Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Необходимость активизации обучения при изучении экономических дисциплин в МОБУ «ВОЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование активизации обучения при изучении экономических дисциплин учащихся средней школы 6
1. 1 Активизация обучения как педагогическая проблема 6
1. 2. Структура и компоненты категории «активизация обучения учащихся» 9
1. 3 Психолого-педагогические условия активизации обучения учащихся 12
1. 4. Совершенствование содержания экономического образования — важный фактор активизации обучения учащихся 18
Глава 2. Методическое обоснование активизации обучения при изучении экономических дисциплин учащихся средней школы 21
2. 1 Сущность и предмет методики преподавания экономических дисциплин 21
2. 2. Роль и значение методики преподавания экономических дисциплин. Факторы успеха педагогического процесса 25
2. 3. Принципы обучения экономическим дисциплинам 28
ГЛАВА 3. Пути активизации и средства активизации обучения учащихся старших классов МОБУ «Волховской средней школы № 1» в процессе преподавания экономических дисциплин 36
3. 1. Технология формирования экономического мышления учащихся старших классов в процессе преподавания экономических дисциплин. 36
3. 2. Комплексный подход к активизации обучения учащихся 8-11 классов в процессе преподавания экономических дисциплин. 46
3. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Методические рекомендации 62
Список использованной литературы 65
Введение:
Актуальность проблемы. Новые общественно-экономические взаимоотношения, формирующиеся в нашем мире, предъявляют высокие требования к подобным качествам личности, как независимость и предприимчивость, инициативность и профессионализм, способность по-новому размышлять, применять достижения науки и техники, стремительно преобразовывать информацию, регулярно стремиться к непрерывному образованию. В настоящее время гораздо очевиднее становится роль технического прогресса в современной экономике и планирующей системе. [12] В связи с этим нужны существенные перемены в концепции среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения обучающейся молодежи.
Особое значение обретает создание подобных методов и технологий обучения, какие активизировали бы познавательную работу обучающихся, поспособствовали формированию их познавательных заинтересованностей. Педагогическая дисциплина и практическая деятельность свидетельствуют, что активизация познавательной работы обучающихся считается одним из средств решения как общественных, так и педагогических проблем. Неслучайно по этой причине в различное период Я. Л. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и прочие педагоги-гуманисты представляли в активизации учебной работы не только лишь способ постижения находящейся вокруг реальности, однако и важное условие крепкого и осознанного усвоения познаний, формирования интеллектуальных возможностей, расширения кругозора, развития природных и духовных сил личности.
В педагогике и педагогической психологии обоснованы научные идеи, креативные утверждения, которые включают в себя предпосылки для изучения процесса активизации познавательной работы подростков.
Проблемой активизации познавательной работы обучающихся занимались российские философы, психологи, преподаватели Д.Н. Богоявленский, Л.И. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий и др.
Дидакты-исследователи анализировали единичные проблемы, сопряженные с трудностями активизации познавательной работы обучающихся. Роль познавательной самодостаточности подростков, развитие у них навыка созидательной работы изучали Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и прочие; активизацию исследовательской работы-Д.В. Вилькеев, М.А. Город, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин; комплексный аспект в обучении и воспитании — Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.П. Куракин, Г.И. Щукина, Б.Т. Лихачев; научно-технический аспект — В.Г. Афанасьев, В.Я. Нечаев, В.Д. Симоненко; движение подростков по ступенькам познавательной активности — Г.И. Щукина; уровневое движение познавательной самодостаточности ученика-И.Я. Лернер; внутреннюю необходимость в деятельный-В.И. Лозовая, П.В. Симонов, М.М. Филиппов; заинтересованность и познавательные потребности-Л.И. Божович, B.C. Ильин, Н.Г. Морозова, Ю.В. Шаров; использование действующих способов обучения-В.В. Понятишин, Т.Т. Саввинов, Н.И. Червяков, Ю.В. Шаронин.
Многие общеобразовательные учебные заведения Российской федерации активно включают в учебные планы в свойстве единичных направлений финансовые выдержки («Основы экономики», «Домашняя экономика», «Основы предпринимательства», «Основы потребительской культуры», «Основы менеджмента» и др.). Средние учебные заведения (лицеи, гимназии) ранее накопили конкретный опыт преподавания экономических дисциплин. Он освещен в трудах В.Д. Симоненко, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, С.Н. Злобиной, Л.В. Козуб, Л.Л. Любимова, А.В. Мунтяна, А.А. Мицкевича, И.А. Сасовой, Е.В. Савицкой, М.В. Скаржинского, В.В. Чекмарева и др.
Однако, ещё мало проведено изучений, в каковых были бы в комплексе пересмотрены пути и средства активизации познавательной работы обучающихся в ходе преподавания экономических дисциплин. Это установило тему исследования: Необходимость активизации обучения при изучении экономических дисциплин в МОБУ «ВОЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1».
Цель исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке путей и средств активизации обучения в МОБУ «Волховской средней школе №1″в процессе изучения экономических дисциплин.
Объект исследования — процесс обучения учащихся средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования — содержание, формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся 8-11 классов в процессе изучения экономических дисциплин.
Гипотеза исследования состоит в том, что активизировать познавательную деятельность учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ в процессе изучения экономических дисциплин возможно, если:
— учитываются общие цели, задачи и требования к содержанию и выбору методов, форм и средств обучения в системе среднего образования, а также организационные и психолого-педагогические условия протекания процесса обучения в 8-11 классах общеобразовательной школы;
— применяются технологии активного обучения;
— формируются условия для совместной деятельности учащихся и учителя, в ходе осуществления которой происходит активное и творческое усвоение каждым учащимся учебного предмета;
— проявляется готовность учителя овладеть новым педагогическим мышлением, целостной технологией организации деятельности и творческого взаимодействия с учащимися.
Задачи исследования:
— Изучить состояние теории активизации познавательной деятельности учащихся в психолого-педагогической теории и практике.
— Провести анализ состояния экономического образования учащихся 8-11 классов в средних общеобразовательных учебных заведениях.
— Определить пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся 8-11 классов при изучении экономических дисциплин.
— Исследовать роль и место интерактивных методик и технологий обучения в процессе активизации познавательной деятельности учащихся МОБУ Волховской средней школы № 1.
Методы исследования (теоретические, эмпирические, статистические):
— изучение философской, экономической, психолого-педагогической и другой литературы по вопросам экономического образования;
— методический анализ;
— педагогический эксперимент;
— теоретическое обобщение результатов исследования.
Экспериментальная база исследования — МОБУ «Волховская средняя школа № 1»
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнены сущность и содержание понятий «экономическое мышление», «экономическое мышление» как важных элементов категориальных систем теории обучения и воспитания; выявлены и обоснованы пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся 8-11 классов в процессе преподавания экономических дисциплин, использование которых наиболее ценно для современной школы.
Объем и структура дипломной рабрты: Работа состоит из введения, трех глав, методических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Практико-ориентированное обучение — это такого рода тип обучения, предпочтительной целью коего считается развитие у обучающихся умений и навыков практической деятельности, востребуемых на сегодняшний день в различных областях общественной и профессиональной работы, а кроме того развития представления того, в каком месте, как и с целью чего приобретенные умения применяется на практике.
Практико-ориентированный подход, как и следует из его наименования, создает упор на подготовке подростков к предстоящей профессии, нахождении своего места в жизни. Учебное заведение обязано приспособить ребенка к нынешним финансовым реалиям и упростить им вступление в независимую жизнедеятельность за счет формирования посылов для индивидуального увеличения и повышения степени информированности обучающихся в разных областях жизнедеятельности.
В зависимости от того, как ученик осознает и принимает экономику, сформируется его подход к труду, производству, употреблению, имуществу и собственности. Другими словами, экономический уровень культуры устанавливает экономическое поведение людей. Такой аспект находится в основе экономического восприятия действительности. Его осуществление закладывает основу предстоящего российской экономики, в котором экономическими субъектами будут креативные, активные, приспособленные к продуктивной работе индивиды.
В Федеральных государственных образовательных стандартах формирование экономического образования следует расценивать как систематический процесс, включающий в себя способ увеличения качества образования, его успешную систему, значительное увеличение как вещественного, так и информативного обеспечения учебного процесса, увеличение мотивации обучающихся к получению общекультурных и профессиональных компетенций. [45; 34]
Структура экономической практико-ориентированной сферы предполагает собою раскрытую активную концепцию, которая имеет внутреннюю и наружную стороны.
Внутренняя область — это обыкновенная и внешкольная деятельность по исследованию экономических дисциплин,
Внешняя область предполагает собою окружение школы.
Функционирование экономической образовательной практико-ориентированный сферы поменяло подход к обучению подростков экономическим дисциплинам. В образовательное пространство подключились внешкольные формы деятельность с обучающимися, представители инфраструктуры бизнеса, предпринимательское общество, регулирующие органы, социальные и некоммерческие компании, специализирующиеся защитой прав потребителя, просвещением в области прикладного экономического образования.
Содержание учебно-методического обеспечения хода развития экономических компетенций показано учебно-методическим комплексом, содержащим учебно-информационный и методический материалы; банк практических трудов; планы независимой экспериментальной работы старших подростков.
Учащиеся обязаны иметь независимый допуск к периодическим экономическим изданиям. Применяя интернет-ресурсы. В следствии этого, обучающиеся обретают навыки работы с электронными ресурсами, у них создаются информационно-коммуникационные компетенции.
Важной составляющей хода развития экономических компетенций считается содействие ребенка в научно-экспериментальной работе. Это наиболее прямым способом увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда, таким образом как проблемы работ обязаны иметь практико-ориентированную нацеленность.
Несомненно, трудностей в создании и наличии финансового создания на уровне школьного обучения достаточно большое количество, однако ни в каком случае невозможно сказать, что они никак не решаемы. Вовлечение обучающихся к решению трудностей и подробной разработке задач действительности российской и мировой экономики считается первоочередной проблемой выведения экономического образования на соответствующий уровень. Развитие баз независимого мышления, вовлечение к проведению конференций, вознаграждение независимой экспериментальной деятельности согласно установленным либо порекомендованным самими подростками тенденциям сможет помочь осуществить одно из ключевых условий современного сообщества – подготовка экономически грамотного человека, востребованного специалиста. Таким образом, вектор на консолидацию усилий абсолютно всех субъектов экономической образовательной практико-ориентированной сферы считается определяющим для развития финансовой компетенции у обучающихся средних учебных заведений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование активизации обучения при изучении экономических дисциплин учащихся средней школы
1. 1 Активизация обучения как педагогическая проблема
На сегодняшний день становится все наиболее явным разногласие между имеющейся необходимостью в построении теории развития отечественного школьного экономического образования на основе историко-педагогического опыта его развития в Российской Федерации и реальной приверженностью к теоретическим разработкам системы экономического образования государств западного мира, о чем говорилось выше. [10]
Управление активностью школьников обычно называют активизацией. Активизация может быть установлена как регулярно продолжающийся процесс поощрения учаихся к энергичному, направленному обучению, преодолению бездействия и стерео типичной активности, регрессии и застоя в интеллектуальной работе. Основная задача активизации-развитие активности ученико, повышение качества учебного процесса.
Современная психология и дидактика оценивают такие нюансы активизации образовательного процесса: психолого-педагогические основные принципы деятельности детей в образовательном процессе: методы и формы активизации обучения, характерные особенности проблемы обучения экономическим знаниям: средства активизации познавательной работы и тому подобное.[35]
Проблема активизации обучения не может быть полностью раскрыта в отсутствие абстрактного рассмотрения определения понятия «деятельность в обучении». Активность-это интенсивная работа. Но в процессе обучения рассматривается только познавательная деятельность.
Активизация обучения как педагогической проблемы основана на применении дидактических и психологических законов и принципов обучения. Несмотря на устойчивые призывы учителей к вниманию, активности и тому подобное, бездействие учащихся (воспитанников) редко удается преодолеть. Лекция, беседа, рассказ, демонстрация непримены в учебе. Они обеспечивают определенный объем знаний и способствуют определенной степени познавательной активности. Однако их возможности ограничены. Более того, они приводят к аддикции, репродуктивному подходу к развитию знаний, формированию стандартов мышления (пересказу рефератов). Таким образом, школьники не могут найти трудности и их решения. Такой аспект не активизирует способности творческой образовательной деятельности, стремление к самостоятельному поиску и развитию знаний, создает простых исполнителей, неактивных работников.
К сожалению, и преподаватели недооценивают способы, стимулирующие интенсивную самостоятельную творческую работу студентов (воспитанников) с целью изучения профильных предметов. Только содержание учебного материала и способ обучения, который генерирует соответствующий способ восприятия может стимулировать осмысленную активность. Вид метода обучения как метода организации познавательной работы в значительной степени устанавливает динамичность учащихся (воспитанников) и эффективность освоения учебного материала.
Проблемное обучение постоянно происходит под знаком проблемы, постоянно генерирует потребность в новейших знаниях, а информативный тип обучения заканчивается точкой: все без исключения объяснено, все очевидно и необходимости самостоятельной работы ребенка (ученика) нет. [13]
Учебный процесс рассматривается как совместная работа, совместная работа учителя и ученика с целью формирования творческого мышления учащихся в школе. Практическая деятельность преподавания потребует, в зависимости от нахождения экономической информации, использования абсолютно всех методов: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, поискового, а также экспериментального.
Опыт показывает, что инициатива учащихся и преподавателей не нуждается в использовании энергии. Только наилучшее использование абсолютно всех методов позволяет преподавателю осуществлять учебный процесс, вести учащихся от усвоения необходимой информации к самостоятельному эффективному мышлению, развивать интенсивную жизненную позицию и формировать социально-экономический опыт.
Особенностью методов активного обучения, то есть методов проблемного типа (в отличие от классических форм познавательного типа обучения) являются: мобилизация активности студентов, активности студентов и преподавателей, самостоятельное творческое принятие решений студентами. Более популярными методологическими формами активизации обучения считаются не имитационные традиционные формы занятий (проблемная лекция, дискуссия и др.) и моделирование формы уроков (изучение конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое проектирование, тренинги, игры и т. д.). [3]
Можно сказать, что новые технологии самообучения означают, прежде всего, повышение активности школьников: истина, полученная благодаря его усилиям, имеет большую познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что результат обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к обучению, их желанием понять, осмысленным и самостоятельным приобретением знаний и умений, их деятельностью.