Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Основные направления внешней политики Таджикистана 1991-2019гг
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Концептуальные основы внешней политики Таджикистана в 1991-2019 гг. 5
1.1 Формирование концептуальных основ внешней политики Таджикистана после распада СССР 5
1.2. Основные внешнеполитические приоритеты Республики Таджикистан в 1991-2019 гг. 12
Глава 2 Развитие отношении Республики Таджикистан на постсоветском пространстве в 1991-2019 гг.» 21
2.1. Развитие таджикско-российских отношений в 1991-2019 гг. 21
2.2. Специфика отношений Таджикистана с государствами Центральной Азии в 1991-2019 гг. 27
2.3 Особенности взаимодействия Республики Таджикистан с Украиной и Беларусью в 1991-2019 гг. 31
2.4 Развитие отношений между Таджикистаном и государствами Южного Кавказа 1991-2019 гг. 36
Глава 3. Взаимодействие Республики Таджикистан с ключевыми акторами на международной арене в 1991-2019 гг. 41
3.1 Динамика взаимодействия между Таджикистаном и Китаем в 1991-2019гг 41
3.2 Особенности таджикско-американских отношений в 1991-2019 гг. 48
3.3 Индо-таджикские отношения в 1991-2019 гг. 53
3.4 Специфика Ирано-таджикских отношений в 1991-2019 гг. 58
Заключение 64
Литература 65
Введение:
Актуальность исследования. Нынешнее мировое общественное развитие характеризуется ростом роли политики в жизни общества, она пронизывает все его сфера и влияет на функционирование и развитие любой страны. Развитие демократического общества, овладение различными формами регулирования общественной и политической жизнью определят необходимость изучения особенностей внешней политики в Таджикистане.
Постсоветская реальность стала новым этапом для мирового развития, на котором наблюдаются качественные изменения в отношениях и связях политических систем государства, формируются новые качественные отношения между ними в мире. При этом, для анализа реалий современного состояния того или иного государства по вопросам внешней политики, важное значение имеет рассмотрение этого процесса в единстве прошлого и настоящего. В период независимости Республика Таджикистан, так же, как и другие республики бывшего СССР, находилась под влиянием разных социально-политических и экономических потрясений в системе международных отношений. В связи с этим исследование особенностей внешней политики Таджикистана выступает одной из актуальных задач современности.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами развития внешней политики занимаются многие политологи стран СНГ, среди которых В. Кулагин, А. Примаков, Г. Тавадов, А. Торкунов, П. Цыганков и др. В трудах исследователей раскрываются социально-политические, экономические, идеологические факторы развития внешней политики государств. Важный вклад в изучение теории и практики внешней политики Таджикистана внесли такие учены как А. Борунов, П. Калвокоресси, А. Кортунов, А. Олимпиев, Р. Хохен и др.
Целью исследования является изучение основных направлений внешней политики Республики Таджикистан в период с 1991 по 2019 года.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить формирование концептуальных основ внешней политики Таджикистана после распада СССР.
2. Определить основные внешнеполитические приоритеты Республики Таджикистан в 1991-2019 гг.
3. Исследовать развитие таджикско-российских отношений в 1991-2019 гг.
4. Выявить специфику отношений Таджикистана с государствами Центральной Азии в 1991-2019 гг.
5. Охарактеризовать динамику взаимодействия между Таджикистаном и Китаем в 1991-2019 гг.
6. Проанализировать особенности таджикско-американских отношений в 1991-2019 гг.
Объектом исследования выступает процесс внешней политики Республики Таджикистан в 1991-2019 гг.
Предметом исследования является взаимодействие Республики Таджикистан с государствами на международной арене в период с 1991 по 2019 гг.
Методология исследования.
Методы исследования, используемые в ходе решения поставленных задач, следующие:
1. Хронологический метод (описание явлений и событий во временной последовательности).
2. Историко-генетический метод (установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями).
3. Структурно-функциональный анализ (изучение сепаратистских группировок и организаций, а также их деятельности).
4. Историко-сравнительный метод (сравнение исследуемых событий и явлений в процессе их развития).
Хронологические рамки исследования ограничиваются постсоветским периодом, начиная с 1991 года и заканчивая 2019 годом.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Таким образом, Таджикистан очень важен с точки зрения безопасности и стратегической географии. Это не тюркское государство в отличие от других стран Центральной Азии. Таджикистан находится между непосредственными соседями Афганистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем. Индия и Пакистан являются «отдаленными соседями» Таджикистана, квази-государства, по словам Мишеля Хаммера, которое может выжить и поддерживаться только благодаря милосердию и снисхождению своих соседей.
На внешнюю политику Таджикистана повлияли факторы, связанные с его непосредственным и отдаленным соседством, а также геостратегическим положением в неспокойной Центральной Азии. Его внешняя политика в значительной степени сосредоточена на формулировании интересов национальной безопасности и стабильности в регионе.
С момента обретения независимости Республика Таджикистан проводит четкую и мирную внешнюю политику. Концептуальная структура внешней политики Таджикистана основана на трех основных компонентах:
— во-первых, прагматизм во внешней политике и равноправное взаимовыгодное сотрудничество;
— во-вторых, законные интересы международных игроков в регионе Центральной Азии;
— в-третьих, проводить предсказуемую внешнюю политику в международных делах.
Президент Рахмонов выделяет готовность Таджикистана устанавливать дружеские отношения со всеми странами и поддерживать более тесные связи с соседними государствами Ираном, Афганистаном, Пакистаном и другими странами, разделяющими язык, историю и культуру Таджикистана. Он указывает на важность сотрудничества с Китаем и Индией и призвал к расширению экономических связей с Соединенными Штатами, Европой и Японией.
Фрагмент текста работы:
С 9 сентября 1991 года начался новый этап внешней политики независимой и суверенной Республики Таджикистан как полноправного члена международного сообщества. К концу 1992 года Республика Таджикистан была официально признана более чем 50 странами мира. Таджикистан стал членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Стали более частыми визиты иностранных делегаций разного уровня в Таджикистан, расширялись возможности для установления прямых и непосредственных отношений с различными иностранными государствами, включая развитые страны. В то же время, учитывая политическую нестабильность и причастность к ряду беспорядков, новый период истории МИД страны, приходящийся на время независимости, условно можно разделить на два этапа: с 9 сентября 1991 года по 16 ноября 1992 г. — XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан; и следующий этап, начиная с вышеупомянутой сессии до настоящего времени .
Учитывая сложную ситуацию в период распада СССР и приобретения независимости советскими республиками, первый этап, в свою очередь, можно разделить на два периода. Первый начинается с 9 сентября до распада СССР в декабре 1991 года и составления соответствующих документов.
Второй этап начинается с декабря 1991 года, когда зарубежные страны начали признавать государственную независимость, устанавливать дипломатические отношения, посылать свои делегации с визитами и открывать свои дипломатические представительства в Таджикистане.
Второй этап также можно подразделить на несколько промежуточных периодов. Например, период с XVI сессии Верховного Совета Республики до начала межтаджикских мирных переговоров — это время, когда в районах Каротегинской зоны и на предгорьях Памира продолжались вооруженные конфликты, и правительство страны продолжало масштабную работу по стабилизации ситуации в стране, возвращению беженцев и вынужденных переселенцев в места постоянного проживания и восстановлению разрушенной экономики, что способствовало активному участию мирового сообщества в этих процессах .
Другой период — время межтаджикских мирных переговоров, которые начались 5 апреля 1994 года и закончились 27 июня 1997 года в Москве с подписанием Генерального соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. За этот период Правительству удалось договориться с оппозицией по таким вопросам, как перемирие и картель, и все это позволило постепенно сблизить позиции сторон в национальных интересах республики.
Время после подписания Генерального соглашения до 2001 года можно определить как следующий этап развития внешней политики Таджикистана. Для него характерна работа Комиссии по национальному примирению одновременно с реализацией договоренностей, достигнутых между правительством Республики и Объединенной таджикской оппозицией в ходе межтаджикских мирных переговоров, роспуск вооруженных оппозиционных группировок (некоторые из них стали частью правительственных сил), ликвидация всех преступных вооруженных группировок, действующих в некоторых районах республики .
С 2001 года начался новый этап, который был гораздо более привлекательным для иностранных партнеров, особенно для развития торговли и инвестиций. Процесс активного взаимодействия республики с зарубежными партнерами получил новый стимул от политики открытых дверей, объявленной Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном в конце 2003 года .