Воспитательная работа с осужденными Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Общее образование в системе воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ……………………………………………………………………………………. 8
1.1. Понятие и место учебно-воспитательной составляющей в воспитательном процессе с осужденными……………………… 8
1.2. Развитие образования в местах лишения свободы России и зарубежных странах……………………………………………… 17
ГЛАВА 2 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………………………….. 38
2.1. Особенности получения образования осужденными в местах лишения свободы…………………………………………………………………. 38
2.2. Опыт получения общего образования осужденных в местах лишения свободы………………………………………………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 76
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 84

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что образование, в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании). Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (статья 43 Конституции Российской Федерации), однако механизм его реализации имеет свои особенности в отношении осужденных к лишению свободы. В данном исследовании предпринята попытка изучить проблемы реализации этого очень важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым фактором формирования личности .
Действующее уголовно-исполнительное законодательство основано на качественно новой идеологии — уважении и защите прав, свобод и законных интересов осужденных (статья 10 УК РФ) . Одним из наиболее важных направлений реформирования пенитенциарной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. В то же время правоприменительная практика показывает, что для более полной реализации законодательных положений, касающихся реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, необходимо совершенствование механизмов их реализации.
Учитывая вышесказанное, актуальность исследования заключается в изучении проблем регулирования и организации образования осужденных к лишению свободы в контексте реформирования пенитенциарной системы и использования новых образовательных технологий. Необходимость изучения этой темы также определяется тем, что ранее в литературе этому вопросу уделялось явно недостаточное внимание.
В ходе исследования особое внимание было уделено анализу работы ученых исправительных учреждений, занимающихся проблемами правового статуса осужденных, реализации и гарантирования их прав и свобод, в том числе такого социально-экономического конституционного права, как право на образование.
Вопросы правового положения осужденных к лишению свободы были предметом научной разработки в ряде диссертаций, монографий, других трудов советских и российских ученых — Ю.М. Антоняна , А.А. Беляева , М.Г. Деткова , А.И. Зубкова , С.И. Кузьмина и других ученых.
Основой для анализа теоретических аспектов конституционного права осужденных к лишению свободы на образование и его реализации послужили работы Ю.А.Алферова , А.А.Беляева , Т.С.Румянцевой , М.С.Рыбака , В.И.Селиверстова , Н.А.Тюгаевой и др.
Сложность возникающих при организации образовательного процесса в местах лишения свободы проблем вызывает необходимость их всестороннего изучения на основе исторического и зарубежного опыта, а также с учетом сложившейся в настоящее время практики.
Объектом исследования выступает общее образование осужденных в системе воспитательной работы.
Предмет исследования — процесс организации и совершенствование вопросов получения общего образования осужденных к лишению свободы.
Цель исследования заключается в разработке и совершенствовании вопросов получения образования осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
— определить, какое место занимает образование среди иных средств исправления осужденных к лишению свободы;
— изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы;
— изучить зарубежный опыт организации образования осужденных;
— изучить практическую деятельность исправительных учреждений в сфере организации образовательного процесса осужденных и предоставлении возможностей для реализации права на получение образования;
— разработать рекомендации по совершенствованию деятельности исправительных учреждений по реализации права осужденных на образование.
В работе использованы методы:
1) общенаучные и частно-научные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, теоретико-правовой;
2) анализ законодательных и иных нормативно-правовых документов по вопросам образования осужденных в исправительных учреждениях;
3) анализ практики предоставления образовательных услуг в исправительных учреждениях Вологодской области;
4) анкетный опрос осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении;
5) анкетный опрос специалистов — сотрудников исправительного учреждения.
Базой исследования выступила ФКУ Исправительная колония №12 УФСИН России по Вологодской области.
Положения и выводы основаны на изучении источников конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей российского права, а также основных международно-правовых документов в области защиты прав лиц, отбывающих наказание.
Эмпирическая база создавалась посредством опроса и интервьюирования осужденных. В работе использовались также эмпирические данные, полученные исследованиями Ю.М. Антоняна, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова, Ф.Р. Сундурова, И.В. Шмарова и других ученых.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы реализации и обеспечения образования осужденных.
Практическая значимость заключается в возможности использования содержащихся в нем выводов и предложений в процессе совершенствования образования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; в правоохранительной и организационной деятельности персонала пенитенциарной системы; в учебном процессе в юридических вузах при преподавании уголовного права; при проведении юридической подготовки заключенных, приговоренных к лишению свободы.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что законодатель в настоящее время делает очень много для обеспечения реализации конституционного права на общее образование осужденных. Однако в законодательной базе все еще есть много недостатков, которые не позволяют осужденным полностью использовать это право. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать нормы действующего законодательства с учетом положительного опыта отдельных колоний, а также зарубежных стран. Необходимо не только сохранить, но и расширить сеть учебных заведений при колониях, улучшить учебный процесс, укрепить материально-техническую базу учебных заведений, тем более что финансирование учебных заведений осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. В большей степени условия для получения образования модернизируются, что создало благоприятные условия для расширения сети вечерних общеобразовательных школ.
Анализ проблем правового регулирования воспитания осужденных к лишению свободы в данной работе позволяет нам сделать следующие выводы и предложения.
В рамках исследования были решены следующие задачи:
1) Анализ законодательства и других нормативных документов по организации образования осужденных в исправительных учреждениях, определяющих права осужденных на получение образования и механизмов реализации этих прав с выявлением проблемных вопросов.
2) Проведен анализ организации образования осужденных в исправительных учреждениях Вологодской области, в том числе описание видов образования, форм деятельности, количества образовательных программ по различным направлениям.
3) Был проведен анализ отношения осужденных к образованию и их потребностей в образовательных услугах, отражающих их осведомленность о своих правах на образование и возможности их реализации в исправительных учреждениях; отношение к существующей системе образования в образовательных учреждениях (предметы, формы, условия реализации образовательного процесса); их предложения по улучшению образования, а также запрос на образовательные услуги (направления, темы, формы работы).
4) Анализ ситуации в области организации образования в исправительных учреждениях и отношения к ее реализации со стороны специалистов, отражающих их взгляды на существующую систему образования (темы, формы работы, условия реализации), и соответствующие образовательные темы, направления и формы, а также предложения по улучшению образовательной деятельности.
5) Проведен анализ мнений и потребностей специалистов исправительных учреждений в дополнительном образовании (повышении квалификации) в сфере образования взрослых: есть ли необходимость в дополнительных знаниях, навыках в области образования взрослых и реализации образовательной деятельности и каковы возможности для этого.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере воспитания осужденных целесообразно:
1. установить обязанность учреждений пенитенциарной системы и министерства образования создавать условия для заключенных для получения общего базового, общего среднего образования по очной форме обучения;
2. для обеспечения того, чтобы осужденные получали общее базовое и общее среднее, а также профессиональное образование, предусматривают возможность перевода их из одного исправительного учреждения в другое, где действует соответствующее учебное заведение;
3. обеспечить механизм участия заключенных, желающих получить общее образование, в централизованном тестировании;
4. определить во внутренних правилах исправительных учреждений создание и порядок использования помещений с информационной поддержкой для самостоятельной образовательной подготовки осужденных, проходящих обучение, и распределение времени для такой подготовки;
5. регулировать использование личных электронных книг и их информационное насыщение осужденными во внутренних положениях исправительных учреждений;
6. обеспечить организацию краткосрочных образовательных курсов в исправительных учреждениях по тем направлениям обучения, которые важны для подготовки осужденных к социальной реабилитации;
7. определить необходимость учета воспитательной деятельности осужденных и ее результатов при применении мер стимулирования и учреждений прогрессивной системы отбывания наказания.
В целях улучшения организации и содержания воспитания осужденных в исправительных учреждениях рекомендуется:
1. расширить сеть общеобразовательных учебных заведений, образовательных центров по заочной (дистанционной) форме обучения, дополнительного образования взрослых;
2. осуществлять адресную информационно-образовательную поддержку образовательной деятельности осужденных, формируя у них знания о возможностях и порядке реализации права на образование и их желание его получить;
3. разработать программы краткосрочных образовательных курсов и тренингов в области социального образования, которые имеют отношение к подготовке заключенных к реабилитации после освобождения, включая юридическое образование в области занятости, жилищных и семейных отношений, социального обеспечения, а также формирование знаний о внутренней самодостаточности, моральной и психологической готовности к социальному взаимодействию и самоуправлению;
4. ввести видеокурсы в практику образования с осужденными, для их использования в организованных формах обучения и воспитания социальных навыков. Осуществить предметную и методологическую разработку видеокурсов, их создание и практическое тестирование в рамках специального проекта;
5. организовать обучение работников воспитательно-психологических служб исправительных учреждений эффективным формам воспитательной (просветительской) и воспитательной работы в виде краткосрочных образовательных и обучающих программ по направлениям, значимым для социальной реабилитации осужденных;
6. периодически проводить исследовательский мониторинг образования осужденных с изучением их образовательных потребностей и отношения к образовательным программам, и на основании полученных результатов определять области для улучшения этой деятельности;
7. совершенствовать технические возможности образования осужденных в исправительных учреждениях, в том числе для их самообразования с использованием информационных средств и технологий. Инициировать проект по использованию электронных книг с информационным содержанием, полезным для самообразования, социального и культурного саморазвития;
8. изучить международный опыт в сфере образования осужденных для использования позитивных моделей в деятельности исправительных учреждений;
9. инициировать международный проект по созданию группы в области разработки образовательных и коррекционных программ, направленных на подготовку осужденных к социальной реабилитации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

1.1 Понятие и место учебно-воспитательной составляющей в воспитательном процессе с осужденными

Согласно ст.ст. 112, 113 УИК РФ, стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения и учитывается при определении степени их исправления .
Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.
Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.
Осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет, в соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ имеют право на получение, в исправительных учреждениях, общего образования.
Кроме того, получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления. Получение общего образования как средство исправления применяется только в отношении осужденных к лишению свободы.
Организацию получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения УИС) определяет ст. 112 УИК РФ и совместный Приказ Министерства Юстиции России и Минобрнауки России от 06.12.2016 № 274/1525.
В связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2006 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в статью 141 УИК РФ были внесены изменения, которыми были сняты возрастные ограничения для несовершеннолетних осужденных в области образования .
После передачи уголовно-исполнительной системы из ведения МВД РФ в ведение Минюста России (с чего и началось реформирование уголовно-исполнительной системы) наблюдается тенденция по улучшению условий отбывания наказания и обеспечения гарантированности конституционных прав данной категории граждан. Так, например, впервые в истории уголовно- исполнительного законодательства администрации исправительного учреждения прямо предписано оказывать содействие осужденным в получении среднего (полного) общего и высшего профессионального образования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы