Воспитательная работа с осужденными Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация физического воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Историко — правовой анализ аспектов становления и развития уголовно-исполнительной системы России 8
1.2. Объективная характеристика личности несовершеннолетних осужденных 15
1.3. Роль физического воспитания несовершеннолетних осужденных с учетом этапов становления системы исполнения наказаний 22
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ ЦЕНТРА АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ 27
2.1. Анализ эффективности влияния деятельности центров адаптации и реабилитации на несовершеннолетних осужденных 27
2.2. Сильная и слабая модели физического воспитания несовершеннолетних осужденных 38
2.3. Стратегия организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных в США 42
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 47
3.1 Оценка уровня общей физической подготовки несовершеннолетних осужденных 47
3.2. Показатели психического состояния несовершеннолетних осужденных 54
3.3. Целевое и фактическое значения исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

 

  

Введение:

 

Сегодня одной из самых главных задач пенитенциарной системы Российской Федерации в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством является исправление осужденных, что закреплено в статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Это понятие описано в статье 9 вышеуказанного нормативного правового акта, которая содержит следующее определение: «формирование среди осужденных уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества и поощрение законопослушного поведения». Также законодательно закреплены средства исправления, одним из которых является воспитательная работа.
Воспитательная работа является особым направлением работы с осужденными и требует ответственного подбора деятельности, организуемой в исправительных учреждениях. В соответствии с законом в статье 110 вышеуказанного нормативного акта определены основные формы (индивидуальная, групповая, массовая) и направления воспитательной работы с осужденными. К последним относятся моральное, правовое, трудовое, физическое и другое воспитание.
Так, в настоящее время администрация учреждения, исполняющего уголовное наказание, имеет право осуществлять другие направления воспитательной работы, наиболее актуальные с точки зрения категорий осужденных, содержащихся в конкретном исправительном учреждении (семейное воспитание — в исправительных колониях, где содержатся осужденные женщины, в воспитательных колониях, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, — патриотическое воспитание и т.д.), но четыре направления являются обязательными для всех исправительных учреждений, в том числе и для физического воспитания. Особой категорией специальных воспитателей являются несовершеннолетние, организация работы с которыми в силу их возраста и психологических особенностей имеет свои особенности.
Актуальность темы исследования. Конечно, именно в воспитательных колониях проблема коррекции осужденных стоит наиболее остро, поскольку подростки, демонстрирующие преступное поведение, как и их законопослушные сверстники, принадлежат к тому поколению, от которого зависит будущее государства, и, следовательно, ресоциализация обеспечивает стабильное развитие общества. Кроме того, образовательная работа направлена на определение и профилактику девиантного поведения в будущем1. Вышеизложенное приводит к тому, что необходимость организации физического воспитания несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии особенно актуальна, так как обеспечивает применение здоровье сберегающих технологий, необходимых для сохранения и развития человеческих ресурсов страны.
Сегодня, в связи с гуманизацией и демократизацией уголовной политики исполнительной власти, существует реальная необходимость усиления воспитательной работы по формированию психического и физического здоровья несовершеннолетних осужденных с использованием средств физического воспитания.
Поэтому необходимо организовать образовательный процесс, способствующий созданию условий, позволяющих в полной мере проявить личностные функции человека, развитию его рефлексивных установок в целях дальнейшей эффективной адаптации к современным и перспективным условиям внешней среды. В этой связи процесс формирования духовного, нравственного, психического и физического здоровья несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, с использованием средств физического воспитания приобретает характер актуальной педагогической проблемы.
Степень научной разработанности. Вопросы организации физического воспитания детей — подростков поднимались в научных трудах Александрова Б. В., Воронина Р. М., Кузнецова А. И., Литвишкова В. М., Пестрикова Д. В. и ряда других ученых-юристов.
Бесспорным фактом является необходимость создания условий для воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы с возможностью интеграции морального, правового, трудового и физического воспитания, в которых осужденные к лишению свободы могли бы стать полноценными субъектами общественной жизни.
Однако, несмотря на то, что физическое воспитание может повлиять на физическое здоровье и психическое состояние несовершеннолетних осужденных, действующая система исполнения наказаний не позволяет эффективно использовать ее огромный гуманистический и социально-культурный потенциал.
В то же время в российской пенитенциарной педагогике отсутствует теоретическая и обоснованная программа физического воспитания, направленная на физическое совершенствование и ценностную ориентацию несовершеннолетних осужденных с учетом специфики исправительных учреждений. До настоящего времени не проводились исследования, направленные на решение вопросов физического воспитания несовершеннолетних осужденных, использования воспитательного потенциала различных форм двигательной активности в процессе коррекции личности несовершеннолетнего осужденного, формирования у него взгляда на жизнь. Содержание и организация физической культуры осужденных несовершеннолетних остаются неразвитыми, а пути ее совершенствования не определены. Все это не позволяет изменить сложившуюся ситуацию в исправительных учреждениях, снижает эффективность воспитательной работы.
Выявленные противоречия, актуальность и отсутствие теоретической проработки определили проблему исследования: каковы содержательные и методологические основы эффективной реализации программы физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарной системе.
Объектом исследования выступает процесс физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии.
Предметом исследования является уровень содержания и организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Целью исследования является: теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение в практику работы учреждений уголовно-исполнительной системы для несовершеннолетних осужденных разработанной автором модели физического воспитания позволит улучшить духовно-нравственное, психическое и физическое состояние воспитанников, а также общий социальный климат, с одной стороны, и повысить эффективность их исправления и перевоспитания — с другой.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воспитательное воздействие на приговоренных к лишению свободы осуществляется таким образом, чтобы лицо после отбытия наказания не возвращалось в общество с прежней системой разорванных связей и искаженной ценностной ориентацией. Целью этого воздействия является восстановление, развитие, укрепление и создание позитивных и эффективных поведенческих ориентиров, новой системы ценностей и подготовка их к жизни на свободе. Физическая культура является одной из основных форм воспитательного воздействия, предусмотренных главой 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации .
Спорт оказывает формирующее влияние на личность, что приводит к физическому совершенствованию, улучшает общее самочувствие, что особенно необходимо для профилактики заболеваний в условиях перенаселенности. Дух соперничества, напряжение, желание победить соперника, бороться со своими страхами являются мотивационной составляющей спорта и физической культуры, а это в конечном итоге приводит к осознанию их способностей как физически, так и духовно.
Физическая культура заключенных в пенитенциарных учреждениях помогает разнообразить их досуговую жизнь. С этой целью организуются спортивные клубы и секции, спортивные соревнования.
Так, в конце прошлого года на территории ИК-5 Федеральной службы исполнения наказаний России в Вологодской области была создана площадка для проведения футбольных соревнований. В 2018-2019 годах ИК-5 было проведено 25 спортивных мероприятий из числа соревнований, спортивных состязаний, чемпионатов по футболу между отрядами, что является большим стимулом для исправления и возвращения многих несовершеннолетних осужденных.
Эта форма воспитательного воздействия способствует исправлению осужденных, направлена на улучшение здоровья, развитие гигиенических привычек, развитие физических сил и моральных качеств. Есть разница между осужденными, активно занимающимися спортом в исправительных учреждениях, и осужденными, не проявляющими к нему интереса, не только в физической подготовке, но и в умении находить взаимопонимание при общении, в умении быстро реагировать на конкретную ситуацию, постоять за себя, причем не силовыми приемами, а урегулированием конфликта путем диалога.
Люди, занимающиеся спортом, обладают большей способностью адаптироваться к негативным моментам жизни, у них более развиты черты коллективизма, желание объединиться в более широкие круги общения и, как следствие, менее выраженные эгоцентрические тенденции личности. Поэтому совместные занятия физкультурой и спортом являются своеобразным стимулятором, оптимизирующим отношения в условиях пенитенциарного учреждения. Последнее, конечно же, выступает в качестве связующего звена между осужденными и работниками исправительной администрации.
Участие в соревнованиях, освоение новых упражнений, а также теоретических навыков физической культуры, где уважение к сопернику и поддержка членов команды становятся нормой, а в дальнейшем привычкой, которая входит в повседневную жизнь, постепенно меняет отношение осужденных к работникам, повышая их статус. Со стороны администрации учреждения учитываются положительные изменения в поведении осужденных путем применения к ним стимулов, побуждающих их к дальнейшему развитию поведения, желательного для общества и государства. Эти меры впоследствии позволяют определить степень исправления осужденного.
При организации воспитательной работы в этой форме необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности каждого осужденного с учетом его пола, возраста и состояния здоровья. Следует также учитывать темперамент и характер: одни подойдут для видов спорта, требующих быстрой реакции и скорости, другие предпочитают менее подвижные, например, шахматы. Физическая культура не ограничивается непосредственным участием осужденных в некоторых видах спорта Оно также может проявляться в форме лекций, а также бесед, в том числе с известными спортсменами, которые для многих являются примером для подражания. Целью таких встреч является приобщение осужденных к спорту и их мотивация к физическому развитию — осужденные имеют возможность задавать интересные вопросы, вступать в дискуссии .
Таким образом, физическая культура наряду с другими видами воспитательного воздействия на лиц, приговоренных к лишению свободы, наиболее легко реализуется. К сожалению, примеры массовой спортивной работы, необходимой в российских колониях, скорее, являются результатом огромных усилий отдельных сотрудников Федеральной пенитенциарной службы, которые, как правило, сами являются спортсменами. В настоящее время не существует достаточно четкой и упорядоченной системы физической культуры осужденных и формирования у них правильной физической культуры. Наиболее распространенной причиной этого является отсутствие финансовых и материальных ресурсов для необходимой организации спорта и массовой работы (некоторые учреждения не имеют базового оборудования и снаряжения).
Между тем, физическая культура играет важную роль в процессе ресоциализации осужденных, поскольку развитие осужденного как личности во время спортивных мероприятий основывается на взаимоотношениях с другими людьми, что впоследствии приводит к успешной социальной интеграции. Формирование у осужденных уверенности в себе и веры в то, что высокая разносторонняя физическая культура является основой для качественного духовного и физического развития личности и ее исправления, положительных эмоций, норм поведения в соответствии с требованиями, умения находить выход из сложных ситуаций, приходить к компромиссу с другими людьми во время занятий спортом, и особенно при участии в массовых спортивных мероприятиях, способствовать самореализации и самоутверждению, еще более благоприятно влияя на способность направлять свою деятельность в правильном направлении после выхода из тюрьмы . Таким образом, массовая спортивная работа с осужденными является эффективным педагогическим средством исправления и воспитания осужденных. Она имеет ряд преимуществ перед другими формами воспитательной работы: массовый охват, отсутствие негативных барьеров для оппозиции, ненавязчивое воспитательное воздействие, организация досуга осужденных, а также простота реализации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Историко — правовой анализ аспектов становления и развития уголовно-исполнительной системы России

В последнее время в России идет реформирование системы уголовной исполнительной власти, создаются и разрабатываются новые законопроекты о новых видах наказаний и эффективных способах их применения на практике. Они основаны на гуманизации системы уголовной исполнительной власти и корректировке уголовной политики в целом. Наиболее актуальными предложениями являются изменение системы исправительных учреждений, отбывание наказания разными категориями осужденных в одном исправительном учреждении только в условиях раздельного содержания, с учетом общественной опасности и количества осужденных с дальнейшей дифференциацией условий отбывания наказания.
Основой для развития и формирования правовой государственной системы, основных отраслей права, правовых основ и направлений деятельности является политика, выражающая принципы, стратегию и основные цели, которые представляет эта государственная власть и политическая структура, а также достижение общественно-полезных целей.
Одним из таких направлений деятельности государства является политика в области борьбы с преступностью. Она сосредоточена на принципах, целях, стратегии, основных направлениях, формах и методах государственного контроля над преступностью. Она представляет интересы граждан России, защищает их законные права и интересы от преступных посягательств.
Политика в области борьбы с преступностью определяется деятельностью государства, органов власти и Департамента по предупреждению, пресечению и профилактике преступлений; осуществлением гражданской ответственности лиц, совершивших преступные деяния; исполнением справедливых наказаний осужденных и достижением целей наказания.
Существует тесная взаимосвязь между уголовным правом и политикой исполнительной власти государства, поскольку уголовное право определяет уголовно-правовые меры борьбы с преступностью: уголовную ответственность; основания для совершения преступления; дифференциацию и индивидуализацию наказания; криминализацию и декриминализацию деяний; содержание, виды, систему и цели наказаний и основания для освобождения от них. Исполнительная политика государства имеет иное содержание: она определяет принципы, цели, стратегию государства, методы и формы исполнения наказаний с применением к виновным исправительных мер.
Тюремная наука в России на рубеже X-XX веков представляет большой интерес для общества. ранее в России не было спроса на знания в области пенитенциарной сферы, поскольку сложность, глубина и социальная значимость этого вопроса не была реализована.
Тюрьмы в России, в образном выражении Достоевского Ф.М., оставались «мертвыми домами», для которых специальные пенитенциарные знания не требовались. Тюрьмы старого режима не преследовали исправительных целей. Они должны были держать преступников в руках своих властей; они были средством запугивания других. На воротах тюрьмы можно было написать выражение Данте: «О вы, сюда входящие оставьте надежды навсегда».
В царской России в период с IX по XVIII века развитие правовых норм, регулирующих исполнение наказаний, процесс формирования системы наказаний, основывалось на закреплении классовых привилегий во всех сферах жизни средневекового общества. В исторических документах X века открыто провозглашался принцип неравенства различных слоев феодального общества и представителей простого народа, начиная от источников Русской правды, состоявшей из Правды Ярослава, что вошло в редакцию, так называемой «Краткой правды»1. Следующим правовым источником считались Судебники 1497 и 1550 г.г., которые объединяли предписания, закрепленные в Русской Правде1.
Новый этап в развитии положений об уголовных наказаниях был отражен в Соборном кодексе 1649 года, который характеризовался пугающей основой для наказаний и их исполнения. Основные виды наказания, как считалось ранее — само повреждение, тюремное заключение, телесные наказания, смертная казнь.
В довоенное время, в XV-XVI веках, правовое регулирование преступлений, со всей своей феодальной направленностью, основывалось на защите государства, а не личности и интересов народа. Главной целью в борьбе с преступностью было поддержание политической стабильности государства, а внешним ее выражением — стабильность короны и самодержавия. Поэтому политика исполнительной власти того периода характеризовалась тотальной защитой государства от любых преступных деяний.
В XV веке в уголовном праве в качестве основных принципов защиты личности были отражены классовые принципы, которые впоследствии были с трудом разрушены устоявшимся крепостным правом. В его концептуальном отношении к личности его сущность определялась христианской идеей служения Богу. Государство было обязано защищать христианина и проявлять заботу о нем с учетом классовых принципов. Универсальность защиты субъектов православной веры имела идеологический приоритет перед классом, поскольку в служении самому суверенному, практическое служение государству выражалось и рассматривалось в то время как производная религии, как вторичное «Царство кесаря», действующее в православном мире.
В XV-XVI веках преобладали телесные наказания: избиения, увечья, которые постепенно переросли в множество наказаний: телесные наказания, штрафы, лишение свободы. Однако в этом многообразии классовый подход все же открыто торжествовал, пропагандируя абсолютную беспомощность простого народа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы