Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Новые информационные технологии в системе государственных органов (на примере ИФНС №25)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «информационные технологии» 7
1.2. Роль и значение информационных технологий в государственном управлении 14
1.3. Современное состояния и развитие информационных технологий в системе государственных органов 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ НА ПРИМЕРЕ ИФНС № 25 27
2.1. Общая организационно-правовая характеристика функционирования ИФНС №25 27
2.2. Анализ фактического состояния применения информационных технологий в налоговой инспекции 34
2.3. Проблемы внедрения новых технологий в ИФНС № 25 41
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 47
3.1. Перспективы внедрения и использования новых информационных технологий в государственных органах 47
3.2. Направления оптимизации использования новых информационных технологий в ИФНС № 25 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Введение:
Современные информационные технологии приобретают большое зна-чение в управленческом процессе. Все чаще специалисты оперируют поняти-ями локальная сеть, интернет маркетинг, корпоративные информационные системы и т.д. Использование компьютеризированных средств обработки и передачи информации позволяет повысить скорость и качество принятия решений, обеспечить новые конкурентные преимущества, сократить трансак-ционные издержки и пр.
Особое значение внедрение новых информационных технологий при-обретает не только в коммерческом, но и в государственном секторе. Орга-низационно-практическая деятельность любого государственного и муници-пального руководителя во многом носит информационный характер, так как включает в себя получение сведений для принятия решений и данных об уже принятых решениях. Поэтому от уровня организации сбора, обработки и передачи информации в значительной степени зависит эффективность систе-мы государственного управления. Целью информационных технологий управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников управления, имеющих дело с принятием реше-ний.
Немаловажное значение в процессе организации государственного управления приобретает и наличие обратной связи с населением. В послед-ние годы все больше данный процесс взаимодействия государства и населе-ния переводится в электронный формат, продвигается внедрение прогрес-сивных технологий с целью создания так называемого «электронного прави-тельства». Новые информационные технологии уже стали реальностью и во многом облегчают как принятие важных государственных решений, так и процесс взаимодействия населения с органами государственной власти. Если раньше «достучаться» до отдельных чиновников было непосильной задачей, то теперь функционирующие в сети интернет сервисы, во многом облегчают жизнь населению, включая при этом как физических, так и юридических лиц.
Цель данной работы – исследовать особенности применения новых ин-формационных технологий в государственных органах и на основании фак-тического исследования разработать мероприятия по совершенствованию данного процесса.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть сущность и содержание понятия «информационные тех-нологии»;
исследовать роль и значение информационных технологий в госу-дарственном управлении;
провести анализ современного состояния и развития информацион-ных технологий в системе государственных органов;
дать общую организационно-правовую характеристику функциони-рования ИФНС №25;
проанализировать фактическое состояние применения информацион-ных технологий в налоговой инспекции;
выявить проблемы применения и внедрения новых технологий в практическую деятельность налоговой инспекции;
исследовать возможные направления разработки и внедрения новых информационных технологий в государственных органах;
разработать мероприятия по повышению эффективности внедрения и использования новых информационных технологий в налоговой инспекции.
В качестве объекта практического исследования выступала Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 25 (ИФНС № 25).
Предметом исследования выступают особенности применения совре-менных информационных технологий в налоговых органах.
Методологическая база исследования основана на диалектическом под-ходе, системном методе исследования, сравнительном анализе, табличном и графическом приемах, статистической методике анализа данных.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Правительства РФ в области государственного управлении и информатизации общества, фактические материалы Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 25 по Красноярскому краю, а также труды отече-ственных специалистов, среди которых можно выделить следующих: Бакаева О.А., Дербенов Ч.Ю., Хазыкова Т.С., Убушаева Б.Ю., Завьялова А.С., Зер-ний Л.В. и др.
Структура выпускной квалификационной работы сложилась исходя из поставленной цели и задач. Работа включает в себя введение, три главы, за-ключение, список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи, определяются объ-ект и предмет исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам темы исследования, в ней рассматривается сущность и содержание понятия «информационные тех-нологии», рассматриваются особенности применения информационных тех-нологий в государственном управлении, а также современное состояние и перспективы внедрения новых информационных технологий в систему госу-дарственных органов.
Во второй главе дается общая организационно-правовая характери-стика налоговой инспекции, исследуются применяемые в налоговой инспек-ции информационные технологии, а также на основании исследования выде-ляется совокупность проблем, которые возникают в процессе внедрения и эксплуатации новых информационных технологий.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению эф-фективности внедрения и эксплуатации новых информационных технологий в государственные органы. Заключение содержит краткие выводы по прове-денному исследованию.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие ключевые выводы:
Информационные технологии — это совокупность методов переработки отдельных исходных данных в оперативную информацию, используемую в процессе принятия решений, при помощи программных и технических средств в целях достижения оптимальных параметров объекта управления.
Использование современных информационных технологий – это залог эффективного и результативного функционирования государственных орга-нов, на современном этапе задача информатизации государственной и муни-ципальной власти оценивается Правительством РФ как одна из приоритет-ных задач.
Основные цели применения новых информационных технологий в гос-ударственном управлении выглядят следующим образом:
совершенствование общей системы подготовки и принятия решений в государственных органах;
повышение результативности и эффективности деятельности госу-дарственных и муниципальных служащих;
обеспечение информационной открытости деятельности органов гос-ударственной и муниципальной власти;
обеспечение нового качества и доступности предоставляемых госу-дарственных услуг;
повышение эффективности осуществления административно-хозяйственной деятельности государственных органов.
Анализ статистических данных позволил установить положительную динамику в развитии новых информационных технологий. Все большее ко-личество государственных органов применяют в практической деятельности глобальные информационные сети и создают собственные сайты. Органы государственной статистики также отмечают возрастающий интерес со сто-роны населения к электронным сервисам предоставления государственных и муниципальных услуг.
Объектом практического исследования выступила деятельность Меж-районной инспекции Федеральной Налоговой Службы № 25 по Краснояр-скому краю. ИФНС №25 является территориальным органом ФНС России, и в соответствии с существующим законодательством РФ, входит в единую си-стему налоговой службы.
Можно выделить два направления внедрения новых информационных технологий в деятельность ИФНС №25: первое – новые информационные технологии взаимодействия с налогоплательщиками; второе направление – это обеспечение внутреннего взаимодействия (обеспечивающие основную де-ятельность программы, программы бухгалтерского учета и кадровых техно-логий и др.).
Основные электронные сервисы для налогоплательщиков выглядят следующим образом: личный кабинет (для физических и юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей); система налоговых кальку-ляторов на сайте ИФНС № 25; государственная регистрация ИП и юридиче-ских лиц; сервис обратной связи; программы в свободном доступе для об-легчения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков и др.
Характеризуя внутренние информационные технологии, применяемые в ИФНС № 25, можно отметить тот факт, что основным программным про-дуктом продолжает оставаться программа АИС «Налог». Данная программа постоянно усовершенствуется, в нее добавляются новые функционалы, в частности в данный момент во всех налоговых органах установлена третья версия программы.
Можно выделить следующие основные проблемы, которые связаны с внедрением новых информационных технологий в практику ИФНС № 25:
проблемы недостаточности финансовых ресурсов для технического обновления налоговой инспекции;
недостаточно полные базы данных, несвоевременность их обновле-ния и дополнения;
проблемы низкой финансовой грамотности и низкого уровня инфор-мированности населения;
кадровые проблемы – уровень квалификации кадров и необходи-мость постоянного обучения;
отсутствие согласованности действий и проблемы организационного характера при внедрении новых информационных технологий.
Часть проблем носят общегосударственный характер, это: непрорабо-танность правовой базы, технические проблемы в функционировании элек-тронной государственной службы, необходимость подтверждения личности в органах государственного управления для граждан при первичном обраще-нии к электронным государственным услугам и др.
Государственным органом власти, в функциональные обязанности ко-торого входит внедрение новых информационных технологий в государ-ственные органы выступает Министерство цифрового развития, связи и мас-совых коммуникаций Российской Федерации.
Развитие новых информационных технологий планируется по следую-щим направлениям: создание «государственного облака»; единая сеть пере-дачи данных в рамках межведомственного взаимодействия; создание и раз-витие так называемых «сквозных» и др.
Для повышения эффективности процесса внедрения информационных технологий в ИФНС № 25 были предложены следующие ключевые меропри-ятия:
повышение финансовой грамотности населения, путем проведения семинаров, консультаций и размещения соответствующей информации на информационных стендах и информационных брошюрах (предоставляются бесплатно);
помощь в открытие личных кабинетов при посещении налоговой ин-спекции, даже если вопрос не связан с электронным взаимодействием и отно-сится к другой области проблем (например, при сдаче отчетности);
составление плана обучения работников налоговой инспекции, рас-пространение технологии наставничества при решении вопросов повышения квалификации в области информационных технологий;
своевременное пополнение информационной базы, более тесное вза-имодействие при решении данного вопроса с другими государственными учреждениями (например, с регистрационной палатой и др.);
согласование планов по техническому перевооружению налоговой инспекции и фактическим состоянием сметы бюджетных расходов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
1.1. Сущность и содержание понятия «информационные технологии»
Современные системы управления, как в коммерческом, так и в госу-дарственном секторе экономики, немыслимы без информационных систем управления. При этом под информационной системой понимают объедине-ние кадровых, технических, финансовых и иных ресурсов для поиска, обра-ботки, распространения и хранения информации. Создание, функционирова-ние и развитие информационных систем тесно связано с активным развитием информационных технологий. Информационные технологии являются ос-новной информационных систем [9, c. 6].
В современной учебной литературе можно встретить следующие опре-деления понятия «информационные технологии»:
информационные технологии — это совокупность методов переработ-ки отдельных исходных данных в оперативную информацию, используемую в процессе принятия решений, при помощи программных и технических средств в целях достижения оптимальных параметров объекта управления [41, c. 12];
информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных, науч-ных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффек-тивной организации труда людей, занятых обработкой и хранением инфор-мации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [14, c. 9];
информационные технологии — являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, объеди-ненных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение, распространение и вывод информации для снижения трудоемко-сти, повышения надежности и оперативности использования информацион-ных ресурсов [4, c. 6].
Информационные технологии охватывает все области передачи, хране-ния и восприятия информации, в том числе докомпьютерные (например, ор-ганизация бумажных архивов, картотек). В настоящее время информацион-ные технологии все чаще ассоциируют именно с компьютерными технологи-ями.
В целом можно отметить наличие зачатков возникновения информаци-онных технологий одновременно с возникновением письменности, однако их современное понимание в большей степени ассоциируется с обработкой больших массивов информации в рамках автоматизированных систем управления.
Предпосылками автоматизации управленческой деятельности, а также для формирования рынка информационных услуг и продуктов стало появ-ление в конце 50-х годов ХХ века электронно-вычислительных машин и их стремительное совершенствование. Развитие информационных технологий происходило одновременно с возникновением новых технических средств передачи и обработки информации и процессами совершенствования форм применения компьютеров. Параллельно с этим происходило насыщение ин-фраструктуры новыми средствами связи [23, c. 37].
Основные этапы развития информационных технологий в рамках раз-вития автоматизированных систем могут быть описаны следующим образом (таблица 1.1) [32, c. 240].
Таблица 1.1 – Основные этапы развития информационных технологий
Этап Характеристика этапа
Первый этап До конца 1960-х годов. Решение проблемы обработки больших объемов дан-ных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств
Второй этап До конца 1970-х гг. Распространения ЭВМ серии IBM/360
Третий этап С начала 1980-х гг. Компьютер становится инструментом непрофессиональ-ного использования, а ИТ – средством поддержки принятия его решений
Четвертый этап С начала 1990-х гг. Создание современных технологий межорганизацион-ных связей и информационных систем
Возрастающий спрос на информационные услуги стал предпосылкой ориентированности технологии обработки информации на использование наиболее широкого спектра технических средств. Главным образом, ими стали компьютеры и средства коммуникации. На их основе разрабатывались и создавались компьютерные системы и сети, которые преследовали цель не только накопления, переработки и хранения информации, но и приближения терминальных устройств к рабочему месту. Это является важнейшим дости-жением развития информационных технологий.
Дальнейшее развитие рыночных отношений обусловило возникновение новых форм предпринимательской деятельности. Прежде всего, к созданию фирм, которые занимаются информационным бизнесом, разработкой, со-вершенствованием, распространением информационных технологий и их компонентов. В первую очередь программных продуктов, задачей которых является автоматизация вычислительных и информационных процессов. Компонентами информационных технологий также являются компьютерная техника, офисное оборудование, средства связи и специфические виды услуг, такие как информационное, техническое обслуживание, обучение и консуль-тирование [6, c. 37].
Развитие информационных технологий предоставило возможность для их быстрого распространения и максимально эффективного использования в различного рода процессах, а также к повсеместному применению.
Информационные технологии классифицируются по многим призна-кам. К ним относятся способы построения компьютерной сети, тип пользова-тельского интерфейса, вид технологи обработки информации, область управления социально-экономическими процессами и т.д.
Отдельные классификационные признаки и классификация информаци-онных технологий в соответствии с данными признаками, иллюстрируется на рисунке 1.1 [30, c. 175].
Рисунок 1.1 – Классификация существующих информационных техно-логий
На современном этапе развития информационных технологий наблю-дается тенденция к объединению разных типов информационных технологий в единый интегрированный компьютерно-технологический комплекс.
Особое место в этом комплексе занимают средства телекоммуникации, которые обеспечивают огромные технологические возможности для процесса автоматизации деятельности и являются фундаментом для создания разно-образных сетевых вариантов информационных технологий — локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, элек-тронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания. Все перечис-ленные варианты ориентируются на технологическое взаимодействие сово-купности объектов.
Телекоммуникационные технологии являются инфраструктурой совре-менной экономической системы. Они обеспечивают дистанционную передачу данных при помощи компьютерных сетей и современных технических средств коммуникации.
Важной тенденцией в развитии информационных технологий является процесс объединения локальных, местных, глобальных компьютерных сетей, что оказывает большое влияние на масштабы экономических процессов, а также на деятельность отдельных фирм и корпораций. Такое объединение осуществляется при помощи сети Интернет, которая является наиболее удоб-ным средством для осуществления взаимодействия разного рода информа-ционных систем [39, c. 76].
Конвергенция телекоммуникационной и компьютерной технологии позволяет повысить производительность. Яркими примерами этого является создание сетей банкоматов, видеоконференции, работа на дому, осуществле-ние дистанционной покупки товаров и услуг, проведение финансовых опера-ций, электронные публикации и т.д.
В современных организациях информационно-телекоммуникационные технологии обеспечивают выполнение целого ряда задач, таких как:
обеспечение доступа к внутренним и внешним базам в режиме пря-мого доступа с целью получения информации;
передача данных по электронной почте;
использование экспертных систем;
проведение видеоконференций;
дистанционное обучение, работа и т.д.;
хранение документов и целый ряд других задач.
Таким образом, интернет-технологии, используемые на корпоративном уровне, существенно упрощают работу с большим количеством информации [41, c. 23].
Тенденциями развития информационных технологий являются следу-ющие:
информационный продукт трансформируется в гибрид между ре-зультатами расчетно-аналитической работы и специфической услугой;
параллельное взаимодействие логических элементов информацион-ных технологий, совмещение всех типов информации для одновременного восприятия человеком при помощи органов чувств;
ликвидация промежуточных звеньев на пути от источника информа-ции к потребителю;
глобализация информационных технологий в ходе использования спутниковой связи и сети Интернет конвергенция [38, c. 49].
Необходимо отметить, что информационные технологии объединяют в себе сразу несколько отраслей, основными из которых выступают следую-щие:
информатика — формирование общих принципов хранения и обра-ботки информации;
производство вычислительной техники, ее компонентов и смежного оборудования;
создание программ для компьютеров. Часто выделяют как отдель-ную отрасль веб-разработку — создание интернет-сайтов;
управление данными — добыча, обработка, поиск, хранение;
в настоящее время в отдельную отрасль выделяют обработку сверх-больших объемов данных — BigData;
информационная безопасность — противодействие потере информа-ции в результате стихийных бедствий или действий злоумышленников;
криптография — комплекс дисциплин, связанных с шифрованием ин-формации;
системное администрирование — технологии поддержания информа-ционных систем в работоспособном состоянии;
предоставление Интернет-сервисов (социальные сети, хостинг, VPN, электронная почта);
искусственный интеллект и некоторые другие.
Мировыми лидерами рынка информационных технологий выступают следующие компании:
Alphabet (в прошлом Google): поисковые системы, электронная поч-та, видеохостинг, разработка ОС Android;
Apple: разработка и производство персональных компьютеров, смартфонов и операционных систем для них (MacOS);
Microsoft: разработка операционной системы Microsoft Windows и офисного пакета Microsoft Office, облачное хранение данных;
Amazon: розничная продажа товаров и услуг через Интернет;
Facebook: социальная сеть, обработка BigData [33, c. 25].
Таким образом, информационные технологии используются абсолютно во всех сферах деятельности. Прогнозируется дальнейшее активное развитие информационных технологий, которое будет сопровождаться процессами интегрирования и конвергенции. Использование сети Интернет позволяет ди-станционно совершать множество различных видов действий, что значитель-но упрощает их, экономит время и средства.