Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки Лингвистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Образ « джентельмен» как лингвокультурный феномен : когнитивный и коммуникативно — прагматические аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования лингвокультурных феноменов 6
1.1. Специфика изучения лингвокультурных феноменов 6
1.2. Понятие, сущность и структура образа 17
1.3. Методология анализа лингвокультурных феноменов 31
Вывод I 43
Глава 2. Анализ когнитивного и коммуникативно-прагматического аспектов образа джентльмен 45
2.1. Характеристика лексической единицы «джентльмен» 45
2.2. Когнитивные аспекты образа «джентльмен» 47
2.3. Коммуникативно-прагматические аспекты образа «джентльмен» 50
Вывод II 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1 64
Приложение 2……………………………………………………………………….69
Приложение 3……………………………………………………………………….70
Приложение 4……………………………………………………………………….71

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена антропоцентрической ориентацией современной науки, в рамках которой изучение живых коммуникативных процессов является приоритетным с точки зрения триады «язык – культура – познание». Образ джентльмена является фрагментом картины мира, что дает возможность расширения представлений об идеалах и ценностях в определенном сообществе на языковой материал. При этом данный лингвокультурный феномен претерпевает определенные изменения при трансформации на конкретной территории в конкретный промежуток времени.
Кроме того, данный образ испытывает влияние феминистических идей, что влечет за собой дальнейшие трансформации. Объектом исследования является лингвокультурный феномен «джентльмен».
В качестве предмета исследования выступает образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен с точки зрения когнитивных и коммуникативно-прагматических аспектов использования данного понятия.
Целью работы является анализ когнитивных и коммуникативно-прагматических аспектов образа «джентльмен» как лингвокультурного феномена.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать специфику изучения лингвокультурных феноменов.
2. Изучить понятие, сущность и структуру образа.
3. Описать методологию анализа лингвокультурных феноменов.
4. Дать характеристики лексической единицы «джентльмен».
5. Выявить когнитивные аспекты образа «джентльмен».
6. Охарактеризовать коммуникативно-прагматические аспекты образа «джентльмен».
При написании работы использованы описательный и сравнительно-сопоставительный методы исследования, концептуального анализа, метода интерпретации и количественного подсчета, а также анкетирования.
В качестве теоретической базы исследования выступают работы лингвокультурологов, когнитивных лингвистов, исследователей семантики. Теоретической базой исследования послужили труды в области общей и сопоставительной лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, семантики.
Научная новизна исследования заключается в синтезе социологического подхода и контент-анализа в исследовании образа джентльмена с точки зрения лингвокультурологии в языковом сознании представителей различных лингвокультурных групп.
Говоря о теоретической значимости работы, можно отметить вклад, который вносит настоящее исследование в развитие основных положений лингвистической культурологии в части существующих способов и методов исследования отдельных образов национального сознания на примере концепта «джентльмен».
Практическая значимость работы связана с возможностями использования данных материалов в образовательном процессе при изучении образа джентльмена как лингвокультурного феномена.
Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют шесть параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников и литературы.
Во введении к данной работе обоснована актуальность выбранной темы, обозначены цели и задачи работы, сформулированы объект и предмет исследования, описана теоретическая и методическая база исследования, обоснована научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, дана характеристика структуре работы.
Первая глава посвящена теоретико-методологических аспектов исследования лингвокультурных феноменов. В частности, в данной главе рассматривается специфика изучения лингвокультурных феноменов, анализируется понятие, сущность и структура образа, изучается методология анализа лингвокультурных феноменов.
Во второй главе проводится анализ когнитивного и коммуникативно-прагматических аспектов образа «джентльмен». В частности, в данной главе приводятся характеристики лексической единицы «джентльмен», анализируются когнитивные аспекты образа «джентльмен», а также коммуникативно-прагматические аспекты образа «джентльмен».
Заключение содержит выводы по представленной работе.
Апробация. Данная выпускная квалификационная работа прошла апробацию на СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 2020(15 апреля). Материалы выступления на конференции были опубликованы с сборнике ежемесячных научных статей «Научный альманах»(Вып.41)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования рассмотрены теоретические аспекты моделирования и сравнительного анализа лингвокультурных образов в различных картинах мира, а также осуществлено моделирование лингвокультурного образа «джентльмен» с точки зрения когнитивного и коммуникативно-прагматических аспектах, рассмотрена его структура, содержание, социокультурные предпосылки и лингвистические маркеры, осуществлено сравнение репрезентации и содержания этого образа в российской и татарской лингвокультурах.
Теория лингвокультурных образов представляет собой развитие теории языковой личности в рамках лингвокультурологии и синтезирует в себе достижения лингвистики, литературоведения, социологии, психологии и культурологии. В данной работе лингвокультурный образ понимается как обобщенный образ представителей определенной лингвокультуры, поведение которых воплощает в себе нормы и ценности социума. При этом структура лингвокультурного образа включает в себя понятийный, образный и значимостный компоненты.
В работе определено, что важнейшими смысловыми дистинкциями понятия «лингвокультурний образ» является типизованность определенной личности, значимость этой личности для культуры, наличие ценностной составляющей, характеризующей такую личность и конкретизирующей ее в реально существующем индивидууме или персонаже художественного произведения. Являясь многослойным конструктом, линвгокультурный образ является достаточно сложным объектом для исследования.
Различные методы и приемы изучения лингвокультурного образа в современной лингвистике, что позволит подобрать наиболее оптимальные методы и приемы исследования образа «джентльмена» как лингвокультурного феномена с точки зрения когнитивного и коммуниктивно-прагматического аспекта. В работе рассмотрены методы исследования и моделирования лингвокультурных образов.
Теория лингвокультурного образа, которая развивается в рамках теории языковой личности в системе гуманитарных наук, аккумулирует достижения таких отраслей науки, как лингвистика, литературоведение, социология, психология, гендерология и культурология и их новейших ответвлений – когнитивной лингвистики, когнитивной поэтики, лингвоперсонологии, лингвогендерологии и лингвокультурологии.
Один из наиболее разработанных подходов к исследованию лингвокультурного образа представил в своих работах В.И. Карасик, который предлагает моделирование лингвокультурного образа по следующему плану: предоставление понятийного содержания рассматриваемого концепта, анализ важнейших имен концепта в их системных связях, определение ассоциативных признаков образа в индивидуальном языковом сознании, определение оценочные характеристик образа в самопредставлении и в воображении других социальных групп на основе анализа оценочных суждений в виде афоризмов и текстовых фрагментов.
В процессе исследования проведено анкетирование, где респонденты разной национальности высказывали свое мнение относительно образа «джентльмена». С позиции опрошенных русских респондентов, качествами джентльмена являются ответственность, честность, доброта, уверенность, целеустремленность, верность, самостоятельность, щедрость, решительность, мужественность, уважение. В понимании опрошенных татарской национальности, качествами джентльмена являются ответственность, доброта, чувство юмора, ум (интеллект), забота, целеустремленность, щедрость, смелость, решительность, сила. Примечательно, что татары дали больше вариантов ответов, перечисляя качества джентльмена, по сравнению с русскими респондентами. На первое место среди качеств у «джентльмена» в обеих языковых картинах мира вышли ответственность, доброта, целеустремленность, щедрость, решительность. На основании проведенного исследования сделан вывод, что в образах современных российских джентльменов наблюдается стремление к сохранению маскулинности – мужчины часто носят бороды, предпочитают мужественные образы, сохраняют в своем поведении каноны грубой, традиционной маскулинности. Можно сказать, что для джентльменов в России значительно меньше, чем в других странах, присуще стремление к приближению мужского образа к смешению мужских и женских черт.
Когнитивные аспекты образа «джентльмен» связаны с категориями ответственности, честности, доброты, целеустремленности, верности, самостоятельности, щедрости, решительности. Тем самым мы дифференцируем факт, что лингвокультурный феномен джентльмен имеет особую ценность для культуролизации и понятия множества аспектов социальной жизни человека на протяжении большого промежутка времени. Содержание рассматриваемого концепта предполагает коммуникацию между различными народами, показывая, что данный феномен берет образ как единое целое и показывает пример для определения лингвокультурного феномена.
Коммуникативно-прагматические аспекты образа «джентльмен» связаны с внереализованными лексемами особого поведения, внешнего вида, мужчины, происхождения, человека с выделяющимся поведением, порядочностью интеллигентностью, галантностью, этикетным обращением, происхождением, особым поведением и отношением к женщине.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования лингвокультурных феноменов

1.1. Специфика изучения лингвокультурных феноменов

При изучении лингвокультурных феноменов центральным термином является понятие концепта. Исследователи отмечают неоднозначность и противоречивость рассматриваемого понятия, которое, как отмечает А.В. Лаврова, является центральным семантическим термином когнитивной лингвистики [33, С. 57].
А.Н. Приходько рассматривает концепт в качестве основной единицы концептологической сферы лингвокультурологии [45, С. 46]. В данной связи появляется проблема взаимодействия слова как лексической единицы и концепта. Решение указанной проблемы является важнейшей теоретической задачей изучения лингвокультурных феноменов. Анализ лингвистической литературы позволил выявить столкновение терминов концепта, мифологемы, лингвокультуреми и логоэписистемы. Данное противостояние было характерно для 90-х годов XX века.
Рассмотрение понятия «концепт» в рамках изучения лингвокультурных феноменов наблюдается в трудах Н.Д. Арутюновой, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, С.Х. Ляпина и других исследователей. Центральным понятием при рассмотрении лингвокультурных феноменов с точки зрения В.Н. Базылева являлось понятие мифологемы, В.В. Воробьева – лингвокультуремы, Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова – логоэписистемы.
Но в современном рассмотрении и изучении лингвокульутрных феноменов центральным является понятие концепта. Данный термин является наиболее часто употребляемым по сравнению с другими терминологическими новообразованиями.
Генезис формирования понятия концепт связан с философией и логикой. Трактовка данного термина связана с семантикой латинского термина «conceptus» [14, С. 222-224].

Приведенные на рисунке 1 значения можно свести к обобщенному: «сформулирован как собирательный, который включает в себя и который является их началом».
Для современного этапа рассмотрения лингвокультурных феноменов характерна актуализация и переосмысление. У термина «концепт» отсутствует однозначное определение, несмотря на прочное закрепление в современной лингвистике [34, С. 298].
Под концептами понимается совокупность некоторых значений и скрытых в тексте заменителей, потенциалов значений, облегчающих общение и имеющих тесную связь с человеком и его опытов в плане национальных, культурных, профессиональных и иных отношений [34, С. 299].
Т.М. Николаева считает, что концепт – это продукт человеческой мысли и является явлением идеальным, а потому присуще человеческому сознанию вообще, а не только лишь языковому [40, С. 74].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы