Товароведение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Оценка ассортимента и потребительских свойств лаков для художественных работ, реализуемых в Санкт-Петербурге

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Товароведная характеристика и оценка потребительских свойств лаков для художественных работ 5
1.1.1. Сырье. Технология производства 5
1.1.2 Упаковка, хранение, маркировка 11
1.1.3 Классификация и ассортимент 13
1.1.4 Требование к качеству лаков для художественных работ 17
1.2 Сравнительная оценка качества лаков для художественных работ различных изготовителей 20
1.2.1 Характеристика объектов исследования 20
1.2.2 Методы исследования 22
1.2.2.1 Маркировка лаков для художественных работ 23
1.2.2.2 Определение скорости высыхания лаков для художественных работ 23
1.2.2.3 Определение адгезии 25
1.2.2.4 Определение прочности к механическим воздействиям ( к истиранию и изгибу) 25
1.2.2.5 Определение эстетических свойств (блеск, влияние на цвет покрываемой поверхности) 26
1.2.3 Результаты исследования и их обсуждения 26
1.2.4 Сравнительная оценка потребительских свойств лаков 28
1.3 Выводы 30
2. Организация торговли лаками для художественных работ в розничном торговом предприятии «Лабораторная художника» г. Санкт-Петербург 33
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия 33
2.2 Анализ ассортимента лаков для художественных работ 38
2.3 Анализ организации торговли лаками для художественных работ 40
Заключение 44
Список использованных источников 49
Приложения

 

  

Введение:

 

Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин, которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость.
Одним из уникальных и самобытнейших русских искусств является национальная лаковая миниатюра. Россия сегодня, пожалуй, единственная страна в европейском контексте, которая занимается традиционными лаками как национальным художественным промыслом. Истоки промысла я бы отнесла к эпохе Петра Великого, который во время своих путешествий по Западной Европе близко познакомился с искусством лаков и очень хотел, чтобы лаковый промысел был налажен и в России. Однако решающим для масштабного освоения лаков стало знакомство российских мастеров с немецкими лаковыми мануфактурами.
Россия полностью переняла немецкую технологию, это случилось уже в XVIII веке. Однако когда в XIX веке Западная Европа перешла полностью к индустриальному производству и практически разрушила лаковую роспись как промысел. А в России в это время, наоборот, был расцвет лакового промысла, русские мануфактуры и мастера создавали работы высочайшего творческого и технического уровня. И несмотря на небольшой перерыв, связанный с Октябрьской революцией, русское лаковое искусство сохранилось по сей день и постоянно показывает очень высокий уровень работ.
Известно, что в России лаковые промыслы развивались параллельно с искусством иконописи, и в связи с взаимопроникновением этих искусств стал появляться совершенно уникальный новый стиль. Россия до сих пор остается бастионом лакового искусства в мире.
Российский рынок уникален, благодаря наличию всех возможностей для дальнейшего развития. В настоящее время лаки для художественных работ, отличаются особыми свойствами: они могут выполнять сразу несколько основных функций. Их качество будет зависеть от производителя, участвующего в разработке состава..
Российские производители лаков для художественных работ «Таир», «Сонет», «Невская палитра» не отстают от зарубежных компаний по качеству и объёмам производимой продукции.
Если рассматривать лаки для живописи с точки зрения их восстребованности, то здесь особенно популярны лаки, импортируемые из других стран. Они, безусловно, отличаются по стоимости от российских товаров. Но у большинства потребителей всё ещё остался стереотип относительно того, что другие страны делают продукцию намного качественнее, чем Россия.
Неизвестно, почему сложилось такое мнение, но оно на современном этапе развития лакокрасочной промышленности утратило свою актуальность. Были проведены исследования, показывающие, насколько российская продукция способна выполнять свои функции. В сравнение с ней брались образцы из Германии и Франции. По результатам проведённых экспериментов, российская продукция показала себя с лучшей стороны. При этом, защитная плёнка образовывалась на поверхности материалов значительно быстрее.
Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется хороший выбор лаков для картин, написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом.
Однако даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин, подобрать соответствующий нуждам художника и качественный лак не просто. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи, так и для картин, написанных акрилом, темперой, гуашью и другими красками. Лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды.
Актуальность темы обусловлена высокой востребованностью качественных лаков для художественных работ среди художников. В классическом искусстве, к которому относится живопись, важен обстоятельный подход. Некачественные материалы, пропуск какого-либо этапа процесса, пренебрежение к инструментам — все это отразится на конечном произведении.
Цель работы – анализ ассортимента и показателей качества лаков для художественных работ, реализуемых в торговом предприятии.
Объект исследования: ООО «Лаборатория художника».
Предмет исследования: ассортимента лаков для художественных работ, реализуемых ООО «Лаборатория художника».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю лаков для художественных работ
2. Исследовать свойства лаков для художественных работ
3. Рассмотреть классификацию и ассортимент лаков для художественных работ
4. Технологии производства лаков для художественных работ
5. Рассмотреть показатели качества, дефекты лаков для художественных работ,
6. Проанализировать требования к упаковке и хранению,
7. Рассмотреть требования к маркировке лаков для художественных работ.
На практике были использованы методы: описания, наблюдения, сравнения, обобщения, анализ.
База исследования – торговая организация ООО «Лаборатория художника».
В работе были использованы труды отечественных ученых и специалистов, нормативные документы, материалы периодической печати, сети Интернет, материалы внутренней отчетности и товарно-сопроводительные документы ООО «Лаборатория художника».
Комплексно использованы научные методы исследования: методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; лабораторные, а также практической товароведной деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрены вопросы: технология производства, сырье ассортимент и качество лаков для художественных работ.
Лаки — это жидкости различной вязкости, они представляют собой растворы натуральных или синтетических смол (смол и масел) в растворителях, наиболее часто применяемых в живописи (скипидар, пинен, уайт-спирит).
В работе проведено исследование ассортимента, свойств, технологии производства и показателей качества лаков для художественных работ.
Лаки для художественных работ применяются как добавка для художественных масляных красок и представляют собой растворы смол в пинене. Мастичный лак изготавливается из смолы мастикс и может использоваться не только как добавка для красок, но и как ретушный лак для протирки красочных слоёв, а также и как покрывной. Даммарный лак — это раствор смолы даммара в пинене с добавкой спирта. Даммарный лак может использоваться и как разбавитель для красок и как покрывной лак. Даммара имеет как плюсы так и минусы. Основным недостатком является мутнение лака при длительном хранении. Однако, в сравнении с мастичным лаком, даммара меньше желтеет при старении, чем мастикс. Копаловый лак является смесью копаловой смолы, льняного масла и пинена. Лак используется как добавка к краскам, однако его цвет — тёмный, что может сказываться на красочной смеси. Пихтовый лак — прозрачный на вид и имеет приятный пихтовый аромат. Используется как добавка к краскам.
Покрывные лаки служат для покрытия масляной живописи в целях её защиты, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска. Когда краски теряют своё звучание, или жухнут, или становятся матовыми от избытка разбавителя, то лаковое покрытие исправляет ситуацию. Но лак используется не только для исправления ошибок или защиты красочного слоя при длительном хранении живописи. Лак может просто усилить звучание красок, сделать цвета более насыщенными. Поэтому его применение не ограничивается одной причиной. Сегодня на рынке представлены различные лаки. Но основными и традиционными можно назвать следующие. Фисташковый лак. Он обладает важным достоинством — его плёнка практически бесцветна. Такая прозрачность делает его незаменимым для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Ретушный лак — изготавливается из мастичной смолы, растворителей и акрила. Применяется ретушный лак в многослойной живописи, но не только. Лак относительно жидкий, поэтому хорошо проникает в красочный слой и, таким образом, предотвращает пожухание красок. Им можно просто прокрывать слои краски для большей их насыщенности. Также ретушный лак увеличивает прочность красочного слоя. Акриловый лак состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его плёнка бесцветна и эластична.
В живописи применяют растворители, которые выпускали в советской промышленности под № 1, № 2, № 4. Но их суть со временем не изменилась. Разбавитель № 1 представляет собой смесь живичного скипидара и уайт-спирита. Применяется он в менее ответственных работах, например в эскизах. Разбавитель № 2 по-сути является уайт-спиритом и используется для мытья кистей. Разбавитель № 4 или пинен. Это фракция живичного скипидара. Он считается лучшим разбавителем и применяется в ответственных живописных работах.
По назначению лаки подразделяются на:
 лаки, добавляемые к краскам в процессе создания картины, «лаки на палитру», живописные лаки;
 лаки, применяемые для обработки красочного слояя перед повторным нанесением красочного слоя по сухому. Лучше их назвать ретушными, или точнее — межслойными;
 покрывные или защитные лаки, применяемые для покрытия картин с целью защиты от внешних воздействий: трения, ударов, запыления, действия водяных паров, газов и др.
Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть.
К таким лакам относится ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.
Качество лаков для художественных работ регламентируется требованиями ГОСТ Р 52165-2003 «Материалы лакокрасочные. Лаки. Общие технические условия». Встречающиеся на рынке даже однотипные лаки для живописи отличаются производителем, фасовкой. На стоимость влияет и регион продажи (+ транспортные расходы).
Согласно действующим нормам российского законодательства, производители лакокрасочных материалов обязаны подтверждать безопасность своей продукции путём декларирования её соответствия стандартам. Это единственная обязательная форма, предусмотренная государственной системой ГОСТ Р, которая по желанию продавца может дополняться любыми другими документами (в добровольном порядке).
Для оценки качества были отобраны 5 образцов акриловых лаков для художественных работ, реализуемых в магазинах ООО «Лаборатория худождника», разных производителей.
Образец № 1. Лак акрил глянцевый «Сонет»
Производитель: ЗАО «Завод Художественных красок «Невская Палитра», г. Санкт-Петербург.
Образец № 2. Лак художественный акриловый глянцевый
Производитель: компания «Таир», г. Санкт-Петербург
Образец № 3. Лак для творчества акриловый матовый ТМ «Малевичъ»
Производитель: ИП Власов Д Г., Москва
Образец № 4. Защитный лак для декупажа акриловый матовый Daily Art.
Производитель: Daily ART, Литва
Образец № 5. Лак акриловый матовый «Аква-Колор»
Производитель: ООО «АКВА-КОЛОР», Россия

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Товароведная характеристика и оценка потребительских свойств лаков для художественных работ

1.1.1. Сырье. Технология производства

Лаком можно назвать комплекс компонентов, которые имеют водную или химическую основу, при соприкосновении с обрабатываемой поверхностью образуют плёночное покрытие – бесцветное или окрашенное.
Состав основы лака обуславливает и его и свойства. Водная основа обеспечивает быстроту высыхания, запах практически отсутствует. Лаки на алкидной основе более устойчивы к внешним воздействиям.
Художники нашего времени применяют лаки, изготовленные на основе мягких и искусственных смол.
Лаки, изготовленные на основе этих смол, обратимы, то есть их прозрачность можно восстановить, и в случае необходимости они легко удаляются. В старину применяли также масляные лаки, которые со временем коричневели и мутнели, из-за чего их впоследствии приходилось снимать. Поскольку удалять эти лаки можно лишь сильными растворителями, которые размягчая лак нередко повреждали и краску, значительная часть картин старых мастеров была испорчена позднейшими реставрациями.
Поэтому растворимость картинного лака — требование, связанное с обеспечением сохранности картины. Однако трудно найти лак, который одновременно был бы оптически стойким и прочным. К примеру, стойкость мягких смол, растворяющихся в скипидаре, измеряется самое большее одним десятилетием.
Естественные смолы представляют собой ненасыщенные соединения, которые при поглощении кислорода образуют продукты окисления. Под влиянием атмосферной влажности быстро изменяется и их прозрачность. Все лаки, применяемые до сих пор в живописи, в зависимости от их состава в той или иной степени желтеют. Эффект пожелтения усиливается еще и тем, что слой лака является самым верхним пластом картины, имеющим непосредственный контакт с окружающей средой.
Лаки, приготовленные на основе искусственных смол, меньше темнеют. Проведенные испытания показали, что пленка их сохраняет прозрачность и бесцветность. Однако пока неизвестно, как они проявят себя через длительное время: сохранят ли растворимость и прозрачность, останутся эластичными, или станут хрупкими.
При производстве лаков используются растворители для снятия загустения смол.
Пинен (разбавитель № 4) представляет собой пиненовую фракцию живичного скипидара (терпентинового масла). Скипидар получают из смолы, так называемой живицы хвойных деревьев, главным образом сосны. При перегонке живицы с парами воды отгоняется жидкий скипидар и остается твердая смола — канифоль. Скипидар не рекомендуется использовать для разжижения красок, так как со временем он осмоляется и при этом желтеет и густеет. Краски, разбавленные таким скипидаром, плохо сохнут и темнеют. Пинен меньше подвержен пожелтению и осмолению, гарантийный срок его хранения — 6 мес. Чтобы пинен дольше оставался пригодным для работы, его надо хранить в темноте в наполненных до краев и плотно закупоренных пузырьках. Доброкачественный пинен абсолютно прозрачен и бесцветен, а капля разбавителя, нанесенного на белую бумагу, испаряется через несколько минут, не оставляя следа. Из всех разбавителей, применяемых в масляной живописи, пинен обладает наиболее сильной растворяющей способностью. Поэтому его применяют для растворения мягких смол и разбавления всех видов лаков для живописи. Чтобы обеспечить лучшее сцепление красочных слоев, перед повторной пропиской пиненом обрабатывают затвердевшую поверхность красочного слоя. Добавление пинена в масляные краски также способствует их быстрейшему высыханию [16, с. 39-41].
Уайт-спирит (разбавитель № 2) — продукт переработки нефти, представляющий собой смесь жидких углеводородов. В отличие от пинена может храниться долго, не осмоляется, улетучивается полностью, но несколько медленнее. Уайт-спирит обладает менее сильной растворяющей способностью, поэтому он не рекомендуется для разбавления лаков.
Акриловый лак представляет собой жидкость готовую к использованию, по своему составу она однородная, как правило, молочного цвета. В основе акрилового лака высококачественные водные дисперсии смол, в которые добавлены облагораживающие субстанции.
Акриловый лак является химическим раствором, который полностью готов к использованию, является однородным по составу; его выпускают в виде жидкости молочного цвета. В основе – высококачественная водная дисперсия. В составе лака – акриловая смола. Лак применяют для декоративной отделки, а также защиты деревянных поверхностей.
Акрил – это полимеры и полимерные материалы, в составе которых содержится акриловая кислота. Она представляет собой бесцветную прозрачную жидкость, которая отлично растворяется в воде, этаноле, диэтиловом эфире и хлороформе. При взаимодействия с мономерами она образует сополимеры. Производство акрила позволяет использовать его при изготовлении не только очень популярных сейчас лаков и красок, но и мебели. Отличительными характеристиками этого материала являются превосходные механические показатели, устойчивость к ультрафиолетовому излучению, действию тепловой обработки и небольшой удельный вес, который сочетается с высокой прочностью.
Он хорошо выдерживает сложные механические условия, ультрафиолетовое излучение, тепловую обработку и иные испытания. При небольшом удельном весе у акрила очень высокая прочность.
Способы получения акрила
В зависимости от того каким способом осуществляется производство акрила, выделяют две его разновидности – экструзионный и литой. Следует отметить, что их физические характеристики отличаются незначительно. Литой вид акрила имеет более глянцевую поверхность и большую устойчивость к ударам. Что касается экструзионной разновидности, то она отличается меньшей вязкостью при повышенной температуре, что позволяет свободно придавать любую форму. Как бы там ни было, в преимущественном большинстве случаев оба варианта являются полностью взаимозаменяемыми.
Технология производства лаков на основе акрила [15, с. 58-60]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы