Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Ограничительные меры ЕС в отношении третьих стран.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ЕС, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ТРЕТЬИХ СТРАН, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ. 6
1.1 Полномочия Совета ЕС по ограничительным мерам в 6
отношении третьих стран. 6
1.2. Полномочия Суда Европейского Союза 11
ГЛАВА 2. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ И САНКЦИИ ЕС. 15
2.1. Соотношение понятий «ограничительные меры» и «санкции» 15
2.2 Правовые основы ограничительных мер и санкций. 18
2.3. Виды ограничительных мер и санкций, применяемых ЕС в 22
отношении третьих стран 22
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ТРЕТЬИХ СТРАН 28
3.1. Правовые и политические последствия для третьих стран 28
3.2. Экономические последствия ограничительных мер ЕС для 32
третьих стран 32
ЗАКЛЮЧНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Введение:
Актуальность. В последние десятилетия международные отношения характеризуются расширением практики применения ограничительных мер или санкций, под которыми в данной работе понимаются налагаемые международными организациями или государствами, ограничения на других субъектов международного права с целью изменения их политического поведения, воспринимаемого субъектом-инициатором как нарушение норм международного права.
Рост числа ограничительных мер, особенно экономических санкций в практике международных отношений на современном этапе объясняется рядом причин.
Во-первых, происходит глобализация международных экономических отношений, что, в свою очередь, приводит к углублению взаимодействий национальных экономик большинства государств. Стабильное положение государства сегодня определяется, прежде всего, уровнем его экономического развития. И в этой связи прекращение или ограничение экономических отношений может иметь существенные последствия, делая экономические санкции мощным инструментом воздействия на правонарушителя. Это положение особенно актуально для развивающихся стран .
Во-вторых, на фоне существующих сегодня угроз применения ядерного и других видов оружия, непрекращающихся локальных конфликтов, международного терроризма, транснациональной преступности, санкции выступают как одно из наиболее эффективных средств сдерживания агрессии и коллективной реакции на действия субъектов, нарушающих предписания норм международного права.
Однако, ограничительные меры имеют и другую сторону. Они могут нанести значительный ущерб гражданскому населению государства – объекта санкций, поскольку оно (население) официально не является объектом применения санкций («гуманитарный аспект»). Кроме того, в международном праве, в том числе, и европейском, нет жестко установленной дефиниции санкции или ограничительной меры. Поэтому применение санкций со стороны Европейского Союза (далее — ЕС) в отношении третьих стран, и, прежде всего, России, с точки зрения теоретического обоснования требует комплексного исследования.
Гипотезой работы является предположение о неоднозначности негативного влияния ограничительных мер ЕС в отношении третьих стран.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является институт ограничительных мер или санкций, как мер принуждения со стороны государств или международных организаций– субъектов применения санкций к объектам применения санкций. Предметом исследования выступают ограничительные меры или санкции, применяемые ЕС в отношении третьих стран.
Цель исследования. Цель заключается в проведении комплексного исследования института ограничительных мер, применяемых ЕС в отношении третьих стран.
Задачи исследования.
1. Исследование становления соотношения понятий «ограничительные меры» и «санкции», анализ развития содержания понятия в исторически разные этапы.
2. Охарактеризовать основные акты ЕС, являющиеся базой применения ограничительных мер к третьим странам.
3. Проанализировать полномочия и практику Совета ЕС и суда ЕС по ограничительным мерам, применяемые к третьим странам.
4. Охарактеризовать основные виды ограничительных мер, применяемых ЕС по отношению к третьим странам.
5. Выявить основные политические и правовые последствия применения ограничительных мер к третьим странам со стороны ЕС, прежде всего, останавливаясь на таких последствиях для России.
6. Выявить виды и особенности экономических санкций, как вида принудительных мер в международном праве.
7. Проанализировать основные экономические последствия применения экономических санкций в отношении третьих стран, особое внимание уделяя таким последствиям для РФ
8. Охарактеризовать возможные перспективы развития отношений России и ЕС в свете существующих ограничительных мер и контрмер.
Для достижения цели и задач в работе были использованы методы сравнения, историзма, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системно-структурный метод, прогнозирования.
Результаты исследования представляют интерес с точки зрения постановки проблемы влияния ограничительных мер и санкций на экономическое развитие третьих стран и дальнейшее ее исследование. Также теоретические аспекты могут быть использованы в преподавании курсов «Международные отношения», «Международное право».
Для исследования темы дипломной работы использовались международные акты и акты европейского права, регламентирующие вопросы применения ограничительных мер, решения суда ЕС, договоры и конвенции ЕС, труды отечественных представителей науки международного права: Жданова Ю. Н., Саргсян А. М., Василенко В. А., Курдюкова В. И., Марочкина С Ю., Лукашука И. И., Тункина Г. И. и др.
В ходе исследования были проанализированы работы зарубежных ученых: Картер Б, Котридж Б., Докси М. и др.
Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка.
В первой главе исследуются органы ЕС и их полномочия по введению ограничительных мер в отношении третьих стран.
Вторая глава посвящена анализу соотношения понятий «санкции», «ограничительные меры», «рестиктивные меры», исследованию форм и видов санкций, применяемых ЕС в отношении третьих стран.
В третьей главе анализируются политические, правовые и экономические последствия санкций, применяемых ЕС к третьим странам. Особое внимание автор уделяет последствиям санкций для Российской Федерации.
Заключение:
Исходя из поставленных цели и задач, в ходе проделанного исследования автор пришел к следующим выводам.
Институт ограничительных мер или санкций был известен достаточно давно, но в последние десятилетия его применение в международных отношениях стало более частным. Кроме этого, формы применения ограничительных мер изменяются и расширяются. Это объясняется рядом причин:
— санкции в международных отношениях, прежде всего, экономические, могут нанести серьезный урон экономике государства и поэтому используются как мощный инструмент воздействия на объект применения ограничительных мер;
— санкции выступают как одно из наиболее эффективных средств сдерживания агрессивных настроений и коллективной реакции на действия правонарушителя норм международного права.
В теории международного права до настоящего времени ведутся научные споры о соотношении понятий «санкции» и «ограничительные меры». В настоящем исследовании проведен анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к соотношению данных понятий. В целом, можно сказать, что несмотря на отсутствие такого понятия в Уставе ООН, во многих других международных актах и актах национального права такое понятие встречается.
Основной точкой зрения на соотношение вышеуказанных понятий является их равнозначность, однако, ряд авторов, таких как Жданов Ю.Н. Крицкий К. В. придерживаются мнения, что санкция — это мера, применяемая только международными организациями, ее нельзя применять одним государством против другого, так как все государства суверенны и равноправны. Применение же санкций сразу ставит одно государство в зависимое положение от другого, что противоречит основополагающим принципам международного права.
Со стороны ЕС к третьим странам санкции применяются с 70 — гг. XXв., когда появилась возможность имплементации резолюций Совета Безопасности ООН на национальный уровень.
В ЕС решение об ограничительных мерах принимается Советом ЕС двумя основными способами:
— исходя из резолюций Совета Безопасности ООН. Тогда они носят юридически обязательный характер.
— санкции могут быть введены по собственной инициативе ЕС в отношении третьих стран, если они (по мнению Союза) нарушают международное право, права и свободы человека и гражданина или другие ценности, которые лежат в основе его политики.
Вопросами законности применения санкций занимается Суд ЕС.
Правовая основа применения ограничительных мер ЕС к третьим странам формировалась постепенно, начиная с Римского договора 1957г., далее следует назвать Маастрихтский договор 1992 года, который юридически закрепил компетенцию Европейского Союза в области внешней политики и политики безопасности. Данный договор вводил новые статьи по санкциям.
В Лиссабонском договоре 2007 г. в ст.215 были объединены все ограничительные меры и уточнен механизм принятия решений. Кроме того, были перечислены адресаты применения ограничительных мер, к которым были отнесены физические и юридические лица, негосударственные акторы и группы.
Но, несмотря на достаточный объем нормативных документов по санкциям, в ЕС отсутствуют официальная типология различных видов санкций и не все виды ограничительных мер, применяемых на практике, официально признается таковыми. Канадским ученым М. Доксей была осуществлена попытка обобщить все возможные ограничительные меры и классифицировать их. Но Европейский Союз, согласно ДФЕС, не в состоянии на практике использовать все перечисленные формы и виды ограничительных мер.
Решения о применении санкций и их реализация находятся в ведении институтов разных уровней, как общеевропейских, так и национальных, т.е. фактически отсутствует унифицированный подход.
Если говорить об оценке эффективности применения санкций в отношении третьих стран, то в европейском праве не существует четко сформулированных критериев эффективности такого применения. Системы мониторинга и контроля за исполнением санкций также не существует, как и не предусматриваются штрафные санкции за неисполнение или частичное исполнение мер, введенных Европейским Союзом. То есть, определить в каком масштабе исполняются санкции практически невозможно.
Кроме того, ЕС, применяя санкции, должен всегда находить баланс между продвижением демократических ценностей в мире, а с другой – защитой интересов самого Союза и интересов отдельных стран-членов ЕС. Проблемы единообразного подхода по применению санкций нередко возникали в практике ЕС и тем самым подрывали эффективность относительно изложенных целей ограничительных мер. Для достижения консенсуса и применения серьезных торговых санкций, ЕС должен учитывать интересы всех стран-членов. Однако, эта ситуация не всегда решается однозначно, особенно, когда речь идет о крупных торговых партнерах, таких как Россия. Как отметил Мартин Шульц, бывший председатель Европейского парламента, в связи с санкциями ЕС, принятыми против России после отделения Крыма от Украины: “Есть страны ЕС, которые имеют большую энергетическую зависимость от России, другие – значительные финансовые интересы, третьи заинтересованы в защите своих значительных инвестиций в российскую экономику” .
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ЕС, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ТРЕТЬИХ СТРАН, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
1.1. Полномочия Совета ЕС по ограничительным мерам в отношении третьих стран
Европейский Союз прибегает к практике введения международных санкций как эффективному инструменту принуждения к государству, нарушившему нормы международного права на протяжении нескольких последних десятилетий, с 70-х годов XX в., когда была создана система Европейского политического сотрудничества, что дало возможность передать имплементацию резолюций Совета Безопасности ООН на наднациональный уровень. В праве Европейского Союза понятие «санкции» звучит как «ограничительные меры» . Исходя из принципов, содержащихся в Руководстве по имплементации и оценке ограничительных мер (санкций) в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (далее ОВПБ) ограничительные меры (санкции) – это меры, которые применяет Совет Европейского Союза в рамках ОВПБ в отношении определенных государств, организаций и граждан с целью изменения политики или деятельности данного государства, части государства, правительства, организаций или физических лиц в соответствии с целями и задачами внешней политики Европейского Союза, установленными статьей 21 Договора о функционировании Европейского Союза (далее ДФЕС). Правовой основой для принятия санкций ЕС служат положения главы 2 раздела V Договора о Европейском союзе, а также статьи 75, 215 ДФЕС.
Существует два пути осуществления санкционной политики Союза.
Во-первых, ограничительные меры могут быть введены, исходя из резолюций Совета Безопасности ООН и носят юридически обязательный характер.
Во-вторых, санкции могут быть введены по собственной инициативе Европейского Союза в отношении третьих стран, если они (по мнению Союза) нарушают международное право, права и свободы человека и гражданина или другие ценности, которые лежат в основе его политики. Такие санкции стали вводиться Европейским Союзом с 1982 года, даже если не было соответствующей резолюции ООН. Впервые такие санкции были введены против СССР в связи с введением военного положения в Польше, а также в ответ на вторжение Аргентины на Фолклендские острова.
В этом случае правовой основой для введения ограничительных мер является решение Совета Европейского Союза об определении позиций Союза, которое принимается в рамках ОВПБ. Если такое решение предусматривает приостановление или прекращение экономических отношений с третьими странами (нарушившими международное право), то на следующем этапе принимается еще один документ, в котором подробно фиксируются права, обязанности, запреты для государств-членов, граждан Европейского Союза и других субъектов. Такой документ принимается обычно в форме регламента ЕС, имеющего прямое действие на всей территории Европейского Союза, и действующий в отношении всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории. Подобным порядком вводится ограничительные меры и против физических и юридических лиц, групп или негосударственных образований.