Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Экономическая безопасность

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Оценка экономической безопасности образовательного учреждения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Экономическая безопасность образовательного учреждения: понятие, сущность 6
1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОУ «ЗАЙКОВСКАЯ СОШ № 1» П. ЗАЙКОВО) 18
2.1 Оценка современного уровня экономической безопасности образовательного учреждения 18
2.2 Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения 27
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОУ «ЗАЙКОВСКАЯ СОШ № 1» П. ЗАЙКОВО) 38
3.1 Потенциальные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения 38
3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

 

  

Введение:

 

Образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.
Экономическая безопасность — это функционирование экономической системы образовательного учреждения (подразумевается общеобразовательная школа) в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально- экономической системы, а также ее защищенность от воздействия как внешних, так и внутренних угроз.
В условиях глобализации, информационного и технологического бума образование и наука во многом определяют личное благополучие граждан и общества в целом…[11, с. 3]
Актуальность темы «Экономическая безопасность функционирования и развития образовательного учреждения» имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. Современное образовательное учреждение финансируется из большого количества источников. Однако на сегодняшний день не проведена систематизация этих источников, не выявлено их взаимовлияние, отсутствуют сведения о том, как изменяются финансовые источники образовательного учреждения от преобразований, идущих в экономике страны. Современная экономическая ситуация неоднократно изменялась. Но любой кризис рано или поздно заканчивается, и страна вновь вернется к построению инновационной экономики, и в этом большую роль должны сыграть общеобразовательные учреждения.
В образовательном учреждении должна быть обеспечена экономическая безопасность всей занимаемой им территории, всего расположенного на ней имущества, всех обучающихся и работников.
Закон «О безопасности» определил следующие основные принципы обеспечения безопасности:
— соблюдение законности;
— соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Категория «экономическая безопасность» носит собирательный характер, она включает в себя и устойчивость, и независимость, и интересы.
В разработке концепции экономической безопасности в качестве исходной категории используется термин «угрозы», которые содержатся как во внутренних, так и во внешних факторах экономической безопасности.
Считается, что для России, наибольшую опасность представляют внутренние угрозы, возникающие в социальной и научно-технической сферах. При этом ключевое значение имеет социальная сфера, поскольку в ней реально воплощаются интересы личности, семьи, социальных групп.
Проведение мероприятий по обеспечению экономической безопасности в образовательных учреждениях во многом зависит от наличия и использования финансовых ресурсов и, прежде всего, от стабильного поступления бюджетных средств.
Объектом исследования является система экономической безопасности общеобразовательного учреждения, дающего полное среднее образование, удостоверяемое документом (аттестатом государственного образца).
Предметом исследования является организация финансовых потоков, обеспечивающих цели функционирования образовательного учреждения на базе развития системы экономической безопасности.
Цель дипломной работы — изучение экономической безопасности функционирование и развитие образовательного учреждения, дающего полное среднее образование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность экономической безопасности образовательного учреждения.
2. Рассмотреть факторы и условия обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения.
3. Оценить современный уровень экономической безопасности образовательного учреждения.
4. Определить факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения
5. Выявить потенциальные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения.
6. Разработать стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных условиях большое значение приобретает обеспечение экономической безопасности образовательного учреждения. Одной из функциональных целей экономической безопасности является обеспечение эффективности работы учреждения.
Категория «экономическая безопасность» сравнительно недавно появилась в понятийном аппарате экономической науки. Применительно к образовательному учреждению ее рассматривают как интегральную оценку ресурсного потенциала и степени защищённости учреждения от отрицательного действия внешней среды. В ней находят отражение, как элементы диагностики текущего состояния, так и прогноз будущих рисков и угроз. Следуя из определения экономическая безопасность — это функционирование экономической системы образовательного учреждения (подразумевается общеобразовательная школа) в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально- экономической системы, а также ее защищенность от воздействия как внешних, так и внутренних угроз.
Экономическая безопасность образовательного учреждения, финансируемого из бюджета региона и муниципального образования, и расположенная в сельской местности, в основном зависит от доходов регионального и муниципального бюджетов, т.к. платежеспособность населения низкая и внедрение платных образовательных услуг будет неэффективным.
Образовательное учреждение должно эффективно планировать и расходовать полученные денежные средства, во время анализировать свои доходы и расходы.
Руководитель должен принимать на работу в образовательное учреждение опытных и компетентных сотрудников, регулировать, так сказать, спрос и предложение на вакансию педагогических работников т.к. они основа кадрового состава образовательного учреждения.
При рассмотрении видов угроз экономической безопасности в литературе уделяется недостаточное внимание потенциальным угрозам, т.е. таким угрозам, которые могут возникнуть вследствие изменения экономической системы вуза.
Окружающая среда современного учебного заведения развивается более быстрыми темпами, чем инструментарий, с помощью которого можно проводить управление экономической безопасностью. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг, формы и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Российским учебным заведениям зачастую очень непросто выживать и развиваться в таких стремительно меняющихся условиях. Привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на «спокойную» среду, в условиях глобализации научно- образовательного пространства уже не подходят. В настоящее время нужны более гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.
Именно поэтому особое значение приобретает прогнозирование потенциальных угроз экономической безопасности учреждения, вызываемых как изменениями во внешней среде учебного заведения, так и динамикой развития самого образовательного учреждения.
Современную школу следует рассматривать не как статичный хозяйствующий субъект, а как динамично развивающуюся организацию в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Исходя из вышеизложенного, угрозы экономической безопасности учебного заведения следует рассматривать и анализировать в рамках двух основных групп:
1) потенциальные угрозы, вызванные изменениями внешней среды функционирования учреждения в условиях статичного развития образовательного учреждения;
2) потенциальные угрозы, вызванные устойчивым развитием учебного заведения и переходом его на новую ступень функционирования.
В рамках первой группы можно выделять угрозы, связанные с изменением экономических, политических, правовых, социальных, международных и иных факторов, влияющих на деятельность учебного заведения.
В качестве инструмента прогнозирования изменений внешней среды и выявлениях, вызванных этими изменениями угроз для экономической безопасности учебного заведения, считаем возможным использование мониторинга внешней среды образовательного учреждения с целью выявления количественных и качественных изменений её факторов и прогнозирования предстоящих изменений в системе управления учебным заведением.
Менее исследованной проблемой с точки зрения экономической безопасности учебного заведения является анализ угроз, связанных с развитием образовательного учреждения и переходом экономической системы на новый уровень развития. Развитие учебного заведения как социально- экономической системы – это процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий рост конкурентных преимуществ. Однако переход на новую стадию, по нашему мнению, сопровождается изменениями в структуре факторов и угроз его экономической безопасности.
Стратегия экономической безопасности учебного заведения должна быть основана на знании угроз своего уровня – т.е. реальных угроз. При этом угрозы экономической безопасности следующего уровня являются потенциальными для учебного заведения, стремящегося к переходу на следующую ступень развития. При достижении нового уровня потенциальные угрозы становятся реальными.
Каждому уровню соответствует определенная система опасностей, отличаемая от других по следующим аспектам: перечню угроз, степени опасности угроз экономической безопасности, факторам экономической безопасности и их пороговым значениям.
Данная классификация позволяет учебному заведению заранее прогнозировать возможные угрозы его экономической безопасности, связанные с его переходом на новую стадию развития, что позволит более быстро адаптироваться системе управления образовательным учреждением как с позиций требований соответствующей стадии развития, так и с позиций обеспечения экономической безопасности. Соглашаясь с Н.К. Алимовой, отметим, что «цели функционирования системы экономической безопасности образовательного учреждения зависят от этапа развития экономики и соответствия этому этапу уровня экономической безопасности образовательного учреждения».
Считаем, что дальнейшим развитием приведенной классификации является установление конкретных угроз экономической безопасности для каждого уровня развития учебного заведения.
Многие исследователи проблем экономической безопасности хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений, в частности, если не отождествляют, то выделяют в качестве ключевых факторов экономической безопасности конкурентоспособность рассматриваемого в качестве объекта защиты хозяйствующего субъекта.
В действительности защита экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях рыночных отношений осуществляется в динамичной обстановке конкуренции за достойное существование и развитие.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Экономическая безопасность образовательного учреждения: понятие, сущность
В современной литературе считается, что экономическая безопасность образовательной системы — это, прежде всего, обеспечение всей образовательной системы необходимыми ресурсами (в первую очередь финансовыми), причём как минимум, на пороговых значениях. При этом обычно утверждается, что безопасность самих образовательных учреждений как физических и технологических объектов важна и необходима, и определённым образом взаимодействует с экономической безопасностью образовательных систем (учреждений и лиц).
В такой постановке предметом экономической безопасности образовательного учреждения, как научного направления, является:
— изучение возможных защитных качеств экономической системы государства применительно к образованию и конкретному образовательному учреждению в зависимости от его типа и место расположения; формирование механизмов и инструментов (внешних и внутренних, прежде всего, экономических) по противостоянию влияния враждебных сил и факторов, стремящихся дестабилизировать деятельность организации; создание охранных, контролирующих и консультативных функций, в том числе государства, позволяющих выполнять предназначаемые функции в надлежащем качестве; оказание помощи в функционировании поддерживающих институтов, влияющих на функционирование образовательного учреждения (например, попечительских советов при ОУ).
Образовательные учреждения имеют многоукладную систему экономического развития: одни живут с позиций экономической безопасности в основном в рамках выживания, другие в рамках стабилизации, третьи медленно, но уверенно строят инновационные отношения. Это в свою очередь принципиально изменяет требования к экономической безопасности всей системы образования в целом и каждого образовательного учреждения в частности.
По мнению Алимовой Н. К. «Экономическая безопасность общеобразовательного учреждения — это состояние наличия требуемых ресурсов и системы взаимоотношений между агентами ресурсообращения, позволяющими качественно осуществлять функции организации и создающие состояние ее защищенности изменяющихся экономических, социальных, политических условиях» [5, с.7] .
В современных научных публикациях по обеспечению системы экономической безопасности представлены работы академика РАН Л. И. Абалкина, Н. М. Блинова, В. А. Савина, В. К. Сенчагова, В. Ф. Гапоненко, Ю. Г. Галая, С. Ю. Глазьева и др. Анализ источников, раскрывающих сущность экономической безопасности России, позволяет выделить несколько определений данной категории. Так, академик Абалкин Л. И. рассматривает данную категорию как «совокупность условий и факторов, создаваемых государством, гарантирующих недопущение хозяйству страны непоправимого ущерба, способность к обновлению, самосовершенствованию» [4, с.34]. По мнению Савина В. А., «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» [8, с.43].
Разные авторы используют различные определения экономической безопасности предприятия, но большинство из них едины в том, что руководство предприятия должно обеспечить эффективное использование ресурсов, задействованных для преодоления угроз в достижении целей бизнеса, а также, что широкий спектр проблем, с которыми связана экономическая безопасность предприятия, требует системного их распределения в подсистемах (составляющих).
Сравнительный анализ проблемы финансирования и поддержания на должном уровне экономической безопасности общеобразовательных учреждений, свидетельствует о необходимости совершенствования финансирования Российской системы образования.
Так, расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в процентах к ВВП составили 3,9 %, а в среднем по развитым странам 4,8 % (например: Швеция — 6,3 %, Великобритания — 4,5%, США — 4,8%).
Сегодня, в отличие от развитых стран, практически отсутствуют льготы для жертвователей (налоговый вычет по НДФЛ могут получить только физические лица, жертвующие благотворительным организациям, получающим большую часть средств из бюджета. Юридические лица могут перечислять благотворительные пожертвования только после уплаты налога на прибыль). Та же ситуация прослеживается и в налогообложении предпринимательской деятельности общеобразовательных учреждений [3, с.10].
Экономическая безопасность образовательного учреждения зависит от большого числа аспектов, различной природы, в зависимости от масштаба, длительности, что определяет ее сущность.
Сущность экономической безопасности образовательного учреждения реализуется в системе критериев и показателей.
Критерии можно классифицировать на базе различных аспектов:
Первый аспект – связан с финансовым состоянием организации, представляется в денежном выражении (ФП – величина финансового потока).
Второй аспект — связан с экономической безопасностью личности в образовательном процессе, т.к. непосредственно в учебном процессе участвуют личности (учителя, родители) (ЭБл).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы