БЖД Дипломная работа (бакалавр/специалист) Технические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организационно-методические особенности обеспечения безопасности туристских соревнований школьников средних и старших классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Организационные и психолого-педагогические аспекты обеспечения безопасности туристских соревнований обучающихся школ…………………….5
1.1. Характеристика понятий «безопасность» и «безопасность туристских соревнований» 5
1.2. Документационное обеспечение безопасности туристских соревнований подростков 10
1.3. Основные виды опасностей, угрожающих участнику туристских соревнований и методика организации оптимизации опасностей 16
Резюме 22
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 23
2.1. Цель и задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.2.1. Анализ литературных источников. 23
2.2.2 Педагогическое наблюдение 24
2.2.3. Методы математической статистики 24
2.3. Организация исследования 25
Глава 3. Организационно-методические особенности обеспечения безопасности туристских соревнований школьников средних и старших классов 27
3.1. Характеристика понятий «безопасность» и «безопасность туристских соревнований» (анализ нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней) 27
3.2. Особенности документационного обеспечения безопасности туристских соревнований подростков 30
3.3. Знания, умения и навыки школьников по мерам безопасности при проведении туристских соревнований 36
3.4. Программа обучения школьников мерам безопасности при проведении туристских соревнований 39
3.4.1. Разработка программы обучения школьников мерам безопасности при проведении туристских соревнований 39
3.4.2. Эффективность реализации программы обучения школьников мерам безопасности при проведении туристских соревнований 49
3.5. Рекомендации по совершенствованию безопасности туристских соревнований среди подростков 55
Резюме 59
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Туристские соревнования учащихся во всем многообразии их форм занимают важное место в воспитательном пространстве, а также способствует становлению духовно и физически развитой личности, воспитанию ценностных качеств гражданина и патриота своей Родины.
В силу специфики туристско-соревновательной деятельности, связанной с организацией и проведением туристских слетов и соревнований в природных условиях, учащимся приходится сталкиваться с опасностями, трудностями, экстремальными и даже аварийными ситуациями, преодолевать разнообразные естественные препятствия. Осуществление мер по обеспечению безопасности, предупреждению травматизма и аварийных ситуаций при проведении тренировочных и соревновательных занятий — важнейшее условие их успешного проведения.
На туристском маршруте и на дистанции соревнований по туризму, учащимся приходится преодолевать разнообразные препятствия: крутые, снежные, осыпные, травянистые склоны и перевалы, порожистые реки, завалы и чащобы, болота, на которых могут возникнуть трудности, опасности и даже аварийные ситуации. Именно поэтому обеспечение безопасности туристских соревнований является очень актуальным.
Опасности в туризме бывают субъективные и объективные. Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовленности участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение); переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей [12].
Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия и т.д.
Безопасность и особенности ее обеспечения в туристских соревнованиях, в том числе и школьников, становились не раз объектом научного исследования: Я.Г. Аркин [8], М.Б. Биржаков [11], В.И. Ганапольский [16], С.А. Кошельков [22], П.И. Лукоянов [14] и др.
В своей статье И.А. Дрогов предлагает меры по обеспечению безопасности детского туризма, однако организационно-методические аспекты обеспечения безопасности туристских соревнований для школьников до сих пор полностью не раскрыты.
На основании вышесказанного возникает проблема исследования: между необходимостью обеспечения безопасности туристских соревнованиях и отсутствием организационно-методического аспекта их обеспечения.
Объектом исследования становится безопасность туристских соревнований.
Предмет исследования – методика обеспечения безопасности туристских соревнований для средних и старших классов.
Цель исследования – определить эффективность организационно-методического обеспечения безопасности туристских соревнований школьников средних и старших классов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение специальной программы по обучению школьников правилам безопасности туристских соревнований позволит значительно повысить уровень знаний, умений и навыков школьников по их соблюдению.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная методика и практические рекомендации по ее реализации могут быть использованы в работе со школьниками на базе спортивных школ и туристских объединений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Определена (на основе анализа Положений и Условий) безопасность туристских соревнований. Выявлено, что это применение различных видов деятельности, направленных на предупреждение и нейтрализацию угроз безопасности в сфере туристских соревнований. Приоритетность обеспечения безопасности туристских соревнований отражена в нормативно-правовых указах, инструкциях и положениях, в которых закреплены правила, условия и основные положениях по их проведению.
2. Выявлены (на основе анализа научной литературы) основные виды опасностей, угрожающих участнику туристских соревнований и методика организации оптимизации опасностей. Методика должна содержать в себе: профилактику травматизма в период подготовки к походу (экспедиции, экскурсии), обеспечение безопасности во время проведения туристско-краеведческих и спортивных мероприятий с учащимися (походов, экскурсий, соревнований).
3. Выявлены (на основе экспертных оценок) 5 показателей: пользование нормативными документами при организации спортивных соревнований, меры обеспечения безопасности, действия по обеспечению безопасности, значимость мер по обеспечению безопасности при организации и проведений туристских соревнований. Коэффициент конкордации равен 0,2. Можно сделать вывод о том, что степень согласованности мнений экспертов низкая.
4. Определены (на основании экспертных оценок) параметры для разработки программы обучения школьников мерам безопасности при проведении туристских соревнований.
5. Разработана (на основании методической литературы) программа, по формированию знаний, умений и навыков школьников в обеспечении безопасности. Программа была составлена с учетом регламента проведения туристских соревнований, так же принимались во внимание информационные технологии, которые были использованы в теории и практики. Все знания, полученные школьниками на теоретических занятиях, подкреплялись на практике, т.е. формировались практические навыки и умения.
Именно по исследованию знаний, умений и навыков был проведен педагогический эксперимент, который был проведен по авторской диагностике.
6. Проведено исследование знаний, умений и навыков школьников правил безопасности в туристских соревнованиях. Первичные результаты показали, что ни один школьник не получил высокий уровень по всем анализируемым нами параметрам. В основном ученики получили средний и низкий уровни. Результаты контрольного этапа показали повышение уровня знаний, умений и навыков школьников по обеспечению безопасности. По окончанию исследования, были разработаны рекомендации по совершенствованию безопасности туристских соревнований среди подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

Безопасность туристских соревнований — это сложное многоаспектное явление, которое является разновидностью более широкого понятия «безопасность».
В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности; сохранность, надежность». В Сборнике инструкций и методических рекомендаций по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащимися «безопасный» значит «не угрожающий опасностью, лишенный угрозы». Состояние безопасности в обыденной жизни воспринимается людьми как «защищенность», «надежность», «прочность», «целость», «сохранность», «неприкосновенность», «независимость» [28].
«Истоки» безопасности как правовой категории находятся в Конституции, в тексте которой для обозначения данного явления используются такие термины, как: «государственная безопасность», «безопасность государства», «общественная безопасность», «безопасность людей», «безопасность граждан», «экологическая безопасность». В ст. 1 Закона о безопасности указывается, что он распространяется на обеспечение безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В нормативных правовых актах наиболее часто говорится об «экономической» [1], «информационной»[2], «экологической»[3], «продовольственной», «оборонной»[4] и некоторых других видах безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности, силы и средства обеспечения безопасности), а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Среди множества существующих научных определений безопасности мы выделим некоторые из них. С.А. Панарин считает, что понятие «безопасность» совмещает в себе как минимум три значения. Безопасность — это: многоаспектное состояние; многогранное представление о том, каким оно может быть и каково оно на самом деле; конкретная цель [26].
По мнению М.И. Дзлиева и А.Д. Урсула, безопасность — это состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека и социальной системы с внешней по отношению к ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств[15].
Безопасность рассматривается также как комплексная динамическая способность человеческого организма, социальной системы (общества, государства и т.д.) под воздействием внешнего и внутреннего влияния (воздействия) сохранять свои функции (свойства), поддерживать постоянство внутренней среды с помощью саморегулирующих и иных механизмов [32].
Содержание и объем понятия «безопасность туризма» в законодательстве о туристской деятельности раскрывается через перечисление соответствующих объектов безопасности:
 жизнь, здоровье и имущество туристов (экскурсантов);
 окружающая среда,
 материальные и духовные ценности общества,
 безопасность государства (ст. 14 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) [9]
При этом обеспечение безопасности туристских соревнований — это применение различных видов деятельности, направленных на предупреждение и нейтрализацию угроз безопасности в сфере туристских соревнований, а также иные меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов безопасности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы