Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 4
Глава I. Теоретические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 8
1.1. Эволюция правового подхода к возмещению вреда при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании в АПК 8
1.2. Понятие и принципы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 13
1.3. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 18
ГЛАВА II. Правовое положение участников обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 23
2.1. Права и обязанности застрахованных лиц и членов их семей при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 23
2.2. Права и обязанности страхователя обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 27
2.3. Права и обязанности страховщика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 30
ГЛАВА III. Основание и виды страхового обеспечения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 36
3.1. Понятие и подтверждение страхового случая обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 37
3.2. Виды страховых выплат обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 45
3.3. Возмещение дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК 50
Заключение 56
Список использованных источников 60
Введение:
Системой действующего российского законодательства в сфере обязательного социального страхования регламентируется право работающих граждан на безопасные условия труда, что придает особую важность и актуальность решения тех или иных вопросов в сфере реализации прав граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обеспечение стабильности при проведении государством социальной и демографической политики, что выступает в качестве одной из основных задач системы государственной политики России, невозможно представить без организации условий труда, которые соответствовали бы требованиям безопасности и гигиены.
Обязательное социальное страхование необходимо рассматривать в качестве системы государственных правовых, экономических и организационных мер, целью реализации которых является компенсация или минимизация последствий изменений в социальном и (или) материальном положении работающих граждан и иных лиц, в предусмотренных законодательством случаях, при достижении пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца, причинения вреда жизни и здоровью при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании, при беременности и родах, рождении ребенка, при уходе за ребенком в возрасте до полутора лет и иных установленных законодательством Российской Федерации случаях в сфере обязательного социального страхования.
Развитие современных технологий и производства, в том числе в сфере агропромышленного комплекса, влечет за собой возрастание риска причинения вреда жизни и здоровью работников, соответственно увеличение профессиональных рисков, что обуславливает необходимость принятия своевременных и необходимых мер со стороны государства, которые способствовали бы поддержке и социальной защищенности работников в системе обязательного социального страхования.
Государство является одним из основных субъектов, обеспечивающих социальную защиту работающих граждан, в том числе защиту их жизни и здоровья.
Актуальность настоящего исследования обусловлена также общегосударственным значением проблем социальной защиты личности, некоторых социальных групп, в том числе работающих граждан, населения в целом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что имеющиеся в нем предложения могут найти практическое применение в законодательной деятельности. Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, призваны способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы относительно обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, а также при подготовке учебной литературы по соответствующей проблематике и преподавания курса трудового права.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе содержатся предложения, которые развивают и дополняют ряд разделов современного законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Целью исследования является комплексное рассмотрение института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
— анализ эволюции правового подхода к возмещению вреда при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в АПК;
— рассмотрение понятия и основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— изучение круга лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— исследование прав и обязанностей застрахованных лиц и членов их семей при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— анализ совокупности прав и обязанностей страхователя обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— рассмотрение прав и обязанностей страховщика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— анализ понятия и подтверждения страхового случая обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— изучение видов страховых выплат обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК;
— рассмотрение особенностей возмещения дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК.
Объектом исследования является группа общественных отношений, возникающих в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК.
Предметом исследования является система правовых норм, составляющих основу правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, а также научные достижения и правоприменительная практика в системе деятельности судебных органов.
Методы исследования настоящей работы: сущностной, структурно-содержательный, функциональный, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также группа логических методов: анализ, синтез, обобщение, дедукция и индукция.
Степень разработанности проблемы представляется недостаточной. Несмотря на достаточный интерес к рассматриваемой теме, значительное количество научных работ, существует множество вопросов, которые необходимо обосновать и осмыслить с научной точки зрения. Механизмы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в АПК, рассматривались многими российскими учеными, среди которых можно выделить А.Ю. Бушманова, А.Б. Дудареву, И.А. Ильина, Ю.П. Калмыкова, З.Р. Магеррамову, А.А. Маслову, А.Я. Петрова, З.М. Сабанова, А.М. Тушина, Ю.А. Цимоха, С.Н. Яшина.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Рассмотрение эволюции системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК необходимо для понимания сущности данной системы, основных принципов и законов ее развития и существования, что является неотъемлемой частью ее реформирования и совершенствования на современном этапе.
При рассмотрении социальных процессов, происходивших в стране до 1964 года можно сделать вывод о практически бесправном положении работников в сфере сельского хозяйства и членов их семей. Государство практически не обращало внимания на правовое положение данной категории работников фактически до момента принятия Закона 1964 года «О пенсиях и пособиях членов колхозов».
Целью функционирования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК является обеспечение социальной защиты трудящихся лиц, застрахованных в установленном порядке, а также членов их семей, и поддержание экономической заинтересованности работодателя в осуществлении деятельности, способствующей снижению профессиональных рисков.
При помощи системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в наибольшей степени обеспечивается социальная защита работников организаций и предприятий, членов их семей, реализация прав работников на условия труда, которые соответствуют требованиям безопасности и гигиены.
В качестве основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК принято воспринимать следующие принципы: устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, реализуемой при помощи эквивалентности страхового обеспечения за счет средств обязательного социального страхования; всеобщей обязательности и доступности для застрахованных лиц имеющихся социальных гарантий; государственных гарантий обеспечения и соблюдения прав застрахованных лиц по защите от потенциальных социальных рисков и исполнения обязательств в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вне зависимости от финансового благосостояния страховщика; регулирования системы обязательного социального страхования со стороны государства; участия представителей субъектов системы обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования на паритетных началах; обязательности внесения страховых взносов; ответственности за целевое расходование средств обязательного социального страхования; обеспечения контроля и надзора в данной сфере; автономности финансовой системы обязательного социального страхования.
К кругу лиц, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся: физические лица, выполняющие ту или иную работу на основе трудового договора; физические лица, которые осуждены к лишению свободы на основании соответствующего решения суда и привлеченные к труду; физические лица, выполняющие ту или иную работу в соответствии с договором гражданско-правового характера, если в данном случае для страховщика установлена обязанность по уплате страховых взносов. На основе анализа действующего законодательства можно сделать вывод о том, что при отсутствии лица в законодательно установленном перечне лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, такому лицу будет отказано в выплате страхового возмещения.
На законодательном уровне установлена система прав и обязанностей застрахованных лиц, страховщика и страхователя в рамках системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК, которые позволяют соблюдать определенный баланс интересов всех лиц, участвующих в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На законодательном уровне установлен перечень событий, которые могут быть признаны страховыми случаями в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в АПК. В качестве страхового события воспринимается факт причинения вреда здоровью застрахованного лица, подтвержденный в установленном порядке, вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекший возникновение обязательства страховщика по осуществлению страховой выплаты.
Стоит отметить существующие проблемы в законодательстве в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в АПК. В результате анализа законодательства можно сделать вывод об отсутствии понятия медицинской реабилитации, что вызывает определенные трудности в теории правовой науки и правоприменительной практике.
В сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК нерешенными остаются вопросы о том, что будет относиться к дополнительным расходам, будет ли это необходимая медицинская помощь, требующая расходов, выходящих за перечень расходов, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, или же к дополнительным расходам могут быть отнесены расходы на лечение, к примеру, в платных частных клиниках или нахождение пострадавшего на время стационарного лечения в дорогостоящей платной палате, что не являлось необходимым для лечения, а проводилось для большего комфорта застрахованного.
Представляется, что страховое возмещение для работников должно производиться таким образом, чтобы обеспечивать в полной мере компенсацию потерь заработка застрахованных вследствие утраты ими трудоспособности, а также материальных расходов, связанных с лечением, медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией.
Для решения обозначенных проблем на законодательном уровне предлагаю установить осуществление компенсационных выплат без учета вины застрахованного в соответствии с реализацией учета данных о несчастных случаях на производстве и подхода относительно их расследования, в том числе отказа от поиска виновных лиц в сторону поиска путей предупреждения травматизма на производстве.
В качестве еще одной проблемы следует обозначить отсутствие в законодательстве понятия смерти застрахованного лица как последствия профессионального заболевания, которое вызвано производственным фактором, так как на практике довольно распространены случаи наступления летального исхода профессиональных заболеваний. Для решения данного вопроса предлагаю внести изменения в Федеральный закон № 125-ФЗ в части признания в качестве последствия профессионального заболевания, вызванного производственными факторами, смерть застрахованного лица.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АПК
1.1. Эволюция правового подхода к возмещению вреда при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании в АПК
Начало развития системы правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято связывать с принятием в 1861 году Закона «О вспомогательных товариществах при казенных заводах», устанавливающего обязательность организации касс страхования .
Дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний связано с принятием Устава о промышленности и Закона «О вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях».
Позднее в 1912 году Думой приняты два законодательных акта, которые регламентировали вопросы государственного страхования рабочих от несчастных случаев (увечий) и болезней. Стоит отметить, что данные нормативно-правовые акты не предусматривали выплату пособий при утрате трудоспособности при профессиональном заболевании. Кроме того, они распространяли свое действие именно на фабрично-заводских и горно-заводских рабочих, то есть права основной массы работников в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фактически игнорировались государством .
Помимо прочего, в 1912 году приняты законы «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих» и «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».
Впоследствии в 1917 году Временное правительство внесло правки в Правила об обеспечении рабочих на случай болезни, расширив перечень застрахованных лиц, провозгласив самоуправление больничных касс, увеличив материальные затраты собственников предприятий в части страхового обеспечения при болезни работников .
Невзирая на существование множества недостатков, следует отметить развитие и совершенствование системы социального страхования в России в начале прошлого века, которое было прервано Октябрьской революцией 1917 года. В основу развития была положена доктрина социального обеспечения, что повлекло за собой отказ от критериев и организации системы социального страхования, а также имеющихся связей пособий и предшествующих выплат. Кроме того, система социального страхования была лишена основных признаков страхования и трансформирована в систему социального обеспечения, чему способствовал отказ от оценки профессиональных и иных социальных рисков, расчета страховых взносов отдельно по каждому виду социального страховании, ликвидация страховых организаций и объединение финансовой системы всех видов страхования с государственным бюджетом . Тем не менее, стоит отметить положительные черты данной системы, в том числе достаточно широкий охват категорий трудящихся, универсальность, гарантии со стороны государства, низкую страховую нагрузку.
В 1918 году Советом Народных Комиссаров утверждено Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое предусматривало организацию системы социального обеспечения трудящихся, фактически состоящую из элементов, свойственных социальному страхованию. Так, например, в качестве источников формирования фондов материального обеспечения трудящихся выступали взносы предприятий и учреждений. Согласно положению устанавливалась обязательность оказания врачебной и лекарственной помощи, выплаты компенсаций в случае временной утраты средств к существованию, в том числе при болезни и получении увечья на производстве. В систему социального обеспечения включались все лица, для которых основным источником существования был собственный труд вне зависимости от характера труда и места работы .
Можно сделать вывод о наличии социально-политического характера рассматриваемого документа, что выражается в определении объекта страхования, установлении порядка формирования средств социального страхования.
При сравнении провозглашенной Положением системы социального обеспечения с современными социальными системами можно сделать вывод о существовании данной системы в виде конгломерата внебюджетных фондов.
В 1919 году издан Указ Совета Народных Комиссаров № 6, согласно которому вопросы оказания лечебной помощи и страховых взносов переданы в ведение Наркомата здравоохранения РСФСР. В 1921 году издано Постановление СНК РСФСР «Об обеспечении рабочих и служащих при временной нетрудоспособности» и Декрет СНК РСФСР «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности», согласно которым все трудящиеся вне зависимости от причин временной нетрудоспособности имели право на полное сохранение денежного и натурального довольствия в пределах заработка в период нетрудоспособности .