Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Обучение самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи с использованием материалов сайтов»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ САЙТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 5
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности 5
1.2 Характеристика самостоятельной работы 11
1.3 Возможности использования материалов сайтов для обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ САЙТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ 27
2.1 Организация и методики исследования 27
2.2 Выявление уровня сформированости навыков аудирования 30
2.3 Работа по обучению самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи посредством использования материалов сайтов 34
2.4 Проверка эффективности проведенной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Введение:
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности. На повышение уровня знаний английского языка большое влияние оказывает аудирование. В связи с интенсивным развитием нашего государства в стране постоянно растет спрос на изучение иностранных языков, и в первую очередь английского языка как наиболее значимого и распространенного среди всех языков международного общения, который приобрел статус планетарного, или глобального языка.
Выявление, всестороннее развитие, психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей, особенно в первые годы их обучения в школе, является первоочередной государственной задачей современной системы начального образования России. Повышение интеллектуально-творческого потенциала населения – единственный надежный гарант национальной безопасности любого государства. Численность населения, большие территории, сырьевые ресурсы в современных условиях все больше отходят на второй план и уже не рассматриваются как надежная основа стабильности и благосостояния государства и его граждан. В информационном обществе больше ценится образование, интеллект и креативность.
Приоритетной задачей для каждого субъекта педагогического процесса является раскрытие потенциала ребенка, помощь в реализации его внутренних ресурсов. Именно от организации такой помощи и зависит развитие способностей учащихся, повышение уровня знаний английского языка.
На современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности, способной воспринимать английскую речь на слух, однако на начальном этапе обучения этот процесс затруднен многими факторами, не позволяющими детям младшего школьного возраста самостоятельно, быстро и легко освоить навыки аудирования. Этим и обусловлена актуальность данного вопроса.
Объект исследования: способности младших школьников к аудирования на иностранном языке.
Предмет исследования: процесс обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи с использованием материалов сайтов.
Цель исследования: выяснить условия успешного обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи с использованием материалов сайтов.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику аудирования как вида речевой деятельности.
2. Описать специфику самостоятельной работы.
3. Раскрыть возможности использования материалов сайтов для обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи
4. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию материалов сайтов для обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент, наблюдение.
База исследования: ____________________________________________.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы, а также при обучении английскому языку младших школьников.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель − выяснены условия успешного обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи с использованием материалов сайтов.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика аудированию как виду речевой деятельности. На начальной ступени ученики должны научиться воспринимать на слух устную речь, делать небольшие сообщения, участвовать в беседе. Для обучения иностранному языку важными факторами являются речевая память, внимание, мышление.
Охарактеризовав аудирование как вид иноязычной речевой деятельности в контексте особенностей развития речевых механизмов (памяти, осмысления, вероятного прогнозирования), можем сделать определенные выводы.
Особые трудности аудирования возникают в контексте языковых механизмов восприятия информации (памяти, осмысления, вероятного прогнозирования). Основным способом преодоления трудностей, связанных с особенностями деятельности слушателя, является, по нашему мнению, систематическое, регулярное и целенаправленное тренировки всех компонентов этой деятельности (восприятие на слух, кратковременная и долговременная память, прогнозирование и осмысление) путем выполнения соответствующих упражнений, построенных с учетом функционирования языковых механизмов аудирования, структурной организации этого вида речевой деятельности.
2. Описана специфика самостоятельной работы. Самостоятельная работа на уроках − это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а действенный способ привлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Эффективность самостоятельной работы достигается за счет четкой ее организации в урочное и внеурочное время. Правильно спланированная, организованная и методично обеспеченная самостоятельная работа, в частности, на уроке иностранного языка, способствует свободному оперированию языковым материалом.
3. Раскрыты возможности использования материалов сайтов для обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи. Установлено, что использование материалов сайтов способствует эффективному обучению самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи с использованием материалов сайтов.
4. Проведена опытно-экспериментальная работа по использованию материалов сайтов для обучения самостоятельной работе по совершенствованию навыков восприятия на слух звучащей речи. Методом исследования было определено наблюдение, которое проводилось во время уроков английского языка. Наблюдение показало, что: высоким уровнем сформированности навыков аудирования обладают 3 учащихся 3-го класса (15%); уровнем выше среднего обладают 2 детей (10%); средним уровнем обладают 9 детей (45%); низким уровнем – 6 испытуемых (30%).
На контрольном этапе исследования было установлено, что высоким уровнем сформированности навыков аудирования обладают 4 учащихся 3-го класса (20%); уровнем выше среднего обладают 4 детей (20%); средним уровнем обладают 8 детей (40%); низким уровнем – 4 испытуемых (20%).
Преобладающим уровнем сформированности навыков аудирования среди испытуемых по-прежнему остается средним, однако уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности навыков аудирования, и увеличилось количество детей с высоким уровнем и уровнем выше среднего.
Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной. Цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ САЙТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности
Процесс обучения иностранному языку – сложная система с собственными структурными элементами и тесными взаимосвязями между ними. Аудирование является органической составляющей учебного процесса и неотъемлемым компонентом устной речи, однако в процессе формирования иноязычной компетенции учащихся значительное внимание уделяется говорению и лишь незначительная часть учебного времени отводится аудированию. Придерживаемся того мнения, что аудирование относится к самостоятельным видам речевой деятельности, так как уровень сформированности иноязычной компетентности учащихся в аудировании оказывает непосредственное влияние на их нормативное говорение.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют аудирование как понимание устной речи, воспринимаемой на слух [ФГОС, с. 543]. С.Ю. Николаева отмечает, что с точки зрения психофизиологии, аудирование представляет собой перцептивную умственную мнемическую деятельность. Это обусловливается несколькими причинами:
в процессе аудирования имеет место осуществление перцепции / восприятия;
аудирование обладает тесной взаимосвязью с основными мыслительными операциями, к которым принадлежат анализ и синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация;
в процессе аудирование учащийся выделяет и усваивает информативные признаки речевых и языковых единиц [Николаева 1999, с. 117].
В контексте обучения аудированию большое значение приобретают различные способы мышления учащихся (в виде звуковых, зрительных и тактильных образов).
Структура аудирования определяется его психофизиологическими механизмами, в частности, к ним относятся такие механизмы, как восприятие речи (что происходит круглосуточно, либо только на уроках иностранного языка); антиципация или вероятное прогнозирование смыслового содержания аудиотекста [Леонтьев 1997]. Антиципация при аудировании предполагает наличие трех уровней, которыми являются:
– побудительно-мотивационный;
– аналитико-синтетический;
– исполнительный.
На первом, побудительно-мотивационном, уровне мотивом для аудирования является познавательная деятельность. На данном уровне реализуется функция, которая состоит в обеспечении оптимальных условий, способствующих формированию вероятного прогнозирования, первичной антиципации. Огромная роль на этом уровне понимания информации в акустическом коде отводится установкам, представляющим собой важный регулятор восприятия аудиотекста. Специфика установок обусловливает специфику восприятия при аудировании, то есть, установками определяется, что именно будет воспринято и усвоено: какие объекты и детали будут восприняты, а какие нет.
Выделяют три типичные установки, которые применяются в образовательном процессе. Это нейтральная установка, установка контрастная и ассимилятивная. Нейтральная установка способствует созданию общей готовности учащихся воспринимать аудиотекст. Примером такой настройки может быть следуюющая: «прослушайте сообщение». Контрастная установка применяется с целью организации итогового контроля. Ассимилятивная установка или «текст-экспозиция» (устная инструкция учителя или диктора, содержащий информацию-подсказку относительно содержательного наполнения аудиотекстов) является наиболее оптимальной для обучения аудированию. По нашему мнению, аудирование должен сопровождать анализ ситуации. Использование «текста-экспозиции» создает момент «вхождения» в основной текст, позволяет учащимся настроиться на восприятие и понимание основного содержания аудиотекста. Написание «текста-экспозиции» осуществляется с учетом потребностей, интересов и мотивов конкретных слушателей, поэтому он имеет относительный характер: меняется мотив – меняется и содержание «текста-экспозиции».
На втором, аналитико-синтетическом, уровне предусматривается несколько этапов обработки информации, которая воспринимается на слух в процессе аудирования [Зимняя 2001, с. 81]:
этап смыслового прогнозирования;
этап вербального сопоставления;
этап установления внутрипонятийных соответствий (между синтагмами, словами и другими лексико-грамматическими звеньями);
эиап смыслоформулирования;
этап принятия смыслового решения на основе анализа и синтеза.
На этапе смыслового прогнозирования осуществляется актуализация семантического поля, смысловых и вербальных гипотез, определяющих само восприятие на слух. Слушающий или подтверждает, или опровергает вербальную либо смысловую гипотезу, выдвинутую им. Данный процесс зависит от личного опыта реципиента. Смысловое прогнозирование способствует созданию условий, обеспечивающих успешное вербальное сопоставление на всех уровнях языка, фонетическом, лексическом и грамматическом. Происходит распознавание звуковых образов, сопоставление полученного информационного сигнала с эталоном, который хранится в памяти. В этом контексте для учащегося как реципиента аудиотекста важными являются такие умения, как идентификация и распознавание акустических признаков – пауза, ударение, интонация и пр. Именно тогда происходит сегментирование речевой цепи и выделение смысловых опорных пунктов для понимания воспринятой информации [Мазенцева 2015].
Затем реципиентом осуществляется установка смысловых связей, характер которых определяется смысловым содержанием и композиционно-смысловой структурой аудиотекста, уровнем сформированности понятийного, категориального аппаратов слушателя, его личностными особенностями, субъективным опытом и уровнем владения иностранным языком [Певцова 2015].
На следующем этапе (смыслоформирования) аналитико-синтетического уровня осуществляется обобщение перцептивно-мыслительной деятельности во время аудирования, а также перекодирование информации при взаимодействии мышления и памяти. Реципиент, принимая смысловое решение, отражает понимание речевого сообщения. Данное понимание находит свою реализацию в ответе, в адекватном действии реципиента либо изменении психического состояния. Это возможно только при раскрытии и установлении связей между явлениями и предметами реальности, присутствующими в конкретном аудиотексте, иначе говоря, только тогда, когда процесс осмысления завершается результатом, являющимся адекватным ситуации общения [Николаева 1999, с. 120].
Зависимость аудирования от условий восприятия аудиотекстов определяется прежде всего видом аудитивного языка: живая речь либо запись; диалогическая либо монологическая речь; речь знакомого или незнакомого человека.
В непосредственном общении аудирование облегчают экстралингвистические факторы, к которым относятся такие, как опора на мимику, ситуацию, жесты, артикуляцию. Сложность для аудирования и восприятия информации на слух представляет ситуативная диалогическая речь в силу необходимости дифференцирования речевых партнеров и дополнительно выполнять аналитико-синтетические действия [Николаева 1999, с. 126].
К затрудняющим факторам восприятия при аудировании относится специфика голосовых данных диктора и темп речевого сообщения. Физические показатели языка (дикция, громкость, тембр, тональность и пр.) у разных людей всегда разные. Поэтому младших школьников важно научить не акцентировать внимание на голосе говорящего. Объективно заданным темпом речевого сообщения определяется эффективность запоминания, скорость и точность понимания аудиотекста на слух [Николаева 1999, с. 126]. Для слушателя оптимальным темпом речевого сообщения является тот, который соответствует его собственному темпу речи [ФГОС, с. 13]. На начальном этапе обучения английскому языку темп речи должен быть нормальным: 220-280 слогов в минуту. Чтобы темп речи не стал препятствием при восприятии на слух, речь учителя необходимо сочетать с аудиотекстом с записями носителей языка.
Для преодоления трудностей аудирования следует принимать во внимание различные опоры и ориентиры в пределах речевого сообщения. Опоры должны находиться в тексте, поэтому ученики учатся преодолевать трудности, а не избегать их. Приведем пример опор и ориентиров, улучшающих догадку и вероятное прогнозирование:
увеличение продолжительности пауз между смысловыми частями;
контрастно представленные в тексте языковые параметры – ударение и мелодика;
момент логического опережения, то есть определение развития смысловых отношений каждой следующей частью текста на основе понимания предыдущей (использование фабульного текста с фактами, которые легко запоминаются);
вербальные зрительные опоры (ключевые слова и словосочетания, план, заголовки);
комбинированные звуко-зрительные опоры (подчеркивание, особый шрифт, цвет, схема, рисунки и т.д.).
Трудности языкового характера, возникающие при аудировании, можно разделить на три группы:
фонетические;
лексические;
грамматические.
Фонетические трудности в процессе аудирования, английского языка в частности, связаны прежде всего с правильным пониманием звуков и интонации. Как известно, легко смешиваются звуки, близкие по месту и способу образования: e-i, o-u, a-ai, b-d, d-g, p-k, t-k, b-p, b-w и др. Трудно распознать в процессе аудирования короткие и длинные, открытые и закрытые фонемы, омофоны и др. Затрудняет восприятие на слух также некорректная интонация учеников. Первое впечатление при восприятии на слух имеет целостный, синтетический характер. Эта целостность обусловлена интонацией речевого сообщения, в значительной степени помогает пониманию. Учащиеся, как правило, начинают понимать тон голоса раньше смысла слов, поэтому стоит с первых шагов обучения иностранному языку учить интонации, а не отдельных звуков; акцент при этом делается на связной речи со всеми ее особенностями.
Лексические трудности аудирования связаны прежде всего с незнакомыми словами, которых не должно быть более 3% всех слов текста. Незнакомое слово становится для ученика своеобразным «психологическим барьером», что замедляет дальнейшее восприятие речевого сообщения и который большинство учеников не может преодолеть. «Психологический барьер» создается на основе условного рефлекса на раздражитель: незнакомое слово и его восприятие – непонимание его значения – остановка – попытка понять его значение – нарушение смысловой связи – неполное или недостаточно глубокое понимание. В текстах для аудирования стоит подчеркивать группы слов, которые вызывают трудности в процессе восприятия речи. Это паронимы, омонимы, парные понятия и тому подобное.
Глубина понимания прослушанного текста зависит от овладения учащимися базовым грамматическим материалом. Грамматические трудности в процессе аудирования связанные с такими грамматическими явлениями, как множественное число существительных с нулевым суффиксом; падежи; порядок слов в предложении, употребление инфинитива и тому подобное. Чтобы исключить языковые трудности в процессе аудирования, надо учить учеников преодолевать их в процессе выполнения различных грамматических упражнений, акцентируя внимание при этом на сложных синтаксических структурах и аналитических формах, отсутствующих в родном языке.
Обучение аудированию является научно обоснованной, целенаправленной и завершенной системой, состоящей из трех взаимодействующих уровней:
формирование перцептивной базы аудирования;
формирование аудирования как вида речевой деятельности;
овладение устной речью.
Эффективность восприятия речевого сообщения зависит от того, насколько ясно и четко высказывается говорящий, от его темпа речи, интонации, громкости речи, а также подготовленности слушателя к восприятию устного материала, уровня сформированности его аудитивной компетенции [Гальскова 2007].
Особые трудности аудирования возникают в контексте языковых механизмов восприятия информации (памяти, осмысления, вероятного прогнозирования). Основным способом преодоления трудностей, связанных с особенностями деятельности слушателя, является, по нашему мнению, систематическое, регулярное и целенаправленное тренировки всех компонентов этой деятельности (восприятие на слух, кратковременная и долговременная память, прогнозирование и осмысление) путем выполнения соответствующих упражнений, построенных с учетом функционирования языковых механизмов аудирования, структурной организации этого вида речевой деятельности.