Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Нетрадиционные техники рисования как средство развития инициативы старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 8
1.1 Развитие инициативы у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности нетрадиционных техник рисования и возможности их использования в развитии инициативы у детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 30
2.1 Диагностика уровня развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Организация работы по развитию инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 40
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях современного социума все более актуальной становится потребность в раннем развитии личности, способной к проявлениям активности и инициативности в различных видах деятельности (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова, Г.С. Коротаева и др.). Особое значение для развития инициативы ребенка имеет старший дошкольный возраст, для которого характерно становление личностных новообразований, обусловливающих первичные проявления осознанной самостоятельности и инициативности (Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.).
Как показывают научные исследования различной предметной направленности, первичные проявления инициативы у детей происходят спонтанно, но для развития осознанной инициативы необходима системная, целенаправленная работа, начиная с дошкольного возраста (Е.И. Кричевцова, А.В. Святцева, С.Б. Шухардина, Е.О. Смирнова, Ю.С. Солдатова и др.).
Не исключая важного значения семейного воспитания в развитии активной личности ребенка, необходимо понимать, что основную нагрузку в решении данной задачи принимают на себя дошкольные образовательные учреждения, способные реализовывать развитие инициативы детей в различных видах их активной деятельности. Ведущее место здесь принадлежит тем видам деятельности, которые по своей природе, то есть по характеру процесса и результатов деятельности, являются творческими. Таким видом является художественная деятельность дошкольников.
Раннее приобщение дошкольников к художественному творчеству, в частности к различным видам изобразительного искусства, подтверждено в исследованиях Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, Е.А. Флериной, и др.).
Среди разнообразных видов детского изобразительного творчества в последние десятилетия большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, в которых новые художественные образы создаются с использованием разнообразного оригинального материала. Большой вклад в развитие данных техник внесли такие авторы как Т.С. Акуленок, Н.Г. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин, Т.А. Циквитария и др.
Использование нетрадиционных техник рисования не только как технологии, но и как современной художественной базы для активной самореализации детей актуализирует тему данного исследования. Это подкрепляется и высокой доступностью данной художественно-творческой деятельности для дошкольников, как по художественно-образному содержанию, так и по материалу творчества и по технике исполнения.
Не смотря на активизацию внимания к нетрадиционным техникам рисования, их потенциал для развития инициативы дошкольников в условиях ДОУ не исчерпан и нуждается в дальнейшем изучении.
В связи с этим можно выделить ряд противоречий, разрешение которых составляет проблему исследования:
— между потребностью развития инициативы детей, начиная с дошкольного возраста, и недостаточностью условий, создаваемых в ДОУ;
— между необходимостью включения дошкольников в интересные им виды активной творческой деятельности и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования: процесс развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования были получены следующие выводы.
ФГОС дошкольного образования в качестве одной из приоритетных задач выдвигает развитие инициативности детей, которая, становясь важным личностным качеством, напрямую влияет на успешность обучения, воспитания и социализации дошкольников.
Инициативность понимается как интегративное качество личности, формируемое на основе сотрудничества ребенка и взрослого; признания ребенка как полноправного субъекта деятельности и отношений; поддержки и поощрения его инициативы в различных видах деятельности, особенно деятельности творческого характера.
Инициативность характеризуется мотивацией к выполнению той или иной деятельности, знаниями и умениями о ее выполнении, осознанными и ответственным отношением к замыслу (цели) и результату продуктивной деятельности. В связи с этим, процесс развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в логической последовательности нескольких этапов: мотивационного, на котором происходит определение ориентиров деятельности, ее направленности; когнитивного, подразумевающего создание образа или продукта предстоящей деятельности; поведенческого, связанного с самостоятельным воплощением замысла, решением задачи, получением творческого результата; рефлексивного, на котором происходит осознание того, что сделано, оценка его качества и соответствия замыслу, а также направленность на доведение результата до совершенства, на продолжение деятельности.
В старшем дошкольном возрасте наиболее характерными проявлениями инициативы являются: познавательная и творческая активность, самостоятельность, произвольность в деятельности и поведении, владение и выбор способов и материалов деятельности, оценка своих действий и полученных результатов. Отсюда, успешным является развитие инициативы у старших дошкольников в таких видах деятельности, которые подразумевают активность, самостоятельность, творчество, фантазию, оригинальность. К ним относится изобразительная деятельность, и особенно в области нетрадиционных техник рисования.
Изучение научных исследований по проблематике нашей работы позволили установить актуальность и важность художественно-творческого развития дошкольников. Его ценность для личности ребенка заключается в единстве интеллектуальных и эмоциональных психических процессов, которые дополняются деятельностью восприятия и воображения.
Творчество в дошкольном детстве имеет ряд особенностей: 1) направленностью от предметной деятельности к стимуляции воображения и переходу деятельности на творческий уровень, что обусловлено недостаточным опытом дошкольников, который является основой для воображения; 2) сильной эмоциональной окрашенностью, в связи с чем, творческая активность сопровождается переживаниями ребенка и закрепляется в его сознании как удовлетворяющая потребность в получении впечатлений и положительных эмоций; 3) стремлением к овладению новыми средствами для выражения новых впечатлений.
Все эти особенности создают условия для развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию с использованием нетрадиционных техник, которое, являясь актуальным современным направлением в изобразительном творчестве, остается доступным и разнообразным для детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них большой интерес.
В настоящий момент существуют интересные методические разработки по нетрадиционным техникам рисования, адресованные детям, однако, их использование в условиях дошкольных образовательных учреждений остается недостаточным.

 

Фрагмент текста работы:

 

Значимость развития у обучающихся такого важного личностного качества как инициатива обоснована в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому одним из направлений деятельности педагога является необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [ФГОС ДО, 2013, с.3].
Это объясняется тем, что активность личности, направленная на участие в значимых событиях, качественное и творческое выполнение деятельности, самостоятельность и стремление к самореализации, напрямую связанные с инициативой, во многом определяют ее успешность в жизни и в профессиональной деятельности.
Этимология понятия «инициатива» связана с латинским словом «initio» – начало, начинание, импульс. В современном контексте оно трактуется как важное личностное качество, которое проявляется в стремлении и способности самостоятельно начинать деятельность, принимать решение (Петровский, Ярошевский, 2002 ). В связи с таким пониманием, инициативной личности присущи такие качества как самостоятельное достижение цели и ответственность за достигнутые результаты.
Отсюда закономерен научный интерес к проблемам инициативы и инициативности в психологии и педагогики в аспекте возможностей ее развития с помощью сопровождения и влияния взрослого (родителя, воспитателя, педагога), начиная с раннего возраста.
В исторической ретроспективе инициатива рассматривалась через «мотив личной заинтересованности» человека (Дж. Локк), но позднее ее сущность в философских исследованиях связывалась с закономерностями творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев и др.).
В психологии развивается и углубляется изучение инициативы в связи с мотивацией к деятельности, причем к такой деятельности, которая требует поиска новых путей для решения поставленных задач, выхода за пределы имеющихся условий. Так, Д.Б. Богоявленская определяет инициативу как «продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого» [Богоявленская, 2002, с.28]; Б.М. Теплов связывает ее с умением самостоятельно и быстро находить для задач нестандартные решения (Теплов, 2014).
Это требует значительных усилий, поэтому в психологической науке инициативу относят к волевым качествам личности (Б.М. Кедров, К. Левин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Щербакова и др.).
Таким образом, в инициативности интегрируются как мотивационные, так и деятельностные и поведенческие компоненты.
А.Ю. Выприцкая, структурируя понятие «инициативность», выделяет следующие характеристики (Выприцкая, 2017):
— активность личности, проявляющаяся в мотивации и волевых усилиях;
— направленность на достижения в различных видах деятельности;
— самостоятельность в деятельности;
— открытость новому;
— устойчивость относительно негативных влияний и препятствий;
— ответственность за выполняемую деятельность.
Четкую структуру инициативной деятельности дает Т.С. Борисова, которая выделяет в ней ряд компонентов: когнитивный, мотивационнный, деятельностный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой, поведенческий, рефлексивно-оценочный (Борисова, 2009). Безусловно, данные компоненты имеют свою возрастную специфику, относительно разных этапов развития ребенка, но обладают неким универсальным содержанием, позволяющим ориентироваться на них при изучении особенностей инициативы в дошкольном детстве.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы