Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация государственной системы миграционной политики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Понятие и сущность миграции и миграционной политики 7
1.2. Организационные особенности государственной системы миграционной политики 17
1.3. Зарубежный опыт государственной системы миграционной политики 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 33
2.1. Специфика миграционной политики в современной России 33
2.2. Состояние и оценка причин миграции в Республике Дагестан 45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 53
3.1. Проблемы организации государственной системы миграционной политики 53
3.2. Реформирование организации государственной системы миграционной политики 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день проблема миграции, и, прежде всего, трудовой, является крайне актуальной темой дискуссий как внутри России, так и за ее пределами, потому что миграция в последние годы стала одним из важнейших факторов развития национальной и мировой экономики. Миграция населения как уникальное международное явление социальной жизни в последние годы все чаще и чаще является объектом исследования многих ученых самых различных научных направлений.
Сегодня сфера миграционных процессов в различных ее аспектах, в том числе, миграционная политика, миграционное законодательство, миграционные потоки, представляет несомненный интерес для исследования.
Причинами актуализации миграционной темы можно назвать следующий комплекс явлений.
Во-первых, резкий рост притока мигрантов разных категорий из иностранных государств в Россию.
Во-вторых, складывающаяся в стране демографическая ситуация требует возмещения естественной убыли населения, преимущественно за счет приема иммигрантов из иных государств.
В-третьих, в России уровень жизни продолжает оставаться достаточно высоким по сравнению со значительной частью государств СНГ и отдельными иными соседними странами, что выступает в качестве «притягивающего» фактора для мигрантов.
Наконец, в-четвертых, ситуация с внешней миграцией в ряде регионов обусловлена влиянием тенденций внутренней миграции, которые выражаются тремя устойчивыми показателями: оттоком населения за рубеж, в городскую местность из сельской, в Центральную Россию с территории Дальнего Востока, а также Сибири.
Необходимость выработки эффективной миграционной политики, в значительной степени определяющей устойчивую тенденцию развития общества, можно назвать организационно-правовой и социально- политической реальностью в XXI веке.
Ростом мобильности населения, которым сопровождаются процессы глобализации, обуславливается необходимость поиска нового оптимального подхода к управлению миграционными потоками в современном российском государстве. Если традиционно основная масса административных и финансовых ресурсов принимающих государств применялась на предотвращение пересечения границ и пребывания нежелательных (незаконных) иммигрантов, то на сегодняшний день, напротив, все большее количество усилий различными государствами направляется на активное привлечение желаемых категорий мигрантов.
Вместе с тем, остротой миграционных проблем, а также их влиянием на перспективы дальнейшего развития России обусловливается насущная необходимость формирования на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации четкой и непротиворечивой системы правового регулирования миграционных процессов. Массовая миграция из стран Закавказья, Центральной и Восточной Азии, незаконное пребывание таких лиц в отдельных районах нашей страны повсеместно ухудшают социальную обстановку, благоприятствует социальной напряженности, формируют базу для террористических организаций, и, как следствие, являются угрозой национальной безопасности РФ.
Различным аспектам миграционной политики посвящены работы многих государствоведов, политологов, социологов и историков, среди которых можно назвать работы Л.В. Андриченко, В.В. Бобырева, T.H. Васильевой, М.Б. Денисенко, А.Н. Жеребцова, Н.Н. Катковой, К.П. Кондрашиной, Г.И. Литвиновой, И.В. Лукьяновой, Е.А. Никифоровой, О.А. Одарика, И.В. Плюгиной, С.А. Прудниковой, Г.Ю. Синяковой, М.Л. Тюркина, Т.Я. Хабриевой, О А. Хараевой, А.Ю. Ястребовой и многих других.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей организации государственной системы миграционной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие и сущность миграции и миграционной политики;
— изучить организационные особенности государственной системы миграционной политики;
— рассмотреть зарубежный опыт государственной системы миграционной политики;
— проанализировать специфику миграционной политики в современной России;
— охарактеризовать состояние и провести оценку причин миграции в Республике Дагестан;
— выявить проблемы организации государственной системы миграционной политики;
— определить пути реформирования организации государственной системы миграционной политики.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере миграционной политики Российской Федерации и Республике Дагестан.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются механизмы организации государственной системы миграционной политики.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы. В ходе изучения аспектов миграционной политики нашей страны используются следующие методы: исторический, системно-структурный формально- юридический, нормативный, социологический.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы организации государственной системы миграционной политики.
Структурно выпускной квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретико-методологические основы организации государственной системы миграционной политики.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ организации государственной системы миграционной политики на примере Республики Дагестан.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрены проблемы и перспективы организации государственной системы миграционной политики.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
В настоящее время еще не сложился единый подход к определению понятий миграции, миграционной политики, отсутствует четкая классификация и единая унифицированная типология миграционных перемещений в различных странах, что затрудняет сравнительный анализ. Кроме того, нет единства в определении целей структуры и функций государственной миграционной политики, что вызвано ее взаимосвязью со многими сферами общественной жизни: социально-экономической, культурной, этноконфессиональной, межгосударственного сотрудничества. Следовательно, перед научным сообществом и компетентными органами власти вырисовывается задача выработки оптимальной модели миграционной политики. В связи с этим актуализируется задача выработки унифицированного категориального аппарата государственной миграционной политики, необходимого для законодательной, организационной деятельности институтов государственной власти Российской Федерации.
По нашему мнению, можно сформулировать, что миграционная политика представляет собой деятельность различных институтов по регулированию миграционных отношений и процессов. Также сюда включается миграционное обеспечение различного рода проектов и программ, направленных на удовлетворение существенных общественных потребностей.
Среди особенностей миграционной политики России можно выделить преобладание трудовой и маятниковой миграций, стихийный характер миграционных потоков, рассмотрение международной миграции как фактора недопущения демографической катастрофы.
Спровоцированный наплывом беженцев миграционный кризис стал вызовом этнополитической безопасности, указав на неэффективность миграционной политики, проводимой ЕС. Подход к решению проблемы должен быть комплексным, а миграционная политика — учитывать влияние исторических, политических, культурных и этнических факторов.
Для совершенствования миграционной политики структурами Европейского союза предлагается ужесточить законодательство для вновь прибывающих иммигрантов, для лиц, совершивших преступления и правонарушения на территории ЕС, а также для нелегальных мигрантов. Важным элементом новой миграционной политики должна стать интеграция, но в более интенсивной форме: следует сформировать четкую концепцию, обеспечивающую сохранение гармоничных взаимоотношений местного населения государств-членов ЕС и мигрантов.
В России наблюдается кратное повышение миграционной активности населения по всей территории и, как следствие, — все возрастающая миграционная нагрузка на население. Данные процессы, с одной стороны, являются положительными, поскольку миграция выступает в качестве своего рода механизма распределения и перераспределения рабочей силы в масштабах страны, что позволяет государству развивать различные отрасли народного хозяйства. С другой стороны, подобные перемещения могут привести к дальнейшему разрыву между регионами-донорами и регионами-реципиентами, что в контексте обеспечения экономической безопасности страны является отрицательным моментом.
Все это в конечном итоге предопределяет необходимость совершенствования государственного механизма управления миграционными процессами и разработку научно-обоснованной миграционной политики, ориентированной на максимальное извлечение экономических и социальных выгод из данной ситуации.
Миграционная ситуация в Республике Дагестан характеризуется устойчивым значительным преобладанием числа выбывающих над числом прибывающих в регион. Сохраняющийся уже многие годы дисбаланс в миграционных потоках приводит к безвозвратной потере человеческого потенциала, связанного с оттоком населения, что является серьезной социальной проблемой для Республики Дагестан. В связи с чем, решение комплекса социальных проблем, повышение уровня и качества жизни, создание условий для развития человеческого капитала могут стать главными факторами сохранения населения и демографического благополучия региона.
Несмотря на принимаемые меры, характер современной миграционной политики в России все еще продолжает оставаться ситуационным. Все перечисленные проблемы с каждым годом усиливаются. В связи с этим необходимо вкладывать средства, в том числе частного сектора, в активизацию инновационных проектов по интеграции и натурализации постоянно возрастающего потока мигрантов, предоставление им жилищных и медицинских услуг, трудоустройства и т.д.
Сохраняющийся уже многие годы дисбаланс в миграционных потоках в Республике Дагестан приводит к безвозвратной потере человеческого потенциала, связанного с оттоком населения, что является серьезной социальной проблемой для Республики Дагестан. В связи с чем, решение комплекса социальных проблем, повышение уровня и качества жизни, создание условий для развития человеческого капитала могут стать главными факторами сохранения населения и демографического благополучия региона.
По нашему мнению, в целях совершенствования миграционной политики необходимо:
— задача № 1 — предотвратить превращение рынка трудовой миграции в основную угрозу национальной безопасности РФ.
— задача № 2 — выигрывать глобальную конкуренцию за качественный человеческий трудовой капитал.
— задача № 3 — использовать систему регулирования притока трудовых мигрантов для решения внешнеполитических задач, а также задач Стратегии национальной безопасности в сфере культуры.
Инфраструктура организованного набора, по нашему мнению, должна выглядеть следующим образом:
1. Юридический контур: наличие подписанных межправительственных соглашений об организованном наборе трудовых мигрантов.
2. Миграционные центры предвыездной подготовки трудовых мигрантов в стране исхода: занимаются отбором и отсевом соискателей, организацией обучения с последующей сдачей экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и законодательству РФ; организацией обучения, проверки и подтверждения квалификации; проверкой состояния здоровья, отсутствия судимости и запрета на въезд в РФ.
3. Компания-оператор оргнабора со сферой деятельности на территории страны исхода и РФ: осуществляет коммуникацию с местными властями, учебными заведениями, работодателями, миграционными центрами предвыездной подготовки, потенциальными работниками, волонтерами, силовыми ведомствами.
4. Профессиональные союзы трудящихся со сферой деятельности на территории страны исхода и РФ: обеспечивают юридическую защиту прав и соблюдение трудовых договоров со стороны трудовых мигрантов и работодателей, организовывает юридическую поддержку и социальную помощь.
5. Объединенные добровольческие отряды, действуют в стране исхода и РФ: обучают русскому языку потенциальных мигрантов в стране исхода; организуют программы культурно — социальной адаптации и интеграции в РФ.
В перспективе, на наш взгляд, целесообразно создать новый федеральный орган исполнительной власти, который будет разрабатывать предложения для высшего политического руководства страны в части формирования национальной и миграционной политики и комплексно управлять всеми миграционными процессами.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие и сущность миграции и миграционной политики

Масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению – в них вовлекается все большее число людей. В поиске более благоприятных условий для жизни они то и дело переезжают с места на место, причем далеко не всегда это происходит внутри страны. Мигранты, переехавшие на постоянное место жительство в иностранное государство, должны привыкать к ее законам и правилам, а также легализировать свое положение на ее территории, тогда как внутренним переселенцам это все знакомо.
Исследование миграционной политики невозможно без понимания такого явления, как миграция населения. Так как оно находится на стыке изучения целого ряда наук, которые имеют различный предмет исследования, то существует довольно много его определений.
Миграция – это переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну. Сегодня уже никто не оспаривает того положения, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира .
В России миграционные процессы стали наблюдать с 1975 года. Стоит отметить, что после распада Советского Союза они значительно усилились, однако к концу 1990-х резко пошли на спад.
М.С. Дрокин под миграцией понимает «целенаправленное коллективное действие людей по перемещению в социо-географическом пространстве через границы их компактного проживания, основанное на объективных потребностях – «стратегия выживания», и на субъективных мотивах – «стратегия личностной мотивации» . Им проводится рассмотрение миграции в контексте диалектической связи социума и пространства: «…вся история человеческой цивилизации может быть представлена как история освоения обществом пространства. Человек не только постигает пространство, он еще и воздействует на ту среду, в которой обитает. Вместе с тем и пространство воздействует на общество. Прогресс того или иного общества прямо связан с тем объемам пространства, в котором оно развивается».
Миграция может быть самым древним явлением социальной жизни. Социальная потребность в миграции появилась еще до развития государственности, а также могло послужить причиной его, государственности, появления .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы