Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Обязанности родителей по воспитанию детей в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика прав и обязанностей родителей по воспитанию детей 6
1.1. Понятие, особенности и единство родительских прав и обязанностей 6
1.2. Содержание обязанностей родителей по воспитанию детей 14
Глава 2. Отдельные вопросы осуществления обязанностей родителей по воспитанию детей 26
2.1. Разрешение споров о воспитании детей 26
2.2. Реализация прав и обязанностей несовершеннолетних родителей по воспитанию детей 31
Глава 3. Меры семейно-правовой ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей 36
3.1. Лишение родительских прав 36
3.2. Ограничение родительских прав 52
Заключение 57
Библиографический список 64
Введение:
Актуальность темы. Любое государство, независимо от уровня его развития, традиционной формой его существования и высшей ценностью признает семью, в которой установление и поддержание приемлемых и надлежащих отношений не может быть без качественного правового регулирования.
Мы согласны с тем, что основной функцией семьи, которая реализуется в поведении родителей, является воспитательная, что, в свою очередь, дает основание утверждать о приоритетности характера ответственности родителей за воспитание детей.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительного периода времени. Великий мыслитель И.А. Ильин констатировал: «Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости… Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле — искусство воспитания детей — почти всегда недооценивается и продешевляется…» .
Сегодня воспитание представляется уникальным правовым явлением, которое отражает сочетание частного интереса, связанного с удовлетворением необходимости иметь детей, и общественного интереса государства в обучении новых членов общества, поскольку именно воспитание обеспечивает культурную и историческую преемственность поколений и социальный прогресс.
Лица с родительскими правами несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились, и определяет особую важность родительской ответственности в обеспечении прав и интересов своих детей. В то же время, это оказывает влияние на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, полнота которого во многом определяет качество семейного воспитания.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прав и исполнением обязанностей родителей по воспитанию детей.
Предмет работы – нормы семейного законодательства, регулирующие отношения между родителями и детьми, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы правового регулирования обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и особенности прав и обязанностей родителей.
2. Изучить содержание обязанностей родителей по воспитанию детей.
3. Охарактеризовать особенности разрешения споров о воспитании детей.
4. Исследовать проблемы реализации прав и обязанностей несовершеннолетних родителей по воспитанию детей.
5. Проанализировать институт лишения родительских прав.
6. Рассмотреть основания и последствия ограничения родительских прав.
Теоретическая основа работы – труды и научные публикации таких ученых, как: Альбиков И.Р., Боташева Д.Р., Гамидова Э.Г., Дрижак Г.В., Иванова Л.В., Ильин И.А., Ильина О.Ю., Каймакова Е.В., Краснова Т.В., Куропацкая Е.Г., Ладочкина Л.В., Лапшова А.Ю., Маргарян М.Г., Мельникова М.Б., Оставков С.А., Попова Е.И., Рабец А.М., Саяпина Е.Г., Титаренко Е.П., Толстова А.Е., Ульбашев А.Х., Чеснокова Ю.В., Якушев П.А. и др.
Нормативная основа работы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные нормативные правые акты.
Эмпирическая основа работы – правовые позиции Верховного Суда РФ, судебная практика судов общей юрисдикции по спорным вопросам исполнения родительских обязанностей, применения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Сторонам родительских правоотношений в Российской Федерации предоставлен обширный комплекс прав и неразрывно связанных с ними обязанностей по воспитанию детей, таких как, обязанность по обеспечению получения ребенком основного общего образования, право и обязанность на защиту прав и интересов ребенка и др. Установленными юридическими обязанностям родителей корреспондируют и права ребенка, кодифицированные многочисленными международными актами, Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. В том числе, право ребенка на воспитание невозможно обозревать, не принимая во внимание обязанности родителей на его воспитание, так как право одного лица полярно обязанности другого лица. Вследствие чего, в процессе воспитания ребенка формируется ядро правоотношений между сторонами.
Текущую ситуацию в России усложняет и то, что в настоящее время существует значительное количество самых разнообразных, разно уровневых, разноплановых социальных проблем. Государство стремится через органы опеки и попечительства решить социальные проблемы детей, оставшихся без родителей, либо имеющих неблагополучных родителей, либо попавших в сложные взаимоотношения с законом, в неблагоприятную ситуацию (алкоголизм, бродяжничество, наркомания и тому подобное), а также защитить установленные законодательно права несовершеннолетних.
Приходим к выводу о том, что современное российское законодательство дает родителям все необходимые возможности для совместной реализации их обязанности по воспитанию детей, а также имеет наработанный механизм защиты прав ребенка на общение с родителями. Однако без четкой ориентации родителей на неизменный приоритет интересов ребенка ни законодательная база, ни судебная система не смогут защитить интересы ребенка.
В результате рассмотрения особенностей правового регулирования прав и обязанностей несовершеннолетних родителей, был сделан вывод о несовершенстве действующего законодательства. Поэтому предлагается следующее дополнение в п. 2 ст. 64 СК РФ: «В случае если несовершеннолетний родитель не в состоянии представлять интересы детей и осуществлять надлежащую защиту их законных прав и интересов, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».
Лишение родительских прав является наиболее строгой мерой семейной и юридической ответственности. Это мера государственного принуждения, применение которой влечет за собой у родителей ребенка утрату всех прав, возникающих на основе кровных отношений с ним, некоторое ограничение их дееспособности, направленное на защиту интересов ребенка и перевоспитание родителей. В то же время сохраняются имущественные обязательства родителей. Лишение родительских прав возможно только по решению суда.
Лишение родительских прав обладает определенным карательным воздействием. Но, к сожалению, не все родители воспринимают лишение своих прав в отношении своих детей как наказание. Напротив, некоторые из них воспринимают это как освобождение от обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, что указывает на недостаточную эффективность этой санкции.
СК РФ предоставляет следующие основания для лишения родительских прав:
1. Если родители (один из них) уклоняются от выполнения родительских обязанностей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов.
2. Если родители отказываются забрать своего ребенка из родильного дома или из другой медицинской организации, учебного заведения, учреждения социальной защиты или других аналогичных учреждений без уважительной причины.
3. Когда родители злоупотребляют своими родительскими правами. Это возможно, если они используют свои права в противоречии правам и законным интересам детей, например, привлекают их к совершению преступлений, попрошайничеству, склоняют к употреблению наркотических средств, алкогольных напитков.
4. Если родители жестоко обращаются с детьми, в т.ч. совершают физическое или психическое насилие против них, посягают на их половую неприкосновенность.
5. Когда родители болеют хроническим алкоголизмом или наркоманией. Чтобы приманить данное основание, в случае лишения родительских прав достаточно установить тот факт, что у родителей такие заболевания имеются и они подтверждаются соответствующими медицинскими документами и учетами.
6. Если родители совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или против жизни или здоровья супруга. Вина в форме умысла при совершении преступления должна быть доказана и установлена приговором суда.
Понимание объекта защиты в случаях лишения и ограничения родительских прав только в качестве субъективного права несовершеннолетнего необоснованно ограничивает круг прав и законных интересов, которые защищены с учетом только неблагоприятного исхода судебного разбирательства для родителей. Это приводит к неправильному определению предмета доказательств и, соответственно, неадекватности доказательств, собранных по делу, что необходимо для принятия законного решения и, в конечном счете, для достижения целей гражданского судопроизводства. Противоположная ситуация также возможна, когда отсутствие доказательств приводит к отсутствию доказательств вины родителей в нарушении их родительских прав, что препятствует реальной защите прав ребенка.
Лишение родительских прав, являющееся мерой семейной и юридической ответственности родителей, также выступает в качестве меры защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Если родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, предусмотренные не только правилами семейного права, но также нормами труда, пенсии, наследования, жилищного права, детей, напротив, соблюдать в отношении своих родителей, лишенных родительских прав, алиментов, жилья, пенсий, наследственных, социальных и других прав.
Особенность юридических последствий лишения родительских прав также проявляется в том, что родители не только теряют свои субъективные родительские права в отношении конкретных детей, но также ограничены законом в возможности когда-либо стать приемными родителями, опекунами (попечителями), усыновителями.
В отличие от лишения родительских прав, ограничение родительских прав рассматривается в первую очередь как мера защиты прав и интересов детей. Основная цель этой меры — не наказывать родителей, а защищать ребенка, оставление которого с родителями опасно для жизни, здоровья, нормального воспитания и развития ребенка. Поэтому, чтобы применить эту меру защиты, наличие или отсутствие вины в поведении родителей не имеет значения, важно защитить ребенка от опасности, которая ему угрожает.
Ограничение родительских прав на практике зачастую применяется в случаях, когда есть основания полагать, что ребенок находится в опасности, однако нет достаточных оснований для лишения родительских прав.
Ограничение родительских прав также осуществляется в судебном порядке. При рассмотрении дел об ограничении родительских прав суд должен учитывать все обстоятельства, на основании которых необходимо принять решение. Не исключены ситуации, когда истец отказывается поддерживать свое требование. Суд имеет право принять такой отказ от иска и прекратить разбирательство по делу, если это не угрожает интересам несовершеннолетнего, его физическому и моральному здоровью.
Отрицательные правовые последствия в случае ограничения родительских прав предусматриваются в первую очередь для родителей, чьи дети были отобраны: такие родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на государственные пособия и иные меры социальной поддержки, установленные для граждан с детьми, не могут быть законными представителями своих детей и действовать в защиту их прав и интересов.
Ограничение родительских прав, а также лишение родительских прав затрагивают правоспособность родителей, которые впоследствии не могут быть приемными родителями, опекунами или опекунами, усыновителями.
Дела об отмене ограничения родительских прав рассматриваются на основании требования самих родителей (одного из них). Ответчиками в этом случае являются лица, у которых находится ребенок (другой родитель, опекун или попечитель, приемные родители, образовательные или иные учреждения, органы опеки и попечительства), и которые отвечают за воспитание ребенка.
В отличие от родителей, лишенных родительских прав, родителям с ограниченными родительскими правами разрешается связаться с ребенком с согласия органа опеки и попечительства (опекуна), усыновителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок. В законе не указывается, в какой форме (устном или письменном) такое согласие должно быть выражено. Представляется, что такое согласие возможно дать и в устной форме.
Родителям, которые ограничены в родительских правах, в зависимости от причин, по которым было вынесено соответствующее решение суда, может быть разрешено встречаться с ребенком при условии, что такие контакты не противоречат интересам ребенка, не оказывают на него вредного воздействия. Если разрешение не было дано, родитель, который ограничен родительскими правами, имеет право обратиться в суд с требованием о разрешении встреч с ребенком.
Исследование проблем юридической ответственности родителей за ненадлежащее воспитание несовершеннолетних по семейному законодательству России позволило выявить следующие направления и возможности совершенствования действующего семейного законодательства.
1. Предлагается следующая редакция ст. 69 СК РФ:
«Статья 69. Лишение родительских прав
1. Лишение родительских прав — это мера семейно-правовой ответственности, направленная на защиту прав и интересов детей, влекущая за собой правовые последствия для родителей.
2. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
злоупотребляют своими родительскими правами;
являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
3. Родители (один из них) лишаются родительских прав, если они:
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей».
2. Мы предлагаем законодательно закрепить право родителя, лишенного родительских прав, на общение с ребенком, если это не будет противоречить интересам ребенка (например, когда нахождение ребенка с родителем опасно для его жизни и здоровья или невозможно в связи с тем, что такое общение повредит психологическому состоянию ребенка).
3. Сохраняя лишение родительских прав как один из способов судебной защиты прав ребенка, необходимо уточнить основания его применения, дополнив их перечень злоупотреблением спиртными напитками, наркотическими, психотропными и иными одурманивающими средствами.
4. В целях эффективного и своевременного обеспечения прав и интересов детей, проживающих в неблагополучных семьях, следует установить в статье 70 Семейного кодекса РФ сокращенный – месячный – срок для рассмотрения и разрешения судами дел о лишении родительских прав родительских прав.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика прав и обязанностей родителей по воспитанию детей
1.1. Понятие, особенности и единство родительских прав и обязанностей
Родительские правоотношения являются отдельной разновидностью семейных правоотношений и характеризуются специфическим элементным составом, своим возникновением, а также развитием и прекращением.
Субъекты родительских правоотношений: дети и родители.
Родители – это лица, от которых произошли дети.
Происхождение (биологическое) связывает детей и родителей не только родством, но также и определенными правами, и обязанностями. Указанные права и обязанности разрабатываются государством и обществом. Не являются естественной принадлежностью указанных субъектов правоотношений.
Статья 47 СК РФ закрепляет, что правовые отношения между родителями и детьми возникают при удостоверении акта происхождения детей в установленном законом порядке.
Многие ученые указывают, что общим основанием возникновения правоотношений между детьми и родителями является факт кровного родства, а при установлении отцовства – факт рождения ребенка.
Представляется, что данная позиция не совсем точна. Ведь в недалеком прошлом в законодательстве основанием возникновения правоотношений является происхождение детей в зарегистрированном браке. Однако, дети рождаются и не в зарегистрированном браке.
В данном случае установить правовую связь между ребенком и родителями возможно при акте удостоверения происхождения.
Статья 51 СК РФ регламентирует правила записи в книге записей рождений. Согласно ней, в книгу делается запись на основании заявления одного из родителей. В законодательстве провозглашается равенство супругов, и поэтому любой супруг имеет право обращаться в органы ЗАГСа.
Глава 11 СК РФ регламентирует права несовершеннолетних. Также в РФ действует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» . Отдельно стоит Конвенция «О правах ребенка» , которая играет важнейшую роль в семейном праве и определяет положение детей в семье.
Ранее в действующем Кодексе о браке и семье права детей были представлены сквозь права родителей. На сегодняшний день дела обстоят иначе, и права ребенка четко оговорены. Многие ученые указывают на то, что необходимо выделить и обязанности ребенка. Однако необходимо указать, что принудить ребенка к исполнению своих обязанностей с помощью нормативно-правовых актов невозможно. Обязать ребенка соблюдать определенные нормы возможно лишь с помощью правил нравственности и морали.
К правам несовершеннолетним можно отнести: право на защиту, право воспитываться в семье, право выражать свое мнение, право на имя, фамилию и отчество, право общаться с родственниками, имущественные права.
Глава 12 СК РФ закрепляет права и обязанности родителей.
Права и обязанности могут быть: имущественными, личными неимущественными.
Статья 61 СК РФ указывает на то, что права и обязанности родителей распределяются между родителями поровну. Не играет роли зарегистрирован брак или нет. Права и обязанности родителей ограничиваются во времени. Когда ребенок достигает совершеннолетия или дееспособности права и обязанности родителей прекратятся.
Статья 65 СК РФ гласит, что права и обязанности родителей опираются исключительно на приоритетность интересов ребенка.
Статья 63 СК РФ закрепляет право родителей на преимущество воспитывать своих детей перед другими лицами.
Существование родительских прав предопределено основной человеческой природой. Их, без сомнения, следует считать одной из высших ценностей современного мира. Логично сказать, что закон как социальный регулятор воплощает идеи о том, какими должны быть родительские права и на каких принципах основывается их реализация.
В России правовые аспекты отношений между родителями и детьми отражаются в основном в семейном праве. В отдельных исследованиях указывалось, что действующая редакция СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей . Вряд ли стоит соглашаться с этим мнением, потому что даже простая передача родительских прав будет затруднена и не будет осуществляться несколькими специалистами одинаково.
В гл. 12 «Права и обязанности родителей» по отношению к «обычным» родителям (т.е. взрослым родителям, проживающим с ребенком) названы следующие права: право на воспитание детей; право на образование; право выбора образовательной организации, форма, в которой дети получают образование, и форма их образования; право защищать права и интересы детей; право требовать возврата ребенка от любого лица, которое его удерживает, не на основании закона или решения суда .
Однако эти моменты не исчерпывают рамки правоспособности одного из основополагающих статусов человека, о чем свидетельствует анализ других правовых положений. Например, за пределами гл. 12 СК РФ закреплено право родителей давать согласие на усыновление ребенка и право отозвать это согласие на усыновление (ст. 129 СК РФ). Некоторые права родителей указаны не в СК РФ, а в других федеральных законах (право на получение информации о здоровье ребенка и т.д.) . Такие права в принципе выпали из поля зрения семейного права. Это обусловливает необходимость создания единой картины правовых возможностей родителей в качестве первого шага к совершенствованию механизма правовой защиты родительских прав. Необходимо понимать, что должно быть защищено, а что находится за пределами правового поля. Это задача теории семейного права, решение которой важно как для общей направленности юридической практики, так и для совершенствования действующего законодательства.
Поскольку среди всей совокупности прав, которые родители имеют по отношению к своим несовершеннолетним детям, право на воспитание детей выделяется в качестве основного права родителей, некоторые авторы считают «право на воспитание детей» и «родительское право» идентичными понятиями. Другие авторы считают, что родительские права не следует понимать как весь комплекс прав и обязанностей в отношении детей, а только родительские права в узком смысле, то есть право и обязанность родителей в личном воспитании своих детей . Мы считаем, что «право родителей» и «родительское право» являются идентичными понятиями и что право на образование не является единственным родительским правом. В этом случае родительские права являются субъективным правом, которое характеризуется как мера возможного и как мера надлежащего поведения.
Родительские права относительны, но имеют абсолютный характер защиты. Родительским правам гарантируется абсолютная защита, а это означает, что третьи лица не могут вмешиваться и нарушать, а право родителей на воспитание имеет абсолютный характер защиты в пределах своей обычной сферы действия .
По нашему мнению, в родительских правоотношениях можно выделить следующие внутренние структурные отношения.
1. Отношения, которые развиваются между родителями и ребенком.
2. Другим типом внутренних структурных отношений в родительских правоотношениях являются отношения между самими родителями, выполняющими родительские функции по отношению к общему ребенку.
3. Особое место в структуре родительских правоотношений занимают отношения между родителями и государством. Необходимо сделать оговорку, что государство в этих отношениях представлено его уполномоченными органами — органами опеки и попечительства, социальными службами, прокуратурой, судами и т.д. (в пределах их компетенции). В то же время следует отметить, что органы опеки играют особую роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе от самих родителей. В частности, согласно п. 2 ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если орган опеки и попечительства установит наличие противоречий между интересами родителей и детей. В этом случае орган опеки и попечительства назначает представителя для защиты прав и законных интересов детей.
Разумеется, все основные принципы семейного права, содержащиеся в ст. 1 СК РФ, используются в регулировании отношений с несовершеннолетними. Речь идет о необходимости укрепления семьи, выстраивании семейных отношений на основе чувства взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечения неограниченного осуществления членами семьи их права и способность защищать эти права. В то же время законодатель уделяет внимание именно воспитанию детей в семье, заботе об их благополучии и развитии, а также обеспечению приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних .
В разделе СК РФ, который регулирует отношения между родителями и детьми, нет особых принципов отношений между родителями и детьми. Закон устанавливает права и обязанности родителей в воспитании и образовании детей, защите прав и интересов детей, мерах ответственности, применимых к родителям и т.д. В этом случае основное внимание уделяется только установлению индивидуальных прав и обязанности родителей и механизм их выполнения.
Не вызывает сомнений, что полная правовая регламентация отношений между родителями и детьми невозможна. Российские юристы не предлагали и не могут устанавливать и устанавливать нормативно предписанные формы, методы и способы воспитания детей. Эти вопросы касаются педагогики, социологии, психологии и других наук. Основываясь на своих данных, практическом опыте образования и на основе общих моральных принципов и принципов, ученые-юристы регулируют поведение людей в процессе обучения, определяют права и обязанности участников соответствующих отношений, предусматривают ответственность за отклонения от установленных процедура, т.е. очерчивает границы того, что разрешено и что должно быть в процессе обучения.
В ст. 63 СК РФ не уточняются цели и задачи воспитания детей, отсутствуют моральные и идеологические предписания. Законодатель называет только основные виды деятельности родителей по воспитанию своих детей: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей и ряде других. В некоторых нормах семейного права можно встретить необходимость учитывать и защищать другие интересы детей. Например, при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык и возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ) .
Любые формы, методы и способы воспитания и обучения, используемые родителями, должны соответствовать личности ребенка и его интересам. В свою очередь, это означает, что родители должны знать о своих обязанностях и определять допустимые пределы образовательного влияния в соответствии с требованиями законодательства.
Особенностью родительских прав является единство субъективных родительских прав и юридических обязанностей, которыми наделены родители. Прямое указание на эту функцию содержится в ст. 61 СК РФ, в связи с этим было бы логично обозначить первый принцип реализации родительских прав как единство родительских прав и обязанностей.
Семейное право основано на принципе равенства мужчин и женщин, в том числе отца и матери, при осуществлении родительских прав. Поскольку родительские права включают в себя как права, так и обязанности, целесообразно поговорить о принципе равенства родительских прав обоих родителей. Реализация этого принципа имеет большое значение, поскольку довольно часто один из родителей живет отдельно от ребенка, что иногда создает трудности при осуществлении родительских прав и исполнении родительских обязанностей .
Традиционным для семейного права России является правило, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Кроме того, в соответствии со ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть основной заботой их родителей. В СК РФ содержится значительное количество правил, которые требуют интересов ребенка. По нашему мнению, следующий принцип реализации родительских прав может быть сформулирован как необходимость учета законных интересов ребенка, а в случаях, предусмотренных законом, — с учетом его мнения (ст. 57 СК РФ).
В юридической литературе справедливо обращается внимание на юридическую значимость интересов родителей, необходимость их учета при осуществлении родительских прав. Интересы детей не должны быть единственным критерием качества семейного воспитания. Как полагает М.В. Антокольская, «это прежде всего бесчеловечно по отношению к родителям и неуместно с образовательной точки зрения, поскольку оно может отрицательно повлиять на ребенка, способствуя развитию его эгоизма» .
Родители должны иметь право выбирать способы осуществления своих родительских прав таким образом, чтобы, не нарушая интересов ребенка, они должным образом имели возможности для достижения своих собственных родительских интересов.
Таким образом, следующий принцип реализации родительских прав можно сформулировать так, чтобы учитывать интересы родителей при осуществлении родительских прав.
Упоминаемые О.Ю. Ильиной принципы «невозможность отказа от родительских прав» и «недопустимость злоупотребления родителей своими правами» вряд ли могут быть отнесены к числу принципов осуществления родительских прав. На наш взгляд, это скорее не принципы, а признаки родительских прав, что обусловлено спецификой их содержания. Если родители фактически отказываются от исполнения своих родительских обязанностей (отказываются забирать ребенка из роддома, другого медицинского или образовательного учреждения без уважительной причины, оставляют ребенка без присмотра и т.д.), они могут быть лишены родительских прав. Злоупотребление родительскими правами в той или иной форме также является самостоятельным основанием для лишения родительских прав.
Анализ норм семейного права, регулирующих отношения между родителями и детьми, позволяет нам определить другие правила, которые родители должны соблюдать при осуществлении своих прав. Это может послужить основой для продолжения предложенного перечня принципов осуществления родительских прав.
Таким образом, понимание природы и особенностей осуществления родительских прав и реализации родительских обязанностей важно для понимания многих институтов семейного права. В большинстве случаев родительское право также является родительским обязательством, нарушение которого может повлечь за собой право ограничивать субъективные права в отношении несовершеннолетних детей, как нынешних, так и будущих (например, лишение права наследования после детей, в отношении которых родительские права были лишены).