Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей средней группы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста 5
1.2. Требования ФГОС ДО и программы «От рождения до школы» к развитию мелкой моторики у детей средней группы 11
1.3. Особенности нетрадиционных методов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Опытная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста 18
2.1. Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников 18
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста 28
2.3. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы 36
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список литературы: 46
Введение:
Актуальность исследования. Моторное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Недостаточное моторное развитие ребенка-дошкольника приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса развития моторики у детей дошкольного возраста, в частности мелкой моторики дошкольников среднего возраста.
Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением дошкольников, имеют множество практического материала, который способствует не только достижению целей развития функций мелкой моторики, но и общему оздоровлению ребенка. При этом, коррекционная работа, которая начинается вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений. Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую эффективность и вызывают познавательный интерес у детей дошкольников. Важно заметить, что в процессе развития функций мелкой моторики детей особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать наиболее оптимальную и результативную методику.
Так же применение нетрадиционных методов в комплексном образовательном и воспитательном процессе дошкольников способствует улучшению у детей внимания и памяти, повышению работоспособности, нормализации состоянию нервной системы и устранению стрессов и т.д.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста изучалось такими педагогами исследователями как А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н, Поддьяков, Н.Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л.А. Венгер и его ученики и последователи.
Цель исследования заключается в изучении использования нетрадиционных методов развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики у дошкольников как педагогической проблемы.
2. Определить критерии и уровни развития мелкой моторики дошкольников.
3. Охарактеризовать нетрадиционные методы в развитии мелкой моторики.
4. Организовать и провести исследование по определению уровня мелкой моторики у дошкольников среднего возраста.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные в ходе исследования нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста могут широко применяться воспитателями дошкольных учреждений, а так же логопедами и дефектологами при развитии мелкой моторики детей.
Теоретико-методологической основой исследования явились: положение Л.С. Выготского о всестороннем развитии детей; труды исследователей, посвященные изучению развития моторики детей-дошкольников: В.М. Бехтерев, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.; работы педагогов и психологов по проблеме изучения особенности трудового воспитания дошкольников: А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинский, В.Г. Нечаева и другие.
Методы исследования: анализ теоретических источников, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №17» г. Жуковский. В исследовании принимали участие дети средней группы, в которой воспитываются 20 детей, возрастом от 4 до 5 лет.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития мелкой моторики детей дошкольного возраста нетрадиционными методами.
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит организацию, проведение эксперимента и анализ эффективности проведенной работы.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным периодом для развития мелкой моторики ребенка. Развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Художественно — ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, что способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Занятия художественно — ручным трудом, помогают ребенку в развитии мелкой моторики рук. Работа с различными материалами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста. На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством организации художественно – ручного труда в экспериментальной группе. Развитие мелкой моторики у дошкольников осуществлялось в ходе организации художественно – ручного труда, образовательной деятельности, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей. Разработанный комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах развития мелкой моторики дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах развития мелкой моторики, организации предметно-развивающей среды.
Использование возможностей художественно – ручного труда в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребёнка, развитие эстетического и художественного вкуса, творческую и познавательную активность; развитие глазомера; воспитание любви к различным видам современного творчества.
Комплекс мероприятий направленный на повышение уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий художественно – ручным трудом оказался эффективным, что подтверждают позитивные изменения контрольного этапа исследования в сравнении с констатирующим этапом.
Исследование позволило выявить особенности художественно – ручного труда как приёма обучения, его влияние на развитие мелкой моторики дошкольников. Практическая значимость исследования заключалась в разработке научно – обоснованных рекомендаций по использованию художественно – ручного труда в развитии мелкой моторики у дошкольников, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста является актуальным. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается мелкая моторика. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития мелкой моторики. Художественно – ручной труд – оптимальный приём для работы с детьми.
По итогам работы можно сделать вывод: использование художественно – ручного труда положительно влияет на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Формирование психики в дошкольном возрасте является весьма сложным и многообразным процессом. Прежде чем перейдем к описанию психических изменений, происходящих в дошкольном возрасте, определимся с понятием возраста.
Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [4, c.68]. Он рассматривал данное понятие как специфика внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерность психического развития в конкретном возрастом периоде. Рассматривая психологический возраст как новый тип строения личности и деятельности, Л.С. Выготский характеризовал его с учетом тех изменений, которые будут появляться на всех этапах его развития и в целом. В дальнейшем эта позиция была развита и дополнена Д.Б. Элькониным [30, c.23]. Его классификация основана на появлении психологических новообразований, вызванных сменой и освоением отдельных видов деятельности.
Структура возраста, по Д.Б. Эльконину [30,c.36], включает в себя следующие компоненты:
– социальную ситуацию развития;
– ведущий вид деятельности;
– основные новообразования;
– возрастной кризис.
Дети среднего дошкольного возраста – 4-5 лет – еще не знают о социальных нормах и правилах поведения, но уже начинают формировать обобщенные идеи о том, «как это должно быть (не должно)». Они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Но соблюдение правил поведения бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им интереснее. В этом возрасте у детей есть представления о том, как «вести себя» девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают.
Для этого возраста типично появление групповых традиций: кто и где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т. д.
В этом возрасте дети освоили алгоритм процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки комнаты. Дошкольники знают и используют атрибуты, которые сопровождают их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетки, столовые приборы. Уровень развития культурных и гигиенических навыков таков, что дети свободно передают их в ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
В возрасте 4-5-лет дети имеют представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»).
Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра [4, c.78]. Любознательный малыш активно исследует окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений в игре. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Существует разделение игры и реальных взаимодействий. Роли могут меняться во время игры.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочтительными партнерами в игре, чем взрослые. В общей игре участвуют от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут, в некоторых случаях может достигать 40-50 минут. Дети этого возраста становятся избирательными в отношениях и общении: у них есть постоянные партнеры в играх. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще пытаются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настаивать на своем.
В среднем дошкольном возрасте связь между мышлением и действиями остается, и, хотя ребенку не нужно практическое манипулирование с объектом, он должен четко воспринимать и наглядно представить этот объект. Мышление детей в возрасте 4-5 лет принимает форму наглядных образов [25].
К пяти годам внимание становится все более стабильным. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу, первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: за столом (лото, детское домино) и в подвижные игры (прятки, салочки).