Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация кружковой работы в 8 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1 Содержание понятия «экологическое образование» 5
1.2. Особенности и нормативно-правовая база кружковой работы 10
1.3 Кружок как форма экологического образования обучающихся 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА 26
2.1Характеристика условий для проведения, констатирующего и итогового эксперимента 26
2.2 Особенности и нормативно-правовая база кружковой работы 30
2.3.Итоги проведения, констатирующего и контрольного исследований 42
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 55
Введение:
Актуальность темы. Ухудшение экологической ситуации в РФ вызывает беспокойство общества, которое все больше понимает, что решение острых экологических проблем требует адекватной подготовки населения к взаимодействию с природой. При этом следует преодолевать традиционные представления человека об экологических проблемах как таковых, вызванных лишь внешними факторами. На самом же деле эти проблемы в значительной мере порождаются самим человеком, его поведением и сознанием. Поэтому ученые приходят к выводу, что преодоление кризисных явлений в природе требует, прежде всего, решения соответствующих психологических проблем, оно должно опираться на существенные изменения экологического сознания человека.
Современные процессы растущего разрушительного воздействия человека на окружающую среду и, как следствие, катастрофическое его разрушение, вызывают необходимость коренных изменений не только в идеологических, социально-экономических и технологических сферах жизнедеятельности человечества, но и актуализируют поиск гуманистических основ взаимодействия человека и природы, стимулируя тем самым развитие эффективных путей формирования ценностной сферы личности в системе «природа-человек-общество». Учитывая указанное актуальность приобретают вопросы обеспечения условий гармоничного развития личности в окружающей среде, эффективная подготовка подрастающего поколения к экологически целесообразной деятельности в окружающей среде.
Одной из важных задач, стоящих перед школой является воспитание у детей интереса к приобретению знаний и навыков в различных областях. Школьные кружки призваны развивать склонности учащихся, совершенствовать, углублять и расширять знания школьников, прививать им практические навыки и умения нужны в жизни.
Экологические процессы имеют глобальный характер, и решать вопросы экологической безопасности можно только усилиями всего человечества. Сохранить природную среду, а вместе с ним и саму себя, человек может только перейдя на новые мировоззренческие позиции, новую систему ценностей. Помочь ей в этом призвана налаженная в стране система экологического образования, среди которой немаловажное значение отводится кружковой деятельности экологической направленности.
Разработке нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования и воспитания экологической культуры школьников посвящены труды: Э.А. Леонтовича, В.А. Лобова, Г.А.Тимофеевой, Л.Б. Черезовой и др. Вопросами, посвященными организации кружковой работы в школе, занимались И.Х. Ярошевская, И.Н. Попова, Л.Д.Бобылева и др.
Однако, проработке такого важного аспекта обозначенной проблемы, как исследование организации кружковой работы экологического направления значительного внимания не уделялось, что требует появления новых теоретических и эмпирических научных работ.
Объектом исследования является экологическое образования обучающихся.
Предмет исследования: организация кружковой работы в 8 классе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что: организация кружковой работы экологической направленности существенно повышает уровень экологических знаний учащихся, способствует воспитанию экологического сознания через организацию интересной экологической работы с детьми, их участия в исследовательской работе и природоохранных акциях.
Целью организации исследования является экспериментальное исследование особенностей работы экологического кружка.
Осуществление определенной цели предусматривало реализации следующих задач:
— раскрыть содержание понятия «экологическое образование»;
— рассмотреть особенности и нормативно-правовую базу кружковой работы;
— охарактеризовать кружок как форму экологического образования обучающихся;
— провести экспериментальное исследование особенностей работы экологического кружка.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют являются обобщающие работы ученых и монографии, посвященные проблемам экологии, научно-педагогические и методические разработки в области организации кружковой работы экологической направленности, научные положения в области экологического воспитания и образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Таким образом, результаты проведенного исследования, позволили нам сформулировать следующие выводы:
Понятие «экологическое образование» в рамках научных исследований рассматривается как многоаспектный, длительный процесс приобщения человека к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирование экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил. В процессе экологического образования потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать ее.
Организация кружковой работы является важной составляющей образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных требований может обеспечить поддержку и развитие детей. Как показал анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, развитие кружковой работы в рамках дополнительного образования детей предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений.
Кружковая работа по экологии в школе преследуют несколько целей: повысить уровень экологического развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям экологии, углубить направления об использовании сведений по экологии на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость и волю.
Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей работы экологического кружка.
Констатирующий эксперимент был посвящен изучению отношения к природе, диагностике результатов работы кружка экологической направленности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, в начале экспериментального исследования в обоих выборках восьмиклассников выявлен приблизительно одинаковый уровень отношения к природе.
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что большинство детей при выборе экологического кружка ориентировались на собственные интересы (50%) для развития своих способностей (37,5%) и для того, чтобы научиться чему-нибудь полезному (37,5%). Большинство детей готовы на следующий год посещать данный кружок (62,5%), 4 детей не определились с дальнейшим выбором (25%).
Таким образом, по результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что на констатирующем этапе исследования учащиеся достаточно высоко оценивают работу кружка «Экологическая стража». При этом, основной мотивацией к его посещению является развитие способностей и желание научиться чему-нибудь полезному.
Разработанная и реализованная нами на этапе формирующего этапа исследования программа экологического кружка предусматривает ознакомление учащихся 8 классов с основами экологии и природоохранной деятельностью человека. Эта совокупность знаний может составлять базу для системного подхода в формировании экологической осведомленности учащихся. Учитывая возрастные особенности учащихся на занятиях кружка предлагается использование разнообразных и методов подачи материала.
Результаты контрольного этапа исследования позволяют сделать выводы о том, что занятия в кружках экологической направленности изменяют отношение ребят к природе и формируют осознанное и глубокое к экологическим проблемам отношение.
Данный кружок позволяет привлекать детей к решению актуальных проблем экологии, углублять знания по биологии, географии, привлекать к проведению мониторинга состояния окружающей природной среды, формирует экологическую культуру личности, уважительное отношение к природе. Кружковцы принимают активное участие в экологической работе в течение всего учебного года. Руководитель кружка воспитывает юных экологов в духе любви к родной природе, охране окружающей среды, потому что природоохранное образование осуществляется в разных направлениях: на уроках, занятиях кружка, во время проведения экскурсий, в процессе общественно-полезного труда и различных массовых мероприятий.
Результаты проведенного исследования показали, что организация работы экологического кружка: способствует формированию экологической компетентности личности, осознанию себя частью природы; формирует экологическую культуру личности, навыки решения экологических проблем и предвидение возможных последствий собственной деятельности; помогает привлечению к практической природоохранной работе, экологической деятельности по сохранению окружающей среды.
В процессе реализации программы, воспитанники кружка демонстрировали желание систематически приобретать новые знания в области экологии, умение творчески их использовать, экспериментировать, исследовать, участвовать в совершенствовании окружающей среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Содержание понятия «экологическое образование»
Экологическое образование является неотъемлемой частью отечественной педагогики.
Определение понятия «экологическое образование» непосредственно связано с первой конференцией по данной проблеме, прошедшей в 1970 г. в США, в рамках которой была принята формулировка: «…экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [2, с.64].
В СССР проблемы экологического образования впервые были обсуждены в 1977 году на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды где была отмечена особая роль экологического образования и рассмотрена необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения.
Экологическое образование понимается как «…непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры» [25, с.15]. В содержании экологического образования в научной литературе выделяются: научный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.
В работах И.Д. Зверева понятие экологическое образование формулируется как «…непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [20, с.60]. Характеризуя основные педагогические задачи экологического образования, автор выделяет: обучение (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению проблем); воспитание (ценностные ориентиры, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развитие (способность анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).