Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация эффективного управления бюджетом муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления бюджетом муниципального образования 5
1.1. Бюджетный процесс и его особенности на муниципальном уровне 5
1.2. Организационно-управленческие и экономические основы эффективного управления средствами бюджета муниципальных образований 23
Глава 2. Анализ управления бюджетом муниципального образования на примере городского округа Химки 35
2.1. Бюджетная система муниципального образования городского округа Химки 35
2.2. Оценка эффективности управления бюджетом городского округа Химки 43
Глава 3. Возможности совершенствования организации эффективного управления бюджетом муниципального образования на примере городского округа Химки 65
3.1. Пути и методы повышения налогового потенциала и эффективного расходования средств бюджета 65
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 80
Заключение 76
Список используемых источников 87
Введение:
Актуальность темы исследования определяется ролью местных бюджетов в процессе формирования доходов и расходов муниципальных органов, которые необходимы для финансирования жизненно важных отраслей для населения: образование, медицина, физкультура и спорт, оздоровление населения, социальные программы, средства массовой информации.
Дополнительно актуальность темы исследования определяется происходящим реформированием системы местного самоуправления, основу которой составляет иерархия бюджетов муниципалитетов, так как для управления процессами бюджетирования необходима соответствующая теоретическая база.
Степень разработанности темы. Вопросы управления бюджетами муниципальных образований рассматривались в трудах таких авторов как: Л.И. Абалкин, А.Г. Авдеев, Т.Т. Авдеева, Л.А. Велихов, Б.Я. Гершкович, М. Глазырин, В.Г. Игнатов, В.Н. Лексин, М.И. Либоракина, Э. Маркварт, Е.Д. Михайлов, Ю.В. Филиппов, А.Н. Швецов, А. Широков, С. Юркова и др.
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей организации эффективного управления бюджетом муниципального образования.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— описать бюджетный процесс и его особенности на муниципальном уровне;
— рассмотреть организационно-управленческие и экономические основы эффективного управления средствами бюджета муниципальных образований;
— раскрыть бюджетную систему муниципального образования городского округа Химки;
— оценить эффективность управления бюджетом городского округа Химки;
— предложить пути и методы повышения налогового потенциала и эффективного расходования средств бюджета;
— оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Предмет исследования — экономические отношения, складывающиеся на муниципальном уровне по поводу местного бюджета.
Объект исследования — организационно-управленческие и экономические основы эффективного управления средствами бюджета муниципальных образований.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Заключение:
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Местные бюджеты формируются не только за счет собственных налоговых поступлений и других собственных источников доходов, но и за счет федеральных средств, которые передаются органам местного самоуправления из бюджета или от кредитных организаций на целевое использование, что в свою очередь ограничивает возможности органов МСУ по улучшению качества жизни населения на своей территории, что является основной задачей распределения доходов. В связи с этим целесообразным видится увеличение доли собственных доходов на территории каждого муниципального образования.
Все муниципалитеты, конечно же, стремятся реализовать все поставленные цели в социально-экономическом развитии общества, но нужно отметить, что нестабильность и кризисы в экономике, связанные то с ростом, то падением рубля не позволяет осуществлять поставленные цели. Также выполнить все задачи не позволяет и совершенство законодательства. Это связано с тем, что население не участвует в выборах местной власти.
Проведенный анализ в практической части исследования в 2018 году, несмотря на трудности в экономике, бюджет Химки выполнил все взятые обязательства, сохранена его сбалансированность и устойчивость. Это было достигнуто в условиях замедления экономического роста, снижения темпов роста внутреннего спроса, в первую очередь, в сегменте инвестиций.
Бюджет 2019 года сформирован и исполнен в соответствии с утвержденными бюджетными принципами и правилами. Главная их задача: обеспечить принятие реалистичных обязательств бюджета, не нарушая его устойчивости, вне зависимости от внешней конъюнктуры.
В 2018 году наблюдается прирост по всем отраслям социальной сферы, кроме здравоохранения. Если сопоставить темпы роста расходов на социальную сферу и уровень инфляции (которая по официальным данным составляла порядка 6% в 2016-2018 году), то становится очевидным, что финансовая обеспеченность социальной сферы значительно отстает т.е. при росте в абсолютном (номинальном) объеме происходит снижение реального финансирования социальной сферы.
Также следует отметить, что расходы на образование, а также на культуру и кинематографию хотя и растут в абсолютном выражении, но по доли исполнения снижаются. Расходы же на отдельные вопросы социальной политики, снижаясь в абсолютном исполнении, увеличиваются в процентом соотношении.
Расходы на пенсионное обеспечение с каждым годом снижаются. Таким образом, приоритетным направлением бюджета Химки являются расходы социального направления, что обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах здравоохранения и образования, создания условий для культурного и духовного развития жителей области. Самая крупная отрасль бюджетной сферы образование.
Как видно из анализа происходит ежегодное увеличение расходов на социальную сферу по всем отраслям, что является положительным фактором финансирования социальной сферы.
На предстоящий период также необходимо увеличивать выделение средств на поддержание и развитие социальной сферы области. Это обусловлено многими факторами:
— необходимости увеличения размера заработной платы, различных пособий и выплат; работникам социальной сферы
— повышение качества жизни населения;
— увеличение роста цен;
— повышение тарифов за услуги и т.д.
В условиях нестабильной экономической ситуации и наличия бюджетного дефицита идет активный поиск путей решения проблем финансирования социальной сферы.
Доходы бюджета муниципального образования распределены крайне неравномерно. Основную долю доходов бюджета составляют безвозмездные поступления. Доля собственных доходов в формировании бюджета крайне низкая.
Возможные способы увеличения доходной базы бюджета (увеличение эффективности использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством сдачи в аренду или во временное владение и пользование; установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам; стимулирование предпринимательской активности), различные варианты эффективного соотношения затрат и результатов, а также возможность привлечения альтернативных источников финансирования. К ним относятся:
— расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем, удовлетворения дифференцированного спроса на различные социальные услуги и т. д.) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т. д.;
— нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов);
— привлечение кредитных средств, как из бюджетов других уровней, так и за счет кредитных организаций
— существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;
— привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;
— участие региона в различных проектах и программах, финансируемых из других источников и т.д.
Соответственно стимулирование инициатив и развития региона будет эффективно лишь тогда, когда доля отчислений из регионального бюджета не будет возрастать пропорционально росту финансовой самостоятельности региона. Эта мера позволит скорректировать дисбаланс между отчислениями в федеральный бюджет и развитием налоговой системы в субъектах Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты управления бюджетом муниципального образования
1.1. Бюджетный процесс и его особенности на муниципальном уровне
Бюджетная система любой страны, в том числе Российской Федерации, является финансовой основой для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Успех развития государства в целом и его отдельных территорий в частности во многом зависит от баланса его бюджетной системы, взаимоотношений и разделения полномочий между различными уровнями этой системы. В Российской Федерации бюджетная система представлена четырьмя уровнями: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов [15, 124].
Каждый из представленных компонентов чрезвычайно важен, поскольку на каждом уровне решаются определенные задачи и функции. Уровень муниципальных бюджетов является наиболее важным и неоднозначным.
Во-первых, этот уровень представлен наибольшим количеством участников, различающихся по форме организации, населению, финансовым возможностям и потребностям.
Во-вторых, уровень муниципальных бюджетов, представляющих самое низкое, первичное звено этой системы, является важной частью, основой всей этой системы.
Наконец, в-третьих, все усилия, направленные на развитие социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса, осуществляются непосредственно на этом уровне бюджетной системы [19, 58].
Бюджетный процесс регулируется нормами законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждении и исполнении бюджетов. и бюджеты государства, а также контроль за их выполнением.
Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных этапов:
— подготовка проектов бюджетов;
— рассмотрение и утверждение бюджетов;
— исполнение бюджета;
— подготовка и утверждение отчетов об исполнении.
Бюджетный процесс в муниципалитетах осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом (далее БК [2]), Законом о местном самоуправлении, бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации и правовыми актами муниципального образования.
На муниципальном уровне бюджетный процесс осуществляется на основе принципов, присущих бюджетному процессу всего государства и только бюджетной деятельности муниципалитетов. Особенностью бюджетного процесса на местном уровне является наличие принципа необходимости учитывать местные особенности и традиции [49, 44].
Бюджетный процесс в муниципалитете охватывает следующие этапы в отношении местного бюджета [10, 202]:
1) подготовка проекта бюджета;
2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) подготовка отчета об исполнении и его утверждение.
1. Началом бюджетного процесса на местном уровне является разработка проекта бюджета, реализуемого на основе плана экономического и социального развития территории муниципального образования. Местная администрация представляет проекты планов и программ развития территории на утверждение представительного органа. На данном этапе органы местного самоуправления также руководствуются ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации о порядке разработки планов социально-экономического развития [10, 204].