Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы продуктивной организации учебно-воспитательного процесса 6
1.1 Взаимодействие педагога и ученика на уроке иностранного языка 6
1.2 Понятие и приемы продуктивной организации учебно-воспитательного процесса 12
1.3 Индивидуализация в обучении как один из приемов продуктивной организации учебно-воспитательного процесса 26
Глава 2. Практическая организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка 31
2.1 Описание хода, цели, задач и методов исследования 31
2.2 Реализация индивидуализации обучения в зарубежных странах 32
2.3 Обсуждение полученных результатов и разработка рекомендаций для учителей английского языка по реализации индивидуализации обучения на уроке 48
Заключение 58
Список литературы 60
Введение:
Актуальность темы исследования. Происходящая модернизация российского образования и проводимые в нашей стране политические и социально-экономические реформы ведут к становлению все более открытого государства готового к взаимодействию со всеми странами мира. Иностранный язык (особенно английский) выступает одним из главнейших и основных средств коммуникации и интеграции в международное сообщество, как следствие, выпускникам образовательных учреждений предъявляются высокие требования к уровню владения иностранным языком, следовательно, требуется качественно новый и эффективный подход к обучению иностранному языку.
Министерством образования продолжает работать над созданием и совершенствованием концепции развития филологического образования. Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2022 году единый государственный экзамен по иностранному языку станет обязательным и данный факт, несомненно, требует повышения качества преподавания иностранных языков. Новый Закон об образовании трактует Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) как основу государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [13].
Реформирование содержания непрерывного образования и усиление роли иностранного языка является на данный момент одной из приоритетных задач многоуровневой системы российского образования. В этой связи очень важно, чтобы стандарты работали и в целях достижения нового качества общего образования в области обучения иностранному языку.
Для достижения нового качества общего и языкового образования образовательный процесс в области иностранных языков организован в различных типах образовательных учреждений и представлен на разных образовательных уровнях. Но на всех уровнях принят личностно-ориентированный подход к учащимся. Основой для принятия данного подхода являются особенности современного этапа развития российского образования и известные тенденции мирового развития. Это ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки человека к жизни в быстро меняющейся среде; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, которое предполагает формирование таких черт, как коммуникабельность и толерантность; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены только в результате сотрудничества внутри международного сообщества, что требует формирования современного мышления у подрастающего поколения. Также это демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что делает необходимым повышение уровня готовности граждан к такому выбору; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение неквалифицированного и неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, рост их профессиональной мобильности; растущее значение человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что приводит к интенсивному, опережающему развитию образования, как молодежи, так и взрослых.
Эти изменения затрагивают школу, требуя от учителей иностранного языка профессиональной мобильности и высокого профессионализма, необходимости постоянно обновлять свои знания. Это касается целей, доступа, содержания, вида и продолжительности программ обучения; форм организации учебного процесса; методов и приемов, задействованного в обучении; способность образовательных учреждений быстро реагировать на появление новых потребностей, предвидеть их.
В современной педагогической науке основной целью образования является обогащение творческого потенциала личности. Другими целями является развитие у учащихся базовых компетенций. Достижение этих целей напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса.
Объект работы: взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка.
Предмет работы: организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка.
Цель работы: выявить эффективные методы организации продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка.
Задачи работы:
1) изучить взаимодействие педагога и ученика на уроке иностранного языка;
2) рассмотреть понятие и приемы продуктивной организации учебно-воспитательного процесса;
3) изучить индивидуализацию в обучении как один из приемов продуктивной организации учебно-воспитательного процесса;
4) изучить реализацию индивидуализации обучения в зарубежных странах;
5) обсудить результаты и разработать рекомендации для учителей английского языка по реализации индивидуализации обучения на уроке.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
Основным назначением педагогического процесса является формирование и развитие личности ученика, помощь ему. Именно на этой основе организуется взаимодействие педагога и учащихся на уроке, однако само взаимодействие протекает по-разному. Учитель на уроке опрашивает класса, объясняет новую тему, проверяет домашнее задание и т.д. Но при этом организовать общение на уроке необходимо так, чтобы оно было продуктивным, то есть создавался личностный образовательный продукт. Это не только знания и умения, но, например, развитие способностей учащегося, формирование у него умения самостоятельно оценивать свои знания, умения искать информацию и т.д.
В настоящее время в российских школах принята концепция личностно-ориентированного образования. Образование направлено на ученика, на его разносторонне развитие. Так, на уроке иностранного языка недостаточно научить только языку, важно также развить у учащегося ряд компетенций, в том числе коммуникативную и личностную.
Личностно-ориентированное образование включает ряд подходов, среди которых индивидуальный, дифференцированный и субъективно-личностный. Пока что среди ученых нет единства мнений по поводу того, в чем состоит ключевое отличие между, например, индивидуальным и дифференцированным подходами, однако общепринято, что оба они помогают добиться более высокого уровня владения иностранным языком. Учет индивидуальности учащегося важен по многим причинам: это позволяет учителю поддержать мотивацию к изучению иностранного языка, вовремя обратить внимание на трудности учащегося, развить способности и т.д. Однако на практике добиться индивидуальности подхода не так легко, так как в классе обычно учатся 25-30 учеников.
В практической части работы мы рассмотрели современную практику индивидуального подхода в зарубежных странах. В результате можно сделать вывод о том, что индивидуальный подход характерен для европейских стран и США, для азиатских школ он не так актуален.
В современных зарубежных школах применяется скорее дифференциация, чем индивидуализация. Предусматривается деление школьников на группы по уровню способностей и успеваемости; есть учебные дисциплины по выбору, практикуется оказание помощи неуспевающим школьникам.
Для эффективности такой работы важно уметь четко оценивать достижения учащихся и их способности. В этом направлении и идет развитие зарубежного образования. Другое направление – составление учебных программ разного уровня сложности. Также много внимания уделяется обучению детей с различного рода сложностями, от физических проблем до интеллектуальных проблем в развитии. В целом, именно для этой группы учащихся и составляются индивидуальные планы.
По результатам исследования был разработан ряд рекомендаций для учителей иностранного языка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы продуктивной организации учебно-воспитательного процесса
1.1 Взаимодействие педагога и ученика на уроке иностранного языка
Основным назначением педагогического процесса является формирование и развитие личности ученика, помощь ему в личной и профессиональной жизни. Именно это назначение определяет содержание составляющих педагогического процесса – обучения, воспитания и развития, вместе со всеми условиями, формами и методами течения, которые одновременно являются неравнозначными функциями педагогического процесса. Это означает, что учитель реализует управленческие функции во время учебно-воспитательного процесса и объект (ученика) переводит в позицию субъекта педагогической деятельности.
Управление процессом обучения – это последовательная реализация процедур учебно-познавательной деятельности, объективная необходимость которой определяется новыми подходами к организации учебного процесса, строится на личностно-ориентированной основе, на изменении самой позиции учителя как организатора учебно-познавательной деятельности учащихся, непосредственного участника совместной деятельности в системе «учитель — ученик» [1].
Эффективности и результативности современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы может способствовать управление педагогом деятельности ученика. Цель работы учителя состоит в формировании и поддержании у него мотивации к постоянному творческому самосовершенствованию, вооружении его необходимой методикой для результативной деятельности.
Именно поэтому целенаправленное и активное взаимодействие учителя и учеников определяется как педагогический процесс, в ходе которого последние усваивают определенную совокупность знаний, приобретают практические навыки и умения, что способствует всестороннему развитию личности учителя и ученика.
Педагогический процесс не является механическим сочетанием процессов воспитания, обучения, развития, а современным высококачественным образованием, в котором все его составляющие подчиняются единой цели.
Поскольку любой процесс является последовательной сменой одного состояния на другое, то в педагогическом процессе это изменение – результат педагогического взаимодействия, что составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Сущность понятия «педагогический процесс» заключается в объединении учебного и воспитательного процессов в единую целенаправленную систему взаимодействия учителя и учащихся, которая помогает формированию и развитию личности субъектов педагогического процесса.
Субъектно-ориентированный педагогический процесс, прежде всего, предполагает ориентацию на человека, то есть в центре педагогического процесса должны быть ученики и учитель, а все остальное является условиями его протекания. Такого взгляда придерживается и М. Варнок, подчеркивая, что задачей современного образования является развитие творческой личности, способной мыслить критически [32, р. 74].
Общеизвестно, что педагогический процесс – это своеобразное воплощение связей, взаимоотношений между учителем и учениками, которые взаимно влияют друг на друга, дополняют друг друга и достигают успеха в выполнении совместных задач.
Из-за нехватки взаимосвязи педагогический процесс практически не выполняет свои общественные функции и не достигает своей цели. Именно поэтому основная задача современного субъекта педагогической деятельности – учителя – научить, воспитать учащихся на основе взаимодействия, что будет способствовать развитию личности как ученика, так и учителя.
Именно учитель организует педагогический процесс, руководит им и контролирует его ход, оценивает результаты и вносит определенные коррективы, должен осознавать высокую ответственность за организацию и конечный результат всех видов учащихся и личного поведения.
Несмотря на то, что педагогическая система является сложным и изменяющимся образованием, которое имеет свою систему управления, считаем, что составляющим ключевым компонентом современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является управление, которое помогает выполнять педагогические задачи и достигать учебно-воспитательных целей.
Характер управления современным педагогическим процессом в значительной степени обусловлен тем, что последний является системой, направленной на реализацию учебно-воспитательных задач. Современные стандарты выделяют три типа задач: образовательные; развивающие; воспитательные [13].
Подчеркнем, что современный педагогический процесс представляет собой динамическую систему, основными признаками которой являются:
а) наличие компонентов, которые можно рассматривать в относительной изолированности, вне связей с другими процессами и явлениями;
б) наличие внутренней структуры связей между этими компонентами, а также их подсистемами;
в) наличие определенного уровня целостности, признаком которого является то, что система благодаря взаимодействию компонентов получает интегральный результат;
г) наличие системообразующих связей, объединяющих компоненты, блоки, части в единую систему;
д) взаимосвязь с другими системами.
Учитель, который является частью педагогической системы, осторожно и эффективно руководит педагогическим процессом, не нарушая его целостность. Ученик в современном образовании тоже становится частью учебно-воспитательного процесса, а не должен только выполнять распоряжения учителя.