Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация досуговой деятельности трудоспособного населения на примере Муниципального казённого учреждения «Городищенский культурно-досуговый центр»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы организации досуговой деятельности трудоспособного населения 5
1.1. Понятие досуговой деятельности и учреждений культурно–досугового типа 5
1.2. Правовые аспекты функционирования культурно–досуговых учреждений……………………………. 9
1.3. Деятельность культурно – досуговых учреждений по организации досуга трудоспособного населения 14
Выводы по главе. 21
2. Исследование деятельности Муниципального казённого учреждения культуры «Городищинский культурно–досуговый центр» по организации досуга трудоспособного населения 23
2.1. Характеристика МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр»……………………………………………………………………………….23
2.2. Организация и проблемы досуговой деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр» 30
2.3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр» в части организации досуговой деятельности трудоспособного населения 41
Выводы по главе. 55
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Приложение 1 65
Введение:
Актуальность исследования. Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная политика в сфере культуры и досуга, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Трансформации различных сторон жизни общества России, привели к тому, что начали изменяться социальные и культурные ситуации в сфере организации культуры. Культурный досуг для всех категорий населения, а для трудоспособного населения в особенности является первостепенной ценностью, в которой могут реализовываться большинство культурных и социальных потребностей.
Рассмотрение управления деятельностью учреждений культурно–досугового типа довольно проблемный вопрос, поэтому в данном исследовании предлагается рассмотреть не только организацию досуговой деятельности трудоспособного населения, но и определить рекомендации по совершенствованию деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр» в части организации досуговой деятельности трудоспособного населения.
Объектом исследования в работе является организация досуговой деятельности трудоспособного населения.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности трудоспособного населения муниципальным казённым учреждением «Городищинский культурно–досуговый центр».
Цель работы: разработка предложений по совершенствованию деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр» в части организации досуговой деятельности трудоспособного населения.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить понятие культурно –досуговой деятельности и учреждений культурно–досугового типа
2. Рассмотреть правовые аспекты функционирования культурно–досуговых учреждений
3. Изучить деятельность культурно – досуговых учреждений по организации досуга трудоспособного населения
4. Привести характеристику МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр».
5. Рассмотреть организацию и проблемы досуговой деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр».
6. Разработать предложения по совершенствованию деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр» в части организации досуговой деятельности трудоспособного населения.
Методы исследования: анализ нормативно – правовых источников, литературных источников, анализ служебной документации МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр», применяются общенаучные, аналитические методы, метод экспертных оценок, системный подход, метод дедукции, синтеза, графический метод.
При рассмотрении данной темы были изучены теоретические работы и публикации в СМИ таких авторов как Асановой И. М., Василенко И. А., Васильева А., Жаркова А.Д., Заруба Н.А., Зотова В. Б., Каменец А.В., Коленько С.Г., Литвинова Е.В., Махошевой С.А., Мухина А.Ю. и других авторов.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой главе работы рассмотрены теоретические и правовые основы функционирования учреждений культурно–досугового типа. В результате изучения понятия культурно–досуговых учреждений сделан вывод о том, что культурно–досуговая деятельность – это процесс приобщения личности к культурным ценностям, осуществляемый в свободное время посредством саморазвития.
Деятельность культурно–досуговых учреждений – это деятельность по сохранению, созданию, трансляции и освоению культурных ценностей в сфере свободного времени, носящая добровольный характер.
Культурно–досуговая деятельность по содержанию подразделяется на четыре вида деятельности: познавательная деятельность, ценностно–ориентированная, практически–преобразующая и творческая.
Политика в сфере организации деятельности учреждений культуры выстраивается с учетом общих принципов государственной политики, законодательства в сфере культуры и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и культурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени.
Культурно–досуговая работа является неотъемлемой частью деятельности учреждений культуры, так как способствует профессиональному росту учащихся и преподавателей, созданию творческой атмосферы в коллективе, развитию у трудоспособного населения интереса к творческой деятельности.
Успешной организации культурно–досуговой работы в учреждениях культуры должно предшествовать деятельность по формированию профессиональной готовности персонала к этому виду деятельности, важнейшими составляющими которого являются специальные знания, умения, навыки и психологическая установка.
Таким образом, культурно–досуговая деятельность учреждений не только организует проведение свободного времени трудоспособного населения, но и является культурным, образовательным, просветительским центром. Культурно–досуговая деятельность, проводимая профильными учреждениями, выполняет несколько социальных функций: просветительскую, гедоническую, развивающую и культуротворческую.
Во второй главе работы проведен анализ деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Городощинский культурно–досуговый центр», в результате которого сделаны выводы.
Учреждение является центром организации досуга населения, предоставляющим возможность трудоспособному населению заниматься разными видами досуга.
Деятельность учреждения осуществляется как в рамках муниципального заказа, так в рамках платных услуг, оказываемых населению. Платными услугами учреждения является продажа билетов на массовые мероприятия, посещение платных кружков и секций, студий. Средства от платной деятельности учреждение может использовать на свое развитие.
Анализ показал, что охват досуговыми мероприятиями ежегодно увеличивается, чему способствует увеличение количества мероприятий в сфере культуры и досуга.
Для выявления проблем в организации деятельности МКУ «ГКДЦ» проведен опрос 62 местных жителей в возрасте от 20 до 65 лет, результаты которого подтвердили выводы, сделанные в результате анализа.
По результатам анализа организации деятельности МКУ «Городищинский культурно–досуговый центр» и опроса граждан трудоспособного возраста, сделаны выводы о том, что существуют определенные проблемы:
неэффективно организована деятельность по информированию трудоспособного населения об услугах и мероприятиях МКУ «ГКДЦ»
недостаточно активна работа по организации досуга семейной молодежи;
у трудоспособного населения нет возможности оценить деятельность МКУ «ГКДЦ»;
наблюдается снижение интереса к библиотечной деятельности и требуется ее осовременивание.
Для решения проблем предложен комплекс мероприятий по совершенствованию досуговой деятельности.
Предложено открытие культурно–досугового портала. На портале предлагается размещать не только информацию о культурной жизни, но и полезную информацию других органов управления, учреждений. В работе предложена структура досугового портала. Для создания и сопровождения портала предлагается использовать инициативную молодежь. Информация для портала будет поступать по электронной почте к модераторам портала и размещаться ими же.
Наличие досугового портала позволит активнее работать с населением, своевременно доносить до него актуальную и важную информацию, получать обратную связь и в соответствии с её результатами корректировать культурно–досуговую политику.
Для повышения качества предоставляемых учреждением услуг, предлагается на портале предложить населению оценить предоставляемые учреждением услуги. Для этого предложена специальная форма, в которой гражданин сможет выбрать разные оценки конкретных услуг. По результатам оценки руководство сможет поощрять отличившихся, а низкие оценки станут стимулом для улучшения качества конкретных услуг.
В целях улучшения организации досуга молодых семей, предложено открытие Клуба молодой семьи, где предлагается проводить досуговые мероприятия семейной направленности.
В работе предложены варианты организации досуговой деятельности членов Клуба молодой семьи.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы организации досуговой деятельности трудоспособного населения
1.1. Понятие досуговой деятельности и учреждений культурно–досугового типа
Учреждения культурно–досугового типа функционируют в сфере досуговой деятельности, где досуговую деятельность – «это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности» [17, C.29].
Культура досуга понимается как интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.
По мнению А.Д. Жаркова, «досуг – это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга является отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д. [17.С.34].
Дашковская О. Д. рассматривает досуг как особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью. [16, C.43].
Досуг характеризуется рядом признаков, основными среди которых являются: свобода выбора досуговой деятельности, добровольное участие в досуговой деятельности, компенсационность досуга, т.е. желание получить радость и удовольствие.
По мнению Каменец А.В. досуговая деятельность –это процесс, который стимулирует развитие творческой индивидуальности, создает условия для выявления и удовлетворения свободы выбора досуговых потребностей и интересов и утверждает на этой основе системы ценностей личности [20, с. 93]
Досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности человека тем, что осуществляется в соответствии с потребностями индивида, с целью получения удовольствия, развлечения, отдыха. В силу этого она предоставляет человеку возможность полнее и разностороннее испытывать себя в различных видах социокультурного творчества, предлагает свободно выбирать интересные занятия, способствует развитию и обогащению жизненного опыта. Ее специфическими особенностями следует считать:
1) наличие мотива;
2) предметное разнообразие;
3) выбор цели и содержания;
4)социально полезный характер, нейтральный или асоциальный характер [20, c.95].
Таким образом, деятельностью в сфере досуга называют творческую работу человека, при которой он развивается интенсивнее, его умения преобразуются в качественно иные.
В Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» приводится следующее определение культурной деятельности: «культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей» [2]. Cобирая данные определения воедино, можно констатировать, что деятельность культурно–досуговых учреждений – это деятельность по сохранению, созданию, трансляции и освоению культурных ценностей в сфере свободного времени, носящая добровольный характер.
Культурно–досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, методика, организация, материально–техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности [25, C.66].
Стоит отметить, что такие компоненты системы как учреждения культурно–досугово типа сами являются сложной системой, обусловленной их разнообразными типами (концертный залы, клубы, парки, музеи и т.д.) и внутренней материально–технической и организационной системами. К учреждениям культуры так же относятся научные, высшие и средние учебные заведения, такие как МГИК, МОКИ (областной колледж искусств), СПбГИК, КемГИК и так далее, которые так же являются сложными системами. Все это многообразие учреждений культуры является подсистемой в системе культурно–досуговой деятельности.
Важнейшим признаком досуга является его принадлежность к зоне свободного времени человека. Организация досуга – это возможность личности деятельно воспользоваться своим свободным временем. С точки зрения социологической науки, досуг – это часть свободного времени, освобожденная от затрат на бытовые, физиологические нужды (трудовая, семейная деятельность, питание, сон).
Досуг организуется в зависимости от индивидуального выбора отдельно взятого человека и базируется на его свободном выборе. [24, C.77].
Содержание досуговой деятельности характеризуется целостностью, так как данные виды деятельности всегда находятся в синтезе. Практически–преобразующая деятельность не может быть обособлена от творческой, равно как и познавательная – от ценностно–ориентированной. Специалистами культурно–досуговой деятельности практикуется лишь различная мера их сочетания [22, C.133].
Ведущими функциями досуговой деятельности являются рекреационная и гедонистическая. Первая отвечает за отдых после трудового дня и психологическую разрядку. Вторая – за удовольствие и наслаждение. Данные функции тесно связаны друг с другом [22, C.134].
Социальные функции досуговой деятельности реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях, что являются прямым отражением закона о культуре Российской Федерации. Задача досуговой