Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Об оценке уровня собираемости подоходного налога в Астраханской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА 7
1.1. История возникновения и экономическая сущность НДФЛ 7
1.2. Элементы подоходного налога и его характеристика 11
1.3. Зарубежный опыт взимания подоходного налога 21
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СОБИРАЕМОСТИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1. Анализ поступления НДФЛ 29
2.2. Оценка собираемости 36
ГЛАВА III. МОБИЛИЗАЦИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РФ 40
3.1. Проблема налогообложения 40
3.2. Предложение по повышению уровня собираемости налогов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Введение:
Актуальность темы исследования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Налоговые платежи в бюджетную систему обусловлены, прежде всего, тем, что налоги и сборы, составляют основу формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации, и, в свою очередь, направляются на развитие экономики и социальной сферы страны, а также на выполнение функций и решение задач, стоящих перед государством.
Налоговая политика оказывает большое влияние на экономическую и национальную безопасность страны. Необходимостью проведения налоговой реформы явилась причины: низкий уровень доходов населения; сложность законодательства, а также слабое администрирование налогов и массовое уклонение уплаты налогов субъектами налогообложения.
Актуальность проблем определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, в современных условиях результативность и положительный эффект экономических преобразований во многом определяется грамотным планированием в сфере налогообложения, умением и реальной способностью государственных органов власти четко реагировать на различные изменения макроэкономических показателей и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Во-вторых, в настоящее время налоговые доходы выступают доминирующим источником формирования федерального бюджета Российской Федерации, и как следствие, основой социально-экономического развития, как в целом Российской Федерации, так и отдельных субъектов, входящих в ее состав.
В-третьих, налоговые поступления, являясь главным элементом доходной части федерального бюджета Российской Федерации, обеспечивают финансирование основного объема его расходов.
В качестве налоговых доходов бюджета рассматриваются доходы от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также налогов собираемых с предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения.
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее — НДФЛ) — один из источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. НДФЛ связан с потреблением, он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его, поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.
Налоговая политика оказывает большое влияние на экономическую и национальную безопасность страны. Необходимостью проведения реформы налога на доходы физических лиц явилась его незначительная роль в качестве инструмента фискальной политики из-за низких поступлений и слабых перераспределительных свойств. Подобное положение обусловили три причины: низкий уровень доходов населения; сложность законодательства, регулирующего этот налог, при наличии большого количества малоэффективных льгот; а также слабое его администрирование и массовое уклонение от его уплаты. Указанные обстоятельства частично учитывались в ходе перманентно проводимой в России налоговой реформы. Применение единой ставки показало, что она не позволяет реализовать принцип справедливого налогообложения граждан в условиях большой дифференциации доходов физических лиц, в отличие от прогрессивной шкалы налогообложения, когда рост ставок налога на доходы, получаемые плательщиком, будет осуществляться сверх законодательно установленного предела.
Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не является доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет. Подоходный налог не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияет на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума. Своевременное и правильное решение этих задач обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования – дать оценку уровня собираемости подоходного налога в Астраханской области и предложить мероприятия, способствующие повышающие уровень собираемости.
Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и экономическую сущность НДФЛ.
2. Дать характеристику подоходного налога и его элементов.
3. Определить зарубежный опыт взимания НДФЛ.
4. Проанализировать поступления НДФЛ.
5. Дать оценку собираемости налога.
6. Выявить проблемы налогообложения.
7. Разработать предложение по повышению уровня собираемости налогов.
Объектом исследования является подоходное налогообложение.
Предметом исследования является оценка собираемости НДФЛ.
Методологической базой явились труды российских ученых по проблемам теории налогов, налогообложения физических лиц, регионального развития. Информационной базой исследования послужили отчетные данные Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы статистики, Минфина РФ, законодательные, правовые и нормативные документы, материалы периодической печати, учебной литературы в сфере налогообложения.
При написании работы использовались следующие методы: системный и статистический анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, графический метод.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, по итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты понятия и роли НДФЛ. Было установлено, что налог на доходы физических лиц является одним из важнейших налогов, как в России, так и в мире. С точки зрения доходов бюджета РФ, этот налог занимает второе-третье место после налогов на добычу полезных ископаемых и на прибыль организаций. Его удельный вес в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет превышает 30%. Налог на доходы физических лиц по своей природе имеет всеобъемлющий характер и касается каждого работающего жителя страны. Рассматривая нормативно-правовую базу регулирования расчета и уплаты НДФЛ, необходимо сказать, что главенствующую роль здесь играет Налоговый кодекс РФ.
Следовательно, определенное количество процентов, которые регулярно снимаются с доходов физических/юридических лиц на государственные нужды, называется подоходным налогом. Подобный налоговый сбор считается прямым или, иначе говоря, является обязательным. Если налогоплательщику по законодательству положен вычет (сокращение налогооблагаемой базы на некоторую сумму), то в случае его оформления размер подоходного налога будет уменьшен.
Физическим лицам предоставляются вычеты, относящиеся к разным группам, однако все они имеют свойства уменьшать размер налоговой базы и подоходного налога. Узнать о том, в каких ситуациях и каким образом налогоплательщикам начисляют вычеты, можно в статьях 218, 219, 220 либо 221 Налогового кодекса России.
Перечисление подоходных выплат в государственный бюджет по умолчанию входит в обязанности следующих лиц: 1) граждан России. Прибыль всех физических лиц, которые пользуются правами и выполняют обязанности, установленные на территории Российской Федерации, а также проживают в данном государстве в течение года на протяжении более 183 дней, облагается подоходными налоговыми взносами. Однако граждане России, которые в соответствии с законодательством иностранного государства признаны постоянными жителями чужой страны, подобный сбор выплачивать не обязаны. 2) Не резиденты Российской Федерации. Все остальные физические лица, которые не принадлежат к числу граждан России, однако их доход поступает от источников этого государства, также в обязательном порядке должны производить подоходные выплаты.
Подоходный налог с зарплаты, как правило, выплачивает работодатель, а со всех остальных источников прибыли налогоплательщику потребуется произвести процедуру подобного характера самостоятельно.
Во второй главе проведен анализ собираемости НДФЛ по отдельным субъектам России, как Рязанская область, Тверская область, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.
Анализ поступлений налоговых доходов в бюджет страны показал, что в 2018 году в консолидированный бюджет Российский Федерации поступило 21,3 трлн руб., что, как уже отмечалось, на 23 % больше показателя 2017 года (17,3 трлн руб.). Значительный вклад в прирост налоговых поступлений внесли налогоплательщики топливно-энергетического комплекса (ТЭК), финансовые показатели которых значительно улучшились в основном за счет роста цены на нефть сорта «Юралс» на 34,8 % (с 52,1 до 70,2 долл. за баррель) и стабильного спроса на энергоносители на внешнем рынке. Поступления от этой категории налогоплательщиков увеличились более чем в 1,5 раза.
Доходы населения растут на фоне неизменного уровня налоговой нагрузки на физических лиц, рассчитанной как отношение суммы уплаченных налогов, включая НДФЛ, к полученным доходам (по данным справок по форме 2-НДФЛ).
Совокупная налоговая нагрузка по НДФЛ и имущественным налогам в среднем по стране в 2017 году составила 13,34 %, т. е. существенно не изменилась по сравнению с предыдущими годами (в 2016 году — 13,32 %, в 2015 году — 13,35 %).
Налоговая нагрузка по НДФЛ также практически не изменилась и в 2017 году составила 12,29 %, т. е. ниже ставки налога — 13 % — за счет применения налоговых вычетов (для сравнения: в 2016 году — 12,20 %, в 2015 году — 12,22 %).
Проведенный анализ поступления НДФЛ в бюджет показал, что из представленных пяти регионов, наибольший объем поступления НДФЛ в бюджет, представлен Ростовской области, далее идет Волгоградская область, третье место занимает Тверская область, на четвертом – Рязанская область, на последнем месте – Астраханская область.
Только Рязанская область показывает положительные результаты, где собираемость НДФЛ растет с каждым годом. Из всех представленных регионов за 2016-2018 гг. всех ниже собираемость налога на доходы физических лиц в Астраханской области. Данный анализ позволяет судить о наличии проблем налогообложения и неэффективности работы налоговой службы по собираемости налогов.
Одной из проблем собираемости налога на доходы физических лиц является сокрытие реальной заработной платы, с которой идет удержание подоходного налога.
Следующей проблемой является отсутствие сведений о реальной налоговой базе по НДФЛ.
В целом понятно, что дальнейшее сохранение существующей ситуации невозможно и экономически невыгодно для государства. На федеральном уровне в рамках реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики запланирована разработка мер, направленных на сокращение теневого сектора и вовлечение граждан в официальную экономику. В числе значимых — меры по «обелению» рынка труда, улучшению условий ведения легального бизнеса, обеспечению равных конкурентных условий. Поскольку одной из конечных целей планируемых решений является легализация налоговой базы для исчисления страховых взносов. Например, с 01 января 2020 года действие Закона о самозанятых расширили еще в 19 регионах, помимо четырех пилотных. Государство таким образом пытается поднять уровень собираемости НФДЛ.
Также можно предложить создать систему планирования, оценки и прогнозирования, которая позволит осуществлять моделирование динамики базы налогообложения НДФЛ в зависимости от изменения социально-экономических условий и специфики территорий.
Также повысить качество прогнозирования можно наличием данных о налоговом потенциале и поступлениях по НДФЛ в разрезе видов экономической деятельности различного уровня детализации, организаций разных типов. Также целесообразен учет изменений параметров бюджетной и налоговой политики в разных вариантах при прогнозировании.
Отдельные регионы Российской Федерации применяют методы имитационного моделирования, применение которых позволяет не только спрогнозировать объемы поступлений НДФЛ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, но и оценить возможную динамику поступлений в зависимости от комплекса факторов в краткосрочной перспективе.
Повышать качество прогнозирования поступлений можно с помощью прогнозирования поступления сценарием «как есть», а также учитывать возможные меры по повышению собираемости НДФЛ, сравнивать разные варианты прогнозирования, сравнивать данные отчетности ФНС и Росстата, расширяя аналитический потенциал полученной информации.
Повысить собираемость налога уже давно пытаются с помощью введения прогрессивного налогообложения доходов граждан.
Многие европейские государства уже давно используют прогрессивную систему налогообложения. Российские же власти пока не готовы применять данную систему.
Основным преимуществом прогрессивной системы, по мнению экспертов, является большая степень справедливости в плане налогообложения. Люди с высоким доходом платят налоги по более высокой ставке, нежели граждане, получающие меньше. Данный способ налогового обременения позволяет государству получать больший доход с обеспеченной части населения и снизить финансовую нагрузку на средний класс и людей с небольшими доходами.
В основном, повышение собираемости НДФЛ происходит за счет повышения уровня зарплат в регионе, о чем свидетельствуют данные статистики, взыскания задолженности по НДФЛ, эффективности работы комиссий по легализации, которые проходят в еженедельном режиме служб ФНС с приглашением руководителей предприятий, выплачивающих заработную плату ниже средних значений по виду экономической деятельности.
Также налоговые органы ведут активную борьбу с теневой занятостью. Налоговые органы регионов контролируют организации, имеющие так называемый «налоговый разрыв» — разница между фактически выплачиваемой и средней заработной платой по виду экономической деятельности, которыми дополнительно перечислено в бюджет НДФЛ в связи с увеличением выплат работникам.
Также Правительство и администрация президента рассматривают возможность повышения базовой ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 16% с одновременной отменой этого налога для малоимущих.
Следующим мероприятием может послужить изменение состава необлагаемых доходов.
Также можно предложить увеличить размер налоговых вычетов.
Таким образом, анализ предложений по реформированию системы налогообложения доходов физических лиц показал, что перспективы у данной системы есть. Опираясь на опыт зарубежных стран, позволит наиболее эффективно провести налоговую реформу по НДФЛ в России.
Фрагмент текста работы:
<p>Актуальность темы исследования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Налоговые платежи в бюджетную систему обусловлены, прежде всего, тем, что налоги и сборы, составляют основу формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации, и, в свою очередь, направляются на развитие экономики и социальной сферы страны, а также на выполнение функций и решение задач, стоящих перед государством.<br />Налоговая политика оказывает большое влияние на экономическую и национальную безопасность страны. Необходимостью проведения налоговой реформы явилась причины: низкий уровень доходов населения; сложность законодательства, а также слабое администрирование налогов и массовое уклонение уплаты налогов субъектами налогообложения. <br />Актуальность проблем определяется следующими обстоятельствами.<br />Во-первых, в современных условиях результативность и положительный эффект экономических преобразований во многом определяется грамотным планированием в сфере налогообложения, умением и реальной способностью государственных органов власти четко реагировать на различные изменения макроэкономических показателей и спрогнозировать их дальнейшее развитие.<br />Во-вторых, в настоящее время налоговые доходы выступают доминирующим источником формирования федерального бюджета Российской Федерации, и как следствие, основой социально-экономического развития, как в целом Российской Федерации, так и отдельных субъектов, входящих в ее состав.<br />В-третьих, налоговые поступления, являясь главным элементом доходной части федерального бюджета Российской Федерации, обеспечивают финансирование основного объема его расходов.<br />В качестве налоговых доходов бюджета рассматриваются доходы от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также налогов собираемых с предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения.<br />В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее — НДФЛ) — один из источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. НДФЛ связан с потреблением, он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его, поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.<br />Налоговая политика оказывает большое влияние на экономическую и национальную безопасность страны. Необходимостью проведения реформы налога на доходы физических лиц явилась его незначительная роль в качестве инструмента фискальной политики из-за низких поступлений и слабых перераспределительных свойств. Подобное положение обусловили три причины: низкий уровень доходов населения; сложность законодательства, регулирующего этот налог, при наличии большого количества малоэффективных льгот; а также слабое его администрирование и массовое уклонение от его уплаты. Указанные обстоятельства частично учитывались в ходе перманентно проводимой в России налоговой реформы. Применение единой ставки показало, что она не позволяет реализовать принцип справедливого налогообложения граждан в условиях большой дифференциации доходов физических лиц, в отличие от прогрессивной шкалы налогообложения, когда рост ставок налога на доходы, получаемые плательщиком, будет осуществляться сверх законодательно установленного предела. <br />Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не является доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет. Подоходный налог не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияет на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума. Своевременное и правильное решение этих задач обуславливает актуальность исследования.<br />Цель исследования – дать оценку уровня собираемости подоходного налога в Астраханской области и предложить мероприятия, способствующие повышающие уровень собираемости.<br />Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:<br />1. Рассмотреть историю возникновения и экономическую сущность НДФЛ.<br />2. Дать характеристику подоходного налога и его элементов.<br />3. Определить зарубежный опыт взимания НДФЛ.<br />4. Проанализировать поступления НДФЛ.<br />5. Дать оценку собираемости налога. <br />6. Выявить проблемы налогообложения.<br />7. Разработать предложение по повышению уровня собираемости налогов.<br />Объектом исследования является подоходное налогообложение. <br />Предметом исследования является оценка собираемости НДФЛ.<br />Методологической базой явились труды российских ученых по проблемам теории налогов, налогообложения физических лиц, регионального развития. Информационной базой исследования послужили отчетные данные Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы статистики, Минфина РФ, законодательные, правовые и нормативные документы, материалы периодической печати, учебной литературы в сфере налогообложения. <br />При написании работы использовались следующие методы: системный и статистический анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, графический метод. <br />Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. </p>