Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организационно-правовой статус федерального органа исполнительной власти (на примере конкретного органа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Раздел 1. Место и роль Правительства Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти 6
1.1 Понятие и система федеральных органов исполнительной власти 6
1.2 Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации 17
1.3 Общая характеристика Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти 23
Раздел 2. Особенности организационно-правового статуса Правительства Российской Федерации 29
2.1 Проблемы формирования Правительства Российской Федерации 29
2.2 Направления совершенствования статуса Правительства Российской Федерации 44
Заключение 59
Библиографический список 64
Введение:
Актуальность темы исследования. Российская Федерация формируется в виде правового государства, представляющего собой совокупность институтов и органов, которые должны обеспечивать стабильное функционирование гражданского общества на основании права, защиты прав и интересов человека и гражданина, подъем экономического уровня, духовного прогресса народа.
Определение и состав государственной власти юридически закреплены в Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), а также принятых на ее основе конституционных законах. Принципы осуществления деятельности государственной власти должны опираться на законодательную основу, аппарат государства, материальные ресурсы государства, финансы, а также различные механизмы принуждения и убеждения. Учитывая это, государственная власть должна подкрепляться определённой идеей, у нее должно присутствовать нравственное оправдание, также она должна быть легитимной, что подразумевает собой общественное признание.
В соответствии со ст. 10, 11 Конституции Российской Федерации, осуществление государственной власти в Российской Федерации должно происходит исходя из принципа о разделении властей – законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Также оно основывается на разграничении предметов ведения и разделения полномочий между Российской Федерацией и органами, осуществляющих государственную власть, на территории субъектов Российской Федерации.
Исполнительная власть несет ответственность за организационно- управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, которая должна осуществляться за счет определенных органов государства и должностных лиц. Основанием такой деятельности должны быть законодательные нормы, для обеспечения текущей работоспособности всей страны и государственного аппарата. Все возможности и полномочия для осуществления деятельности органов исполнительной власти предоставляются Правительству Российской Федерации, представителям федеральных органов исполнительной власти, а также органам, которые осуществляют деятельность исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и рад других должностных лиц.
Вместе с тем, вопрос об исполнительной власти является актуальным на сегодняшний день, а также одним из труднейших вопросов правовой науки. Многие современные проблемы организации государственной власти обусловлены сложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственного устройства страны. Именно реальные характеристики исполнительной ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения сложившихся проблем .
Целью настоящей работы является выделение особенностей организационно-правового статуса Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и структуру органов исполнительной власти;
— изучить правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации;
— дать общую характеристику Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти;
— рассмотреть порядок формирования Правительства Российской Федерации.
Объектом исследования является Правительство Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы права, регламентирующие деятельность Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти.
Методологической основой исследования являются сравнительно-правовой и системный метод, приёмы формальной логики.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как А.Б. Венгеров, М.В. Баглай, В.В. Лазарев, И.М. Степанов, Л.А. Окуньков, А.Н. Бобылев, В.Г. Вишняков, Т.А. Гусева, И.Л. Бачило, Л.А. Калинина, Г.В. Атаманчук, Н.Ю. Хаманева и др.
Структура работы включает в себя введение, два раздела, разделенные на шесть параграфов, заключение и библиографический список.
Заключение:
По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть, и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Правительство действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.
В главном правовом документе Российской Федерации – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом Российской Федерации. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.
Формирование нового кабинета министров, согласно ст. 111 и 112 российской конституции, проходит в два этапа. Сначала президент Российской Федерации назначает премьер-министра с согласия Государственной думы. Затем председатель правительства в течение недели представляет главе государства свои предложения по структуре и составу кабинета.
Согласно закону о правительстве Российской Федерации от 17 декабря 1997 года, кандидат на должность главы кабинета не должен иметь иностранного гражданства или иного документа, дающего право на постоянное проживание на территории зарубежного государства. В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, претенденты на замещение высших правительственных должностей должны иметь высшее образование, а также не менее четырех лет отработать на госслужбе или по специальности.
