Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы с лицами 55-75 лет в рамках программы «Активное долголетие
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ 55-75 ЛЕТ 6
1.1 Психофизиологические особенности людей пожилого возраста 6
1.2 Здоровый образ жизни как основа активного долголетия 12
1.3 Особенности физкультурно-оздоровительной работы с лицами 55-75 лет 21
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ 55-75 ЛЕТ 33
2.1 Результаты диагностики физической подготовленности лиц 55-75 лет 33
2.2 Содержание физкультурно-оздоровительной работы в рамках программы «Активное долголетие» 40
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….74
Введение:
Актуальность исследования. Улучшение социально-экономических условий и увеличение доступности медицинской помощи обусловили рост продолжительности жизни в России. В связи с этим категория населения, относимая к возрастной группе пожилых людей, также возросла и продолжает расти. Поэтому на государственном уровне решаются задачи по улучшению качества жизни данной категории граждан.
Ведущим направлением, обеспечивающим качество жизни населения страны пожилого возраста, выступает вопрос о сохранении и укреплении здоровья.
Улучшение состояния здоровья человека является одним из основных требований научно-технического прогресса и важнейшим социально-экономическим условием развития общества. Но на сегодняшнем этапе развития мы, к сожалению, наблюдаем резкое снижение иммунитета человека к различным заболеваниям, число людей с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата увеличивается с каждым днем. Возросло количество инфекционных заболеваний, которым подвержено все больше граждан.
В современной жизни при повышении интенсивности интеллектуального труда наблюдается увеличение удельного веса гипокинезии и гиподинамии, что бесспорно неблагоприятно отражается на здоровье, как мужчин, так и женщин.
В связи с этим, мы полагаем, что обеспечение активного долголетия и роста продолжительности жизни россиян 55-75 лет лежит в русле внедрения специальных программ физкультурно-оздоровительной направленности.
Сказанное актуализирует обращение к следующей теме в качестве темы для выпускной квалификационной работы: Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы с лицами 55-75 лет в рамках программы «Активное долголетие».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание физкультурно-оздоровительной работы в рамках программы «Активное долголетие».
Задачи исследования:
1. Представить психофизиологические особенности людей пожилого возраста.
2. Охарактеризовать здоровый образ жизни как основу активного долголетия.
3. Описать особенности физкультурно-оздоровительной работы с лицами 55-75 лет.
4. Привести результаты диагностики физической подготовленности лиц 55-75 лет.
5. Разработать и внедрить содержание физкультурно-оздоровительной работы в рамках программы «Активное долголетие».
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Проблема исследования: Как организовать физкультурно-оздоровительную работу с лицами 55-75 лет в рамках программы «Активное долголетие»?
Объект исследования: физкультурно-оздоровительная работа с лицами пожилого возраста.
Предмет исследования: особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительной работы с лицами 55-75 лет в рамках программы «Активное долголетие».
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение разработанной физкультурно-оздоровительной программы «Активное долголетие» окажет положительное влияние на соматическое здоровье лиц 55-75 лет.
Теоретические основы исследования составили труды А.В. Антоновой, О.Э. Евсеевой, Л.А. Койсман, О.В. Красновой, Е.Б. Ладыгиной, А.Г. Лидерс, С.В. Савина, В.С. Соколовой, О.Н. Степановой, Е.И. Холостовой, В.Я. Шклярук и др.
Методы исследования:
— анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
— пульсометрия;
— тестирование физической подготовленности;
— педагогический эксперимент;
— методы математико-статистической обработки результатов исследований.
Опытно-экспериментальная база исследования: государственное бюджетное учреждение «Физкультурный клуб «Строгино» (г. Москва). В рамках выборки выступили 23 человека 55-75 лет (19 женщин и 4 мужчин).
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 79 страниц.
Заключение:
Актуальность исследования обеспечивается постоянным ростом доли пожилых людей во всем населении, который становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание физкультурно-оздоровительной работы в рамках программы «Активное долголетие».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
— были представлены психофизиологические особенности людей пожилого возраста;
— был охарактеризован здоровый образ жизни как основа активного долголетия;
— были описаны особенности физкультурно-оздоровительной работы с лицами 55-75 лет;
— были приведены результаты диагностики физической подготовленности лиц 55-75 лет;
— было разработано и внедрено содержание физкультурно-оздоровительной работы в рамках программы «Активное долголетие»;
— было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, проведенная диагностика позволила доказать, что систематические и регулярные занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью с лицами 55-75 лет по предложенной нами программе:
— позволяют повышать время задержки дыхания на вдохе и выдохе, жизненную емкость легких, что обеспечивает устойчивость к гипоксии и развитие общей выносливости организма;
— обеспечивают повышение работоспособности сердца при физической нагрузке на фоне растущих парасимпатических влияний на органы;
— способствуют росту уровня здоровья (по Г.А. Апанасенко);
— стимулируют формирование и развитие адаптивных возможностей (по Р.П. Баевскому).
Проведенное в динамике исследование комплекса соматометрических и функциональных показателей на основании анализа выявило положительное влияние разработанной физкультурно-оздоровительной программы «Активное долголетие» на соматическое здоровье лиц 55-75 лет.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных обеспечил доказательство выдвинутой гипотезы исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ 55-75 ЛЕТ
1.1 Психофизиологические особенности людей пожилого возраста
Выделение границ старости является очень сложной научной проблемой. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Обычно когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.
Согласно Международной классификации выделены три градации периода геронтогенеза:
— пожилой возраст для мужчин 60-74 года, для женщин – 55-74 года;
— старческий возраст – 75-90 лет;
— долгожители – 90 лет и старше [16].
Применительно к старости психологи используют разные термины: собственно старость, поздний онтогенез, поздняя взрослость.
На данный момент в геронтологии и психологии не существует четкого определения возрастных ограничений исследуемого периода. Под пожилым возрастом принято понимать первый этап эпохи старости, который в дальнейшем переходит соответственно в старость и долгожительство. С точки зрения возрастных рамок пожилой возраст принято разбивать на две возрастные группы: от 60 до 75 лет и старше 75 лет. На первый план для индивида, который входит во вторую группу, выходят медицинские сложности, которые связаны с ухудшившимся здоровьем, слабостью и потребностью в постоянном уходе. Тем не менее, трудности собственно с социализацией и социально-психологической адаптации формируются на протяжении первого этапа пожилого возраста.
В общем, период старения можно охарактеризовать одним словом – «замедление»: во всех действующих систем организма общие проявления старения проявляются в виде возрастного снижения подвижности и силы базовых процессов жизнедеятельности.
Психогеронтологи, принадлежащие к школе бихевиоризма и когнитивизма, в своих научных трудах выделяют каскадную модель старения. Данная модель предполагает разделение первичного и вторичного старения.
Внешнее (первичное старение) – это нормальный процесс, который не отягощен хроническими заболеваниями, и который характеризуется понижением скорости перцепции. Внутреннее (вторичное) старение взаимосвязано с патологическим снижением здоровья и подразумевает различные хронические заболевания, данный этап старения можно охарактеризовать снижением логики рассуждения (формальных операций и индукции). Также необходимо выделить терминальное старение, т.е. приближение смерти, на этом этапе нарушения подвержен и вербальный интеллект [18].
При характеристике специфики позднего возраста одним из наиболее важных факторов выступает отношение индивида к старению, а также способы адаптации к позднему возрасту. Различные научные деятели дают различную классификацию типов адаптации к позднему возрасту. Как правило, авторы склонны утверждать, что пожилой возраст – это в целом период стагнации, кризисный этап, требующий сложного процесса адаптации и приспособления к вновь сформировавшимся условиям жизнедеятельности и, который обычно, характеризуется спадом удовлетворенности жизнью.