Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Основные направления государственной и муниципальной политики в области развития образовательных учреждений инновационного типа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Задачи и нормативно-правовая база управления образовательными учреждениями инновационного типа 7
1.1.Нормативно-правовая база управления образовательными учреждениями инновационного типа 7
1.2.Развитие образовательных учреждений инновационного типа на современном этапе 15
Глава 2. Государственная и муниципальная политика в области развития образовательных учреждений (на примере..) 26
2.1.Муниципальная политика образовательных учреждений инновационного типа на примере муниципального образования (на примере Москвы) 26
2.2.Анализ существующего опыта работы (на примере ГБОУ «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина») 29
Глава 3. Совершенствование государственной и муниципальной политики в образовательных учреждениях инновационного типа 53
3.1.Оптимизация работ муниципальной политики образовательных учреждений инновационного типа 53
3.2.Полученные результаты муниципальной политики образовательных учреждений инновационного типа 57
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 74
Введение:
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изме-нения в образовательной политике России. Это связано с переходом на по-зиции личностно-ориентированной педагогики.
Одной из задач современного образования становится раскрытие по-тенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процес-сов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды об-разовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и прак-тического осмысления.
Современное российское образование – это результат огромных пе-ремен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Существует огромное множество нововведений, применимых к об-разованию. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии современного образовательного процесса. Рассмотрим некото-рые из них:
Инклюзивное образование. Работа с детьми с ограниченными воз-можностями, и теперь родитель сможет выбирать обычную или специали-зированную школу для такого ребенка по своему усмотрению.
Электронный учебник. Новая модель учебников, являющаяся элек-тронной версией бумажных оригиналов, может функционировать в рамках трех операционных систем без подключения к Интернету, доступна для работы на планшетах, позволяет делать закладки и сохранять разного ро-да заметки.
Уроки робототехники. В рамках уроков технологии для учащихся 5-9 классов. Этот предмет позволит ученикам развивать навыки, которые могут пригодиться в таких областях, как физика, черчение, инженерия, ма-тематика, а также проектирование.
Инклюзивное образование. Эта технология используется в пилотном режиме через онлайн-платформу и позволяет принять участие в процессе обучения даже родителям и т.д.
Создание центров по патриотическому воспитанию и допризывной подготовки молодежи к военной службе;
Образование добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.
В конце 2015 года, Президент Российской Федерации Путин В.В. на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования си-стемы образования в Российской Федерации определил ее ключевые направления развития и совершенствования. К ним относятся: повышение качества и эффективности педагогического труда, создание комфортных условий обучения и воспитания школьников, внедрение новых форм про-фессиональной ориентации на основе взаимодействия школы, вуза и про-изводства .
В современных условиях важнейшим условием развития системы образования является инновационная деятельность. Инновационную дея-тельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвя-занных действий, направленных на преобразование сложившейся практи-ки образования, на разрешение существующих в системе образования проблем . Характеризуя целевые установки, реализуемые инновационной деятельностью, обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции», в котором отмечено, что цель ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, пра-вового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования .
Законодательством установлено, что инновационная деятельность в системе образования осуществляется в двух основных формах: через реа-лизацию инновационных проектов и осуществление инновационных про-грамм.
В качестве субъектов инновационной деятельности рассматриваются организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также иные, действующие в сфере образования организации и их объединения. Одними из таких объединений являются кадетские классы общеобразова-тельных школ.
Заключение:
Инновационное развитие является необходимым условием обеспече-ния конкурентоспособности России в XXI веке. Движение по этому пути требует формирования таких качеств личности, как инициатива; способ-ность генерировать новые идеи; креативное мышление; находить иннова-ционные решения с использованием современных технологий; готовность учиться на протяжении всей жизни, что, в свою очередь, предполагает об-новление существующей модели общего образования. Такая модификация неизбежно влечет за собой адекватное изменение используемых в настоя-щее время форм организации образовательного процесса.
Только такие динамично развивающиеся образовательные системы, которые максимально адаптированы к реалиям социальной жизни, в кото-рых инновации играют ведущую роль в реализации образовательного процесса, могут удовлетворить такие требования.
Реформа системы образования направлена на сокращение экономи-чески неэффективных учебных заведений и поддержку ведущих учрежде-ний. Но современная образовательная политика должна быть направлена не на сокращение образовательной сети, а на ее инновационное развитие, поскольку система образования является необходимым компонентом обес-печения целостности государства. Очевидно, что перевод институтов на инновационный тип развития невозможен без высококвалифицированных кадров. Поэтому необходим комплекс мер по вовлечению в обучение мо-лодых специалистов и стимулированию инновационной деятельности учи-телей.
Процесс управления эффективен, если он соответствует логике ре-ального процесса развития, если решения субъекта управления являются оперативными и адекватны решаемой проблеме, если руководители обра-зовательных учреждений, принимающих решения, имеют возможность оценить Ситуация, прогнозировать, управлять рисками.
Управление инновационными процессами в образовании многомер-но, на него влияют различные факторы внешней и внутренней среды. Он включает в себя сочетание стандартов и необычных комбинаций, гибкость и уникальность методов действий, основанных на конкретной ситуации. Следовательно, его следует рассматривать как общее руководство следу-ющими взаимосвязанными процессами: выполнение требований и реко-мендаций органов высшего образования; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; разви-тие передового педагогического опыта; разработка новых инновационных идей; повышение инновационного потенциала образовательных учрежде-ний как способности участников образования осуществлять инновацион-ную деятельность.
Основные направления и задачи в этой деятельности, следует учиты-вать: разработка и реализация единой инновационной политики; опреде-ление системы стратегий, проектов, программ; ресурсная поддержка и контроль за прогрессом инноваций; подготовка и обучение учителей; формирование целевых групп, групп, реализующих решения инновацион-ных проектов, создание инновационной среды.
Развитие системы образования, основанной на инновациях, является сложным и долгосрочным процессом, построение которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответству-ющей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии является одной из важнейших проблем инновационного менеджмента. В то же вре-мя, чем мощнее стратегический и системный ресурс инноваций, тем слож-нее учитывать его последствия в управлении. В конце концов, инноваци-онный процесс является вероятностным процессом и поэтому характери-зуется повышенной неопределенностью и рисками, низкой предсказуемо-стью результатов и, следовательно, проблемными и вероятностными до-ходами. Эти свойства важно учитывать в управлении.
В управлении инновационными процессами в образовании доказали свою эффективность следующие методы управления инновациями: методы создания (формирования) эффективных творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникации; методы мотивации (стимули-рование, создание творческого поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста работников образова-тельных учреждений; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе.
Исходя из вышеизложенного, в целях повышения качества иннова-ционной системы образования могут быть рекомендованы субъекты управления:
— повышение заработной платы работников образовательных орга-низаций до уровня, сопоставимого с уровнем заработной платы квалифи-цированных работников в реальном секторе экономики, что позволит со-хранить существующие и привлечь молодых людей, готовых к инноваци-ям;
— введение поощрительных надбавок для работников с учетом эффек-тивности их деятельности и эффективности использования современных инновационных технологий в образовании;
— оказание поддержки на конкурсной основе образовательным учре-ждениям, которые создают и реализуют программы инновационного раз-вития;
— разработка стандартизированной учебной программы «Современ-ный образовательный менеджмент», которая должна обеспечить обучение по разработке стиля управления инновационными процессами образова-тельных учреждений и аттестации всех руководителей образовательных учреждений для завершения ее прохождения.
Проведенный анализ показал, что в системе образования в настоящее время происходит много изменений – ФГОС, реализация международных программ, курс на информатизацию, утверждение профессионального стандарта и другие изменения, требующие гибкости и готовности к пере-менам не только от управленческо-административной команды, но и педа-гогического коллектива.
Ключевой фигурой, непосредственно реализующей все проекты си-стемы образования является педагог, что определяет первоочередную за-дачу повышения профессиональной компетентности педагогического кол-лектива для достижения новых образовательных результатов, результатов школы в целом. Одним из направлений развития профессионализма педа-гогов является организация и участие школы в инновационных площад-ках, проектах, развитие инновационной позиции как составляющей высо-кого уровня профессионализма педагогов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Задачи и нормативно-правовая база управления образова-тельными учреждениями инновационного типа
1.1.Нормативно-правовая база управления образовательными учре-ждениями инновационного типа
Развитие образования определено и установлено в качестве нацио-нального проекта Правительством Российской Федерации. Люди больше времени и внимания уделяют в современном мире всяким инновациям, ко-торые способны упростить, облегчить, а также улучшить жизнь, и поэтому на сегодняшний день главными тенденциями развития образования счита-ются его открытость, доступность, мобильность, своевременная реакция на перемены внешнего мира и требования потребителей, финансовая ра-циональность, управляемость и контролируемость. Для осуществления управляемого развития системы образования одним из возможных путей считается инновационная деятельность как комплексная деятельность по созданию, изучению, применению и распространению новшеств.
Деятельность, которая направленна на осуществление инновации – называется инновационной деятельностью. Этот процесс имеет необходи-мость в управлении. В большинстве образовательных учреждениях, реа-лизуема инновационная деятельность, и поэтому современный руководи-тель обязан показать свой профессионализм, должен быть компетентен и знать, что такое и как осуществляется «инновационная деятельность». Ру-ководитель принимает решения, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательного процесса. Понять, что такое управление – это значит ответить на вопросы : когда, где и зачем оно нужно, как оно будет реализовывать свое назначение.
Форма управления развитием образования, которая позволяет си-стемно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса – называется инновация. Термин «инновация» происходит от ла-тинского слова «novatio», которое означает «обновление, новинка, изме-нение», и приставки «in», которая переводится с латинского языка как «в направлении». Дословный перевод слова «innovatio» будет «в направле-нии изменений». В первый раз термин «innovation» возник в научных ис-следованиях девятнадцатого века, и имело значение введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохра-нилось в этнографии. В первой половине двадцатого века стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального произ-водства.
Педагогические инновационные процессы в зарубежной педагогике стали предметом специального изучения примерно в конце 50-х годов, а в нашей стране в последние несколько лет, когда с вышедшим законом «Об образовании» законодательно закрепилось право на свободу педагогиче-ского творчества, то есть появилась возможность педагогам творчески развиваться и благодаря этому, формировать умения и развивать свой профессиональный потенциал.
Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, це-лью которых считается получение наилучших результатов. Внедрение ин-новаций – это большая многошаговая процедура, которая будет начинать-ся с создания и апробации новшества, потом будут рассматривать резуль-таты и, в случае необходимости делать корректировку и уже после всей этой процедуры внедрять и распространять.
Каждый инновационный процесс подлежит управлению. Управления инновационным процессом, результативность и качество применения но-вовведений в образовательном учреждении станут находиться в зависимо-сти от верного установления ориентиров, содержания и организационной структуры управления, от наличия эффективных и приемлемо сочетаемых способов, средств, операций, форм, организационных механизмов управ-ления . Управленческая работа эффективна: если она подходит логике ре-ального процесса развития; если решения субъекта управления оператив-ны и адекватны решаемой проблеме; если руководители образовательных учреждений, принимающие решения обладают способностями оценить си-туацию, имеют возможность дать прогноз, корректировать, регулировать и управлять рисками.
Возникновение необходимости появления и развития нововведений непременно связано с появлением проблемных ситуаций, в зависимости осознания субъектом противоречий между важными социально-значимыми и существующими результатами деятельности образователь-ного учреждения, руководителя, педагога, между необходимым и имею-щимися состояниями системы. Появляется необходимость в реализации создания реального механизма, приема, способа организации, который будет позволять решить конкретную проблему.
Изучив исследования ученых по проблеме развития образования, труды по менеджменту и внутри школьному управлению можно сказать, что В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Л.И. Суворов дают определение понятия «управление» – это целенаправленная деятельность. М.М. Поташник отмечает: функциональный состав (планирование, органи-зация, контроль, руководство), целевое назначение, то есть организован-ность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей и целей развития школы, субъекты деятельности.
Управление инновационной деятельностью в образовательном учре-ждении – это направленная работа субъектов управления различного уровня, которая станет обеспечивать совершенствование всей системы управления образовательного учреждения через комплексную деятель-ность по созданию, освоению и изучению, применении и популяризации новшеств, включающая в себя взаимодействие педагогических работников, учащихся, родителей, социума; условия материально-технического, ин-формационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения . Руководители, управляя инновационной деятельностью, образовательных учреждений встречаются с различными видами новшеств и группами инноваций, и новшество может быть внесено в различные виды деятельности и функции руководителя.