Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организационно – педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в музейной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития эстетического восприятия старших дошкольников в программах ДОУ 13
1.3. Музейная деятельность как средство развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в музейной деятельности 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня эстетического восприятия у старших дошкольников 27
2.2 Организация работы по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в музейной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Введение:
На современном этапе развития общества, в условиях изменения иерархии эстетических ценностей и нестабильности нравственных истин с особой остротой ощущается снижение уровня эстетического воспитания подрастающего поколения. В дошкольном возрасте закладывается фундамент личностных качеств ребенка, его ценностные и эстетические установки. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной ориентироваться в мире ценностей, является развитие у неё эстетического восприятия к окружающей действительности и к миру искусства.
В ФГОС ДО подчеркивается «эстетическое воспитание ребенка необходимо осуществлять в ходе развития его эстетического опыта и актуальных потребностей (чувств и эмоций, идеалов, вкусов и интересов) как основы воспитания эстетического отношения, познавательной активности к восприятию, преобразованию и освоению действительности» [16]. Реализация выдвинутых задач, сформулированных в данном документе, способствует вхождению ребенка в мир духовной и практической деятельности человека, развитию его индивидуальной потребности в реализации эстетического восприятия, развитию эстетической оценки и интереса к произведениям мировой и национальной культуры через овладение способами эстетического восприятия.
Именно дошкольный период, с точки зрения психолого-педагогической науки, является сензитивным периодом развития эстетического восприятия, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, эмоциональны, восприимчивы, чувствительны, у них имеется огромное желание познавать мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, окружающего мира, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направит личностное развитие по сбалансированному пути.
Психологические основы развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, Е.М. Торшиловой, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников рассмотрены в трудах Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Т.Я. Шпикаловой и др.
Для современного российского образования особенно актуальны идеи развития единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте, опирающемся на потенциал музеев и музейной педагогики. Специалисты понимают уникальность музейной педагогики как метода и средства воздействия на личность, который повысит её образовательной уровень и раскроет творческий потенциал. Все это делает сотрудничество музеев и образовательных организаций уникальным. На современном этапе развития дошкольного образования вхождение музейной педагогики в образовательный процесс очень перспективно, так как организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики – эффективный способ развития личности в период детства. В последнее время музейная педагогика активно осваивается отечественным образованием. Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом основываются на исследованиях XX века, совершенствуя ее c учетом новых задач и возможностей образования.
Стоит отметить, что в настоящее время существует достаточное число образовательных программ по эстетическому воспитанию (И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Т.С. Комарова «Красота, радость, творчество», Т.А. Копцева «Природа и художник», Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова «Росинка» и др.) и методических пособий (А.С. Галанов, Т.Н. Доронова, В.А. Егупова, Т.Г. Казакова и др.), по развитию эстетического восприятия дошкольников. Однако потенциал музейной деятельности в развитии эстетического восприятия в данных программах практически не рассматривается
Таким образом, возникает противоречие между возможностью развития эстетического восприятия старших дошкольников в процессе музейной деятельности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на ее основе.
Исходя из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное развитие эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе музейной деятельности?
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе музейной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в музейной деятельности.
Объект исследования: педагогический процесс развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по эстетическому восприятию детей старшего дошкольного возраста в процессе музейной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности и определить возможности музейной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в программах ДОУ.
3. Раскрыть значение эстетического восприятия. Определить показатели и критерии, характеризующие уровни развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностические исследования уровня развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по развитию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в музейной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития эстетического восприятия, разработанные психологами (Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона и др.); теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.); подходы к пониманию проблемы эстетического восприятия (Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев и др.)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; игры; исследовательская работа и беседа.
База исследования: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14, г. Тавда.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 67 наименования изданий, приложения.
Заключение:
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эстетического восприятия в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу формирования эстетического восприятия позволили выделить его специфику, показатели, особенности формирования эстетического восприятия в контексте эстетического воспитания в период старшего дошкольного возраста.
Опираясь на позиции Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, эстетическое восприятие мы определяем, как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием [65].
Определяя возможности развития эстетического восприятия, нами были определены компоненты эстетического восприятия старших дошкольников:
— эмоциональный отклик, под которым мы понимаем наличие эмоциональной реакции при восприятии эстетического объекта и ситуации;
— «чувствительность к гармонии», под которой мы понимаем умение выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом;
— направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы, под которой мы понимаем «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему;
— эстетические суждения, под которыми мы понимаем проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития эстетического восприятия, поскольку у детей в этом возрасте отмечается повышенная эмоциональная чувствительность, отзывчивость, впечатлительность и восприимчивость к красоте, впечатлительность и наличии эстетической интуиции. При этом самому эстетическому восприятию отводится особая роль во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста.
Перед ДОУ стоят задачи по развитие эстетического восприятия у старших дошкольников, которые при успешной работе в дальнейшем станут базисом его мировоззрения и убеждения. Воспитатель из-за постоянной загруженности не всегда имеет возможность уделить должное внимание развитию эстетического восприятия у старших дошкольников.
Одним из средств развития эстетического воспитания у дошкольников является музейная деятельность. Музейная деятельность — один из специализированных типов деятельности в сфере культуры, направленный на выявление, сохранение, изучение и публичное представление культурного достояния, включающего музейные предметы и музейные коллекции, объекты культурного и природного наследия и образцы традиционной нематериальной культуры.
Анализ современной музейной практики показал, что музеи разрабатывают экскурсии, музейные праздники по развитию эстетического восприятия, но это имеет точечный характер. Комплексной целенаправленной работы в этом направлении не ведется. Образовательный и воспитательный потенциал музейной среды очень высок, его можно охарактеризовать через: предметно-информационную, знаковую обогащенность, эмоционально-ценностная наполненность и образцы творческой дела.
Также активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми и педагогами в условиях ДОУ. Для развития эстетического восприятия необходимо грамотно организовать образовательный процесс. Условием эффективного образовательного процесса для развития эстетического восприятия является создание развивающей хужожественно-эстетической среды. Одним из творческих центров активности детских садов является мини-музей, позволяющий не только разнообразить среду, но и приобщить детей к музейной культуре, искусству, повысить уровня развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. При создании мини-музея необходимо участие всех участников образования (педагоги, дети, родители).
На основе проведенного теоретического анализа по проблеме развития эстетического восприятия в дошкольной педагогике была проведено практическое исследование, целью которой является разработка, теоретическое обоснование и проверка на практике эффективности использования музейной деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что у детей недостаточно развито эстетическое восприятие. Так средний уровень развитости эстетического восприятия художественного произведения представлен у 8 детей (40%), такое же число имеет и высокий. Но необходимо обратить внимание на детей, имеющих низкий уровень развитости — 4 человека (20%). Эти дети в произведении искусства видят только содержательную сторону, они могут описать воспринятое, а субъективная оценка воспринятого тяжело формируется. Им сложно оценить настроение произведения и дать ему собственное обоснование, имеют недостаточно сформированный интерес в интегративной деятельности, отвлекаются при самостоятельном восприятии.
Процесс эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста мы осуществили, используя следующие условия: организация мини-музея в группах ДОУ; взаимодействие с родителями. В условиях систематической работы и правильной организации образовательного процесса не только возможно, но и необходимо начинать приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре и изобразительному искусству. При этом неоценима роль мини-музея в образовательной организации, его возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», который переводится как ощущение и чувство. Это слово в качестве названия конкретной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства А.Г. Баумгартеном. Его научный труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С этого времени эстетикой принято обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетических знаний и практики уходят вглубь человеческой истории. Еще на заре цивилизаций у человека была развита способность видеть и чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому явлению свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического восприятия окружающего мира, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий быта и труда, наскальных изображений животных.
В широком смысле слова, под воспитанием (А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева) понимается целенаправленное, специально организованное и управляемое воздействие педагогического коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью развития у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс [34].
Эстетическое воспитание развивает и гармонизирует все духовные способности личности, которые необходимы в разных сферах творчества. Оно тесно связана с нравственно-ценностным потенциалом личности, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто тянется интуитивно к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания [17].