Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Новая тема: «Психологические особенности личности подростков из асоциальных семей».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Психологическая характеристика асоциальных семей 6
1.2. Психологические особенности подростков из асоциальных семей 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ 19
2.1. Обоснование выборки, методов и методик исследования 19
2.2. Результаты исследования психологических особенностей личности подростков из асоциальных семей и их интерпретация 24
2.3. Рекомендации для родителей по профилактике тревожности
подростков 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Введение:
В настоящее время многие составляющие современной жизни существенно изменились по сравнению с прошлыми столетиями, но традиционным и неизменным остается огромная роль семьи в становлении и формировании ребенка. Именно семейное воспитание определяет основы его личности, ценностные ориентации, модели поведения и общения. Все чаще можно наблюдать негативное влияние различных социальных проблем на семью, что в итоге дестабилизирует ее функции.
Семья, как основной и первичный институт социализации детей, переживает кризисное состояние: происходит упадок семейных ценностей; увеличивается число семей, в которых нарушены детско-родительские и супружеские отношения; возрастает количество родителей, транслирующих асоциальные формы поведение (алкоголизм, наркомания) и т.д. Применительно к данным случаям уместно употребление такого понятия как «асоциальная семья». Явление «асоциальная семья» начало приобретать массовый характер. Невозможно отрицать влияние семьи на социализацию личности, поскольку именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт. Следовательно, имеет огромное значение в какой семье он воспитывается.
Действительно, ребенок, воспитывающийся в асоциальной семье, с гораздо большей вероятностью приобретает негативные качества личности. Во-первых, наблюдая и копируя поведение родителей, во-вторых, через негативный опыт, связанный с насилием со стороны родителей, а, следовательно, и появление соответствующего отпечатка на уровне подсознания в виде психологических травм.
Объект исследования: подростки из асоциальных семей.
Предмет исследования: психологические особенности подростков из асоциальных семей.
Цель исследования: изучить психологические особенности подростков из асоциальных семей.
Гипотеза исследования:
1. У подростков из асоциальных семей могут наблюдаться такие особенности как повышенный уровень тревоги, выраженная агрессивность, доминирование обиды и чувства вины.
2. Психологические особенности подростков из благополучных семей и детей из асоциальных семей будут отличаться.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты проблемы подростков из асоциальных семей.
2.Провести эмпирическое исследование психологических особенностей детей из асоциальных семей.
3.Проанализировать результаты исследования и дать их интерпретацию.
4.Разработать рекомендации для родителей по профилактике уровня тревожности подростков.
Методологической базой выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных специалистов, изучавших структуру и дифференциальные особенности асоциальных семей: Т.В. Лодкина [28], В.В. Данилов [18], В.М. Целуйко [48], М.А. Болдина [10]; специфику дефектов воспитания О.В. Филатова [45, 46], психо-социальные особенности ребёнка в асоциальной семье М.Ю. Казарян [23] и др.
Методы исследования: метода сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования; метод корреляции ранговой Спирмена.
Методики исследования: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI); тест уровня школьной тревожности Филлипса.
База исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 5-6-х классов из МБОУ ООШ № 14 г. Зернограда, МОУ гимназии №1 и МБОУ СОШ № 2 г. Зернограда. Всего в исследовании приняли участие 60 подростков, в возрасте 11-12лет, из них 30 подростков из асоциальных семей и 30 — проживают в социально благополучных семьях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнены различные теоретические подходы к определению «асоциальная семья» и характеристика таких семей; конкретизированы психологические особенности подростков из асоциальных семей; детализированы теоретические аспекты реализации социально-педагогической поддержки и современная практика по организации социально–педагогической поддержки подростков из асоциальных семей.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования результатов и выводов, полученных в процессе данного исследования, в различных структурах психолого-педагогической системы.
Структура: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Заключение:
На основе теоретического анализа состояния и решения проблемы подростков из асоциальных семей мы определили различные подходы к определению понятия «неблагополучная семья». В рамках нашего исследования под термином «асоциальная семья» мы понимаем семью, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.
Асоциальная семья в психолого-педагогической литературе рассматривается, прежде всего с точки зрения влияния своего нравственного потенциала на развитие и формирование личности ребенка. В асоциальных семьях подросткам присущий высокий уровень тревожности, а также подавляющее склонность к фрустрации. Как правило этим детям характерна низкая учебная успеваемость и отставание в интеллектуальном развитии. Что касается агрессивности, то большую роль играют взаимоотношения между родителями и подростками. Дети нередко наследуют агрессивные реакции родителей, которые в соответствии определяют их поведение, а именно открытую враждебность ко всем, склонность к конфликтному поведению, защитную агрессию.
В результате эмпирического исследования были подобраны следующие методы диагностики для изучения психологических особенностей подростков из асоциальных семей: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки (или опросник уровня агрессивности Басса-Дарки) (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI); тест уровня школьной тревожности Филлипса. Исследование проводилось на базе 3-х общеобразовательных школ МБОУ ООШ №14, МОУ гимназия №1 и МБОУ СОШ № 2 г. Зернограда в 5-6классах. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 11-12лет, из них 30 подростков из асоциальных семей и 30 — проживают в социально благополучных семьях.
Проанализировав все полученные данные, можно сделать ряд выводов о психологических различиях между подростками из асоциальных семей и подростками из благополучных семей: подростки из асоциальных семей более эмоционально стабильны, но уровень тревожности у них значительно выше, чем у подростков из благополучных семей; подростки из благополучных семей обладают более развитыми волевыми качествами; подростки из асоциальных семей более замкнуты и сдержаны; подростки из благополучных семей, более дипломатичны в общении; уровень тревожности подростков из асоциальных семей значительно выше, чем уровень тревожности детей из благополучных семей. При исследовании агрессивных тенденций у подростков выявлены следующие особенности, подростки из асоциальных семей более склонны демонстрировать физическую агрессию, негативизм и чувство обиды. Подобные эмоциональные особенности подростков из асоциальных семей могут вызывать эмоциональные и поведенческие нарушения, приводящие к социальной и психологической дезадаптации в социальной среде.
Также подростки из асоциальных семей имеют высокий показатели школьной тревожности. Подростки из асоциальных семей вероятно, в большей степени по сравнению с подростками из социальных семей испытывают общее неблагоприятное эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь, школы. Вероятнее всего, они склонны переживать негативные эмоциональные переживания при взаимоотношениях как с взрослыми, так и со сверстниками в школе, а также в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей, при проверке знаний.
Проведенное эмпирическое и теоретическое исследование позволило решить поставленные в работе задачи, тем самым достигнуть цели выпускной квалификационной работы, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ПСИХОЛОГИИ
1.1. Психологическая характеристика асоциальных семей
Семья – это первоисточник, основа формирования личности ребенка. Именно в этом первом социальном институте закладываются нормы поведения, ценностные ориентации, мировосприятие, формируются индивидуальные качества личности. Воспитание в семье имеет ряд преимуществ: благоприятный эмоциональный климат, забота, поддержка членов семьи, преемственность поколений, постоянный пример взрослых, трансляция семейных ценностей и традиций и т.д.
Семья на сегодняшний день – это основной институт воспитания: то, что человек приобретает в ранние годы в семье, он хранит всю свою жизнь, т.к. в ней он находится все детство. Позитивное воздействие семьи заключается в большой любови и заботе, но и в то же время никто не может причинить большего вреда в воспитании детей, сколько может родительская семья. Ребенок впитывает в себя образцы поведения взрослых и переносит их на окружающих. Следует заметить, что семья – это уникальный социум. В ней мы проводим самую важную и лучшую часть нашей жизни [2, с. 85].
А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства родства, и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [2, с.21].
А.Г. Харчев представляет семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [28, с. 27]. По его мнению, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [20, с. 86].
И.М. Марковская уточняет «Семья – это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включая всю совокупность отношений (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), складывающихся на базе совместной разносторонней деятельности ее членов, в которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человеческой личности, в обеспечении нормальной совместной жизнедеятельности людей в сфере личной жизни), так и потребности индивида (в интимных связях, в семейном, личном счастье)» [16, с. 12].
А. Вислова считала, что семья является наиболее важным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций старшеклассника [6, с. 113]. Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение интересов и потребностей. Именно семья является главной по формированию ценностных ориентаций. И независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.
М. Хэнсон и Е. Линч писали, что «семьей следует считать любое объединение людей, которое определяет себя в качестве семьи и включает в себя индивидов, связанных кровно-родственными связями или браком, а также тех, которые приняли решение разделить свои жизни друг с другом. Это определение включает в себя как «традиционную» нуклеарную семью, так и другие стили жизни, варьирующие от расширенной семьи и системы родственных связей до семей с одним родителем и живущих вместе партнеров одного пола. Ключевые элементы определения семьи состоят в том, что члены этого объединения рассматривают себя как семью, испытывают взаимное тяготение (аффилиацию) и посвящают себя заботе друг о друге» [31]. Другие известные американские специалисты — Д. Олсон и Дж. Дефрейн — определяют семью так: «Двое или более людей, которые принимают на себя обязательства по отношению друг к другу и которые разделяют интимность, ресурсы, принятие решений и ценности» [32].