Предложение о кандидатуре нового председателя правительства президент вносит в Госдуму не позднее двух недель после своей инаугурации или после отставки предыдущего состава правительства. Если кандидатура вносится повторно (после отклонения Госдумой), то срок представления сокращается до одной недели.
Дума имеет в своем распоряжении неделю на обсуждение предложенной президентом кандидатуры. Согласно регламенту нижней палаты, глава государства или его полномочный представитель должны официально представить депутатам претендента на пост премьер-министра. Он выступает с программой основных направлений деятельности будущего правительства и отвечает на вопросы парламентариев (не менее 30 минут). Затем представители думских фракций высказываются в поддержку кандидатуры нового премьера или против нее и проводят голосование.
Правительство определяет круг полномочий между федеральными министерствами, службами, агентствами, устанавливает положения о федеральных органах исполнительной власти, утверждает определенное количество служащих в государственном аппарате и размер финансирования данного аппарата, установленный федеральным бюджетом. Правительство назначает порядок формирования и функционирования территориальных федеральных органов исполнительной власти, определяет размер финансирования, выделенного из федерального бюджета. Правительство правомочно признавать недействительными или откладывать выполнение актов федеральных органов исполнительной власти.
Правительство утверждает на должность и снимает с должности федеральных замминистров, глав федеральных органов исполнительной власти, которые находящиеся под руководством Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных министерств, которые находятся под управлением федеральных министерств, по предъявлению федеральных министров, руководителей структурных подразделений и организаций при Правительстве российской Федерации.
В Конституции определен перечень предметов ведения, которые имеют прямое отношение к деятельности Правительства: федеральная собственность и руководство ею, утверждение основных принципов федеральной политики и федеральные программы в определенных сферах развития государства, принятие правовых оснований обобщенного рынка, федеральный бюджет, федеральное налогообложение, международные экономические отношения, оборона и безопасность. В область полномочий и компетенций Правительства включена стабилизация общественных отношений в различных общественных сферах российского общества.
Пункт «а» части 1 статьи 114 Конституции устанавливает, что Правительство подготавливает и выносит на утверждение Государственной Думе закон о федеральном бюджете и гарантирует его реализацию, представляет нижней палате Парламента отчетность об его исполнении.
Правительство гарантирует проведение на территории Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Социальная направленность Российской Федерации, отображенная в статье 7 Конституции, обусловила необходимость Правительства в разработке единой государственной политики в социокультурной сфере, а также в сфере здравоохранении, образования и экологии. Цель Правительства в данной сфере заключается в обеспечении подходящих условий для «подобающей жизни и свободного развития человека».
Статья 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» определяет, как одну из первостепенных задач Правительства выполнение распоряжений по обеспечению защиты страны, государственной безопасности, исполнение внешней политики.
В рамках собственных полномочий высший орган исполнительной власти Российской Федерации принимает положения и правовые акты, которые формируют правовой статус органов, выполняющих функции в области правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, а также иные нормативные правовые акты, которые разделяют полномочия между исполнительными органами, функционирующими в области общественного порядка, безопасности и борьбы с преступностью.
Формирование деятельности правоохранительной системы также входит в полномочия Правительства Российской Федерации. Правительство создает и исполняет меры по обеспечению правоохранительных органов высококвалифицированными сотрудниками, их численность, структуру, а также размер и источники финансирования, создает специализированные учебные заведения для профессионального образования. Гарантирует социально-правовую защиту служащих правоохранительных органов.
К ведению Правительства Закон также относит и ратификацию, и принятие договоров на международном уровне, если указанные договоры совершаются от имени Российской Федерации. правительство предпринимает меры для обеспечения реализации данных международных договоров.
В рамках своей компетенции Правительство выносит решения по следующим вопросам: вхождение и деятельности Российской Федерации в международных организациях; формирование делегаций на совещаниях членов международных организаций; согласование представителей от государства в указанные организации.
Правительство осуществляет свои полномочия на основании правовых актов, которые соответствуют правовым нормам, указанным в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном и федеральном законодательстве, а также в нормативных документах Главы государства. Акты Правительства могут носить нормативный и не нормативный характер. Акты, обладающие нормативным характером, публикуются в виде постановлений. Акты, не носящие нормативный характер по текущим вопросам – в виде распоряжений Правительства.
Для эффективной работы при Правительстве Российской Федерации создана масштабная сеть координационных и совещательных органов, в состав которых входят правительственные комиссии и советы, организационные комитеты, межведомственные комиссии и советы.
Согласно основному закону Российской Федерации, решение об отставке правительства принимает только глава государства. Российское законодательство — конституция и федеральный конституционный закон о правительстве Российской Федерации — предусматривает несколько оснований для отставки кабинета министров:
• в связи с инаугурацией избранного президента страны;
• добровольно;
• по инициативе президента;
• в связи с отставкой председателя правительства;
• в связи с вотумом недоверия Госдумы, принятым либо по инициативе большинства депутатов, либо в ответ на вопрос о доверии кабинету, поставленный перед Госдумой премьер-министром.
Решение о сложении кабинетом министров своих полномочий оформляется распоряжением правительства в день вступления в должность нового главы государства.
Кабинет министров может самостоятельно на специальном заседании принять решение о своей отставке. Российское законодательство не предусматривает для этого каких-либо формальных оснований. Председатель правительства от имени своих коллег подает соответствующее прошение президенту, который может принять его или отклонить. В современной российской истории такой прецедент был лишь раз, когда 12 сентября 2007 года Михаил Фрадков подал президенту прошение об отставке правительства.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Место и роль Правительства Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти
1.1 Понятие и система федеральных органов исполнительной власти
Одним из ключевых признаков любого государства является наличие органов госу¬дарственной власти, с помощью которых воплощаются в жизнь государственные функции. Государ¬ственный аппарат современной России базируется на ряде принципов, значимое место среди кото¬рых занимает принцип разделения властей, являющийся одной из новелл российской Конституции 1993 года.
Все мы, граждане, заинтересованы в стабильном, процветающем государстве, в нормальной человеческой жизни. Из этого следуют вполне естественные вопросы: как построить такое государство, как должен быть организован и как должен действовать государственный механизм?
Мировая практика показывает, что там, где государство ограничивает свободу народа, где главенствует диктатура и произвол, где вся власть сосредоточивается в руках одного государственного органа, неизбежны упадок общества и нравов, ухудшение условий жизни, а в итоге — крах режима. Изучая историю, мы не находим ни одного примера, который бы показывал, что тоталитарный режим обеспечивает стабильное процветание, развитие личности и общества, осуществление власти на благо народа и в его интересах.
На сегодняшний момент общепризнанным является мнение, что достижение стабильности, процветания общества, экономической, политической свободы, высокого уровня социального развития, является возможным только в правовом демократическом государстве. А как мы знаем, одним из характерных признаков демократического правового государства является принцип разделения властей.
На современном этапе принцип разделения властей является конституционным принципом и признаком правового демократического государства.
Его суть заключается в отделении и независимости существующих ветвей власти. Согласно данному принципу полномочия распределяются между государственными органами. Кроме того, на случаи выхода за пределы своих полномочий, функционирует «система сдержек и противовесов», которая позволяет ограничивать действия органами других ветвей власти. Данная система позволяет органам разных ветвей власти быть независимыми друг от друга, но при этом взаимодействовать между собой и воздействовать друг на друга.
В настоящее время приоритетной моделью развития Российского государства является построение общества, основанного на демократических началах. Одним из важнейших признаков любого демократического государства является рациональная организация власти в государстве, где осуществляются контроль и согласованность в действиях высших государственных органов. Таким признаком и выступает принцип разделения властей .
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации , государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В России в последние годы параллельно создавалось несколько направлений преобразования федеральной исполнительной власти. Более важными в их числе являются: реформа государственной службы, бюджетного процесса и административная реформа.
Основные проблемы реализации принципа разделения властей заключаются в том, что в Российской Федерации отсутствует четкое закрепление полномочий любой из ветвей власти в государстве, что «размывает» принцип разделения властей в проблемах формирования элементов функционирования государственного механизма. Нет согласования ветвей государственной власти вследствие попытки каждой из ветвей достигнуть определенных целей только лишь на основе своей совершенной независимости от других ветвей, самодостаточности и исключительной самостоятельности. Таким образом, механизмы данного взаимодействия нарушены и не отлажены, что ведет к непродуктивности принципа разделения властей.
С одной стороны, может показаться, что выполнение принципа разделения властей отнюдь не считается трудным из-за явной рациональности его предписаний. Однако на деле это не совсем так, поскольку конфронтация общественно-политических интересов всецело приобретает форму борьбы прав и полномочий.
Именно поэтому формирование эффективного правового механизма разрешения подобных столкновений есть важнейший критерий общественно-политической устойчивости и исключения конституциональных кризисов.
Для решения проблемы отсутствия четкого закрепления полномочий каждой из ветвей власти видится необходимой разработка и принятие федерального конституционного закона «О реализации принципа разделения властей в Российской Федерации».
В указанном законе следует предусмотреть следующие положения:
— система органов законодательной, исполнительной и судебной власти по горизонтали и по вертикали;
— механизмы закрепления полномочий за органами каждой из ветвей власти;
— порядок взаимодействия Президента Российской Федерации с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Таким образом, принцип разделения властей стал основой большинства стран, в том числе Российской Федерации. Принцип разделения властей является актуальным для современной России и являясь основополагающим принципом построения правового государства не теряет своей актуальности. Разделение властей на ветви делает их самостоятельными и независимыми, но при этом, не лишает единства и целостности. Кроме того, с развитием системы государственных органов, появились такие органы, которые не нашли свое место ни в одной из ветвей власти, но при этом являются необходимыми для решения государственных задач.
«Исполнительная власть» как юридический термин употребляется в учебной и научной литературе, а также широко представлен в нормативно-правовых документах. Для выявления различий восприятия этого термина в том или ином контексте необходимо провести анализ данной категории.
Теория отечественного административного и конституционного права не содержит единого, унифицированного подхода по этому вопросу, что затрудняет появление аналитических суждений в отношении содержания и практики применения термина в той или иной сфере государственно-правовой деятельности.
По мнению Радченко В.И., не каждый государственный орган в силу правоприменительного характера их деятельности (учреждения или комитеты с координационными, совещательными или консультативными функциями), в компетенцию которого входят управленческие функции, может относиться к уполномоченным (властным) органам, в том числе и к органам исполнительной власти . Правильное разделение функций государственного управления от исполнительных функций власти является обязательным условием для определения правового положения исполнительной власти .
Коллектив соавторов учебника по административному праву (Алехин А.П., Кармолицкий А.А. и Козлов Ю.М.) не считает равнозначными понятия исполнительная власти и системы ее осуществляющих ее органов. В книге используется специально разработанный понятийный аппарат («государственное управление», «сфера государственного управления», «исполнительные органы» и т.д.), а основу авторской концепции составляют отождествляемые понятия «разделения труда» и «разделения властей» .
Некоторые другие ученые (например, Малый А.Ф.) посчитали неверным объединение всех вышеуказанных органов исполнительной власти в единую систему, поскольку полномочия, которыми они наделены, не всегда совпадают по содержанию .
«Выводя» понятие исполнительной власти через присущие органам исполнительной власти функции государственного управления, сторонники мнения Малого А.Ф. признают производный характер исполнительной власти от государственного управления, как разновидности государственной деятельности, в рамках которой и реализуется исполнительная власть.
Под таким углом зрения исполнительная власть приравнивается к системе органов государственной власти, уполномоченных осуществлять управленческие полномочия.
В то же время, Бахрах Д.Н. отождествляет административную и исполнительную власть, выделяя в трактовке последней два аспекта:
1) юридический (как право и узаконенная возможность одних субъектов управлять другими, подчиняя своей волю других людей посредством нормотворчества и правоприменительной организаторской деятельности);
2) политологический (включая в объем понятия комплекс политико-правовых явлений, характеризующий аппарат, деятельность и компетенцию служащих исполнительной власти» .
Энтин Л.М. для демонстрации, подчеркивания значения центрального органа управления приводит мнения зарубежных ученых, предпочитающих использовать термин «правительственная» власть, а не «исполнительная» .
С одной стороны, в Конституции Российской Федерации (ст. 10) акцентируется внимание на присущем исполнительной (как судебной и законодательной) власти признаке самостоятельности. В то же время, систематически подзаконный и подконтрольный характер (со стороны двух других ветвей власти во исполнение принципа разделения властей) деятельности органов исполнительной власти не позволяет делать однозначный вывод о такой самостоятельности. К тому же, действующим законодательством предусмотрен достаточно разветвленный набор контрольных процедур в отношении исполнительной власти.
В Основном Законе Российской Федерации исполнительная власть выделяется как самостоятельная ветвь государственной власти, осуществляемая системой органов исполнительной власти, возглавляемая Правительством Российской Федерации.
Современное российское законодательство не имеет определения «органов исполнительной власти», можно только привести примеры определений этого понятия учеными — правоведами .
Одними учеными органы исполнительной власти определяются как самостоятельная структурная часть государственного аппарата, находящаяся в системе исполнительных органов государственной власти, имеющая определенные государственно-властные полномочия. Цель деятельности исполнительной власти — практическая реализация законов и организация их исполнения при осуществлении государственного управления.
Другими учеными понятие «органа исполнительной власти» определяются, как структурное подразделение государственно-властного аппарата, создающееся при разделении властей для исполнения законов в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общества .
Выделяя признаки органов исполнительной власти, необходимо подчеркнуть, что:
— органы исполнительной власти – внешняя форма выражения исполнительной власти;
— органы исполнительной власти действуют согласно принципам государственной и территориальной целостности Российской Федерации, суверенитета Российской Федерации, положения норм Конституции, разделения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— важнейшая функция исполнительной власти – это приведение к исполнению нормативно–правовых актов и обеспечение их выполнения;
— деятельность органов исполнительной власти – управленческая, организующая, исполняющая, контрольная и распорядительная;
— в организационную структуру органов исполнительной власти входят департаменты, отделы, управления, т.д.
— органами исполнительной власти могут издаваться акты административного управления.
Органы исполнительной в пределах своей компетенции наделены независимостью и самостоятельностью .
Отечественная система органов исполнительной власти стабильно стро¬ится и эффективно функционирует благодаря строгому соблюдению ряда принципов (принципы федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности и др.).
Существование принципа федерализма в системе органов исполнительной власти обус¬ловлено федеративным административно-территориальным устройством Российской Федерации.
В структурном плане его действие проявляется во включении в общую систему орга¬нов исполнительной власти помимо органов исполнительной власти Российской Федерации также и региональных органов исполнительной власти (субъектов Российской Федерации: республик, краёв, областей, городов федерального значения, автоном¬ной области, автономных округов).
В юридическом смысле Конституция и иные нормативные правовые акты определяют компетенцию органов исполнительной власти и специфику взаимоотношений меж¬ду ними, одновременно разграничивая предметы ведения и полномочия между «центром» и субъектами.
Так, во-первых, Конституция Российской Федерации иерархически соотносит между собой правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти (акты первых обязательны для исполнения вторыми, а акты законодательного уровня органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны соблюдаться органами ис-полнительной власти Российской Федерации).
Во-вторых, основной правовой формой регулирования взаимоотношений между феде¬ральными и региональными органами исполнительной власти является административный до¬говор, в рамках Конституции Российской Федерации регулирующий делегирование полномочий «сверху вниз».
Принцип сочетания централизации и децентрализации подразумевает одновременное сочетание двух процессов при формировании системы органов исполнительной власти: централизации, в ходе которой происходит концентрация значительной части государственных функций под контролем центральных органов федеральной исполнительной власти, и децентрализации, означающей процесс перехода полномочий вышестоящих органов в автономное ведение нижестоящих.
Принцип законности проявляется в неукоснительном соблюдении государственными органами и должностными лицами, а также органами мест¬ного самоуправления и их должностными лицами об¬щеобязательных правил поведения, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных и федеральных законах, а также в прочих нормативно-правовых актах.
Институту исполнительной власти присуща сложная внутренняя структура, включающая в себя несколько групп норм, которые определяют:
— систему формирования правительства государства;
— место исполнительной власти, в том числе правительства, в списке высших органов государственной власти;
— надлежащие функции и компетенцию органов, осуществляющих исполнительную власть;
— момент прекращения исполнения полномочий и функций правительства .
Исполнительная власть кроме системы имеет и структуру, существенно отличающиеся от иных ветвей власти, причем деятельность исполнительной власти не распространяется на иные ветви власти. Определения понятий «система исполнительной власти» или «структура исполнительной власти» в отечественном законодательстве отсутствует. Рассматриваемые понятия различны, поскольку если система органов исполнительной власти включает в себя Правительство Российской Федерации, как высший исполнительный орган государственной власти, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, региональные исполнительные органы государственной власти, то структура исполнительной власти предопределена задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению исполнительной власти и является перечнем конкретных органов исполнительной власти, входящих в эту систему. Действующая система и структура исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации. В отличие от законодательной для исполнительной власти, характерна иерархия и подчинение нижестоящих органов вышестоящим, т.е. многоуровневая вертикаль власти.
В отличие от законодательной и судебной власти, исполнительная власть правомочна применять различные формы влияния на объекты управления, в частности психическое или физическое принуждение. Важно отметить, что принуждение тесно связанно с властными полномочиями исполнительной власти, что является отличительным признаком любого государства. Для реализации принуждения исполнительная власть имеет уполномоченные на это силовые ведомства: МВД, ФСБ, ФСИН и др.
Исполнительная власть является производной от законодательной власти, которая носит первичный характер, и функционирует на основании и во исполнение законов, дополняя законодательство уточнениями, более расширено регулируя общественные отношения.
Исполнительная власть функционирует непрерывно и на абсолютно всей территории государства. Полномочия исполнительной власти распространяются на важнейшие сферы общественных отношений: административно-политическую, экономическую, социальную.
Исполнительная власть самостоятельна, поскольку не подчинена другим ветвям власти: Федеральному Собранию Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации. Однако самостоятельность и независимость исполнительной власти не является абсолютной и безответственной, поскольку законодательная, и судебная власти имеют эффективные механизмы воздействия на исполнительную власть.
Орган исполнительной власти — наиболее многочисленная и разветвленная часть государственного аппарата, призванная осуществлять подзаконную, исполнительно-распорядительную, организующую деятельность по руководству хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями, по реализации законных интересов, охране прав и свобод населения.
Особенность органов исполнительной власти состоит в том, что они исполняют только государственно-властные полномочия в системе разделения властей и находятся в постоянном взаимодействии и непосредственном контакте с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
Важно отметить, что Основной закон Российской Федерации, определив исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти России, возложил ее реализацию на систему органов исполнительной власти, которая возглавляется Правительством Российской Федерации (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 78, 110-112, 114 Конституции Российской Федерации) .
Субординация органов исполнительной власти, как правило, строится чаще по вертикальному принципу. Соответственно, нижестоящие органы исполнительной власти контролируются вышестоящими органами. Нижестоящие органы исполнительной власти и подотчетны вышестоящим органам. Указания вышестоящих органов обязательны к исполнению нижестоящими органами. Однако это не исключает существования по отдельным сферам взаимоотношений горизонтальных отношений.
Органы исполнительной власти не могут контролироваться и быть подотчетными перед органами представительной власти.
К сожалению, необходимо отметить, что, в отличие от ранее действующих российских конституций, Конституция Российской Федерации 1993 г. не дает полного представления об органах исполнительной власти, их структуре и правовом положении. Поэтому приходится руководствоваться федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации и др.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное управление выступает наиболее обширным понятием в отношении с исполнительной властью. Государственное управление имеет качественные характеристики исполнительной власти и может прослеживаться в работе остальных ветвей исполнительной власти.