Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Обеспечение контроля и надзора природных ресурсов (на примере водного хозяйства)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Методологические и правовые основы контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны природных ресурсов 6
1.1. Основы осуществления контрольных мероприятий в сфере охраны природных ресурсов 6
1.2. Международный опыт осуществления контрольно-мониторинговых мероприятий в сфере сохранения и восстановления природы 18
Глава 2. Анализ осуществления контрольно-надзорной деятельности государственными органами управления в сфере охраны природных ресурсов 30
2.1. Оценка деятельности государственных органов контроля и надзора в сфере охраны природных ресурсов 30
2.2 Аналитическая оценка системы обеспечения контрольных и надзорных мероприятий в сфере охраны природных ресурсов 43
Глава 3. Совершенствование системы обеспечения контроля и надзора природных ресурсов 53
3.1 Направления совершенствования администрирования контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны природных ресурсов 53
3.2 Разработка методического инструментария по совершенствованию системы обеспечения контроля и надзора в сфере охраны природных ресурсов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

  

Введение:

 

В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный размах. Они затрагивают основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. На конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) принята концепция устойчивого развития, положившая начало новой идеологии – идеологии выживания человечества в единстве с окружающей средой на основе гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. В ней, как и в других международных и отечественных документах подчеркивается необходимость формировании благоприятной для человечества среды проживания.
Согласно данным о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 44 городах России (20% городов) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. Воздействие такого загрязнения в среднем по стране испытывают на себе 17% городского населения. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния природной среды, в том числе состояния почв и земель; общие объемы выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации на душу населения не уменьшаются.
Неблагоприятное состояние окружающей водных ресурсов определяется спецификой развития, характерной для имеющих старую промышленность регионов России. Во-первых, это высокая техногенная нагрузка, обусловленная чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство.
Так, в Уральском федеральном округе сосредоточено в 4 раза больше промышленных предприятий, чем в среднем по России. Особенно вредными производствами считаются черная и цветная металлургия, топливная и химическая промышленность. Во-вторых, это использование устаревших технологий и оборудования с высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, что повлекло накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, сокращение биологического разнообразия, ухудшение качества окружающей среды.
Перечисленные факторы обусловливают неблагоприятное качество окружающей среды, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, деградацию природных комплексов, создают угрозу экологической безопасности.
Около 70% населения области проживает в условиях превышения предельно допустимых концентраций по содержанию токсических веществ в атмосферном воздухе.
Продолжают расти валовые выбросы автомобильного транспорта, парк которого ежегодно увеличивается на 10-12 процентов. В сложившихся условиях актуальной проблемой становится проблема эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере окружающей среды как важнейшего инструмента обеспечения экологической безопасности страны.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты контроля и надзора в сфере окружающей среды рассматривались в трудах: Г.В. Атаманчука, А.П, Алехина, Б.А. Боровских. М.М. Бринчука, С.А. Боголюбова, К.Г. Гофмана, А.А. Гусева, Ю.Г. Жарикова, А.Зайцева, А.И. Казанника, О.С. Колбасова, А.Е. Лунева, В.В. Петрова, Ю.А. Тихомирова, А.И. Жмотова, Ю.С. Шемшученко и др. Между тем, недостаточно освещены вопросы контроля и надзора в сфере окружающей среды на региональном уровне. Обойден вниманием и вопрос о системе государственного контроля и надзора в сфере охраны водных ресурсов в субъекте Российской Федерации, как сложной подсистеме государственного управления охраной окружающей природной среды в целом.
Таким образом, недостаточная разработанность в научной литературе вопросов регионального контроля и надзора в области охраны водных ресурсов на уровне субъектов РФ послужили основанием для выбора темы данной выпускной работы.
В связи с вышеизложенным, целью работы является разработка методического инструментария по обеспечению контрольных функций органов государственного управления в сфере охраны природных ресурсов.
Задачи работы:
— раскрыть методологические и правовые основы контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны природных ресурсов;
— провести анализ осуществления контрольно-надзорной деятельности государственными органами управления в сфере охраны природных ресурсов;
— разработать направления совершенствования системы обеспечения контроля и надзора природных ресурсов.
Предмет: администрирование деятельности государственных органов контроля и надзора в сфере природных ресурсов по обеспечению и проведению контрольных мероприятий
Объект: деятельность государственных органов контроля и надзора в сфере природных ресурсов
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральное и региональное природоохранное законодательство. Информационной базой исследования стали официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные Министерства природных ресурсов и экологии, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в области охраны окружающей среды и экологии, периодическая литература по широкому кругу вопросов, относящихся к теме.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических положений, направленных на совершенствование механизма контроля и надзора в сфере окружающей среды.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные научные разработки могут представлять интерес для практической деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, результаты данного труда могут послужить основой для уточнения и разработки программных документов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В работе использовались системно-структурный, и системно-функциональный методы анализа; общенаучные методы (индукции и дедукции); абстрактно-логический анализ и синтез.
Структура данной работы обусловлены логикой, целью и задачами проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Региональный государственный контроль и контроль в области окружающей среды-один из важнейших элементов системы формирования экологической безопасности в Российской Федерации и всей стране в целом. Для РФ, как зоны, испытывающей высокую техногенную нагрузку, особенно необходима эффективная деятельность в этом направлении.
В настоящее время разрабатываются теоретические, нормативные и правовые и организационные основы контрольно-надзорной деятельности в области экологии и природопользования. Тем не менее, существуют значительные пробелы и противоречия, которые затрудняют контроль и контроль за разработкой и реализацией региональной экологической политики, ее реализацией. Список и особенности конкретных проблем включены в соответствующие разделы этого исследования.
На территории Российской Федерации уполномоченным государственным органом, осуществляющим региональный государственный контроль и надзор в области экологии и природопользования, является Министерство природных ресурсов и экологии. Организационно-функциональная структура министерства соответствует федеральному и региональному законодательству и позволяет успешно проводить контрольно-надзорные мероприятия в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в целом.
В то же время мы выявили ряд организационных и правовых проблем, которые снижают эффективность и эффективность надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды. Таким образом, только государственный надзор в исследуемой области осуществляется восемью независимыми службами и организациями, четыре из которых принадлежат федеральному и четыре-региональному уровню. И это не включает в себя другие надзорные мероприятия, такие как, например, прокурорский надзор, а также структуры ведомственного, ведомственного и внепланового контроля.
Деятельность этих услуг и учреждений обычно происходит на одних и тех же объектах, рядом или даже по тем же вопросам, что приводит к дублированию функций. И в то же время в каждом из этих органов, как правило, отсутствуют инспекторы, непосредственно участвующие в надзорной деятельности.
Декрет требует четкого понимания его деятельности, возможно, путем создания межведомственного координационного органа на базе регионального министерства природных ресурсов и экологии. В рамках продолжающейся административной реформы в России начали появляться повышенные требования к контрольно-надзорной деятельности, влияющие на сферу ответственности рассматриваемого Министерства.
Это требует определенной реорганизации их деятельности. Предложенная нами программа «Развитие регионального государственного контроля и надзора в сфере природопользования и экологической безопасности на 2020-2024 годы» будет способствовать развитию региональной контрольно-надзорной деятельности в регионе и, в конечном счете, повышению эффективности реализации государственной экологической политики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Методологические и правовые основы контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны природных ресурсов

1.1. Основы осуществления контрольных мероприятий в сфере охраны природных ресурсов

Водные ресурсы в качественном отношении требуют рационального использования и охраны. Не случайно один из принципов водного законодательства, закрепленных в Водном кодексе Российской Федерации (далее – ВК) , заключается в приоритете охраны водных объектов перед их использованием. При этом использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду (ст.3) . Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов выступает наиболее действенным инструментом, применяемым для реализации указанного принципа водного законодательства. Это ключевой институт современного водного законодательства, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативно в соответствующей области. С 2011 года в законодательстве больше не используется термин «контроль» применительно к этой сфере.
Надзор, осуществляемый федеральными органами, урегулирован специальным Постановлением Правительства Российской Федерации . Этим документом утверждено Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов. Правила осуществления аналогичного регионального надзора устанавливает высший исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации. Например, вопросы регионального государственного экологического надзора в Тульской области регламентированы соответствующим Постановлением Правительства Тульской области от 08.04.2014 № 179.
Организация и проведение федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов отражена в таблице Приложения 2.
Федеральный государственный надзор за использованием и сохранением водных объектов — это экономическая и другая деятельность, проводимая физическими и юридическими лицами и связанная с использованием и сохранением водных объектов, а также использование водных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов:
— поверхностные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
— водоемы или части, расположенные на территории обороны и безопасности и используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и других государственных потребностей;
— внутренние морские воды Российской Федерации;
— Карское море Российской Федерации;
— водные характеристики, которые являются средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
— трансграничные (пограничные) характеристики воды;
— водные объекты или их части, используемые для нужд городов с населением в сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих водозабор или сброс сточных вод в объеме 15 миллионов кубометров в год.
Виды водных ресурсов в России см. в Приложении 3.
Федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов подлежат также объекты, оказывающие негативное влияние на:
— специально охраняемые водные объекты или водные объекты, которые являются специально охраняемыми природными территориями федерального значения или представляют собой часть этих территорий;
— водные объекты или их части, объекты, объявленные в заповедные зоны рыболовства.
Правительство определяет критерии, позволяющие приписывать водные объекты федеральным надзорным органам.
Соответственно, как мы уже упоминали, перечень контролируемых территориальных органов водных объектов определяют органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Например, соответствующее решение было принято постановлением Правительства Ставропольского края от 05.05.2015 № 187-п. В Петербурге действует приказ областного комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-P.
Федеральный государственный надзор происходит в форме плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок (см. Приложение 4). Они подчиняются общим правилам Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. 9 — 13 и 14). Это могут быть также мероприятия по контролю, систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование исполнения обязательных требований.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы