Методика преподавания английского языка Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Обучение аргументированному монологическому высказыванию на уроках английского языка в 9 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе 6
1.1 Психолого-педагогические условия обучения монологической речи на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования 6
1.2 Содержание обучения монологической речи на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования 12
1.3 Технология обучения монологическому высказыванию на уроках английского языка 17
Глава 2. Пробное обучение аргументированному монологическому высказыванию на уроках английского языка в 9 классе 22
2.1 Анализ УМК «Spotlight» для 9 класса СОШ 22
2.2 Система методов и приемов обучения учащихся 9 «А» класса аргументированному монологическому высказыванию в 9 классе 26
2.3 Описание и результаты опытного обучения в 9 «А» классе 33
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования: умение строить развернутые, аргументированные монологические высказывания требует специальной подготовки. При этом обучение монологу входит в задачи современного учителя английского языка. В настоящее время обучение иностранным языкам отходит от предметного содержания. Действовавшие в прошлом стандарты обучения предполагали получение учащимися только знаний по предмету, но не предполагали развития у него других компетенций. Сегодня целью является формирование личности, умеющей общаться, уважать чужую точку зрения, умеющею аргументировано высказывать свои мысли.
Поэтому новые стандарты общего образования совершенно справедливо ориентируют каждого учащегося на овладение универсальными учебными действиями, предопределяющими самостоятельное и успешное учение. УУД можно подразделить на четыре блока: личностные, познавательные, регуляторные и коммуникативные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя умения ставить цели изучения иностранного языка, искать способы найти нужные знания. Учащиеся учатся ставить перед собой познавательные цели, решать познавательные задачи и проблемы.
В рамках познавательных УУД можно выделить такое умение, как умение логично и связно высказываться. Это качество полезно в жизни, ведь при реальном общении крайне важно уметь высказывать свою точку зрения, при этом делать это необходимо, опираясь на аргументацию.
Научить аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе – это непростая задача, так как для этого нужны лексические и грамматические навыки, умение рассуждать и мыслить, умение учитывать условия общения. Кроме того, причины проблем, мешающих учащимся формулировать аргументированные монологи, часто самим учащимся непонятны. Поэтому учителю иностранного языка стоит уделять обучению аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе особое внимание, ведь сами по себе дети этому умению не научатся.
Кроме того, актуальность выбранной темы объясняется также недооценкой самими учащимися важности умений аргументированного монологического высказывания. В условиях реального общения на иностранном языке многие монологи связаны с необходимостью повлиять на собеседника. Но повлиять на другого человека без аргументов невозможно. Сами учащиеся этого не понимают, считая, что достаточно просто заявить о своем убеждении, и все с ним сразу согласятся, и доказывать ничего не нужно. Отсюда такие проблемы учащихся, как неумение продумывать аргументацию, неумение подобрать уместные языковые средства, неумение принимать во внимание ситуацию коммуникации. Дети ведут монолог без учета коммуникативной ситуации, а в результате при реальном общении они не смогут достичь цели общения.
Объект исследования – обучение монологической речи в 9 классе средней школы.
Предмет исследования – обучение аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе средней школы.
Цель дипломной работы – систематизация методов и приёмов обучения аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе.
Задачи:
1) рассмотреть психолого-педагогические условия обучения монологической речи на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования;
2) изучить содержание обучения монологической речи на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования;
3) проанализировать технологию обучения монологическому высказыванию на уроках английского языка;
4) проанализировать УМК «Spotlight» для 9 класса средней образовательной школы;
5) систематизировать методы и приемы обучения учащихся 9 «А» класса аргументированному монологическому высказыванию в 9 классе;
6) описать результаты опытного обучения в 9 «А» классе.
Теоретическая база исследования состоит из работ отечественных ученых. Обучение говорению на уроках английского языка изучали такие ученые, как И.Л. Бим, Н.А. Кобзева, И.А. Зимняя. Обучение монологической речи в средней школе связано с необходимостью целенаправленной работы на уроках иностранного языка. Этой важной проблеме значительное место отводится во многих трудах отечественных методистов. Здесь можно выделить пособие таких авторов, как Н.Д. Гальскова, Е.Н. Григорьева, Ю.А. Комарова. Можно также выделить пособие Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе». Также необходимо отметить работу Е.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» и учебное пособие А.Н. Щукина «Обучение иностранным языкам». В целом, обучение монологической речи на иностранном языке в средней школе подробно рассматривается в методике, выделены конкретные приемы и методы обучения монологу.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения с конспектом урока для 9 класса.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данное исследование проводилось с целью уменьшить противоречие между требованиями к монологическому высказыванию учащихся 9 классов, и недостаточной степенью владения учащимися 9 классов монологической речью. В работе мы постарались провести систематизацию методов и приёмов обучения аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе.
Согласно Примерной Программе, учащийся 9 класса должен уметь свободно говорить на определенные темы: семья, друзья, интересы, школа и другие с опорой на зрительную наглядность или вербальные средства (ключевые слова, вопросы). Объем монологического высказывания у учащихся 8-9 классов должен быть не менее 10-12 фраз, правильно оформленных в языковом отношении, при продолжительности монолога 1,5-2 минуты.
При определении технологии обучения аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе мы учитывали последовательность процесса обучению монологу. Е.И. Пассов выделял в этом процессе три этапа: формирование языковых автоматизмов; обучение отбору языковых средств английского языка для составления аргументированного монологического высказывания на заданную тему; развитие навыков аргументированного монологического высказывания. Вся работа должна происходить на ситуативной основе, то есть учитель иностранного языка ставит целью создать на уроке речевую ситуацию, в которой ученики должны будут высказываться на английском языке.
В практической части работы нами был проанализирован УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 9). УМК анализировался в аспекте удобства для обучения учащихся аргументированному монологическому высказыванию. Можно отметить, что содержание учебника для 9 классов подходит для детей этого возраста. Темы, подобранные в УМК, соответствуют интересам и возрастным особенностям девятиклассников. УМК 9 класса предлагает такие задания для развития монологической речи, как описание праздника, составление статьи-описания о событиях, описание взаимоотношений с соседями, описание картины. Много внимания в учебнике уделено упражнениям на дискуссию в группах или парах, направленную на обсуждение текста, выражение собственного мнения.
Можно сделать вывод, что создатели УМК выбрали такую форму развития умений говорения, как основа на текст. В каждом модуле учебника есть сразу несколько текстов по теме. В учебнике представлены разнообразные тексты, и ученики знакомятся с различной лексикой, различными конструкциями построения предложений, присущих разным видам текстов. Но обучение монологическому высказыванию проходит нерегулярно. Заданий на обучение аргументированному монологическому высказыванию на уроках иностранного языка в 9 классе нет. Есть только задания, которые можно рассматривать как подготовку к аргументированному монологическому высказыванию. Это задания, в которых даются клише для выражения своей точки зрения, нужно выразить свою точку зрения в диалоге, требуется продуманный логичный ответ.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения.
1) «сверху вниз»;
2) «снизу вверх».
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.
Формирование монологических умений на основе работы с текстом имеет целый ряд преимуществ. Прежде всего, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. Кроме этого, в тексте можно найти много примеров построения фраз по теме. Нужно только подобрать языковой и наглядный материал, и определить трудности, которые могут возникнуть при первом прочтении текста (новые слова).
Если монолог строится без опоры на конкретный текст, то можно предложить следующие приемы:
1) высказать свое мнение по вопросу / утверждению / цитате и т.д.;
2) прокомментировать пословицу;
3) подготовить доклад / сообщение на тему и т.д.;
4) подготовить проект;
5) организовать дискуссию;
6) обсудить проблему.
Самым удобным приемом является дискуссия. Она удобна тем, что ученик понимает смысл своего монолога, видит, к кому он обращается, и понимает, что должен убедить своего собеседника. Но важно, чтобы темы дискуссий были интересными и разнообразными, и действительно вызывали у детей желание высказаться.
Для опытной работы был выбран метод организации дискуссии. Предварительно с учащимися 9 класса были проведены упражнения на отработку лексики, которая необходима для высказывания своего мнения и реагирования на точку зрения одноклассников. В рамках эксперимента мы проводили два урока английского языка с использованием такого метода, как дискуссия. Эти уроки проводились в рамках программы, но с акцентированием внимания на обучение аргументированному высказыванию. Были предложены различные утверждения, а учащимся необходимо было организовать дебаты и называть стороны «за» и «против», доказывая свою точку зрения, таким образом, иностранный язык служил средством выражения мысли.

 

Фрагмент текста работы:

 

Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица. Это форма речи обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе.
А.Р. Лурия к основным свойствам монологической речи относит односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [24, с. 38].
Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает сам человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.
По сравнению с диалогом, монологическая речь излагается в более полной форме, с тщательным отбором лексических средств. Монолог отличается усложненным синтаксисом и усложненными лексическими конструкциями. Здесь встречаются такие экспрессивные средства, как повторы, риторические вопросы, восклицания, эллипсисы и т.д.
Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
— информативная (сообщение новой информации, описание событий, действий, состояний);
— воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
— эмоционально-оценочная (высказывание своей точки зрения, своей оценки ситуации).
Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее непрерывного характера. Среди признаков монологической речи выделяются непрерывность, степени самостоятельности, степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная монологическая речь) [34].
Монологическая речь отличается тем, что для нее мало знать иностранный язык, необходимо также иметь развитое мышление. Понятие «мышление» используют в самом широком смысле: как синоним познания в целом, и как синоним понятия «сознание», в частности. Для предметов и явлений характерны свойства и отношения, познающиеся непосредственно с помощью ощущений и восприятий (цвет, звук, форма и т. д.) и свойства и отношения, познающиеся лишь с помощью мышления. Так, с помощью мышления человек может получить знания, которые не доступны органам чувств. Исходя из этого, можно говорить о том, что мышление отражает окружающий мир, но делает это с учетом всех связей и отношений между объектами [25, с. 389].
Поэтому и считается, что мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Ощущения, восприятия и представления являются чувственной основой процесса мышления. Через наши органы чувств в мозг поступает обычная информация о том или ином предмете. Дальше эту информацию необходимо переработать (проанализировать). Формой такой переработки информации и является процесс мышления.
Человек решает мыслительные задачи, размышляет, анализирует, делает выводы и этим самым познает мир, раскрывает сущность явлений окружающего мира. Смысл мышления в том, что как раз такое умение анализировать действительность помогает человеку преобразовывать мир. Мышление является условием разумной практической деятельности, на практике процесс мышления представляет собой поиск решения задачи, ответа на вопрос или выхода из сложившейся ситуации. Мышление необходимо для того, чтобы решить новую, еще не изведанную человеком проблему, при решении которой потребуется использование ранее накопленных знаний, умений и навыков, но уже в новых условиях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы