Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация учебной деятельности младших школьников при изучении таблицы умножения и деления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Особенности учебной деятельности младших школьников 11
1.3. Специфика организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе 27
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ 35
2.1. Организация и методики исследования. Выявление актуального уровня усвоения младшими школьниками умножения и деления 35
2.2. Организация учебной деятельности младших школьников. Методы изучения таблицы ния и деления 38
2.3. Упражнения для изучения умножения и деления 53
2.4. Проверка эффективности проведенной работы 58
Выводы во второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение:
Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет результативную часть в виде системы составляющих предметной математической компетентности. Определенный в нормативных документах результат обучения математике должен проявляться в способности ученика эффективно действовать, применяя к решению жизненных проблем сложившийся опыт математической деятельности.
Психологи утверждают, что лучшие результаты в учебе ученикам дают активные формы познания, когда знания приобретаются самостоятельно, в творческом поиске каждого ученика. Учитель не должен «поднимать» детям материал, он должен учить школьников самостоятельно искать истину, делать собственные выводы, применять свои знания на практике, то есть развивать критическое мышление.
Способом формирования такой способности в начальной школе на уроках математики являются проблемные и игровые задания. Среди методов обучения младших школьников, которые дают возможность совместить отработки и творчество на уроках математики, выделяют работу, которая, учитывая личностные интересы учащихся, создает условия для развития у учащихся приемов умственной деятельности, формирование умений, а также отношения и ценностей, являются составляющими математической компетентности.
Внутренним резервом предметной математической компетентности являются предметные математические компетенции (вычислительные, логические, графические, алгебраические, геометрические), базис которых составляют знания, умения и навыки, опыт математической деятельности и эмоционально-ценностное отношение к ней. Таким образом, обновленное нормативное обеспечение начального образования направляет не только на формирование знаний, умений и навыков, но и опыта математической деятельности, возможно при условии смещения акцентов на уроке от непосредственного воспроизведения знаний в сторону формирования деятельности, что приводит к соответствующей организации учебного процесса.
Проблема исследования: как организовать учебную деятельность младших школьников при изучении умножения и деления, если практика показывает, что ученики допускают много ошибок при выполнении действий умножения и деления.
Объектом исследования является процесс изучения младшими школьниками умножения и деления.
Предметом исследования является организация учебной деятельности младших школьников при изучении умножения и деления.
Целью исследования является выявление специфики организации учебной деятельности младших школьников при изучении умножения и деления.
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы в усвоении школьниками действий умножения и деления.
2. Разработать систему упражнений для усвоения действий умножения и деления.
3. Проверить эффективность разработанной системы упражнений.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что изучение умножения и деления может быть успешным, если учебная деятельность младших школьников будет направлена на усвоение таблицы умножения и особенности деления.
Методами исследования были определены следующие: анализ литературы по теме исследования; анализ и синтез; эксперимент.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Младший школьный возраст – это особый периодом в жизни ребенка, характеризующийся рядом качественных новообразований, одним из которых является учебная деятельность.
Учебную деятельность понимаем как сложное психолого-педагогическое образование, обладающее особо связью с познавательной деятельностью, с познавательным интересом учеников, мотивацией учения, иначе говоря, если урок математики, в частности, по изучению таблицы деления и умножения, не интересен, приемы и методы преподавания не привлекают, не стимулируют к поиску новой информации, то нельзя достичь высокой познавательной активности обучающихся.
Учебная деятельность младших школьников является для данного возраста основным видом деятельности, пришедшим на смену игровой деятельность. Младший школьник под руководством учителя оперирует научными понятиями и усваивает их. Результат учебной деятельности младшего школьника – изменение самого ученика, его развитие. Это изменение состоит в овладении школьником новыми способами действий с научными понятиями.
Для активизация учебной деятельности младших школьников на уроках математики направлена на развитие у них творческого самостоятельного мышления, формирования творческих навыков и умений нестандартного решения определенных проблем и совершенствования навыков общения. Считаем, что эффективным средством решения данной задачи является использование проблемных ситуаций и игровых технологий, что и было реализовано в процессе опытно-экспериментальной работы при изучении умножения и деления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является новым этапом развития ребенка, охватывающей период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, стоящих в результате взаимодействия с внешним средой. Обычно, с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система ее социальных связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса – поступление ребенка в школу.
Рассмотрение исследователями различных отраслей науки проблемы формирования ценностей дает нам возможность подчеркнуть, что младший школьный возраст современные отечественные педагоги, психологи (И. Бех, Т. Буняк, К. Гуревич, В. Крутецкий, А. Никоненко, Ж. Петрочко, В. Полищук и др.) считают этапом важных социальных изменений в жизни человека, а также, наиболее благоприятным для развития личностных качеств ребенка, благоприятным для начала формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что существуют разные типы детей, для которых учитель должен найти соответствующую нагрузку, чтобы умственная работа была им посильной и приносила удовольствие. В этом сложном деле В. Сухомлинский решительно отрицал методы авторитарной педагогики. Он направлен на основное: для того, чтобы ученик захотел учиться, он должен уметь учиться [26, с. 171].
Наблюдается дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии детей, в результате чего временно ослабляется нервная система. Возникает беспокойство, повышенная потребность в движении и утомляемость. Также у детей данной возрастной категории интенсивно развиваются двигательные функции. Именно в возрасте 7-11 лет отмечен самый важный прирост по таким показателям моторного развития, как пространственная ориентация движений, мышечная выносливость, зрительно-двигательная координация [7, с. 99].
Самым главным событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса, социальной роли — поступление ребенка в школу, когда происходят качественные изменения в психике школьника, усложняется система его социальных связей, мотивационной деятельности.