Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Оптимизация детско- родительских отношений мл. школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы детско-родительских отношений младших школьников 6
1.1. Детско-родительские отношения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности детско-родительских отношений младших школьников 15
1.3. Основные подходы к оптимизации детско-родительских отношений младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальная работа по оптимизации детско-родительских отношений 24
2.1. Изучение особенностей детско-родительских отношений. (Констатирующий эксперимент). 24
2.2. Комплекс работы по оптимизации детско-родительских отношений (Формирующий эксперимент) 34
2.3. Контрольное исследование отношений младших школьников с родителями. (Контрольный эксперимент). 39
Заключение 43
Список литературы 46

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На развитие и становление личности ре-бенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок нахо-дится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной, общей и педагогиче-ской психологии, методов воспитания. Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Стоит учиты-вать, что именно младший школьный возраст является временем интенсивного формирования личности. На этом этапе характерным являются новые отноше-ния со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, и включение в новый вид деятельности – обучение, требующее от ученика серь-езные требования.
При этом семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, соци-альное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной социализа-ции ребенка и его взаимоотношений со сверстниками, уровень эмоционального состояния, адаптации к новым условиям и развитие личности в целом, а также на уровень успешности обучения младших школьников.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буя-нов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Исследованиями в области семейных отношений, влияющих на развитие личности ребёнка и особенности его успешности обучения, занимались такие психологи и педагоги как Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, А.У. Лопатин, Б.С. Волков и другие. Однако, несмотря на имеющиеся работы в данной сфере, остаются недостаточно изученными возможности учителя начальных классов в совершенствовании отношений младших школьников со своими родителями.
В связи с этим была определена проблема исследования, которая заключается в определении эффективных педагогических способов и методов оптимизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогиче-ских вопросов, связанных с организацией эффективного развития и воспитания младших школьников.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической лите-ратуры разработать и экспериментально апробировать комплекс мероприятий по оптимизации отношений младших школьников с родителями.
Объект исследования – детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – комплекс мероприятий по оптимизации отно-шений младших школьников с родителями.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что можно способствовать оптимизации отношений младших школьников с родителями при целенаправ-ленном применении педагогом начальной школы специального комплекса ме-роприятий.
Задачи исследования:
1. Изучить детско-родительские отношения как психолого-педагогическую проблему.
2. Определить особенности детско-родительских отношений в семье младшего школьника.
3. Охарактеризовать основные подходы к оптимизации детско-родительских отношений младших школьников.
4. Организовать исследование детско-родительских отношений в семье младшего школьника.
5. Разработать комплекс мероприятий по оптимизации общения млад-ших школьников с родителями.
6. Апробировать комплекс мероприятий и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литера-туры по теме исследования),
• эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, опрос),
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и кон-трольный).
Исследования проводились в Нижегородской области, МБОУ «Тараси-хинская основная школа» 3 класс 11 учеников (7 девочек и 4 мальчика).
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введе-ния, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе было определено, что младший школьный возраст зани-мает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольно-сти психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, дей-ствия начинают соотноситься с внутренним планом.
Основной деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов, влияющих на постро-ение детско-родительских отношений и внутрисемейное общение.
Семейное воспитание же представляет интегративную характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки, эмо-циональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.
Определяя понятие межличностных отношений, следует сказать, что под ними необходимо понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые обективно проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в процессе жизнедеятельности и общения. Роль семьи в обще-стве не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными института-ми, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются ос-новы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Во второй главе провели исследование по определению особенностей детско-родительских отношений. Изучили результаты, сделали выводы: по нашим данным, в целом выделяется значительное напряжение сферы отноше-ний родителей и детей. Такая ситуация является неблагоприятной для личност-ного развития ребенка. Более детальный анализ особенностей типов родитель-ского отношения показывает, что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах детско-родительского взаи-модействия.
Исследуя отношения в семье со стороны родителей и детей, мы установи-ли, что отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательно-сти, родители испытывают трудности во взаимоотношениях, разработали и применили на практике программу по оптимизации детско-родительских от-ношений. Наши результаты подтвердили предположение о том, что большие резервы заключены в использовании педагогом методов игрового моделиро-вания родительского отношения с целью развития у родителей рефлексии соб-ственных воспитательных приемов. Оно побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского отношения, упражняет в логичности и до-казательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогическо-го такта, способствует выявлению новых способов по взаимодействию родите-лей и детей.
Вовлекаемый в игровую ситуацию, родитель начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком не только словесно, но и эмо-ционального. Многие родители, склонные к авторитарности, в результате уча-стия в игровых упражнениях начинают лучше осознавать ценность признания реального роста и достижений своего растущего ребенка, больше доверять его силам и компетентности.
Мы надеемся, что данная работа окажется нужной и полезной для роди-телей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, кото-рые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересован-ных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых при-знать в нем личность и оценить его право быть собой.
Практическая значимость работы для родителей, воспитателей, психоло-гов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Разработка и апробация программы по оптимизации детско-родительских отношений позволили решить поставленные в работе задачи и получить новый опыт, который оказался эффективным средством в оказании психолого-педагогической помощи родителям и детям. Выдвигаемая нами ги-потеза подтвердилась в теоретической и практической части исследования. Цель и задачи работы реализованы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Детско-родительские отношения как психолого-педагогическая проблема

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры вос-питательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и дошкольной образовательной организации.
М.Б. Калашникова дает такое определение феномену детско-родительских отношений – это «система межличностных установок, ориента-ций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребе-нок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [23, с.40].
Понятие родительское отношение принадлежит к понятиям общего типа и характеризует взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Родительское отношение включает в себя ряд компонентов, среди кото-рых субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ре-бенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ об-щения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Выделение в струк-туре родительского отношения эмоционального, когнитивного и поведенческо-го компонентов позволяют понять родительскую позицию и родительскую установку, используемые как синонимы родительского отношения, но отлича-ются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с созна-тельно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – ме-нее однозначна.
Одной из наиболее специфических характеристик личности человека яв-ляется его система отношений к окружающему миру и непосредственно к себе. Указанные отношения, по своему смыслу, являются формой отражения челове-ком окружающей его действительности. Родительское отношение связывает личность человека с миром, выступает основой для выполнения им роли роди-теля и реализует его деятельность по воспитанию ребенка. Эти факторы обу-славливают необходимость проведения анализа личности человека как системы его отношений.
Длительное время объектом специальных исследований представителей различных наук является родительское отношение. Различие концепций роди-тельского отношения определяется, главным образом, направленностью к био-логическим, социокультурным или психологическим детерминантам развития родительского отношения. Наиболее характерными основными подходами к рассмотрению природы и содержания родительского отношения являются: биологический, культурно-исторический и собственно психологический подхо-ды.
У И.В. Гребенникова в рамках биологического подхода для обозначения феноменов, родительского отношения длительное время применялось понятие «родительского инстинкта». При этом, главным образом, речь шла о материн-ском инстинкте [17, с. 31]. В психологической литературе отсутствует анализ понятия родительского инстинкта, несмотря на продолжающиеся вокруг него дискуссии. Обсуждение данной проблемы связано, главным образом, с опреде-лением биологических и социокультурных детерминант родительского отно-шения.
В рамках биологического подхода к изучению родительского отношения в настоящее время рассматриваются филогенетические предпосылки родитель-ской заботы о потомстве. Исследование биологических детерминант материн-ства и отцовства осуществляется этологами и психофизиологами. Основное направление исследований этологов направлено на изучение эволюционных предпосылок формирования родительского поведения, обуславливающих вза-имное обеспечение взрослыми особями и детенышами ключевой стимуляции по сохранению и продолжению вида. Как показывают исследования, паттерн ро-дительского поведения генетически запрограммирован и изменяется от одного вида к другому [16].
В рамках культурно-исторического подхода основной акцент делается на исследование сравнительно-исторических данных. Результаты этих исследова-ний убедительно показывают, что родительское отношение – это результат длительного и противоречивого развития. Для первобытного общества нормой была амбивалентность по отношению к детям: иметь детей считалось почет-ным, и при этом, была широко распространенной практика инфантицида. В эпоху античности и раннего средневековья не смотря на то, что ребенок счи-тался собственностью родителей, инфантицид продолжал оставаться нормой. Формирование привязанностей между родителями и детьми ограничивалось рядом объективных причин и, в первую очередь высокой детской смертностью. Детоцентристская ориентация общественного сознания окончательно утверди-лась только в конце XVIII – начале XIX века.
Таким образом, с точки зрения культурно-исторического подхода роди-тельское отношение является продуктом культурного развития, зависящим как от моделей материнства и отцовства, так и от моделей семьи, доминирующих в данную эпоху, на данном этапе развития общества.
В собственно психологических исследования в настоящее время в анализе родительского отношения можно выделить два основных направления. В пер-вом случае в центр внимания исследователя помещается благополучие ребенка, а само родительское отношение изучается с позиции обеспечения условий для развития ребенка.
В теории отношений, изложенной в работах Л.И. Божович, В.Н. Мясище-ва, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, понятие «детско-родительские отноше-ния» определяется как процесс и результат индивидуального отражения семей-ных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность родителей и детей в их совместной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы