Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Образ лирического героя в любовных произведениях Высоцкого
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Лирический герой в произведениях В.С. Высоцкого сквозь призму языковой личности автора 7
1.1. Понятие о лирическом герое 7
1.2. Краткая биография В. С. Высоцкого 10
1.3. Биографизм лирики В. Высоцкого 16
Глава 2. Анализ языковых средств, участвующих в создании образа лирического героя в стихотворениях В.С. Высоцкого 24
2.1. Анализ стихотворения «Райские яблоки» 24
2.2. Анализ стихотворения «Баллада о любви» 34
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Приложение 1: Тексты стихотворений Высоцкого «Райские яблоки» и «Баллада о любви» 52
Приложение 2: Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по теме «Языковые средства создания образа лирического героя в поэтическом тексте В.С. Высоцкого» 56
Введение:
В. С. Высоцкий – знаковая личность своего времени, поэт, актёр и автор песен, исполняемых на семиструнной гитаре. Он был кумиром миллионов в нашей стране, и до сих пор его творчество продолжает волновать людские сердца. Необыкновенная популярность объясняется подлинной народностью Высоцкого. Его творчество представляет собой широчайшее полотно русской жизни второй половины XX века.
Владимир Семёнович начал свою деятельность в качестве исполнителя собственных песен в 50-е годы XX века. Несмотря на то, что этого великого человека давно нет с нами рядом, его песни и по сей день не теряют своей значимости. И сегодня люди во всем мире (а его творчество не ограничилось рамками родной страны) всё так же любят и слушают Высоцкого.
Среди песен Высоцкого есть и такие, по которым можно было писать сценарии и ставить спектакли. И он не хотел ждать, он играл эти спектакли, исполнял роли, сам был режиссёром.
Весь Советский Союз знал В.С. Высоцкого – его песни заучивали наизусть, переписывали, пели в тесных компаниях друзей, несмотря на то, что его произведения почти не издавались.
Поэзия В.С. Высоцкого разнообразна, в ней представлены многочисленные модели общественной жизни, образы героев различны – от солдат до воров. Но их объединяет главное – глубокий и сильный гуманизм, который является основой творчества поэта.
Как бунтарь-одиночка, Владимир Высоцкий сознавал свою обречённость, но не допускал мысли о капитуляции. Поистине народной любовью он был одарен за смелось, дерзость, справедливость, твердые жизненные принципы, неприятие фальши и подлости.
На протяжении многих лет стихи и песни Высоцкого остаются актуальными, во многом благодаря тому, что они несут правду не только о духовном мире самого поэта, но и о внутреннем мире других, очень разных людей, ставших прототипами героев его произведений. Волна обожания поэта и барда, восторженных откликов и статей, всколыхнувшая общество в 80-е годы прошлого столетия, в настоящее время утихла. Одной из задач филологов, занимающихся изучением особенностей творчества В.С. Высоцкого, стал научный анализ его поэтического наследия.
К настоящему времени назрела необходимость разработки объективного знания о творчестве Владимира Высоцкого и его месте в истории русской литературы XX века. Высоцкого нельзя назвать центральной фигурой в русской поэзии 60¬-70-х годов XX века, однако он занимает вполне достойное место в кругу поэтов-современников. Вхождение творчества Владимира Высоцкого в литературу было необычным, формы бытования его поэзии были сродни фольклорным: собственно авторское исполнение, «магнитиздат», «самиздат» и т.д. Основная сложность осмысления его поэтического наследия состояла в том, что творчеству В. Высоцкого, которое до этого существовало неразрывно со своим автором, теперь предстояло «отделиться» от него (от его голоса, интонации и т.д.) и продолжать жить уже самостоятельно, осуществив при этом переход от полуфольклорных форм бытования к собственно литературным. В связи с этим возникала еще одна проблема: все публикации произведений поэта вынужденно осуществлялись теперь без учета авторской воли, за редким исключением тех случаев, когда публикация готовилась еще при его жизни.
Творчеству Высоцкого предстояло обрести еще и некое внутреннее единство, отсутствующее в силу того, что при жизни поэт обнародовал далеко не все свои произведения, после его смерти были обнаружены ранее неизвестные стихи, проза, сценарии и многое другое.
С филолого-лингвистической точки зрения творчество В. Высоцкого представляет большой интерес для изучения особенностей его произведений. Ведь они стали известны и популярны не только в России, но и далеко за ее пределами.
Данная дипломная работа посвящена изучению образа лирического героя в поэтических произведениях Высоцкого.
Актуальность данной работы обусловлена выбором в качестве объекта исследования образа лирического героя в произведениях Высоцкого.
Научная новизна заключается в том, что в рамках данного исследования проанализированы такие произведения автора как «Райские яблоки» и «Баллада о любви», с позиции использования языковых средств, которые позволяют создавать образ лирического героя.
Объектом исследования является образ лирического героя в поэтических произведениях Высоцкого.
Предмет исследования – языковое воплощение образа лирического героя в стихотворениях В. Высоцкого.
Цель работы заключается в исследовании образа лирического героя в избранных произведениях В.С. Высоцкого в соотношении с языковой личностью автора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие «лирический герой»;
2) представить краткую биографию В.С. Высоцкого;
3) обозначить биографизм лирики В.С. Высоцкого;
4) проанализировать языковые средства создания образа лирического героя в избранных стихотворениях В.С. Высоцкого.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются актуальность темы, цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая база, приводится обоснование теоретической и практической значимости работы.
В первой главе «Лирический герой в произведениях В.С. Высоцкого сквозь призму личности автора» рассматривается понятие «лирический герой», даются краткие биографические сведения о Высоцком, а также раскрывается специфика автобиографизма поэта-барда.
Во второй главе «Анализ языковых средств, участвующих в создании образа лирического героя в стихотворениях В.С. Высоцкого» проанализированы конкретные поэтические произведения Высоцкого.
В заключении приводятся основные выводы.
В процессе написания данной работы были использованы такие методы: метод сравнительного анализа, описательный метод и метод филологического анализа текста в качестве основополагающего.
Материалом работы стали произведения В. Высоцкого «Райские яблоки» и «Баллада о любви».
Заключение:
Данная работа посвящена проблеме языкового выражения образа лирического героя в произведениях Владимира Высоцкого. В ходе анализа было определено понятие лирического героя, которое представляет собой образ лирического произведения, осуществляющий передачу мыслей и отношения автора, но не выступающий как образ автора. При этом лирический герой является художественным образом, который раскрывает некоторые черты личности автора. Другими словами, лирического героя можно назвать особой формой выявления авторского сознания.
Лирика Высоцкого представлена двумя направлениями – войны и любви. Лирика Высоцкого тем и примечательно, что любую поднятую в ней тему, поэт пропускает через себя, переживает ее полноценно, не жалея самого себя. Будучи истинным художником слова, Высоцкий с особым надрывом и глубиной рассказывал и о любви.
В исследовании использовались произведения В.С. Высоцкого «Райские яблоки» и «Баллада о любви». Анализируя данные произведения, выделялись языковые аспекты выражения автором образа лирического героя. В этих стихотворениях образ лирического героя выступает тем связующим звеном, которое отражает многоликость лирических произведений Высоцкого.
Для выражения образа лирического героя в стихотворении «Райские яблоки» автор использовал различные языковые средства: большое количество аллегорий, символические образы, оппозиции, игру слов, ассоциативные цепочки и др. Образы, которые встречаются в произведении раскрывают не только мировоззренческую позицию автора, но также позволяют прочувствовать лирическое настроение и переживания героя стихотворения.
В «Балладе о любви» также образ лирического героя раскрывается через использования языковых средств. Здесь можно увидеть обращения от первого лица, эпитеты, сравнения, олицетворения, ассоциативные ряды, различные слоформы, позволяющие показать читателям образ лирического героя, его чувства, переживания и настрой.
Таким образом, цель, которая была поставлена в данной работе, была достигнута, а гипотеза, предполагающая, что образ лирического героя в произведениях Высоцкого и языковая личность автора тесно связаны, нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Термин «лирический герой» введен в литературоведческий оборот Ю.Н.Тыняновым в 1921 году . Далее это понятие было научно обосновано Л.Я.Гинзбург , Б.О. Корманом . Ими же впервые была разработана и предложена классификация субъектных форм авторского сознания.
В ходе анализа лирического произведения одним из важных моментов считается выявление особенностей лирического героя, представляющих собой сводную характеристику чувств, эмоций и переживаний. Посредством изображения внутреннего мира лирического персонажа поэт объясняет свою позицию и особенности собственного мировоззрения.
Под лирическим героем понимают некий образ в лирическом произведении, который осуществляет передачу мыслей, чувств и эмоций автора, но не является тождественным самому поэту, поскольку посредством личного и индивидуального словесный художник показывает нечто типическое, характерное в целом для современной эпохи .
Отличием поэта от писателя-прозаика и драматурга является принадлежность не только к субъекту собственного творчества, но и к его объектам. Именно поэтому необходимо подчеркивать при анализе лирического произведения наличие в нем не просто конкретных эмпирических фактов, связанных, к примеру, с биографией поэта, но и аспектов, связанных с эстетическим отражением и художественным инобытием авторского «я», для чего и используется термин «лирический герой». При этом необходимо отметить условность термина «лирический герой», который широко употребляется в критике с конца 40-х годов XX века .
В 1953 году на страницах журналов «Звезда» и «На рубеже» многие критики высказывались против использования данного термина. В 1963 году к ним присоединились критики со страниц «Литературной газеты». Мотивом для неприятия термина «лирический герой» послужило некоторое узаконивание разрыва между творчеством поэта и его реальным жизненным опытом, в результате чего порождалось неверное представление о поэте, становившемся при наличии серии вымышленных «лирических масок» неким лицедеем, скрывающим свое истинное лицо.
Тем не менее, указанные критические замечания оказались необоснованными, и современный анализ лирического произведения не мыслится без использования понятия «лирический герой». В процессе анализа важно представить некоторое единство, существующее между реальной личностью поэта и ее выражением в художественном произведении.
Однако данное единство не следует путать с тождеством, поскольку для лирика свойственно не просто излияние собственных чувств, но очищение своего индивидуального опыта от субъективных «капризов» с расширением рамок до степени типического обобщения .
Создание образа лирического героя осуществляется на базе жизненного опыта самого поэта путем закрепления данного опыта в произведении в некой преображенной при помощи художественных средств форме. Необходимо отметить существующую при этом условность образа поэта в лирике и наличие в нем элемента вымысла в мере, характерной для условности любого художественного образа. При этом нужно подчеркнуть отсутствие противоречий художественного образа с его правдивостью и искренностью поэта.
Являясь типичным художественным образом, лирический герой воплощает в себе неповторимые черты авторской личности и определенное обобщение, что делает недопустимым отождествление его с конкретным автором.
Достаточно часто встречается близость лирического героя поэту по отдельным характеристикам, в числе которых – склад личности, характер переживаний, испытываемые чувства.
Для каждого конкретного произведения характерна актуализация поэтом в лирическом герое части своей личности и типизация лирического переживания, благодаря чему в сознании читателя происходит отождествление самого автора с лирическим героем.
Для лирического героя характерно отсутствие бытийных черт в виде портрета, имени, возраста и иногда даже пола. Существование лирического героя протекает вне времени и пространства: его переживания, чувства, эмоции протекают «всегда» и «везде». Лирический герой воплощает в себе единство личности, которая не просто стоит за текстом, но отражается в самом сюжете поэтического произведения, наделяемая цельной характеристикой . Языковая личность — сложный феномен, вбирающий в себя социально отфильтрованное и индивидуальное знание языка и владение им.