Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Органы внутренних дел в системе органов исполнительной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основы правового статуса органов внутренних дел 6
1.1. Исполнительная власть в Российской Федерации 6
1.2. Понятие и сущность органов внутренних дел как правоохранительного органа исполнительной власти 9
1.3. Государственная служба в органах внутренних дел 18
Глава 2. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел 36
2.1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел 36
2.2. Основные черты административного принуждения, применяемого органами внутренних дел 43
2.3. Защита прав граждан в деятельности органов внутренних дел 48
Заключение 56
Библиографический список 61
Введение:
Актуальность темы. Российское государство, которое строит новую социальную систему, должно решать проблемы политического, экономического, социального и духовного характера, которые по своей сути различны и связаны с идеями прав человека. Трудный путь России к верховенству закона, сохранению прав человека затруднен рядом негативных факторов, связанных как с настоящим, так и прошлым: многовековые традиции деспотизма и крепостничества, отсутствия эффективных механизмов реализации и защиты прав населения, продолжающийся правовой нигилизм большинства населения, несоблюдение законов в целом, низкая правовая культура в сфере государственного управления. В России еще не создано реального гражданского общества, и возможности саморегулирования преувеличены.
В то же время следует признать, что российское общество постепенно приобретает понимание важности обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы конституционного государства. Государство провозгласило, что «человек, его права и свободы имеют высшую ценность», и взяло на себя ответственность за их признание, соблюдение и защиту (статья 2 Конституции Российской Федерации). Эти положения составляют основу конституционной системы России, которая не может противоречить другим принципам, заложенным в Основном законе.
Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав человека и гражданских прав и свобод, в том числе их закреплением в национальном законодательстве, а также провозглашением общепризнанных норм и принципов международных прав человека в рамках правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективный государственный правовой механизм защиты и защиты прав и свобод человека, который позволяет отдельным лицам использовать существующие правовые и организационные процедуры для фактического осуществления своих прав и свобод.
Органы внутренних дел занимают особое место в механизме обеспечения прав и свобод людей и граждан – система специально уполномоченных государственных органов, деятельность которых направлена непосредственно на защиту и защиту этих прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, на практике осуществление полномочий органами внутренних дел не всегда связано с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что часто приводит к нарушениям прав и свобод человека. Поэтому общетеоретическая юридическая подготовка играет важную роль в обучении сотрудников органов внутренних дел, которая непосредственно направлена на развитие системы теоретических и практических знаний среди сотрудников и их руководителей, использование которых способствует эффективной правоприменительной практике.
Объект работы — общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением и реализацией деятельности органов внутренних дел.
Предмет работы — действующее законодательство, регламентирующее организацию и содержание деятельности органов внутренних дел, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы — исследовать особенности правового статуса органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исполнительной власти в Российской Федерации.
2. Определить понятие и сущность органов внутренних дел как правоохранительного органа исполнительной власти.
3. Охарактеризовать особенности государственной службы в органах внутренних дел.
4. Изучить вопросы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.
5. Исследовать основные черты административного принуждения, применяемого органами внутренних дел
6. Проанализировать особенности защиты прав граждан в деятельности органов внутренних дел.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Органы внутренних дел – это единая система органов исполнительной власти федерального уровня, призванная защищать гражданские и человеческие свободы и права людей посредством реализации функции обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на территории страны.
Данные органы призваны осуществлять следующие функции:
— во-первых, осуществлять защиту здоровья, жизни, человеческих прав и свобод российского народа;
— во-вторых, противодействовать преступности;
— в-третьих, обеспечивать охрану общественного порядка;
— в-четвертых, охранять права собственности;
— в-пятых, обеспечивать общественную безопасность.
Цель функционирования органов внутренних дел состоит в осуществлении защиты государства, общества и отдельного гражданина от преступных и прочих противоправных посягательств.
В основе функционирования органов внутренних дел находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:
— принцип законности, подразумевающий, что основу функционирования и единственную возможную базу деятельности органов внутренних дел составляет законодательство;
— принцип уважения человеческих прав и свобод, а также их соблюдения, подразумевающий понимание этих прав и свобод как высшей ценности государства;
— принцип гуманизма, подразумевающий понимание значимости жизни человека как важной ценности государства;
— принцип гласности, подразумевающий открытость действий органов внутренних дел перед населением страны;
— принцип подконтрольности, подразумевающий ответственность органов внутренних дел перед населением страны, а также перед органами государственного управления за свои действия.
Органы внутренних дел призваны поддерживать общественный порядок на территории государства, обеспечивая возможность для нормального развития общества и соблюдение законности на территории российского государства. Органы внутренних дел не вмешиваются в осуществлении государственного управления, а скорее создают условия для его осуществления.
Органы внутренних дел занимают существенное место в системе государственного регулирования. Сфера интересов данных органов в системе государственного управления выходит за пределы дипломатических, военных, внешнеэкономических, транспортных отношений. При этом она включает все то, что не относится к вышеперечисленным сферам общественных отношений.
Перестройка общественного строя в России, а также необходимость совершенствования системы органов внутренних дел обусловили непрерывную трансформацию этой системы, завершившуюся преобразованием милиции в полицию. Эта реформа была призвана улучшить работу органов внутренних дел, исключить из сферы деятельности несвойственные ей функции, усовершенствовать обеспечение защиты граждан, общества и страны от преступных посягательств. Реформа подразумевала проведение изменений, учитывающих современные политические процессы, тенденции, явления.
Реформирование органов внутренних дел призвано создать профессиональную полицию, функционирование которой будет в полной мере отвечать потребностям современного российского общества.
Органы внутренних дел в системе государственного управления призваны осуществлять деятельность в разрезе следующих направлений:
1. обеспечивать защиту граждан, государства и общества в целом от посягательств противоправного характера;
2. осуществлять розыск лиц;
3. предупреждать и пресекать преступления и правонарушения административного характера;
4. выявлять и раскрывать преступления, производить дознание в рамках уголовных дел;
5. осуществлять производство в рамках дел о правонарушениях административного характера, осуществлять исполнение наказаний административного характера;
6. обеспечивать правопорядок в общественных местах;
7. обеспечивать безопасность на дорогах;
8. защищать свидетелей, потерпевших, прочих участников уголовных дел, прокуроров, судей, должностных лиц органов правопорядка;
9. осуществлять деятельность экспертно-криминалистического характера.
Органы внутренних дел в системе государственного управления в лице полиции выполняют ряд следующих обязанностей:
1. принятие и регистрация сообщений и заявлений относительно преступлений, правонарушений, происшествий; выдача уведомлений о их принятии; осуществление их проверки; рассмотрение заявлений и сообщений, информирование о ходе такого рассмотрения заявителей; передача заявлений лицам, ответственным за разрешение таких ситуаций;
2. незамедлительное прибытие на место преступления, правонарушения, происшествия, пресечение деяний противоправного характера, устранение угроз безопасности граждан и общества, документирование обстоятельств осуществления преступных действий, обеспечение сохранности улик;
3. оказание первой помощи пострадавшим при отсутствии специализированной помощи или невозможности ее оказания;
4. выявление причин преступлений и правонарушений, принятие мер, направленных на их устранения и выявления лиц, их совершивших; участие в профилактике;
5. обеспечение безопасности населения и общественного порядка в различных общественных местах;
6. осуществление оперативно-розыскной деятельности;
7. пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам о правонарушениях административного характера;
8. содержание и конвоирование заключенных и так далее.
Органы внутренних дел занимают важнейшее место в правоохранительной системе современной России и в механизме обеспечения-законности. Функциональная компетенция органов внутренних дел позволяет рассматривать их и в качестве правоохранительной структуры государства, и в качестве правозащитной структуры. Выступая в качестве правоохранительной структуры, органы внутренних дел осуществляют деятельность, направленную на обеспечение публичных интересов государства и общества. При этом наиболее тесное взаимодействие осуществляется с другими правоохранительными органами (ФСБ, прокуратурой и др.). Выступая в качестве правозащитной структуры, органы внутренних дел предпринимают усилия, направленные на обеспечение прав и законных интересов индивидуальных и корпоративных субъектов. В процессе правозащитной деятельности органы внутренних дел взаимодействуют с государственными (институт омбудсмена) и негосударственными (адвокатура, Общество солдатских матерей и т.п.) правозащитными организациями.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. Проблемы, связанные с обеспечение конституционных прав и свобод личности, в современных условиях приобретают все большее значение и становятся предметом пристального внимания ведущих ученых в различных отраслях права.
2. Своевременное реагирование со стороны должностных лиц органов внутренних дел на нарушения конституционных прав и свобод граждан во многих случаях позволит устранить причины нарушений этих прав, и не только обеспечит защиту, но и поможет восстановить права и свободы личности.
3. Являясь давно возникшим институтом управления, функционирование органа внутренних дел свидетельствует о значительном положительном опыте своего существования в качестве одного из основных правоохранительных органов Российского государства по обеспечению конституционных прав и свобод личности, который нуждается в постоянной систематизации накопленного опыта.
4. Необходимо совершенствовать механизм взаимодействия органов публичной власти в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека, что способствовало бы повышению качества и эффективности обеспечения этих ключевых прав.
Необходимо отметить, что защита прав и свобод человека составляет основу деятельности органов внутренних дел.
Проблема совершенствования деятельности органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, формирующаяся на базе воспитания у сотрудников полиции высокого уровня нравственности и правовой культуры, приобретает в настоящее время особую актуальность.
Высокая моральная чистота, общая культура, безукоризненное поведение, строгое соблюдение законности, верность служебному долгу, справедливость, порядочность, способность верить в человека, выдержка и самообладание – обязательные составляющие профессионализма работников правоохранительных органов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основы правового статуса органов внутренних дел
1.1. Исполнительная власть в Российской Федерации
Исполнительная ветвь власти РФ – это независимый и самостоятельный вид публичной, государственной власти, который выполняет комплекс функций по управлению государственными делами.
Усложнение общественных отношений и развитие общества привели к постепенному выделению прослойки людей, которые стремились к власти и управлению обществом. Власть отделилась от народа, появились законы, суды, армия. Возникло государство — общность людей, проживающая на одной территории, во главе которой стояла организованная власть (если власть сосредотачивалась в одних руках, то государство было авторитарным или тоталитарным) .
Еще Аристотель говорил, что власть надо делить между разными сферами по направлению деятельности. Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье подчеркивал необходимость разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной ветвями. Благодаря такому разделению можно ограничить любую тиранию или диктатуру.
Исполнительная власть в России принадлежит Правительству РФ. Правовой основой его деятельности является Конституция РФ и федеральный конституционный закон о Правительстве РФ .
Согласно части второй, статьи 110 Конституции, Правительство состоит из:
— Председателя Правительства РФ,
— заместителей Председателя Правительства РФ,
— федеральных министров,
— государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах.
Правительство возглавляет Председатель Правительства РФ, он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Президент подает кандидатуру будущего Председателя Правительства в Государственную Думу на рассмотрение. Она либо утверждает, либо отклоняет кандидатуру. После утверждения кандидатуры, в течение 7 дней назначенный Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на пост заместителя Председателя Правительства РФ и министров. Срок полномочия Правительства РФ связан со сроком полномочия президента. В отставку оно идет вместе с президентом.