Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Образные и символические признаки концепта » Land,, ( на материале англоязычной прозы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Сущность понятия концепт 7
1.2. Признаки концептов 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗНЫХ И СИМВОЛИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА «LAND» НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЫ 27
2.1 Образные признаки концепта «Land» 30
2.2. Символические признаки концепта «Land» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Введение:
Актуальность исследования. В начале XXI века наиболее плодотворные результаты научных исследований становятся возможными благодаря сочетанию достижений и методик разных, часто несмежных, наук. Лингвистические исследования приобретают новое, когнитивное направление развития благодаря симбиозу с достижениями теории информации и психологии, что способствует более глубокому пониманию взаимосвязи процессов мышления и речи. В результате, для исследования текстов художественных произведений перспективной видится интеграция наработок таких филологических дисциплин, как лингвостилистика, когнитивная лингвистика и литературоведение. Такой комплексный подход к исследованию особенностей функционирования концептов и их языковых репрезентаций в современной прозе способствует целостности интерпретации текста благодаря одновременному охвату его вербального и концептуального уровней. Языку принадлежит активная роль в культуре и познании. Он является уникальной способностью человека, что отличает его от всех остальных живых существ и остального мира.
Несомненно, для успешной коммуникации недостаточно ограничиваться только знанием языка: необходимо также понимание мировоззрения, национального характера и менталитета представителей данной культуры. Это становится особенно важным при проведении лингвистического исследования. Воспринимая язык как основное средство проникновения в тайны человеческого познания, как инструмент, помогающий раскрыть тонкие механизмы речевой деятельности в ее неразрывной связи с мышлением и реальностью, современные лингвистические исследования, выполненные в рамках когнитологии, направлены, прежде всего, на всестороннее изучение средств осмысления человеком названных им феноменов окружающей действительности и построения им определенной картины мира [26].
Идея существования языковых картин мира возникла в учении В. фон Гумбольдта о «внутренней форме слова» и о «духе народа» [15] и в начале XIX века получила свое воплощение и дальнейшее развитие сначала в рамках теории лингвистической относительности, а затем – в концепции неогумбольдтизма [59]. В конце XX – начале XXI веков вопрос языковой картины мира становится причиной многочисленных языковедческих поисков [26]. Вслед за И. Штерн, под языковой картиной мира понимаем способ отображения в сознании человека действительности, заключающийся в восприятии данной действительности через призму культурно-национальных и языковых ценностей, которые присущи конкретному социуму; это такая интерпретация окружающей реальности по национальным концептуально-структурными канонам [65].
Идентификационный процессы неоднократно освещались философами, педагогами, психологами и другими исследователями. Для нашей работы особую ценность имеют исследования отдельных разновидностей идентификации: национальной (А. Васильченко, Д. Джозеф), социокультурной (В. Жадько, А.А. Кургузов) и языковой (Н. Потелло). Бесспорно, процесс формирования личности является целостным, а потому каждый вид идентификации пересекается с другим. Также неоспоримым является то, что идентификация личности во всех ее разновидностях или, по определению А.А. Кургузова, аспектах – психологическом, возрастном, социальном, культурном и др. – происходит в результате реализации следующих функций языка: функции идентификации людей в рамках социальной группы, этнического (национального) сообщества; обеспечения гармонизации интересов личности и определенной языковой общности; хранения и трансляции социального опыта и культурного наследия; регулирования и регламентации социального поведения [31]. Во всех указанных аспектах язык является не только формальным средством идентификации личности, но и выразителем всечеловеческой культуры [63], необходимой составляющей профессионального становления, гендерной, правовой и политической социализации, в обеспечении целостности которой имеет важное значение такое целостное образование, как языковая картина мира – отраженный средствами языка образ сознания – реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, которые выражаются в языке [38].
Концепт «Land», несмотря на значимость не только для англоязычной культуры, но и для других культур (что только подчеркивает его универсальность и важность в межкультурном речевом общении), предметом специального лингвистического исследования становился довольно редко. Изучение этого феномена на материале английского языка определяет актуальность представленного научного наследия. Особую актуальность вопросы языка и культуры приобретают в связи с общей обращенностью исследователей языка к проблемам антропологической лингвистики, концептологии, решение которых может быть успешным и результативным только во взаимосвязи со всеми сферами лингвистического знания.
Концепт «Land» выбран в качестве базового концепта в данном исследовании по нескольким причинам: концепт «Land» является важнейшим компонентом национальной языковой картины мира в любом языке, поскольку в нем выявляется отношение человека и общности к обитаемому пространству, ко многим историко-культурным событиям и явлениям; на современном этапе развития человечества, в эпоху новых политико-экономических потрясений и противостояний вопрос о национальных ценностях и приоритетах приобретает особую актуальность.
Цель исследования состоит в выявлении образных и символических признаков концепта «Land» на материале англоязычной прозы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия концепт.
2. Описать признаки концептов.
3.Провести анализ образных признаков концепта «Land» на материале англоязычной прозы.
4. Провести анализ символических признаков концепта «Land» на материале англоязычной прозы
Объект исследования – концепт «Land» в англоязычной картине мира.
Предмет исследования – образные и символические признаки концепта «Land».
Материал исследования: лексика и контексты из романа Маргарет Митчел «Унесённые ветром» (Gone with the Wind), репрезентирующие концепт «Land».
Методологическая база исследования представлена положениями Н.Д. Арутюновой, Ж.Т. Балмагамбетовой, М.М. Бахтина, Н.Н. Бодырева, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой и др. о специфике отражения сознания нации в языке посредством концептов.
Методы исследования:
– анализ литературных источников, посвященных исследуемой проблеме;
– метод сплошной выборки;
– метод описания.
Новизна работы состоит в том, что нами впервые рассмотрены образные и символические признаки концепта «Land» на материале романа Маргарет Митчел «Унесённые ветром» (Gone with the Wind).
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса, а также в качестве лекционного материала для студентов филологических специальностей.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация работы: ПОКА НЕТ ДАННЫХ.
Заключение:
Базисом современной лингвистики является понимание языка в качестве важнейшего конституента науки о человеке. Основная функция языка состоит в моделировании концептуальной картины мира, в центре которой находится личность – носитель языкового сознания.
Понятие «концепт» характеризуется неоднозначностью и противоречивостью. Вслед за В.А. Масловой в нашей работе мы понимаем концепт как семантическое образование, обладающее статусом феномена, отмеченное лингвокультурной спецификой и которое тем или иным способом характеризует носителей определенной этнокультуры. Но, в то же время, это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.
Действительность, проецируясь в семантику языка и подвергаясь трансформации в следствие концептуализации, выступает как мировоззрение личности, а также передает своеобразия ее культуры. Так, приобретая определенный опыт, человек трансформирует его в различные концепты, образующие концептуальную систему, которая непрерывно конструируется, модифицируется и уточняется человеком.
Концепт состоит из компонентов (концептуальных признаков), то есть отдельных признаков объективной и субъективной действительности, манифестируемых с помощью языка. Эти признаки дифференцированно отражены в содержании концепта и различаются по степени абстрактности.
Считаем, что концепты – это результат двух тенденций: стремления отразить диалектичность мира, то есть отразить мир таким, какой он есть; и стремления конструктивировать мир с целью подчинения его воле и желанию человека, то есть представить мир проще, жестче и детерминированным до такой степени, которая необходима и достаточна человеку для решения практических задач.
Предметом нашего исследования послужили образные и символические признаки концепта «Land», анализируемые на материале романа Маргарет Митчел «Унесённые ветром» (Gone with the Wind).
Образная составляющая концепта «Land» представлена когнитивными метафорами, которые работают в сфере лексики и являются способом создания вторичных языковых предикатов. Она объясняет признаки (в данном случае это образные признаки) и процессы в не предметном мире. Такие метафоры основаны на аналогиях и представляют собой орудие выделения и познания свойств абстрактных категорий.
Анализ образных признаков концепта «Land» показал, что они выражены в ряде следующих когнитивных метафор: земля как море, девственная земля, земля как местность, участок земли, приносящий прибыль, неродная земля, земля как достаток, безлюдная земля, родная земля, земля как часть души.
Символические признаки концепта «Land» зарождаются в тексте или заимствуются из культуры, характеризуется универсальностью, полисемантичностью, образностью, мотивированностью, открывая связь с архетипом. Поэтому наиболее целесообразным считаем исследования символа, который прячется в концепте «Land», на уровне целостного текста.
Проведенный анализ показал, что образные и символические признаки концепта «Land» в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» связаны тем, что отражают материальную и «душевную» составляющую исследуемого концепта. Так были обнаружены когнитивные метафоры и символы, изображающие землю как средство получения прибыли, достижения достатка для семьи, а также метафоры и символы, презентующие данный концепт как родину, дом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия концепт
В последнее время достижения в области лингвистических исследований свидетельствуют о большом интересе ученых к изучению языковых явлений в экстралингвистическом контексте. Понимание языка в качестве важнейшего конституента науки о человеке является базисом современной лингвистики. Основной функцией языка является моделирование концептуальной картины мира, в центре которой не просто человек, а личность – носитель языкового сознания.
В фокусе современной антропоцентрической парадигмы неотъемлемым является рассмотрение языка в ракурсе ее участия в познавательной деятельности человека. Язык является «средством передачи мысли, которую он «упаковывает» в языковую структуру» [40, с. 4]. Симбиоз знаний о мире, социальный контекст, принципы речевого общения, адресата, фоновые знания и т.д. является ключом к пониманию сути языковой коммуникации. Теоретико-практические положения о том, как хранятся наши знания о мире, об их структурировании в процессе коммуникации является объектом исследования таких исследователей как М.М. Болдырев, А.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанова, И.А. Стернин, В. Телия, В.И. Карасик [40, с. 4].
В кратком словаре когнитивных терминов Е.С. Кубряковой когнитивная лингвистика определяется как лингвистическое направление, в фокусе внимания которого является язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформации информации (определение Дж. Керна). Д. Армстронг, замечает, что в механизмах языка существенны не только мыслительные структуры сами по себе, но и материальное воплощение этих структур в виде знаков со своими «телами» [29, с. 53].
Когнитивные подходы в исследованиях являются продолжением лексико-семантических, тогда как первые объясняют языковые явления с опорой на феномены мышления – его концептуальные структуры и, примененные к ним, когнитивные операции. Начало рассмотрения языка не только как уникального объекта, взятого в изоляции, но и в свете отражения языком мыслительных процессов обусловлено когнитивной наукой. Когнитивные исследования отражают особенности когнитивного подхода к языку, то есть такого подхода, в фокусе которого рассмотрение всех явлений, процессов, единиц и категорий, которые изучаются, их связи с другими когнитивными процессами – с восприятием и памятью человека, его воображением и эмоциями, мышлением [30, с. 99].