Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Литературное чтение

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Новые подходы формирования навыка чтения в начальной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования навыка чтения в начальной школе 5
1.1. Основы формирования процесса чтения в начальной школе 5
1.2. Компоненты навыка чтения младших школьников 13
1.3. Методы и приемы формирования навыка чтения в начальной школе 18
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка чтения детей младшего школьного возраста 29
2.1. Организация и методика исследования уровня сформированности навыка чтения детей младшего школьного возраста 29
2.2. Комплекс упражнений по формированию навыка чтения младших школьников 40
2.3. Динамика уровня сформированности навыка чтения младших школьников 57
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 72

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный стандарт начального образования выдвигает требования к организации процесса обучения детей младшего школьного возраста, которые должны быть всесторонне развитыми, творчески активными и нестандартно мыслить. Учитывая это, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Главной целью современной школы является развитие личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому перед современной начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной деятельности, стремился к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение озвученных задач становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий, которые предполагают наличие сформированного навыка чтения у обучающихся.
Проблема навыков чтения изучалась с психологической и педагогической точек зрения такими исследователями, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов и др. Эти исследователи в своих трудах изучали особенности развития и формирования смыслового чтения, рассматривали развитие психических процессов младших школьников, которые связаны с данными навыками.
На сегодняшний день актуальность изучения проблемы навыков чтения в младшем школьном возрасте только растет. Однако формирование навыков чтения и развития читательского интереса у обучающихся в начальной школе требует переосмысления методов и способов, поскольку современным школьникам не свойственен интерес к чтению, что в свою очередь влияет на низкий уровень сформированности навыков чтения.
Все это обуславливает проблему исследования, которая заключается в поиске новых подходов и методов развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования – работа по формированию навыка чтения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для формирования всех компонентов навыка чтения у детей младшего школьного возраста необходимо:
— использовать в работе новые подходы и методы, отвечающие развитию современных детей.
— воспитывать и развивать читательский интерес у детей с помощью организации работы с разной информацией,
— научить детей работать с разными видами текста,
— воспитывать и формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к художественной литературе, используя разные способы чтения.
Цель исследования – разработка комплекса упражнений для формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить основы формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать компоненты навыка чтения младших школьников.
3. Проанализировать методы и приемы формирования навыка чтения в начальной школе.
4. Организовать и провести исследование уровня сформированности навыка чтения у младших школьников.
5. Разработать комплекс упражнений по формированию навыка чтения младших школьников.
6. Проанализировать динамику сформированности навыка чтения младших школьников.
Методы исследования:
— теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
— эмпирические методы: анализ уровня развития навыка смыслового чтения детей (тестирование, эксперимент);
— метод количественного и качественного анализа результатов.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Химки, г. Москва. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек (разделенные на две группы – контрольную и экспериментальную по 15 человек в каждой), обучающиеся во 2-А классе.
Новизна исследования заключается в разработке заданий и упражнений, направленных на формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста, которые могут быть использованы в учебном процессе начальной школы.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование навыка чтения на данный момент является потребностью современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Смысловое чтение представляет собой такое качество чтения, когда обеспечивается достижение понимания информационной, смысловой и идейной сторон читаемого текста. А формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста является залогом успеха в выполнении комплексных работ в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Изучая особенности работы над формированием чтения у младших школьников, мы определили, что важным моментом является то, что для смыслового понимания текста недостаточно его простого прочтения, поскольку необходимо оценивание информации, эмоциональный отклик на его содержание. Стратегия чтения включает в себя разные комбинации приемов, используемых обучающимися при восприятии текста, переработки получаемой при прочтении информации в личностно-смысловую установку, которая соответствует коммуникативно-познавательной задаче.
Организация экспериментальной работы по изучению особенностей формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности позволила определить, что у обучающихся младшего школьного возраста в основном преобладает низкий уровень сформированности навыков чтения.
Сегодня в начальной школе используются традиционные методики формирования навыка чтения, которые при этом не приносят высоких результатов, поскольку не позволяют формировать у младших школьников интерес к литературе и процессу чтения. В связи с этим были разработаны специальные упражнения, направленные не только на формирование навыка чтения, но также на воспитание у обучающихся любви к чтению и читательского интереса.
При разработке программы для формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста, были выбраны следующие направления: развитие таких навыков чтения как умение ориентироваться в учебнике и книге разных жанров, умение отвечать на простые вопросы и аргументировать свой ответ, опираясь на прочитанные тексты, умение оформлять свои мысли в монологическое высказывание. При этом развитие таких навыков проводилось посредством разработанных упражнений в игровой форме.
Апробация и анализ результатов исследования позволяет сказать, что выделенные нами навыки чтения в качественном и количественном отношении позволяют убедиться в положительной динамике их развития у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования навыка чтения в начальной школе
1.1. Основы формирования процесса чтения в начальной школе
Чтение и письмо представляют собой наиболее поздние в онтогенезе высшие корковые функции, формирующиеся в процессе специального обучения. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, при котором принимают участие разные анализаторы – зрительный, речедвигательный и речеслуховой [7, с. 36].
Процесс чтения опирается на зрительное восприятие, различение и узнавание букв. Далее протекает соотнесение букв с соответствующими звуками и воспроизводится звукопроизносительный образ слова, т.е. его прочитывание. В самом конце соотнесение звуковой формы слова с его значением перетекает в понимание читаемого.
Тем самым в процессе чтения выделяется две стороны – техническая, когда соотносится зрительный образ написанного слова с его произношением, и смысловая, являющаяся основной целью чтения. Между двумя этими сторонами имеется тесная взаимосвязь, поскольку понимание читаемого определяется характером восприятия. Вместе с тем зрительное восприятие подвергается влиянию смыслового содержания ранее прочитанного [6, с. 27].
В процессе чтения взрослый читатель понимает задачу и смысл читаемого, а психофизиологические операции, предшествующие этому процессу, протекает неосознанно и автоматизировано. Но операции, которые автоматизируются при чтении, все равно являются разносторонними и сложными.
Навык чтения в процессе формирования протекает через ряд этапов, которые различаются по своему качеству. Каждый из этих этапов имеет тесную взаимосвязь с предыдущим и последующим, постепенно переходя из одного качества в другое. При этом формирование навыков чтения осуществляется в процессе целенаправленного обучения.
Принято выделять такие ступени формирования навыка чтения:
1 – овладение звукобуквенным обозначением
2 – послоговое чтение
3 – установка синтетических приемов чтения
4 – синтетическое чтение [13, с. 65]
Следует отметить, что каждый из этих этапов имеет свое своеобразие, отличается качественными особенностями, определенной психологической структурой, характеризуется трудностями и задачами и предполагает различные приемы овладения.
Тем самым мы можем сказать, что основным условием для эффективного овладения чтением является сформированная устная речи, высокий уровень фонетико-фонематической ее стороны, лексико-грамматический анализ и синтез, лексико-грамматический строй, достаточный уровень развития пространственных представлений, зрительного анализатора и синтеза [23, с. 1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы