Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История России

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Обучение иностранных студентов в СССР в 1970-1980 гг.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Особенности высшего образования в СССР в 70-80-е годы 6
1.1. История развития системы образования в СССР 6
1.2. Высшее образование в системе образования СССР в 70-80е годы 12
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Особенности обучения иностранных студентов в ВУЗах СССР в 70-80-е годы 24
2.1. История Университет дружбы народов 24
2.2. Традиции обучения иностранцев в СССР 31
2.3. Правовая основа обучения иностранных студентов в СССР 37
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список литературы 48

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сегодня в России обучаются студенты из множества зарубежных стран. В связи с этим существует необходимость определения особого подхода для иностранных обучающихся, требуется использование особенных программ и методик. Однако на сегодняшний день система подготовки иностранных кадров не имеет установленного эффективного способа. В первую очередь это объясняется тем, что с принятием новых государственных стандартов, отечественное образование отказалось от старых советских принципов обучения, но еще не достигла совершенства в новых подходах. Помимо этого, большая проблема заключается и в отсутствии мотивации со стороны иностранных обучающихся.
Учитывая современное состояние важно понимать причины такого положения, которые предполагают рассмотрение накопленного в советский период времени опыта по обучению иностранных студентов. Тем самым это даст возможность избегать ошибки и определить правильный подход организации образовательного процесса студентов, приезжающих с других стран.
Однако важно учитывать, что советская система образования, которая складывалась долгие годы, все же имеет свои недостатки. Во-первых, это касается существования тотальной идеологизированности. Но, независимо от этого, существовавшая система считалась одной из лучших во всем мире, а иностранные студенты возвращались первоклассными специалистами в свои страны.
На актуальность темы исследования указывает так же тот факт, что опыт, который накопили советские вузы при подготовке иностранных студентов в 70-80е годы 20 века, по-прежнему имеет значение для системы высшего образования России. А его изучение носит не только историко-научных и правовой характер, но также имеет практический интерес. Так, история подготовки иностранных студентов в вузах СССР позволит оказывать содействие на повышение эффективности исследований, направленных на развитие системы образования в целом и на подготовку высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран в современном развитии высшего образования России.
Обзор источников и литературы. Историография высшего образования в СССР представлена большим количеством исследований, предметом которых выступали процессы реформирования всей системы образования, изучения правовых основ обучения студентов и иностранцев в высших учебных заведениях союза. Значительный вклад в разработку проблем развития высшего образования в тот период и участия в нем иностранных студентов, их правовых основ внесли труды таких исследователей как М.М. Дайнеко, Ф.Ф. Королев, М.А. Прокофьев, М.И. Кондраков, А.Д. Калинин и др.
Большое количество работ, отражающих основные аспекты многообразной деятельности отечественной вузовской системы, было опубликовано во второй половине 1980-х гг. Среди них монографические труды В.А. Раянгу, Т.Я. Старченко, А.Н. Стояна, Е.И. Бобика. Экономические проблемы высшего образования получили отражение в трудах В.Г. Антошкина, В.М. Зуева, А.Н. Елисеева, В.Е. Комарова, А.С. Панкратова, С.Г. Струмилина и др.
Важное значение имеет работа Ш.Х. Чанбарисова , в которой автор раскрывает особенности развития советской системы высшего образования, а также рассматривает аспекты его реформирования. В данной монографии показаны направления политики советского руководства в отношении развития высшего образования, проведен анализ особенностей университетского образования рассматриваемого периода. Помимо этого, автор характеризует основные направления обучения иностранных студентов в отечественных вузах начала 70-х годов.
Разные аспекты проблемы обучения иностранных студентов в отечественных вузах отражены в работах В.И. Астаховой, В.Л. Соскина, С.А. Зиновьева. Так, характеристика учебного процесса и положения иностранных студентов в советских высших учебных заведениях изучены в исследованиях В.П. Елютина . Автор глубоко исследовал состав студенчества в заведениях высшего образования, особенности и методы преподавания, раскрывал идейно-политическое содержание учебного процесса.
Среди более современных публикаций по истории развития отечественный высшей школы данного периода можно назвать работы таких исследователей как А.И. Аврус, В.И. Жуков, И.М. Ильинский. В исследованиях О.В. Золототрубовой раскрываются проблемы взаимодействия СССР с ЮНЕСКО по вопросам подготовки национальных кадров для таких стран зарубежья как Азия, Африка и Латинская Америка. А в работе Н.А. Цветковой изучаются разные подходы в обучении иностранцев и отечественных граждан.
Целью дипломной работы является изучение исторических особенностей подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР в 70-80-е годы 20 столетия.
Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:
1. Изучить исторические особенности развития системы образования в СССР.
2. Определить направления развития высшего образования в системе образования СССР в 70-80-е годы.
3. Охарактеризовать традиции обучения иностранных студентов в СССР.
4. Исследовать правовую основу обучения иностранных студентов в СССР.
Объектом дипломного исследования выступает процесс развития высшего образования в СССР в 70-80-е годы.
Предметом исследования являются особенности обучения иностранных студентов в ВУЗах СССР в 70-80-е годы.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования:
1. Теоретическое изучение официальных документальных материалов, публицистических и эпистолярных источников по теме исследования.
2. Аналитическое изучение архивных материалов.
3. Синтез и обобщение исторических источников.
4. Историко-сравнительный и историко-системный метод.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 70-х до конца 80-х годов XX столетия. Выбор данного периода объясняется стремительным расширением международных контактов СССР в это время, заключением договоров об обучение вместе с изменениями в международном политическом климате.
Структура дипломной работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С приходом революции обучение в университете было провозглашено общедоступным и внесословным. Правда, долгое время это, заявление существовало лишь в словесной форме. И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения. Поступать в высшие учебные заведения, разрешалась мужчинам и женщинам, успешно сдавшим экзамены и имеющим достаточный багаж знаний для дальнейшего обучения.
Одним из самых значительных преимуществ советской системы образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно. Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Чёткая вертикальная система (начальная, средняя школа, техникум, вуз, аспирантура, докторантура) позволяла точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования.
Советская система высшего образования старалась соответствовать потребностям молодежи, но еще больше старалась соответствовать потребностям государства. В связи с этим активное развитие получали технические ВУЗы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов.
Большим плюсом советской системы было то, что высшее образование тесно связывалось с практической деятельностью. Студенты направлялись на практику на производства, где вживую знакомились с будущим рабочим местом.
Помимо непосредственной подготовки специалистов, советские ВУЗы имели обширную научно-исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.
Интенсивное развитие образования имело весьма важные социальные последствия. Буквально за несколько десятилетий оно существенно изменило социокультурный профиль общества. В послевоенный период численность граждан с образованием выше среднего примерно каждые 10 лет удваивалось и к середине 1970-х годов превысило 30 млн. человек. К 1975 г. диплом вуза или техникума имел каждый восьмой житель СССР. В результате не только повысилась способность населения осваивать сложные (профессиональные) виды деятельности, но и существенно возросли его жизненные притязания. В стране возникла качественно новая социальная ситуация.
Интернациональная помощь СССР в подготовке специалистов стала одним из важных факторов в ускорении экономического и культурного развития социалистических и целого ряда развивающихся стран. Советская высшая школа начала эту работу практически с нуля. За несколько десятилетий она создала четко отлаженную систему подготовки кадров для зарубежных стран.
Были созданы:
• базовые принципы работы с иностранными студентами в частности решены необходимые кадровые и правовые вопросы обучения;
• государственная структура, обеспечивающая прием, обучение и повышение квалификации иностранных граждан (основаны подготовительные факультеты и деканаты по работе с иностранными студентами, введены соответствующие должности декана и проректора);
• уникальная методологическая база по обучению иностранных граждан.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности высшего образования в СССР в 70-80-е годы
1.1. История развития системы образования в СССР
Образование является комплексом разных отраслей, которые взаимосвязаны между собой и дают возможность населению получать социальнокультурные услуги, которые заключаются в воспитании, передачи и получении знаний, выработке профессиональных навыков трудовой деятельности.
Образование и образовательная деятельность выступают своего рода механизмом, который позволяет воспроизводить и передавать знания, тем самым формировать культуру любого общества. А наличие высшего образования и его характеристики свидетельствуют об уровне развитии общества и основе формирования интеллектуального населения.
Отмечается, что образование подвергается постоянному влиянию социальноэкономической и политической жизни. России всегда стремилась занимать высокое положение среди других государств на протяжении всего ее исторического развития. Тем самым высокий уровень образования имел важное значение для обеспечения положения России на международной арене.
Проследим историю развития системы образования в России. Так, важное место в культурной революции было у проблемы высшего образования, которое направлялось на подготовку новой социалистической интеллигенции. Сфера высшей школы в политике Коммунистической партии предполагала достижение демократизации высшего образования и пролетаризацию ее состава. При этом важной целью выступало обеспечение революционного направления при проведении учебной, научной и воспитательной работы, позволяя подготавливать специалистов для народного хозяйства.
9 ноября 1917 года издается декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. Данный декрет предполагал, что Государственная комиссия будет проводить общее руководство народным просвещением в России. Народный Комиссариат просвещения (Наркомпрос) в связи с этим подготовил и принял следующие решения:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы