществе каждый его член важно относится к конфиденциальной информации другое. Наличие института коммерческой тайны говорит о высокой степени нравственного развития общества.
3. Упрощенное государственное управление бизнесом. Государственная защита права на коммерческую тайну поддерживает доверительные отношения между государством и бизнесом. Это является гарантией социальной стабильности и эффективной государственной экономической политики.
4. Получение положительного результата от предпринимательской деятельности. Коммерческая тайна это не средство получения прибыли, но условие что облегчает и в некотором смысле гарантирует их получения. Именно владение информацией определяет конкурентоспособность, успешность предпринимателя.
5. Коммерческая тайна как инструмент поддержки конкурентоспособности предприятия на рынке. Двойная природа ее воплощается в том, что даже будучи абсолютным выражением монопольной власти на некоторую информацию (даже в большей степени, чем патент), одновременно коммерческая тайна является инструментом государственной поддержки конкуренции.
Опираясь на это, приступая к определению сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо выделить и проанализировать возможные интересы конкурентов. Чаще всего они хотят получить информацию о:
технологические и технические спецификации выпускаемой продукции;
маркетинг и стратегию цен;
финансовое положение предприятия;
прогнозы развития в будущем
систему безопасности предприятия.
условия контрактов и соглашений;
В организационном плане работы предприятия издается приказ об определении сведений, включенных в коммерческую тайну.
В нем указываются:
создание постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;
определение категорий персонала, которому предоставляется право пользования информацией, которая была отнесена к категории коммерческой тайны;
порядок документирования работы с определенными сведениями;
сроки подготовки перечня сведений и сроки его утверждения руководством.
Как правило, предложения о включении сведений к категории коммерческой тайны вносятся руководителями структурных подразделений в виде докладных, служебных записок и т.п.
Для обеспечения единого подхода к отбору сведений, составляющих коммерческую тайну, на предприятии может быть разработана собственная методика такого отбора. Кроме того, такой перечень должен периодически корректироваться по сроку давности.
По оценкам зарубежных и российских специалистов, основным источником утечки конфиденциальной информации является персонал предприятия. Чаще всего действия его в большинстве случаев носят сознательный характер. Они обусловлены, например, желанием отомстить за несправедливое отношение в подразделении предприятия или корыстными мотивами.
Именно поэтому для предприятия особенно важно установить индивидуальную ответственность работников за доверенные им коммерческие тайны. То, что рабочий осознает возможность наказания за разглашение третьим лицам секретной информации, играет важную роль в профилактике ее утечки.
Однако следует отметить, что, с одной стороны, информация, которая является объектом промышленной собственности, может и не нести коммерческой тайны, а с другой — предметом коммерческой тайны может быть не только информация, являющаяся объектом промышленной или интеллектуальной собственности в частности. Это и обуславливает название состава преступления, то есть — предпринимательское шпионаж. Обязательный объективный признак предпринимательского шпионажа — объективная сторона реализует осуществления активных действий.
В России субъектом такого рода преступления может быть только физическое лицо. Однако мировой опыт показывает, что предпринимательским шпионажем занимаются и зарабатывают значительные деньги некоторые отдельные юридические лица, использующие большинством своей противозаконные средства получения информации [8].
В современных экономических условиях перед предприятиями стоит задача сохранения как материальных ценностей, так и информации. Сегодня значительное количество руководителей предприятий пытаются принимать меры по защите важной с их точки зрения коммерческой информации. Однако на практике получается, что такие меры не всегда носят системный характер. Это случается из-за отсутствия надлежащего законодательного регулирования хозяйственных отношений, касающихся охраны информации.
При отсутствии четко обозначенных правовых аспектов получения, применения, распространения и хранения информации, представляющей собой коммерческую тайну, а также гарантий защиты такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой области, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может повлечь нарушение прав лиц. Из этого можно вынести, что правовое регулирование таких отношений, является прерогативой специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует в России.
Деятельность для обеспечения информационной и экономической безопасности структурами предприятий вообще не внедрена. Она присутствует, но в большинстве случаев только как физическая и техническая система защиты. Однако подобного рода режимные методы не позволяют, не в полном объеме позволяют, обеспечить охрану конфиденциальной научной, научно-технической, технологической информации, интеллектуальной собственности, маркетинговой, инвестиционной, финансовой информации предприятия и тому подобное. Вместе с тем проблема защиты этой информации с правовой точки зрения важна уже сегодня, а актуальность ее будет расти с углублением экономических реформ.
Через новейшие информационные технологии государственных границ почти не существует для обращения информации. При этом, чем больше предприятие привлечено к коммерческому обороту, тем больше у него потребность в охране интересов собственной коммерческой тайны. Опираясь на подсчеты американских специалистов, потеря 20% информации, содержащей коммерческую тайну, ведет к банкротству предприятия в течение месяца в 60 случаях из 100 [9]. Именно поэтому в рыночной экономике информация является товаром, а ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений, то есть информация уже является объектом и инструментом управления.
При отсутствии четко определенных правовых аспектов получения, использования, распространения и хранения информации, имеет в себе коммерческую тайну, а также гарантий охраны такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой сфере, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может привести к нарушениям прав человек.
Таким образом, правовое регулирование отношений по определению, использования, распространения, хранения и защиты коммерческой тайны является прерогативой специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует.
Работа по организации обеспечения своей экономической безопасности предпринимательскими структурами вообще не производится. Она проводится, но предприниматели в большинстве случаев используют только физическую и техническую систему охраны. Однако подобные режимные меры не позволяют, не в полной мере позволяют, обеспечить защиту конфиденциальной научной, научно-технической, технологической информации, ноу-хау, интеллектуальной собственности, маркетинговой, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предпринимателей, то есть наиболее ценного товара, продукции, услуг в предпринимательской деятельности.
А проблема правовой защиты этой информации важна уже сегодня, и ее актуальность будет расти по углублению экономических реформ.
В рыночной экономике информация становится товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений, то есть информация становится объектом и инструментом управления.
При отсутствии четко определенных правовых аспектов получения, использования, распространения и хранения информации, имеет в себе коммерческую тайну, а также гарантий охраны такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой сфере, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может привести к нарушениям прав человек.
Таким образом, правовое регулирование отношений по определению, использования, распространения, хранения и защиты коммерческой тайны является прерогативой специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует.
Работа по организации обеспечения своей экономической безопасности предпринимательскими структурами вообще не производится. Она проводится, но предприниматели в большинстве случаев используют только физическую и техническую систему охраны. Однако подобные режимные меры не позволяют, не в полной мере позволяют, обеспечить защиту конфиденциальной научной, научно-технической, технологической информации, ноу-хау, интеллектуальной собственности, маркетинговой, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предпринимателей, то есть наиболее ценного товара, продукции, услуг в предпринимательской деятельности.
А проблема правовой защиты этой информации важна уже сегодня, и ее актуальность будет расти по углублению экономических реформ.
В рыночной экономике информация становится товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений, то есть информация становится объектом и инструментом управления.
При отсутствии четко обозначенных правовых аспектов получения, применения, распространения и хранения информации, представляющей собой коммерческую тайну, а также гарантий защиты такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой области, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может повлечь нарушение прав лиц. Из этого можно вынести, что правовое регулирование таких отношений прерогатива специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует в России.
Наибольшую и важнейшую для хозяйственной деятельности группу субъектов составляют субъекты хозяйствования.
Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством [1, ст. 55]. Из этого определения следует, что такие категории, как «участник хозяйственных отношений» и «субъект хозяйственной деятельности», полностью охвачены понятием «субъект хозяйствования». В свою очередь, по характеру и целям хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования принято делить на:
1) субъекты, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; предприятия; другие хозяйственные организации (банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и компании, промышленно-финансовые группы, холдинговые компании); нехозяйственные организации, когда они вступают в хозяйственные отношения для выполнения своих целей и задач;
2) субъекты, осуществляющие управление хозяйственной деятельностью. К ним относятся: государственные органы хозяйственного управления; государственные и коммунальные хозяйственные объединения; отраслевые министерства и ведомства; хозяйственные отделы органов местного самоуправления.
Наряду с этим, законодатель выделяет категорию субъектов хозяйственного права, называются «участники отношений в сфере хозяйствования». Участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
С учетом этого можно выделить такую последовательность понимание участников отношений в сфере хозяйствования (рис. 1).
Рисунок 1 — Последовательность понимание отношений в сфере хозяйствования
Такой анализ позволяет утверждать, что урегулированы хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, которые, по нашему мнению, является основным субъектом в хозяйственном праве, но и с участием других лиц, не характерных для субъектного состава хозяйственных правоотношений, при этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка. Наличие у лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, определенной отдельной части прав и обязанностей хозяйственно-правового характера, возникающие таким образом в пределах хозяйственно-правового регулирования, дают все основания определять их как субъектов хозяйственного права при условии соблюдения установленных законом критериев и условий. Мнения ученых, исследующих теоретическую материю хозяйственного права, также отличаются в подходах к пониманию понятия «субъект хозяйственного права». Так, И. В. Булгакова отмечает, что субъектами хозяйствования являются лица или объединения лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность, имеют необходимое для этого имущество, закрепленное за ними на соответствующем правовом основании, и обладают хозяйственной правосубъектностью [2, с. 30]. Очевидно, что такое определение не является полным и не включает полный спектр участников отношений в сфере хозяйствования, которые могут входить в состав субъектов хозяйственного права.
Субъекты хозяйственного права — это участники отношений в сфере хозяйствования, организуют и осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя при этом свою хозяйственную компетенцию, или потребляют результаты такой деятельности [3, с. 85]. Такое определение, по нашему мнению, является наиболее удачным, но также недостаточно точным, поскольку не все субъекты хозяйственного права могут осуществлять хозяйственную деятельность и одновременно организовывать ее, а могут просто выступать учредителями субъектов хозяйствования или осуществлять по ним организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Для того чтобы защищать интересы субъектов хозяйствования, необходимо определить, какие именно субъекты относятся к этой категории.
В теории хозяйственного права выделяют понятие «субъекты хозяйственного права» и «субъекты хозяйствования». Первая группа является широкой. Ее приравнивают к понятию «участники отношений в сфере хозяйствования».
Участниками отношений в сфере хозяйствования являются:
субъекты хозяйствования;
потребители;
органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией;
граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Как видим, субъекты хозяйствования является центральной категорией среди участников отношений в сфере хозяйствования и субъектов хозяйственного права.
К сожалению, усилиями отдельных цивилистов из состава субъектов хозяйствования было исключено обособленные подразделения субъектов хозяйствования, которые работали без статуса юридического лица. Это крайне неверно, ведь существует много доказательств (в том числе и в международном праве и праве отдельных государств), которые свидетельствуют о том, что такие подразделения являются субъектами хозяйствования. На сегодня защита их прав и законных интересов в досудебном, судебном и внесудебном порядке осуществляют субъекты хозяйствования, в состав которых они принадлежат.
А обычно в теории и хозяйственной практике классификацию субъектов хозяйственного права проводят по объему и содержанию хозяйственной правосубъектности.
По этому критерию выделяют:
1) субъекты основного (первичного) звена хозяйствования — осуществляют хозяйственную деятельность:
предприятия;
хозяйственные общества;
кооперативы;
потребительские общества, их союзы, объединения;
предприятия объединений граждан, религиозных организаций;
фермерские хозяйства;
граждане — субъекты предпринимательской деятельности;
другие субъекты хозяйствования.
2) хозяйственные объединения — осуществляют как хозяйственную деятельность, так и руководство ею:
ассоциации;
корпорации;
концерны;
консорциумы;
холдинговые компании;
ассоциированные предприятия;
другие виды хозяйственных объединений.
3) другие субъекты хозяйственного права:
потребители;
граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Первые две группы являются субъектами хозяйствования, входящих в состав субъектов хозяйственного права; а последняя — субъектами права.
Признаки, что в совокупности характеризуют экономическую сущность субъектов как правосубъектного образования:
I. Определенность организационно-правовой формы: предусматривает, что в хозяйственных правоотношениях участвует все образование под собственным названием, вся совокупность участников, а не каждый из них в отдельности. Коллективные образования имеют внутреннюю структуру (делятся на внутриструктурные подразделения, каждый из которых возглавляет непосредственный руководитель) и общего руководителя (единоличного или коллегиального). Руководитель внутриструктурных подразделения может вступать в отношения с руководителями аналогичных подразделений этого же или других субъектов хозяйствования. Однако он не может заключить договор от имени всего субъекта (это будет возможно только при факте наделения его такими полномочиями общим руководителем путем издания приказа или предоставления доверенности). А общий руководитель может представлять субъект хозяйствования в отношениях с другими субъектами, их объединениями, гражданами, территориальными общинами, государством и другими субъектами права как внутри государства, так и за рубежом.
II. Имущественная обособленность (наличие обособленного имущества, необходимого для осуществления хозяйственной деятельности)
Формы имущественной обособленности могут быть различными в зависимости от того, на каком вещном праве (праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления) осуществляется владение, пользование и распоряжение имуществом. Субъект хозяйствования может иметь в праве собственности большое количество разнообразного имущества, находящегося в разных городах России и / или на территории разных государств. В то же время предприятие может вообще не иметь какого-либо имущества на основе права собственности, а хозяйничать на основе арендованного имущества (объектом аренды может быть арендованная пустая комната в общежитие по адресу которой зарегистрирован субъект хозяйствования).
III. Легитимность существования в качестве субъекта хозяйствования
Этот признак предполагает необходимость соблюдения определенных правил, прохождения определенного порядка образования, прохождения процедуры государственной регистрации субъекта хозяйствования в установленном законом порядке, официального признания его существования в правовом поле России. То есть наличие названия, руководителя, имущества и фактическое осуществление определенной хозяйственной деятельности еще не свидетельствуют о наличии официального статуса. Таким субъект хозяйствования наделяет государство. В случае фактического хозяйствования без предварительного прохождения предусмотренной законом процедуры легитимации (в частности, государственной регистрации, получения лицензий и / или специальных разрешений) отношения переходят к предметам регулирования науками административного и уголовного права (чаще всего такие действия называются «незаконная хозяйственная деятельность» или «незаконная предпринимательская деятельность»).
IV. Наличие хозяйственных прав и обязанностей
Вся совокупность хозяйственных прав и обязанностей составляет полный объем хозяйственной компетенции. Термин «компетенция» по своей правовой природе и значению относится к сфере административного права. Компетенция в отличие от дееспособности и правоспособности возникает, изменяется и прекращается одномоментно с прохождением процедуры легитимации, вступлением в силу определенным актом, заключением определенного договора, тогда как другие возникают с течением времени.
V. Ответственность за результаты хозяйствования.
Все субъекты хозяйствования должны осуществлять свою деятельность в рамках правового хозяйственного порядка в России, в атмосфере правового поля, не допуская правонарушений, предусмотренных законодательством. Наиболее распространенными являются оперативно-хозяйственные санкции (применяются самим субъектом хозяйствования с целью защиты своих нарушенных прав в ответ на противоправные, незаконные, неправильные действия другого субъекта), административно-хозяйственные санкции (применяются к субъекту хозяйствования — нарушителя компетентным государственным органом. Исключительный перечень таких санкций определено актами законодательства).
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1. Понятие коммерческой тайны и хозяйствующего субъекта
Информация по режиму доступа делится на ограниченную в доступе и открытую [6]. Поэтому целесообразно обозначить, что коммерческая тайна — это разновидность информации, ограниченной в доступе. Коммерческая тайна — секретная информация, в том контексте, что в целом она или в указанном формате ее составляющих является неизвестной и труднодоступной для лиц, которые обычно работают с таким видом информации [7].
Традиционно экономический и правовой анализ института коммерческой тайны рассматривал только интересы предпринимателей, защищающие свой бизнес от конкурентов. При этом никогда не обсуждался вопрос общественной эффективности или даже существенности существования такого института для общества.
Существование секрета коммерчески значимой информации приводит к асимметрии информации и можно сказать, что общество недополучит часть продукта, который мог быть произведен, если бы этой информации обладали бы несколько предприятий. Ситуация аналогична монополии со всеми расходами, из которой выходят. Более того институт коммерческой тайны не рассматривался с точки зрения посвящения сведений про отношения с контрагентами. Во время того, когда покупатель принимает решение по соглашению, он формирует свое отношение о приобретенный товар, не имея возможности получить полную информацию. А с другой стороны, продавец, принимает участие в сделке, из-за существования коммерческой тайны, не имеет представления о реальной оценке покупателем его товара. Оба случая могут привести к заключению неэффективных сделок.
Благодаря эффективному функционированию коммерческой тайны появляются новые предприятия, продукты и рабочие места, поэтому можно утверждать, что такой институт необходимо.
Для чего тогда нужен институт коммерческой тайны экономике и обществу? Какой критерий эффективности существования коммерческой тайны? Учитывая вышесказанное, таким критерием будет создаваемый стимул для развития предпринимательской деятельности.
Какие цели при его наличии имеет государство, законодательно защищает коммерческую тайну? Таких целей по отношению к рыночной экономике можно выделить пять:
1. Стимулирование предпринимательской активности. Гарантируя право на коммерческую тайну, общество поощряет предпринимательские т а изобретательские способности и способствует развитию предпринимательского потенциала.
2. Содействие укреплению морально-этических основ общества. В здоровом обществе каждый его член важно относится к конфиденциальной информации другое. Наличие института коммерческой тайны говорит о высокой степени нравственного развития общества.
3. Упрощенное государственное управление бизнесом. Государственная защита права на коммерческую тайну поддерживает доверительные отношения между государством и бизнесом. Это является гарантией социальной стабильности и эффективной государственной экономической политики.
4. Получение положительного результата от предпринимательской деятельности. Коммерческая тайна это не средство получения прибыли, но условие что облегчает и в некотором смысле гарантирует их получения. Именно владение информацией определяет конкурентоспособность, успешность предпринимателя.
5. Коммерческая тайна как инструмент поддержки конкурентоспособности предприятия на рынке. Двойная природа ее воплощается в том, что даже будучи абсолютным выражением монопольной власти на некоторую информацию (даже в большей степени, чем патент), одновременно коммерческая тайна является инструментом государственной поддержки конкуренции.
Опираясь на это, приступая к определению сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо выделить и проанализировать возможные интересы конкурентов. Чаще всего они хотят получить информацию о:
технологические и технические спецификации выпускаемой продукции;
маркетинг и стратегию цен;
финансовое положение предприятия;
прогнозы развития в будущем
систему безопасности предприятия.
условия контрактов и соглашений;
В организационном плане работы предприятия издается приказ об определении сведений, включенных в коммерческую тайну.
В нем указываются:
создание постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;
определение категорий персонала, которому предоставляется право пользования информацией, которая была отнесена к категории коммерческой тайны;
порядок документирования работы с определенными сведениями;
сроки подготовки перечня сведений и сроки его утверждения руководством.
Как правило, предложения о включении сведений к категории коммерческой тайны вносятся руководителями структурных подразделений в виде докладных, служебных записок и т.п.
Для обеспечения единого подхода к отбору сведений, составляющих коммерческую тайну, на предприятии может быть разработана собственная методика такого отбора. Кроме того, такой перечень должен периодически корректироваться по сроку давности.
По оценкам зарубежных и российских специалистов, основным источником утечки конфиденциальной информации является персонал предприятия. Чаще всего действия его в большинстве случаев носят сознательный характер. Они обусловлены, например, желанием отомстить за несправедливое отношение в подразделении предприятия или корыстными мотивами.
Именно поэтому для предприятия особенно важно установить индивидуальную ответственность работников за доверенные им коммерческие тайны. То, что рабочий осознает возможность наказания за разглашение третьим лицам секретной информации, играет важную роль в профилактике ее утечки.
Однако следует отметить, что, с одной стороны, информация, которая является объектом промышленной собственности, может и не нести коммерческой тайны, а с другой — предметом коммерческой тайны может быть не только информация, являющаяся объектом промышленной или интеллектуальной собственности в частности. Это и обуславливает название состава преступления, то есть — предпринимательское шпионаж. Обязательный объективный признак предпринимательского шпионажа — объективная сторона реализует осуществления активных действий.
В России субъектом такого рода преступления может быть только физическое лицо. Однако мировой опыт показывает, что предпринимательским шпионажем занимаются и зарабатывают значительные деньги некоторые отдельные юридические лица, использующие большинством своей противозаконные средства получения информации [8].
В современных экономических условиях перед предприятиями стоит задача сохранения как материальных ценностей, так и информации. Сегодня значительное количество руководителей предприятий пытаются принимать меры по защите важной с их точки зрения коммерческой информации. Однако на практике получается, что такие меры не всегда носят системный характер. Это случается из-за отсутствия надлежащего законодательного регулирования хозяйственных отношений, касающихся охраны информации.
При отсутствии четко обозначенных правовых аспектов получения, применения, распространения и хранения информации, представляющей собой коммерческую тайну, а также гарантий защиты такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой области, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может повлечь нарушение прав лиц. Из этого можно вынести, что правовое регулирование таких отношений, является прерогативой специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует в России.
Деятельность для обеспечения информационной и экономической безопасности структурами предприятий вообще не внедрена. Она присутствует, но в большинстве случаев только как физическая и техническая система защиты. Однако подобного рода режимные методы не позволяют, не в полном объеме позволяют, обеспечить охрану конфиденциальной научной, научно-технической, технологической информации, интеллектуальной собственности, маркетинговой, инвестиционной, финансовой информации предприятия и тому подобное. Вместе с тем проблема защиты этой информации с правовой точки зрения важна уже сегодня, а актуальность ее будет расти с углублением экономических реформ.
Через новейшие информационные технологии государственных границ почти не существует для обращения информации. При этом, чем больше предприятие привлечено к коммерческому обороту, тем больше у него потребность в охране интересов собственной коммерческой тайны. Опираясь на подсчеты американских специалистов, потеря 20% информации, содержащей коммерческую тайну, ведет к банкротству предприятия в течение месяца в 60 случаях из 100 [9]. Именно поэтому в рыночной экономике информация является товаром, а ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений, то есть информация уже является объектом и инструментом управления.
При отсутствии четко определенных правовых аспектов получения, использования, распространения и хранения информации, имеет в себе коммерческую тайну, а также гарантий охраны такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой сфере, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может привести к нарушениям прав человек.
Таким образом, правовое регулирование отношений по определению, использования, распространения, хранения и защиты коммерческой тайны является прерогативой специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует.
Работа по организации обеспечения своей экономической безопасности предпринимательскими структурами вообще не производится. Она проводится, но предприниматели в большинстве случаев используют только физическую и техническую систему охраны. Однако подобные режимные меры не позволяют, не в полной мере позволяют, обеспечить защиту конфиденциальной научной, научно-технической, технологической информации, ноу-хау, интеллектуальной собственности, маркетинговой, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предпринимателей, то есть наиболее ценного товара, продукции, услуг в предпринимательской деятельности.
А проблема правовой защиты этой информации важна уже сегодня, и ее актуальность будет расти по углублению экономических реформ.
В рыночной экономике информация становится товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений, то есть информация становится объектом и инструментом управления.
При отсутствии четко определенных правовых аспектов получения, использования, распространения и хранения информации, имеет в себе коммерческую тайну, а также гарантий охраны такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой сфере, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может привести к нарушениям прав человек.
Таким образом, правовое регулирование отношений по определению, использования, распространения, хранения и защиты коммерческой тайны является прерогативой специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует.
Работа по организации обеспечения своей экономической безопасности предпринимательскими структурами вообще не производится. Она проводится, но предприниматели в большинстве случаев используют только физическую и техническую систему охраны. Однако подобные режимные меры не позволяют, не в полной мере позволяют, обеспечить защиту конфиденциальной научной, научно-технической, технологической информации, ноу-хау, интеллектуальной собственности, маркетинговой, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предпринимателей, то есть наиболее ценного товара, продукции, услуг в предпринимательской деятельности.
А проблема правовой защиты этой информации важна уже сегодня, и ее актуальность будет расти по углублению экономических реформ.
В рыночной экономике информация становится товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений, то есть информация становится объектом и инструментом управления.
При отсутствии четко обозначенных правовых аспектов получения, применения, распространения и хранения информации, представляющей собой коммерческую тайну, а также гарантий защиты такой информации, нормы, содержащие наказания за правонарушения в этой области, не могут эффективно применяться, а их реализация в ряде случаев может повлечь нарушение прав лиц. Из этого можно вынести, что правовое регулирование таких отношений прерогатива специального законодательного акта, который на сегодняшний день не существует в России.
Наибольшую и важнейшую для хозяйственной деятельности группу субъектов составляют субъекты хозяйствования.
Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством [1, ст. 55]. Из этого определения следует, что такие категории, как «участник хозяйственных отношений» и «субъект хозяйственной деятельности», полностью охвачены понятием «субъект хозяйствования». В свою очередь, по характеру и целям хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования принято делить на:
1) субъекты, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; предприятия; другие хозяйственные организации (банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и компании, промышленно-финансовые группы, холдинговые компании); нехозяйственные организации, когда они вступают в хозяйственные отношения для выполнения своих целей и задач;
2) субъекты, осуществляющие управление хозяйственной деятельностью. К ним относятся: государственные органы хозяйственного управления; государственные и коммунальные хозяйственные объединения; отраслевые министерства и ведомства; хозяйственные отделы органов местного самоуправления.
Наряду с этим, законодатель выделяет категорию субъектов хозяйственного права, называются «участники отношений в сфере хозяйствования». Участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
С учетом этого можно выделить такую последовательность понимание участников отношений в сфере хозяйствования (рис. 1).
Рисунок 1 — Последовательность понимание отношений в сфере хозяйствования
Такой анализ позволяет утверждать, что урегулированы хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, которые, по нашему мнению, является основным субъектом в хозяйственном праве, но и с участием других лиц, не характерных для субъектного состава хозяйственных правоотношений, при этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка. Наличие у лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, определенной отдельной части прав и обязанностей хозяйственно-правового характера, возникающие таким образом в пределах хозяйственно-правового регулирования, дают все основания определять их как субъектов хозяйственного права при условии соблюдения установленных законом критериев и условий. Мнения ученых, исследующих теоретическую материю хозяйственного права, также отличаются в подходах к пониманию понятия «субъект хозяйственного права». Так, И. В. Булгакова отмечает, что субъектами хозяйствования являются лица или объединения лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность, имеют необходимое для этого имущество, закрепленное за ними на соответствующем правовом основании, и обладают хозяйственной правосубъектностью [2, с. 30]. Очевидно, что такое определение не является полным и не включает полный спектр участников отношений в сфере хозяйствования, которые могут входить в состав субъектов хозяйственного права.
Субъекты хозяйственного права — это участники отношений в сфере хозяйствования, организуют и осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя при этом свою хозяйственную компетенцию, или потребляют результаты такой деятельности [3, с. 85]. Такое определение, по нашему мнению, является наиболее удачным, но также недостаточно точным, поскольку не все субъекты хозяйственного права могут осуществлять хозяйственную деятельность и одновременно организовывать ее, а могут просто выступать учредителями субъектов хозяйствования или осуществлять по ним организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Для того чтобы защищать интересы субъектов хозяйствования, необходимо определить, какие именно субъекты относятся к этой категории.
В теории хозяйственного права выделяют понятие «субъекты хозяйственного права» и «субъекты хозяйствования». Первая группа является широкой. Ее приравнивают к понятию «участники отношений в сфере хозяйствования».
Участниками отношений в сфере хозяйствования являются:
субъекты хозяйствования;
потребители;
органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией;
граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Как видим, субъекты хозяйствования является центральной категорией среди участников отношений в сфере хозяйствования и субъектов хозяйственного права.
К сожалению, усилиями отдельных цивилистов из состава субъектов хозяйствования было исключено обособленные подразделения субъектов хозяйствования, которые работали без статуса юридического лица. Это крайне неверно, ведь существует много доказательств (в том числе и в международном праве и праве отдельных государств), которые свидетельствуют о том, что такие подразделения являются субъектами хозяйствования. На сегодня защита их прав и законных интересов в досудебном, судебном и внесудебном порядке осуществляют субъекты хозяйствования, в состав которых они принадлежат.
А обычно в теории и хозяйственной практике классификацию субъектов хозяйственного права проводят по объему и содержанию хозяйственной правосубъектности.
По этому критерию выделяют:
1) субъекты основного (первичного) звена хозяйствования — осуществляют хозяйственную деятельность:
предприятия;
хозяйственные общества;
кооперативы;
потребительские общества, их союзы, объединения;
предприятия объединений граждан, религиозных организаций;
фермерские хозяйства;
граждане — субъекты предпринимательской деятельности;
другие субъекты хозяйствования.
2) хозяйственные объединения — осуществляют как хозяйственную деятельность, так и руководство ею:
ассоциации;
корпорации;
концерны;
консорциумы;
холдинговые компании;
ассоциированные предприятия;
другие виды хозяйственных объединений.
3) другие субъекты хозяйственного права:
потребители;
граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Первые две группы являются субъектами хозяйствования, входящих в состав субъектов хозяйственного права; а последняя — субъектами права.
Признаки, что в совокупности характеризуют экономическую сущность субъектов как правосубъектного образования:
I. Определенность организационно-правовой формы: предусматривает, что в хозяйственных правоотношениях участвует все образование под собственным названием, вся совокупность участников, а не каждый из них в отдельности. Коллективные образования имеют внутреннюю структуру (делятся на внутриструктурные подразделения, каждый из которых возглавляет непосредственный руководитель) и общего руководителя (единоличного или коллегиального). Руководитель внутриструктурных подразделения может вступать в отношения с руководителями аналогичных подразделений этого же или других субъектов хозяйствования. Однако он не может заключить договор от имени всего субъекта (это будет возможно только при факте наделения его такими полномочиями общим руководителем путем издания приказа или предоставления доверенности). А общий руководитель может представлять субъект хозяйствования в отношениях с другими субъектами, их объединениями, гражданами, территориальными общинами, государством и другими субъектами права как внутри государства, так и за рубежом.
II. Имущественная обособленность (наличие обособленного имущества, необходимого для осуществления хозяйственной деятельности)
Формы имущественной обособленности могут быть различными в зависимости от того, на каком вещном праве (праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления) осуществляется владение, пользование и распоряжение имуществом. Субъект хозяйствования может иметь в праве собственности большое количество разнообразного имущества, находящегося в разных городах России и / или на территории разных государств. В то же время предприятие может вообще не иметь какого-либо имущества на основе права собственности, а хозяйничать на основе арендованного имущества (объектом аренды может быть арендованная пустая комната в общежитие по адресу которой зарегистрирован субъект хозяйствования).
III. Легитимность существования в качестве субъекта хозяйствования
Этот признак предполагает необходимость соблюдения определенных правил, прохождения определенного порядка образования, прохождения процедуры государственной регистрации субъекта хозяйствования в установленном законом порядке, официального признания его существования в правовом поле России. То есть наличие названия, руководителя, имущества и фактическое осуществление определенной хозяйственной деятельности еще не свидетельствуют о наличии официального статуса. Таким субъект хозяйствования наделяет государство. В случае фактического хозяйствования без предварительного прохождения предусмотренной законом процедуры легитимации (в частности, государственной регистрации, получения лицензий и / или специальных разрешений) отношения переходят к предметам регулирования науками административного и уголовного права (чаще всего такие действия называются «незаконная хозяйственная деятельность» или «незаконная предпринимательская деятельность»).
IV. Наличие хозяйственных прав и обязанностей
Вся совокупность хозяйственных прав и обязанностей составляет полный объем хозяйственной компетенции. Термин «компетенция» по своей правовой природе и значению относится к сфере административного права. Компетенция в отличие от дееспособности и правоспособности возникает, изменяется и прекращается одномоментно с прохождением процедуры легитимации, вступлением в силу определенным актом, заключением определенного договора, тогда как другие возникают с течением времени.
V. Ответственность за результаты хозяйствования.
Все субъекты хозяйствования должны осуществлять свою деятельность в рамках правового хозяйственного порядка в России, в атмосфере правового поля, не допуская правонарушений, предусмотренных законодательством. Наиболее распространенными являются оперативно-хозяйственные санкции (применяются самим субъектом хозяйствования с целью защиты своих нарушенных прав в ответ на противоправные, незаконные, неправильные действия другого субъекта), административно-хозяйственные санкции (применяются к субъекту хозяйствования — нарушителя компетентным государственным органом. Исключительный перечень таких санкций определено актами законодательства).