Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Обогащение сенсорного опыта детей среднего возраста в процессе изобразительной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изобразительной деятельности как форма сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.1. Сенсорное развитие как психолого — педагогическая проблема 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Специфика использования изобразительной деятельности для сенсорного развития детей дошкольного возраста 17
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей сенсорного опыта детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 20
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста 20
2.2. Изобразительная деятельность как форма сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста 31
2.3. Экспериментальная проверка эффективности проведенной работы 37
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения 50

  

Введение:

 

Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становлении личности. Воспитатель многому может научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д .
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие детей имеет направленность на формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, а также является основой для познания мира и самой первой его ступенью является чувственный опыт. В значительной степени успешность, как умственного, так и физического и эстетического воспитания ребенка зависит от уровня его сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно он может слышать, видеть, осязать окружающее.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. Восприятие предметов и явлений в окружающем мире–это только начало познания. Все остальные его формы – запоминание, мышление, воображение – строятся на образах восприятия, представляют собой переработанный результат. Не может быть нормальным умственное развитие без полноценного восприятия. Сенсорное развитие – это важнейшая часть планомерного развития и воспитания детей.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Однако, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия изобразительной деятельности как формы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования мы определили процесс сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования будет являться изобразительная деятельность как форма сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
В ходе работы над темой исследования мы предположили, что изобразительная деятельность как форма развития детей среднего возраста будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:
— подбора конспекта занятий по изобразительной деятельности, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
— просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
— создание развивающей среды в группе детского сада.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования изобразительной деятельности для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
5.Реализовать экспериментальную работу с использованием изобразительной деятельности как формы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования выступают:
-исследования в области развития сенсорных способностей Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, М. Монтессори, Э.Г. Пилюгина Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и др.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
— беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;
— педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
В первой главе рассматриваются теоретические основы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Вторая глава дипломной работы содержит организацию, проведение эксперимента и анализ эффективности проведенной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, происходит сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для сенсорного развития.
Дошкольный возраст является важным периодом для психического и личностного развития ребенка. Проблемам развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [31], Л. С. Выготского [4], В. С. Мухиной [19], С. Л. Новоселовой [20] и др.
Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно ранее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленить ее из предмета и соотносить с формой других предметов.
Развитие личности – наращивание физиологических, психологических и социальных новообразований за счет освоения ребенком внешнего и внутреннего потенциала возможностей. Это время формирования сенсомоторики (чувственного восприятия), на основе чего развивается детское рисование. Личностное развитие ребенка соотносится с формированием его образа «Я», самосознания, изменением потребностно-мотивационной сферы, развитием личностной рефлексии и механизма самооценки. Детская личность целостна и уникальна. Развиваясь как личность, ребенок формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и создает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, проявляет себя.
Согласно современным взглядам, детский рисунок – это средство структурирования собственных представлений. Рисунок – это своеобразная речь, которая через систему специфических средств позволяет построить общение с другим человеком. Детский рисунок – это, прежде всего, личностный смысл, выраженный на листе бумаге. Все вышесказанное позволяет особо выделить направление в обучении изобразительной деятельности, направленное на развитие личности ребенка.
В процессе изобразительной деятельности, дети приобретают различные знания о предметах и явлениях; уточняют и углубляют свои представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, также развивается их воображение и творческие способности. Изобразительная деятельность выступает, как ведущий способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность – интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого разнообразными способами с применением различных материалов создаются выразительные и графические изображения. Творчество стимулирует детей к созданию новых образов, учит видеть мир в ярких красках.
Разработанный нами комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах использования изобразительной деятельности в процессе сенсорного развития дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах сенсорного развития дошкольников, организация предметно-развивающей среды.
Проведенная нами работа позволила предложить в качестве рекомендаций формы и методы работы по сенсорному развитию ребенка необходимых для успешного развития для внедрения их в практику работы ДОУ в детском саду.
По итогам работы можно сделать вывод: использование изобразительной деятельности положительно влияет на сенсорное развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно, как правило, оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори [7]. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов.
Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении цвета, формы, величины. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.
Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева. Главное значение сенсорного воспитания – в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
Ф. Фребель предлагал рассматривать следующие принципы сенсорного развития:
— Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.
— Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.
— Движущие силы развития: внутренние и внешние.
— Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.
Согласно мнению видного исследователя Л.А. Венгера, главным направлением сенсорного воспитания должно быть вооружение детей сенсорной культурой, созданной людьми. Огромное значение в сенсорном воспитании принадлежит формированию у ребенка представлений о сенсорном эталоне – общепринятом образце внешних свойств предмета. Сенсорными эталонами цвета являются семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; эталонами формы – геометрические фигуры; величинами – метрическая система мер.
Сенсорным эталонам принадлежат свои виды в слуховом восприятии (фонемы языка, звуковысотное отношение), во вкусовом и обонятельном. Усвоение сенсорного эталона –это не значит правильно называть то или иное свойство. Следует обладать четкими представлениями о разных свойствах и, главное, уметь воспользоваться представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в различных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорного эталона –это пользование ими как «единицы измерения» для оценивания свойств вещества. Именно с возраста трех лет основным местом в сенсорном воспитании ребенка является ознакомление их с общепринятым сенсорным эталоном и способом пользования ими путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), как на занятии, так и в повседневной жизни. Каждому виду продуктивной деятельности соответствуют свои требования к детскому восприятию, способствующие его развитию.
Благодаря освоению сенсорных эталонов не только значительно расширяется сфера познаваемых детьми свойств, но и отразится взаимосвязь между ними. Сенсорными эталонами являются представления о чувственных свойствах объекта, которые характеризует обобщенность, так как в ней имеются самые главные качества. Осмысление эталонов состоит в соответствующих названиях –словах. Эталоны не могут существовать отдельно друг от друга, поэтому образуют системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность. Исследования Л.А. Венгера позволяют отследить этапы усвоения эталонов. Для сенсорного воспитания у детей предлагается следующая последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы