Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Образ современной России в СМИ за рубежом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1
Теоретические подходы к понятию «образ» и «медиаобраз»
1.1 Понятие «образ»: определения и основные
характеристики
1.2 Классификация понятия «образ» и «медиаобраз» в
теории журналистики
2 Понятие «образ» в историческом аспекте
2.1 Основные особенности, образы России в
дореволюционную эпоху
2.2 Специфика формирования образа России в
советскую эпоху
3 Образ
России в современном медиапространстве
3.1 Особенности восприятия России в американских
медиа
3.2 Репрезентация образа России в английских медиа
Введение:
Актуальность выбранной темы заключается в том,
что СМИ играют важную роль в формировании общественного сознания. Более того,
восприятие и интерпретация наиболее важных явлений и событий, происходящих в
стране и мире, осуществляется через них и с их помощью.
Современный
мир подчиняется правилу: реальное событие имеет значение только тогда, когда
широкая публика рассказывает об этом в средствах массовой информации. Следует
подчеркнуть, что особенностью СМИ является их способность формировать образ не
только конкретного человека (политика, активиста), но и страны в целом.
Ввиду
такой степени влияния СМИ на восприятие конкретной страны в целом (ее политика
и культура) изучение трансформации медиа-имиджа государства (в нашем случае —
Российской Федерации) и его характеристик всегда актуально.
В
зарубежном медийном пространстве мифы о России и связанных с ней фобиях были
сформированы в течение долгих лет холодной войны. Важно выяснить, изменился ли
подход к освещению современного образа России и российской действительности в
западных СМИ в XXI веке.
Степень научной разработанности темы. Актуальность проблемы формирования
имиджа России вызвала интерес научного сообщества, что привело к появлению
большого количества публикаций, конференций, круглых столов и других форумов
для обсуждения этой темы.
Большое
количество актуальных исследований по этой теме представлено в журнале
«Политическая лингвистика». Мы также опирались на материалы конференции «Образ
России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры», на
которой обсуждались стратегии формирования образа, его особенности в
зависимости от СМИ, роль СМИ в политической коммуникации и другие. Большинство
исследований посвящено особенностям представительства России в зарубежных СМИ
(А.Б. Бушева, Е.А. Галумов, О.С. Драгачева, М.Р. Желтухина, Р. Царукян). Анализ
имиджа России в отечественных СМИ представлен в исследованиях А.А. Баранова, К.И.
Белоусова, Ю.С. Патисова, А.П. Чудинова.
Актуальность
проблемы формирования образа России вызвала интерес научного сообщества, что
обусловило появление большого числа публикаций, конференций, круглых столов,
других форумов по обсуждению данной темы.
Большое
количество современных исследований по данной теме представлены в журнале
«Политическая лингвистика». Также мы опирались на материалы конференции «Образ
России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры», где
обсуждались стратегии формирования образа, его особенности в зависимости от
средств массовой информации, роль СМИ в политической коммуникации и др.
Большинство исследований посвящено особенностям репрезентации России в
зарубежных СМИ (А.Б. Бушев, Э.А. Галумов, О.С. Драгачева, М.Р. Желтухина, Р.
Царукян). Анализ образа России в отечественных СМИ представлен в исследованиях А.
А. Баранова, К. И. Белоусовой, Ю.С. Патисовой, А.П. Чудиновым.
Однако,
несмотря на достаточную научную базу научных исследований, создание образа
современной России в западных СМИ по-прежнему актуально, и это связано с
современной политической ситуацией нашей страны на мировой арене: война в Сирии,
Донецке и Луганске с участием российских войск, присоединение Крыма и др.
Именно
на основе политических событий последних десятилетий складывался негативный
образ России в западных СМИ. Таким образом, актуальность данной темы
неоспорима.
Объект исследования – образ России в западных средствах
массовой информации.
Предмет исследования – особенности формирования образа
России в зарубежных СМИ (на примере англоязычных СМИ).
Гипотеза исследования – образ России, формируемый в
западных СМИ динамичен, и зависит от мировой политической ситуации.
Цель исследования – проанализировать особенности
создания образа России в западных СМИ.
Задачи исследования:
1.
изучить научные подходы к понятию «образ», «медиаобраз»,
2.
определить исторические особенности создания образа России в зарубежных СМИ,
3. проанализировать
специфику восприятия России в американском медиа,
4. выявить
репрезентацию образа России в английских медиа
Основными
методами для написания данной работы
выступили: анализ научной литературы по теме исследования,
историко-аналитический, интерпретация и дискурсивный анализ, контент-анализ,
контекстуальный анализ.
Эмпирической базой для написания данной работы
выступила качественная пресса США и Британии: «The Daily Telegraph», «The Times», «The USA Today», «The New York Times».
Новизна данной работы заключается в том, что
в работе представлена попытка проследить динамику медиаобраза России в западных
СМИ в связи с политическими событиями последнего десятилетия XXI века. В том числе предпринята
попытка подробного анализа основных составляющих образа России в СМИ, а также
выявление доминирующих тем, характерных для каждой составляющей. Проведен
количественный анализ ключевых слов в текстах, формирующих образ России в американских
и английских (британских) медиа.
Практическая значимость данной работ заключается в том, что
полученные результаты могут послужить основой для более детального исследования
образа России в западных СМИ. Так же основные выводы могут быть использованы в
процессе обучения студентов.
Структура исследования включает введение, три главы,
заключение, список источников и приложения.
В
первой главе «Теоретические аспекты репрезентации образа в СМИ» изучены
теоретические подходы к понятию «образ» в теории журналистики, рассмотрена классификация
понятия «образ» и «медиаобраз» в теории журналистики.
Во
второй главе «Исторический аспект понятия «образ» представлен исторический
анализ репрезентации образа России в дореволюционную и советскую эпохи.
В
третьей главе «Образ России в современном медиапространстве» представлен анализ
англоязычных (американских и британских) медиа.
Заключение:
В
современном научном дискурсе понятие «журналистский образ» постепенно
заменяется более широким понятием «медиаобраз».
Под медиаобразом
страны понимается субъективный образ страны, который предоставляется СМИ и
выражен различными лингвистическими способами, которые оказывают эмоциональное
воздействие на получателя и могут влиять на мнение о стране.
Средства
массовой информации играют важную роль в формировании образа страны. С помощью
средств массовой информации создается особая реальность, медиа-картина мира.
Любой медиатекст, представленный в СМИ имеет определенное влияние, формирует
стереотипы. Выбор языковых средств и речевых приемов может повлиять на
мировоззрение получателя и навязать положительную или отрицательную оценку.
Важным принципом анализа образа страны, на наш взгляд, является выявление
смысловой доминанты, которая реализуется разными лингвистическими способами. Ключевые
слова (идеологии) в текстах СМИ активно участвуют в формировании образа страны.
Россия,
привлекала внимание многих путешественников, послов, еще с середины XV века. Почти все они пытаются записать
свои впечатления в той или иной форме. Описанные представления о России,
написанные ими, передают образ как «невежественный», «грязную и пьяную страну».
С течением времени, образ России меняется, в зависимости от политической
обстановки в мире. В Россию начинают приезжать известные журналисты, писатели,
политические деятели. Во многом этому послужила революция 1917 года. В эпоху
коммунизма образ России рассматривался как «огромный тупик нашего века», «дыра
в русской и мировой истории». Сталинизм был приравнен к нацизму, а Россия
характеризовалась как «тоталитарная и авторитарная». Преследование
инакомыслящих и политика еврейской иммиграции также оказали негативное влияние
на имидж России.
Образ
России, как «врага» сформировали годы Холодной войны. В разделе
угла американской пропаганды положены «имперские устремления СССР», его
«супероружие». СССР стал, по словам Рейгана, «империей зла», против которой
необходимо было организовать «крестовый поход», пока он не поглотит весь
«свободный мир».
Категорический образ врага отошел на второй план в период «перестройки»,
а действия СССР на международной или отечественной арене оцениваются позитивно,
нейтрально или взвешенно. Возросло количество статей, посвященных вопросам
промышленности и сельского хозяйства СССР, деятельности государственных
органов, религии и морали, и другим аспектам жизни общества.
Проведенный
анализ включал три аспекта: определение темы статей о России, контекст, в
котором она заключена в образ «Россия»; изучение базового словарного запаса,
включая цель использования журналистами выразительных средств и выразительного
и оценочного словарного запаса; классификация имен на основе словарного запаса
и их структура.
Все статьи разделены на 2 большие группы — внешняя
политика и внутренняя политика.
В
американских СМИ к внешней политике отнесены такие группы:
Взаимоотношениями со страной ближнего востока – Сирией. Взаимоотношения
России и Украины. Не менее обсуждаемыми являются взаимоотношения России и
Турции. СМИ раскрывают
отношений России и Великобритании, в которых говорится о наличие конфликта.
Практически каждая назначенная подгруппа содержит сообщения о военных
конфликтах и непосредственном участии России в них. Большая часть этого
информирует о действиях, предпринятых Россией по отношению к другим странам.
Таким образом, Россия выступает в качестве военного агрессора, как страна,
которая нарушает суверенитет других стран, вмешивается в их политику и пытается
разрешить ситуацию.
Вторая основная тематическая группа — внутренняя политика
страны. Россия как страна, государство,
то есть для номинации используется лексема «Россия». Уникальность России.
Публикуя свои опросы, журналисты подчеркивают уникальность России. Образ
России, как и любого другого государства неразрывно связан с представлениями об
его президенте. В качестве номинации используется лексема «Москва», то есть
образ государства связывается с его столицей, как главным городом страны, где
находится правительство. Таким образом, образ России ассоциируется с образами
Путина, Москвы, Кремля.
Изучая
заголовки в британских СМИ, мы пришли к выводу, что слова, использованные для
обозначения России, можно разделить на следующие тематические блоки от самых
частых к наименее
Чаще всего Россия представлена как государство. Образ России
соотносится с ее президентом, то есть имя главы государства используется для
номинации, «Putin». Россия как ее главное здание, Кремль «Kremlin»
Образ
России в заголовках британских СМИ связан с имиджем президента Владимира
Путина. Россия не связана с Кремлем и столицей. Имидж России, а также имидж
главы государства состоит из негативных характеристик. О России пишут в связи с
военными конфликтами, где она принимает активное участие, с этим трудно
согласиться. Зарубежные страны обвиняют Россию, называют ее оккупантом, своим
соперником. Президент представлен как «босс», который управляет подобной
деятельностью. Средства массовой информации создают не просто образ страны,
которая воплощает войну, хаос, они унижают ее иронией, эмоционально оценочной
лексикой и лексическими средствами, показывая, что угроза исходит от слабости.
Анализируя образ России, можно
выделить следующие особенности:
2. Отсутствие новостей, содержащих
позитивные качества имиджа России.
3. Россия — участник военных
действий, захватчик, враг.
Таким
образом, в сложившейся политической конфликтной ситуации в зарубежных СМИ с
помощью языковых средств в СМИ сформировался негативный образ России, что
подтвердилось.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические подходы к понятию «образ» и
«медиаобраз»
1.1 Понятие «образ»: определения и основные характеристики
Рассмотрим
понятие «образ» с различных точек зрения.
«В
философии образ является результатом отражения объекта в человеческом разуме.
На сенсорной стадии познания образы представляют собой ощущения, восприятия и
идеи, на уровне мышления — понятия, мнения и выводы. Образ объективен по своему
источнику — отражает объект, а субъективен по способу (форме) его
существования. Особенность образа в том, что это нечто субъективное»[1].
В
литературоведении, «образ – форма классового отражения действительности,
которая, во-первых, отражает общественные отношения через показ человека в его
связи с обществом и природой; во-вторых, отражает эти отношения обобщенно,
типизируя, что в частности приводит к художественному вымыслу; в-третьих, дает
это обобщенное отражение общественных отношений в чувственных очертаниях,
индивидуализировано»[2].
Разработкой
понятия «образ» применительно к журналистским текстам теоретики занялись еще в
1960-е годы. Очевидно, что термин «художественный образ» не мог быть применим в
исследованиях нехудожественного материала, и в научный оборот было введено
понятие «публицистический образ». Как отмечает П. П. Каминский, понятия
«публицистика» и «журналистика» в советское время часто использовались как
синонимы[3].
Исследователи
обратили внимание на то, что изображения в художественном и публицистическом
текстах не идентичны из-за того, что первое основано на художественной
литературе, а второе — на документальном факте.
А.Я.
Пархоменко акцентировал внимание на разнице: «Только наличие реального и
конкретного факта в основе пути делает образ журналиста, отличает его от
образов других видов творчества»[4].
Вокруг
этого специфического свойства журналистского образа основная дискуссия в
научном сообществе развернулась в 1970–80-х годах. Вопрос заключался в том,
насколько свободно журналист мог позволить себе справляться с фактами. С одной
стороны, чтобы повлиять на аудиторию и эмоционально прикоснуться к ней, текст
должен быть четким, насыщенным яркими, броскими изображениями.
С
другой стороны, творческий поиск автора ограничен требованием одного жанра. В.В.
Ученова, говорит о том, что журналистский метод документализма «ориентирован на
то, чтобы запечатлеть текущие события такими, какие они есть, «фактически»[5].
M.И.
Стюфляева начала разговор о журналистском образе с обзора мнений своих коллег —
В.В. Ученовой, Е.П. Прохорова. Несмотря на все несоответствия, она нашла что-то
общее с ними: общая мысль основывается на том, что можно использовать образы во
всех журналистских жанрах, не нарушая критерий документализма[6].
М.В.
Гаврилова сопоставила журналистский и рекламный образ. Поддерживая идею
документализма как ведущего метода отражения действительности в журналистике,
исследователь назвала образы журналистики «документальными принтами, которые
моделируют фрагменты реальности на уровне мышления в соответствии с конкретными
целями творческого процесса»[7].
Н.Н.
Болдырев в журналистском образе видел только вспомогательный инструмент. «Если
в искусстве образ является способом мышления и творчества, то в журналистике его
начинают иллюстрировать, дополнительно обосновывать идею, делать его объективно
осязаемым»[8].
Термин
«медиаобраз» начал использоваться относительно недавно. Впервые это понятие
появилось 2007 году в диссертации Е.Н. Богдан — «Медиаобраз России как средство
консолидации общества: структурные и функциональные характеристики». Автор
пишет о «медиатизации» общественной жизни, о растущем влиянии СМИ на все сферы
жизни. Медиа формируют образ социального мира в медиапространстве. «Медиаобраз
России — это образ страны, выраженный в медийном пространстве, созданный СМИ в
сотрудничестве с различными сферами творчества, который отражает особенности
текущего момента реальности»[9].
Различные
определения понятию медиаобраз даются в работах современных журналистов:
– «медиаобраз
— особый образ реальности, представляемый медиаиндустрией»[10];
– «медиаобраз
— совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на
информации, получаемой из СМИ»[11];
–
«образ, создаваемый в сознании при участии СМИ по конкретному вопросу»[12];
–
«образ, который создаётся средствами массовой информации и является выражением
общественного сознания в медиапространстве»[13].
И.А.
Балуева дает следующее определение понятию медиаобраз – это «структурный
визуально-эмоциональный компонент, представляющий собой медийную модель
объективного бытия, запечатленную на информационных носителях и общественном
сознании»[14].
«Медийный
образ – образ, создаваемый в сознании реципиентов информации при участии СМИ и
других информационных институтов, который впоследствии отражает комплекс
представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу»[15].
Т.Н.
Галинская, рассматривая медиаобраз как лингвистический феномен, определяет его
как «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на
информации, получаемой из СМИ», как «особый образ реальности, предъявляемый
массовой аудитории медиаиндустрией»[16].
А.А.
Баранова пишет, что медиаобраз можно воспринимать и в широком значении, как
образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве
(профессиональными журналистами, блоггерами, интернет пользователями и т. д.)»[17].
Делаем
вывод, что медиаобраз – это особый образ реальности, формируемый средствами
массовой информации[18].
[1] Ожегов,
С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/ С. И. Ожегов; под общ. ред. проф.
Л. И. Скворцова. – М.: Издательский дом ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2013.
–С. 442.
[2] Эпштейн,
М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь / Под общ.
ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С.
252- 257.
[3]
Каминский, П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе/ П. П.
Каминский// Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2007.
– №1. – С. 97-105.
[4]
Пархоменко, Я.А. Публицистическая составляющая медийного образа / Я. А.
Пархоменко// Вестник электронных и печатных СМИ. – 2015. – №1 (23). – С. 31-49.
[5]
Ученова, В.В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике
профессиональных методов. / В.В. Ученова. – М.: Мысль, 1976. – С. 21.
[6]
Стюфляева, М.И. Поэтика публицистики. / М.И. Стюфляева. – Воронеж: Изд-во
Воронеж. ун-та, 1975. – С. 88
[7]
Гаврилова, М. В. Критический дискурс-анализ в современной зарубежной
лингвистике/ М. В. Гаврилова. – СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2002. –С. 12.
[8]
Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н. Н.
Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 1. – С. 18–36.
[9]
Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики / Е. Н. Богдан//
Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2007. – № 4. – С.
122–127.
[10]
Пархоменко, Я.А. Публицистическая составляющая медийного образа / Я. А.
Пархоменко// Вестник электронных и печатных СМИ. – 2015. – №1 (23). – С. 31-49.
[11]
Артамонова, Ю.Д. Текст СМИ в современной культуре: опыт философского анализа //
Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Артамонова;
под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2004. – С.
235–254.
[12]
Кравченко, А. В. Является ли язык репрезентативной системой? // Studia
Linguistica Cognitiva: вып. I. Язык и познание. Методологические проблемы и
перспективы/ А. В. Кравченко. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.
[13]
Чичерина, Н. В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности
[Электронный ресурс] / Н.В. Чичерина // Известия Российского гос. пед. ун-та
им. А. И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия,
языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история,
социология). – 2007. – № 9. URL: https://goo.gl/qNs8mD
[14]
Балалуева, И.А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в
информационном обществе / И. А. Балуева // Право и управление. XXI век. – 2014.
– №4(33). – С. 86–91.
[15]
Александрова, О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного
пространства общества // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для
вузов / О. В. Александрова; под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический
проект: Альма Матер, 2008. – С. 210–220.
[16]
Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной
лингвистике / Т. Н. Галинская// Вестник Оренбургского государственного
университета. – 2013. – №11. – С. 91–94.
[17] Баранова, А.А. Способы репрезентации России
как политического субъекта в программах радиостанций «Радио России» и «Эхо
Москвы» / А. А. Баранова // Политическая коммуникация: материалы междунар.
науч. конф. – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 23 – 30.
[18]
Ворожбитова, А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учеб. пособие
/ А.А. Ворожбитова. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 23.