Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
ГЛАВА I. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 6
1.1. Понятие лексической нормы 6
1.2. Требования к уровню подготовки по русскому языку 11
1.3. Типология лексических ошибок 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 23
2.1. Обогащение словарного запаса учащихся 23
2.2. Лексический разбор слова 37
2.3. Работа над словом и фразеологизмом на уроках русского языка 45
2.4. Работа над образностью и выразительностью слова (тропами) на уроках русского языка 50
2.5. Работа по предупреждению лексических ошибок на уроках русского языка 55
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Библиография 63
Приложение 65

 

  

Введение:

 

Состояние современного русского языка (стилистическое снижение письменной и устной речи, расшатывание традиционных литературных норм и т.д.) является достаточно актуальной темой, на сегодняшний день, так как вызывает многочисленные обсуждения в ряде исследований передовых филологов и специалистов других наук, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Сейчас наблюдается резкое снижение уровня речевой культуры людей, что вызывает особую тревогу. Поэтому очевидна необходимость в проведении целенаправленной работы в совершенствовании языковой подготовки на протяжение всего курса обучения русскому языку.
На сегодняшний день главной целью обучения русскому языку является формирование речевых и языковых умений учащихся. Для этого необходимо организовать последовательную и систематическую работу педагогов с целью сформировать у детей той или иной возрастной группы устойчивые навыки нормативной речи. Вот, на наш взгляд, что является первостепенной задачей в процессе обучения русскому языку.
Лексическая работа включает в себя совершенно разные приемы работы со словом. Ее можно проводить и в качестве количественного обогащения словаря детей, и в качестве работы над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но такие приемы работы не ориентируют детей на систематизацию лексических знаний. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «лишь система, конечно разумная, дает нам совершенную власть над всеми нашими знаниями» [Руднев 2007: 13].
Вместе с тем значительная часть такой лексической работы в современной школе играет второстепенную роль, потому что семантизация слов, знакомство с некоторыми фактами многозначности, со словами противоположного и сходного значения организуются лишь в связи с обучением правописанию и изучением грамматики. Из-за этого у школьников недостаточно формируются лексические умения, которые являются основой овладения лексическим богатством языка. Таким образом, возникает необходимость совершенствовать приемы работы со словом на уроках русского языка. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Сегодня в методике преподавания русского языка проблемы изучения словарной работы и лексики в школе освещаются в работах таких ученых, как А.В.Прудникова, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и других. Здесь внимание акцентируется на создании системы работы по обогащению словарного запаса и лексике.
Вопросы изучения отдельно взятых разделов лексической системы: антонимов, синонимов, многозначности слов, эмоционально-экспрессивной лексики – разрабатываются И.Н. Зайдман, Л.А. Введенской, Ж.Я. Ермола, П.И. Колосовым, H. A. Ипполитовой, Н.К. Никитиной, Ю.П. Плотниковой, П.С. Пустоваловым, В.П. Озерской и многими другими. В связи с развитием речи лексическая работа рассматривается в исследованиях В.Е. Мамушина, H.A. Купиной, К.П. Щепиной, Н.А. Моралевой, Т.М. Фалиной, И.Е. Синицы, В.Я.Булохова и других. Данный раздел методики разрабатывается следующими учеными: В.А. Добромысловым, М.Т. Барановым, О.П. Мистратовой, В.М. Богуславским и другими. Словарная и лексическая работа невозможна без опоры на различные лингвистические словари. Направления работы в школе с такими словарями рассматривались в трудах М.Т. Баранова, М.В.Ушакова, Е.А. Бариновой, P.E. Нохриной, Н.И. Дорошенко, А.Н. Тихонова, Ф.И. Вирченко.
Всё перечисленное определило выбор темы исследования.
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть содержание работы педагога по формированию навыков соблюдения лексических норм у учащихся основной общеобразовательной школы.
Объект исследования – лексические нормы в процессе изучения русского языка.
Предмет исследования – организация работы, направленной на формирование навыка соблюдения лексических норм обучающимися общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Дать определение понятию лексических норм;
2) Изучить требования к уровню подготовки по русскому языку;
3) Рассмотреть типологию лексических ошибок;
4) Изучить основные приемы и методы работы над лексическими нормами на уроках русского языка;
5) Описать работу по обогащению словарного запаса учащихся;
6) Рассмотреть методику лексического разбора слов;
7) Разработать упражнения по работе над словом и фразеологизмами, над образностью и выразительностью слова на уроках русского языка;
8) Описать работу, нацеленную на предупреждение лексических ошибок у учащихся на уроках русского языка.
Научная новизна исследования заключается в уточнении большой методической проблемы, а его практическая значимость состоит в том, что будет разработана система уроков, направленных на усвоение лексических норм у учащихся на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретическое исследование методической и научной литературы по проблеме работы; методическая разработка упражнений, а также и приемов для работы различной лексической направленности на уроках русского языка.
Теоретическая значимость заключается в определении роли работы над лексическими нормами на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования: разработанные нами материалы могут быть использованы учителями русского языка.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лексическая работа является неотъемлемой частью всей школьной программы обучения русскому языку, потому что способствует решению большинства важных задач, а в особенности развитию речи.
Обогащение словарного состава младших школьников как важный процесс, с позиции современной методической науки, опирается на лингвистические (некоторая сумма знаний обучающихся о языке, с которой органически связана работа по обогащению речи); психологические (знания учителя о процессе обогащения речи младших школьников); педагогические (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса) предпосылки. Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение речи младших школьников.
В процессе освоения лексических норм, обучающиеся получают как языковые, так и неязыковые знания. Знания о языке дети приобретают в про¬цессе его изучения, и вместе с ними они пополняют свой словарный запас, усваивая лингвистическую терминологию. Внеязыковые (экстралингвистические) знания (об окружающем мире) обучающиеся черпают частично из текстов упражнений, а также на экскурсиях в природу, в результате знакомства с произведениями искусства, участия в спорте, посещения театров, музеев, производственных объектов и т.д., где они вместе с новыми знаниями усваивают новые слова. Задача учителя – использовать новые слова в учебном процессе при изучении грамматики и в работе по развитию речи детей.
В результате изучения литературы по данной теме, мы можем сделать следующие выводы:
1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику: значение слова, соотношение лексических единиц, сочетаемость слов, частота их употребления и т.д.
2) Лексическими нормами называют правильное использование слов в речи в соответствии с их значением и с учетом их лексической сочетаемости и стилистической окраски. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокое утро или глубокая молодость. На становление норм русского языка оказали влияние различные факторы, такие как: заимствование, просторечие, неграмотность и др.
3) В методике преподавания русского языка принято выделять следующие лексические ошибки учащихся: нарушение лексической сочетаемости, тавтология и плеоназм, лексическая избыточность, смещение паронимов, ошибки, что связаны с употреблением многозначных слов и омонимов, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, искажение фразеологических оборотов.
Во второй главе нами были разработаны основные приемы работы над лексическими нормами на уроках русского языка. Мы предложили различные эффективные средства, способствующие обогащению словаря детей (дидактические игры, лексические упражнения, использование метода образных ассоциаций, этимологическое комментирование); представили направления лексической работы на уроках русского языка; нами была разработана система упражнений по изучению фразеологизмов и средств выразительности. Мы считаем, что систематическая работа по обогащению словарного запаса детей, по изучению лексического значения слов, по использованию фразеологизмов и средств выразительности – будет способствовать предупреждению большинства ошибок школьников.
Для каждого школьника правильная, хорошо развитая и выразительная речь является не только средством успешного общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самообразования. И не только школьный успех детей, но и дальнейшая успешная социализация зависят от уровня их речевых навыков и способностей.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.1. Понятие лексической нормы
Лексические нормы – это нормы словоупотребления. К ним относится верный выбор того или иного слова по его сочетаемости и значению, а также применение его согласно условия и замыслу общения. [Головин 1995: 321].
Нормой литературного языка является общепринятое использование языковых средств, интонации, звуков, слов, их форм. Все нормы имеют одну общую и основную особенность – обязательное для всех людей, которые говорят и пишут на русском. Кроме того, существуют еще два свойства – устойчивость и историческая изменчивость. Стабильность литературных норм языка обеспечивает речевую связь между поколениями, а также преемственность культурных традиций народа и возможность возникновения и развития национальной литературы.
Все языковые нормы не являются абсолютно фиксированными, но все же они верно ориентируются в речевой деятельности. Среди литературных норм языка являются: фонетические, морфологические, грамматические, синтаксические, этические, коммуникативные и, в конце концов, лексические. Все эти нормы особенно важны для культурной и правильной речи.
Лексические нормы обычно отражаются в толковых словарях, терминологических словарях, словарях иностранных слов и справочниках.
Во время определения лексических норм необходимо учитывать ряд следующих языковых факторов:
1. Наличие в языке различных лексических категорий: омонимии, паронимии, многозначности слова, антонимии, синонимии.
Омонимы – это слова, различные по значению, но схожие по написанию и звучанию (к примеру, ручка двери и шариковая ручка).
Многозначностью, или полисемией, принято называть свойство слов употребляться в совершенно разных значениях.
Паронимы – это те слова, что различаются значением, но, в то же время, схожи по грамматической принадлежности, произношению [Канакина 1997: 23].
Из-за небрежного отношения к тем или иным многозначным словам появляется некая неточность выражения мысли или чрезмерное, неправомерное расширение значений уже известных слов.
От многозначности нужно отличать омонимию, что при неверном ее использовании может стать причиной двусмысленности и неясности высказывания. Неверное употребление паронимов ведет к нарушению смысла высказывания.
Синонимы бывают двух видов: понятийными (то есть близкими, но не совсем тождественными по своему значению) и стилистическими (напротив, тождественными по своему значению, но имеющими разную стилистическую окраску). Наличие в высказывании синонимов гарантирует выразительность речи, а также обязывает всех пишущих и говорящих внимательно относиться к выбору того или иного слова из ряда похожих, близких.
Антонимы используют в качестве приёма для создания различного рода контрастных образов, для того, чтобы резко противопоставлять признаки, явления и т.п. Поэтому верное их использование в речи имеет огромное значение [Горбачевич 2009: 254].
2. Стилистическая дифференцированность лексики. Множество слов снабжено в толковых словарях пометами «книжное», «высокое», с одной стороны, а также «просторечное», «разговорное» – с другой. Основную часть всего словарного фонда языка составляет «нейтральная» лексика, на фоне которой возникают выразительные возможности различных стилистически окрашенных слов, употребление которых в речи требует развитого эстетического вкуса и языкового чутья.
3. Понятие пассивного и активного лексического запаса. Пассивный лексический состав того или иного языка составляет:
– устаревшая лексика (архаизмы и историзмы);
– новая лексика (неологизмы).
Для употребления слов пассивного запаса требуются знания их точного значения, а также уместного использования с точки зрения всех стилистических функций. В то же время нужно учитывать, что отдельно взятые устаревшие слова могут снова стать актуальными и вернуться в активный фонд словаря, приобретая иногда совершенно новое значение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы