Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация финансов малых предприятий: анализ практики и меры по совершенствованию (на примере ООО ВЦ «Альт-Софт»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.1 Сущность финансов и их структурная организация на предприятиях малого бизнеса 6
1.2 Особенности управления финансами на предприятиях малого бизнеса 18
1.3 Методика анализа организации финансов на предприятиях малого бизнеса 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ВЦ «АЛЬТ-СОФТ» 32
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 32
2.2 Оценка механизма управления финансовыми ресурсами организации 37
2.3 Формирование основных финансовых показателей малого предприятия, характеризующих эффективность его деятельности 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО ВЦ «АЛЬТ-СОФТ» 54
3.1 Разработка мероприятий по управлению финансами малого предприятия 54
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Введение:
Актуальность исследования определяется тем, что малые предприятия имеют важное экономическое и социальное значение в развитии экономики государства. В связи с этим актуальное значение приобретает исследование специфики организации финансов на малых предприятиях.
Небольшим организациям принадлежат такие основные отличительные характеристики как: гибкость реакции на быстрое изменение рынка; роль новатора в мире бизнеса; простота организации; высокий уровень непосредственного контроля начальства; ориентированность на внутреннее финансирование. Кредиты и займы для малых предприятий в реалиях страны крайне невыгодны; для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия; особенности финансов малого бизнеса можно рассматривать также относительно системы налогообложения, которая несколько отличается от налогообложения крупных предприятий. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы.
В целом система управления малым предприятием характеризуется следующими основными чертами: статичность, динамизм системы управления, действие сообразно поставленным целям, «связанность» развития системы управления как формальными элементами, присущими системе управления, так и неформальными элементами (проблема психологического климата, от которого во многом зависит эффективность внутрифирменных отношений).
Необходимо также отметить, что для успешной работы любой малой организации необходима постановка эффективного финансового менеджмента. Организация финансового менеджмента в малых фирмах требует ведения конкурентной борьбы, связана с образованием прибыли, это является немаловажным фактором. Однако, чтобы достигнуть поставленных целей, следует дополнительно решить ряд прочих задач: осуществить оптимизацию денежных потоков; внедрить действенную систему внутрифирменного планирования; осуществлять финансовый мониторинг и эффективный финансовый контроль; сделать систему учета и финансовой отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей финансовой информации. Как правило, управление финансами в организации малого бизнеса вследствие небольшой численности работников осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством фирмы.
Вопросы формирования эффективной финансовой политики и использования финансовых ресурсов как основы финансирования хозяйственной деятельности становятся основой финансовой стратегии как малого предприятия, так и любого другого. В связи с этим особое значение приобретает проблема разработки и внедрения эффективной системы управления функционированием финансовых ресурсов на малых предприятиях. Для того чтобы предприятие нормально функционировало необходимо тщательно проводить анализ его финансовой деятельности, выявлять проблемы и находить пути выхода из них. По сути, основу финансов предприятия должны составлять собственные ресурсы, иначе, базируясь только на привлекаемые (заемные) средства ему грозит крах и банкротство. Ведь в таком случае предприятие просто не сможет погашать свои обязательства и далее свободно заниматься своей производственной деятельностью. К сожалению, в настоящее время большинство организаций существуют в основном за счет заемных средств, имея собственных финансовых ресурсов в размере менее 40-30% от общего их количества. Постепенно данные хозяйствующие субъекты подвержены на медленное, а иногда даже и очень быстрое «утопание в долгах» перед кредиторами, поставщиками и т.д.
Цель исследования – разработать предложения по повышению эффективности системы управления финансами на малом предприятии ООО ВЦ «Альт-Софт».
Достижение оставленной цели исследования стало возможным при условии последовательного решения следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты организации финансов на предприятии малого бизнеса;
– проанализировать организацию финансов малого предприятия ООО ВЦ «Альт-Софт»;
– разработать мероприятия по совершенствованию системы управления финансами в ООО ВЦ «Альт-Софт».
Объектом исследования выступает малое предприятие ООО ВЦ «Альт-Софт».
Предмет исследования – организация финансов на предприятиях малого бизнеса.
Теоретической базой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как: Й. Ворст, Л.Т. Гиляровской, Н.Н. Илышевой, Л.И. Кравченко, О.Н. Лихачевой, А.И. Михайлушиной, Г.И. Хотинской и др.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовая и законодательная база принятия финансовых и управленческих решений на малых предприятиях, а также данные СМИ и данные из сети Интернет.
Исследование строится на применении таких методов научного познания как: методы дедукции и индукции, синтеза и анализа, сравнения и противопоставления, табличного, графического, системного, функционального, и др.
Заключение:
Малый бизнес играет важную роль в экономике России в целом и каждого ее региона в отдельности. Поэтому актуальная задача государства заключается в создании благоприятных условий функционирования всех субъектов предпринимательской деятельности.
Естественной задачей каждого предпринимателя является прибыльное ведение дела за счет оптимального использования имеющихся ресурсов, минимизации издержек и максимизации возможностей удовлетворения социально-экономических потребностей. Слабая организация финансовой деятельности стала одной из главных причин разрушения предприятий малого бизнеса.
Для малого бизнеса характерно единоличное владение, что означает, что предприниматель самостоятельно занимается финансами, снабжением, сбытом, рекламой и т.д. Однако, владелец не всегда может выполнять все функции самостоятельно, тогда ему приходится делегировать свои полномочия и передавать ведение бухгалтерского и финансового учета на аутсорсинг. По мере роста предприятия создается управленческая группа, включая бухгалтера, что ведет к отказу от аутсорсинга. Но даже при такой структуре организации многим малым фирмам приходится сталкиваться с непростыми проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, которые способствует банкротству – нехватка знаний, в том числе и управленческих у владельцев этих предприятий. Поэтому для выживания они рано или поздно вынуждены обратиться в консалтинговые фирмы.
Основным видом деятельности ООО ВЦ «Альт-Софт» является разработка компьютерного программного обеспечения. Основная цель деятельности организации – получение прибыли.
Организация ООО ВЦ «Альт-Софт» относится к предприятиям малого бизнеса.
В ООО ВЦ «Альт-Софт» финансовое планирование сводится к бюджетному процессу, который регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми на самом предприятии. Ответственность за соблюдением нормативных документов на предприятии возлагается на главного бухгалтера.
Исследование показало, что сумма баланса малого предприятия с каждым годом снижается, в 2017 году она уменьшилась на 20,5%, а в 2018 году – на 27,7%. Факторами снижения суммы баланса за три года на 42,6% является сокращение оборотных активов. На конец 2018 года сумма актива баланса возросла за счет увеличения запасов на 19,2% и роста дебиторской задолженности на 49,3%. При этом сумма актива баланса снизилась на счет уменьшения суммы основных средств на 27,7% и суммы денежных средств на 79,3%.
Наибольший удельный вес в структуре актива баланса предприятия занимает дебиторская задолженность, доля которой составила 80,2% и денежные средства, удельный вес которых составил 16,77%. Сумма дебиторской задолженности растет более быстрыми темпами по сравнению с выручкой от реализации, что приводит к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения стабильной деятельности.
Наблюдается снижение стоимости собственного капитала малого предприятия за три года на 6243 тыс. руб., что говорит об ухудшении финансового состояния ООО ВЦ «Альт-Софт». На конец 2018 года стоимость собственного капитала имеет отрицательное значение, что указывает на высокую вероятность банкротства.
У ООО ВЦ «Альт-Софт» баланс неликвиден, что указывает на проблемы с платежеспособностью, с ее низким уровнем. На протяжении 2016-2017 гг. организация имела абсолютную финансовую устойчивость. Однако, в 2018 году ситуация изменилась, организация характеризуется неустойчивым финансовым состоянием.
Предприятию ООО ВЦ «Альт-Софт» предложено внедрить системную политику управления отсрочкой платежа клиентов. Для этого все клиенты разделены на несколько групп, после чего каждой из групп предложены свои индивидуальные условия получения права на отсрочку. На эти средства будет начисляться определенный процент, а в случае своевременного погашения обязательств по погашению отсрочки платежа, начисленные проценты сгорают. Это позволит сократить объем дебиторской задолженности на 40% в первый планируемый год. Если предположить, что высвобожденные ресурсы будут направлены в акции и облигации других компаний на фондовом рынке, то это позволит заработать дополнительные 253 тыс. руб. После внедрения предложенных мероприятий, у организации улучшатся показатели ликвидности, также повысится показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность финансов и их структурная организация на предприятиях малого бизнеса
В современных условиях не вызывает сомнений, что эффективное развитие общества и экономики невозможно без малого предпринимательства. Малый бизнес решает ряд важных экономических и социальных задач, повышая экономическую безопасность страны.
Экономическая безопасность – это состояние экономики, при котором :
– обеспечивается динамичное социально-экономическое развитие государства,
– устойчивость национальной экономики по отношению к воздействию внутренних и внешних факторов, оказывающих негативное влияние,
– конкурентоспособность и защита национальных интересов на международной арене.
Таким образом, можно утверждать, что:
1. Малый бизнес способствует смягчению колебаний экономической конъюнктуры. Это достигается за счет механизма сбалансирования предложения и спроса. Малый бизнес развивается в тех сферах, где возникает неудовлетворенный спрос. Гибкость малого бизнеса позволяет ему активно реагировать на ситуацию как на товарных, так и на финансовых рынках.
2. Малый бизнес способствует решению социальных задач. Малый бизнес – это рабочие места для наемных сотрудников, обеспечение самозанятости. Важным является и формирование благодаря малому бизнесу так называемого «среднего класса». Уровень заработной платы для наемных сотрудников при этом устанавливается с помощью рыночных механизмов, исходя из спроса и предложения на труд, а не регламентируется государством. Более квалифицированный сотрудник может получать более высокую заработную плату, даже если должности называются одинаково у нескольких людей. Кроме того, малый бизнес является налогоплательщиком по ряду налогов (как федеральных, так и местных); а налоги направляются на решение различных социальных задач государства .
3. Малый бизнес развивает здоровую конкурентную среду. Благодаря этому возникают стимулы более полно использовать умения, знания, навыки, энергию людей, а также организационные, материальные и прочие ресурсы.
4. Малый бизнес требователен к рациональности использования ресурсов. Малое предприятие не может себе позволить содержать «лишних» сотрудников, иметь избыточные запасы сырья и т.д. Это способствует повышению эффективности использования ресурсов в экономике в целом.
5. Благодаря развитию малого бизнеса формируется диверсифицированная система услуг. По самой своей сущности малое предпринимательство является антимонопольным. Потребитель получает выбор, куда обращаться, что в целом способствует повышению качества получаемых услуг.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малому бизнесу относятся предприятия с численностью сотрудников до 100 человек с доходом не более 800 млн. руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Установленными критериями для определения малого бизнеса удобно пользоваться банкам при выдаче ссуды, а также налоговым органам. Еще на них ориентируются государственные службы, определяющие льготные программы и выделяющие средства для развития. Одно из преимуществ разряда малого бизнеса – это возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения. Малое предпринимательство обладает большей гибкостью по сравнению с крупным. Это позволяет быстрее внедрять инновации, путь от идеи до реализации намного короче, т.к. не требуется множество согласований внутри организации.