Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Нарушения речи и их коррекция у детей раннего и дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Онтогенез речевого развития и специфика развития речи у детей раннего и дошкольного возраста 5
1.2 Нарушения речи у детей в раннем и дошкольном детстве 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1 Диагностика и коррекция нарушений речи у детей раннего возраста 24
2.2 Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Речь является одним из наиболее эффективных средств общения. Именно поэтому развитию речевой функции у детей уделяется большое внимание. Одной из задач современной логопедической науки выступает организация оптимальной социализации детей с различными образовательными потребностями. Использование инновационных технологий, которые позволяют обществу снизить расходы на реализацию инклюзивного образования, является приоритетной задачей и побуждает к разработке программ психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности, в частности нарушения речи.
В отечественной и зарубежной практике существует положительный опыт организации ранней диагностической и коррекционной работы, который представлен различными действующими технологиями психолого-педагогической помощи ребенку раннего и дошкольного возраста.
Рассмотрение практики реализации ранней помощи детям раннего и дошкольного возраста позволяет прийти к выводу об ее ограниченном существовании в отечественной образовательной системе. В настоящее время традиционно логопедическое воздействие оказывается в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов в возрасте 5-6 лет, данные представления получили массовое распространение, и функционирование логопедических учреждений также ориентировано на этот возраст. Таким образом, возникает ситуация, при которой ребенок начинает получать помощь лишь тогда, когда его речевое развитие глубоко дефектно, а отставание в речевом развитии от сверстников сложно обратимо. Тогда как при грамотной организации стимулирующей речь работы с детьми раннего возраста можно было не доводить до такого отставания речи.
Объект исследования: речевое развитие в раннем и дошкольном детстве.
Предмет исследования: нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста и их коррекция.
Цель исследования: выявить нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста и предложить пути их коррекции.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть онтогенез речевого развития и специфику развития речи у детей раннего и дошкольного возраста.
2. Изучить нарушения речи у детей в раннем и дошкольном детстве.
3. Провести диагностику и коррекцию нарушений речи у детей раннего возраста.
4. Выполнить диагностику и коррекцию нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической базой исследования выступили труды таких специалистов в изучении проблемы развития речи в раннем и дошкольном детстве, речевых нарушений у детей и их коррекции как: М.М. Алексеева, Г.Н. Бавыкина, С.Ю. Бенилова, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, Н.С. Жукова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, С.А. Миронова, О.А. Реуцкая, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в ходе исследования результатов различными категориями лиц: логопедами и педагогами-воспитателями, родителями, имеющими детей с нарушениями речи, студентами, обучающимися по логопедическому направлению, учеными, занятыми схожей научной проблематикой. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для обеспечения необходимых условий для полноценного общения и личностного развития необходима богатая и хорошо развитая речь. Современные социально-экономические условия, экологический кризис, постоянно растущая информатизация общества на фоне снижения реального общения обуславливают рост числа детей с нарушениями речевого развития. Наиболее явно данная тенденция проявляет себя в раннем и дошкольном детстве. Поэтому проблема изучения нарушений речи и их коррекции у детей раннего и дошкольного возраста играет важную роль в современной логопедической науке. Учет индивидуально-возрастных особенностей речевого развития у детей обеспечит возможность разработки и внедрения более результативных комплексов мероприятий, ориентированных на коррекцию нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.
По итогам выполнения выпускной аттестационной работы нам удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста и предложить пути их коррекции.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был рассмотрен онтогенез речевого развития и специфика развития речи у детей раннего и дошкольного возраста;
— были изучены нарушения речи у детей в раннем и дошкольном детстве;
— была проведена диагностика и коррекция нарушений речи у детей раннего возраста;
— была выполнена диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Онтогенез речевого развития и специфика развития речи у детей раннего и дошкольного возраста

Речевая деятельность является фундаментальной человеческой деятельностью. Будучи особым самостоятельным видом деятельности, она является необходимой принадлежностью любой деятельности, совершаемой вместе с другими людьми. Речевая компетенция проявляется в речевой деятельности как основе человеческой деятельности. В речевой деятельности человек проявляет себя как личность: владея (или не владея) речевыми умениями, он строит взаимоотношения с окружающими и с самими собой [1].
Проблема речевой компетенции в науке изучается с различных позиций.
Согласно первому подходу речевая компетенция выступает закономерным результатом освоения личностью речевой деятельности.
Согласно второму подходу речевая компетенция рассматривается как равноценная составная часть коммуникативно-речевой компетенции. При этом под коммуникативно-речевой компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Третий подход трактует речевую компетенцию как один из уровней развития коммуникативной компетенцией. При этом под коммуникативной компетенцией понимаются это знания и умения, которые необходимы для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, а под речевой компетенцией – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи.
В данном исследовании под речевой компетенцией мы будем понимать знания, умения, навыки, необходимые для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Речевая компетенция обладает следующими базовыми составляющими:
— собственно речевые умения – ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, выносить суждения, анализировать высказывания;
— умения восприятия – слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы, жесты и др.), понимать чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, тактичность);
— умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные) – проводить беседу, переговоры и обсуждения, задавать вопросы, формулировать требования, решать конфликты, управлять своим поведением в общении [18].
В литературе подчеркивается неотделимость изучения речевых процессов от общения – решающего фактора общего психического развития ребенка (Н.И. Жинкин [10], М.И. Лисина [16], Л.С. Выготский [6], А.А. Леонтьев [14] и др.).
В раннем возрасте развитие импрессивной стороны речи, т.е. ее понимания, происходит следующим образом (по Н.Х. Швачкину [31, c. 113-143]):
1. Дофонемный период – начинается с восьми месяцев у ребенка. В этот период дети овладевают элементарным пониманием речи, которое основано на умении различать только ее ритмико-интонационный состав.
2. Следующий период – фонемной речи, который начинается в 10-11 месяцев у детей и может длиться, согласно Н.Х. Швачкину до двух лет. Происходит дальнейшее развитие понимания речи окружающих, основанное на восприятии и различении звукового состава слов. Этот процесс происходит постепенно. Н.Х. Швачкин установил следующую последовательность: в первую очередь ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, а далее – сонорных, шумных и т.д. [31, c. 113-143].
Н.С. Жукова [11] выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста. Рассмотрим их.
Первый уровень – начинается в 3-6 месяцев. Для него характерно: ребенок узнает знакомые голоса, прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию.
Второй уровень – 6-10 месяцев. Для данного уровня характерно следующее: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным.
Третий уровень – 15 – 18 месяцев. Для данного уровня характерно то, что ребенок уже понимает название некоторых предметов, может узнать их изображение, а позже также узнает эти предметы на сюжетных картинках.
Четвертый уровень – 2 года 6 месяцев. В этот период ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях; двухступенчатую инструкцию; значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Ребенку доступно установление причинно-следственных связей [11].
Дальнейшее развитие понимания речи у ребенка происходит уже в дошкольном возрасте. В связи с этим Н.С. Жукова [11] выделяет еще два уровня в овладении понимания речи у детей:
Пятый уровень – 2 года 6 месяцев – 3 года. На данном уровне ребенок начинает понимать прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
Шестой уровень – к 4 годам. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации [11].
Таким образом, развитие речевой компетенции у детей начинается еще в раннем возрасте и продолжается в дошкольном. Экспрессивная и импрессивная речь развиваются по схожему сценарию: от отдельных слов, через словосочетания к предложениям.
Речь – это ядро развития личности человека, поэтому процессу речевого развития уделяется особое внимание в научной литературе.
В исследованиях Н.И. Лепской [15], А.Н. Гвоздева [7], А.М. Шахнарович [29], С.Н. Цейтлин [27] изучена стержневая последовательность формирования детской речи: от стадии лепета до семи-девяти лет.
Определим ряд последовательных периодов в процессе формирования речевой деятельности в онтогенезе, которые выделяет А.А. Леонтьев [14] в своей концепции «речевого онтогенеза»:
— первый – подготовительный (с момента рождения до одного года);
— второй – ранний (от одного года до трех лет);
— третий – дошкольный (от трех до семи лет);
— четвертый – школьный (от семи до семнадцати лет) [14].
В ряде исследований (С.Л. Рубинштейна [22], Ф.А. Сохина [24] и др.) отмечается, что онтогенезом языковой способности является взаимодействие двух составляющих: процесса общения взрослых с детьми; процесса развития познавательной и предметной деятельности детей [22, 24].
Речевое развитие в детском возрасте обусловлено другими сферами, а также зависит от окружающей ребенка речевой среды. Импрессивная сторона речи (понимание речи) развивается более оперативно по сравнению с экспрессивной речью (произнесением слов). Однако в возрасте от года и далее число слов, самостоятельно произносимых ребенком, начинает расти [2].
В речевом онтогенезе закономерно выделить следующие нормативы:
— для периода развития от рождения до года нормой речевого развития выступает возникновение гуления в 2-4 месяца и вокализации в 4-6 месяцев (эти речевые проявления принято называть предречевыми вокализациями); следующим этапом развития речи в данном возрастном периоде выступает вокализация, основанная на имитации звуков родной речи; первые слова при нормативном речевом развитии возникают у ребенка в период от 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев; в отношении импрессивной стороны речи развития происходит несколько иначе: так, уже к 5-6 месяцам ребенок должен ориентироваться при обращении к нему речи близких взрослых, к году формируется соотнесение слов с предметами и действиями, навык поиска названных изображений по простым картинкам;
— для периода от года до двух лет экспрессивная сторона речи претерпевает изменения; так, словарь ребенка расширяется от 50 до 200-250 слов, а в самой речи возникают зачатки фразовости; импрессивная речь также переживает развитие за счет осознания тех слов, что обозначают действия и качества, предлоги и пр.
— для периода от двух до трех лет характерно последующее планомерное развитие словаря ребенка; так, словарь достигает в своем объеме 800-1000 слов, в речи находят свое представление все основные части речи; детская речь становится более богатой в грамматическом отношении; импрессивная сторона речи также продолжает развиваться, позволяя ребенку понимать небольшие сказки, основываясь на зрительное опоре или устном предъявлении [2].
Речевое развитие детей раннего возраста характеризуется несоответствием между хорошим пониманием речи окружающих и отставанием собственной речи. Для ликвидации этого дисбаланса используются неречевые средства общения (в основном жесты) как временный замещающий навык. Сами жесты должны быть простыми и понятными для всех окружающих. В практике мы обычно используем общепринятые социальные жесты, например: «иди сюда», «дай», «нельзя». Описательные жесты и движения – например «зайчик», макет обозначаться показом, как он прыгает, или жестом, изображающим его уши. Кроме того, с развитием деятельности начинает использоваться группа жестов, являющихся имитацией предметных действий. По мнению Д.Б. Эльконина [32], процесс развития предметных действий завершается их превращением в своеобразные жесты, используемые в общении. Это наблюдение, верное для любого ребенка. Здесь использование жестов должно быть четким и последовательным и требуется довольно длительный период, чтобы помочь компенсировать отставание в экспрессивной речи.
В методическом отношении проблема развития детской речи представлена такими специалистами как В.В. Гербова, И.М. Кононова, Г.М. Лямина, А.И. Максакова, В.А. Петрова, Е.И. Радина и пр. [21].
Вышеуказанными авторами были разработаны следующие вопросы методического оснащения проблемы развития детской речи:
— В.В. Гербовой и А.И. Максаковой [8] разрабатывались проблемы последовательности и содержания занятий по речевому развитию первой младшей группы в детском саду, а также аспекты расширения словарного запаса в детском возрасте;
— И.М. Кононовой [12] была предложена методика по стимулированию предречевого развития;
— Г.М. Ляминой [17] был разработан комплекс занятий по развитию речи в ходе ознакомления с окружающим миром;
— Е.И. Радиной [20] разрабатывалась методика использования картин для развития речи второго и третьего года жизни.
Появление и развитие речи – чрезвычайно важный аспект развития ребенка. Однако природой отводится очень короткий период для того, чтобы обеспечить становление речи. По сути, в период раннего и дошкольного возраста речь у ребенка должна получить все основные признаки речи взрослого. Поэтому ранний и дошкольный возраст выступают сензитивными для развития речи, обеспечивая фундамент для последующего формирования письменной речи в младшем школьном возрасте.
Речевое развитие, выступая важным само по себе, также обеспечивает основу для развития и остальных сфер человеческой жизни – процессов восприятия, мышления, памяти, всех видов продуктивной деятельности.
Профессором Р.Е. Левиной [13] в ходе изучения закономерностей развития речи у детей в раннем возрасте было выделено пять основных этапов овладения речью:
— первый этап – дофонематический этап – предполагает отсутствие различения звуков, понимания чужой речи и отсутствия собственной речи;
— второй этап отличается появлением различения наиболее контрастных фонем и развитием искаженного произношения;
— третий этап характеризуется появлением способности дифференцировать звуки в отличие от их фонематических признаков; также ребенок начинает отличать верное и ошибочное произношение знакомых слов;
— четвертый этап отличается тем фактом, что речь становится практически верной;
— пятый этап завершает процесс речевого развития ребенка в дошкольном возрасте, его окончанием служит развитие верной речи и безошибочной звуковой дифференциации [13].
При нормативном речевом развитии, в период от полутора до двух лет у ребенка возникает фразовая речь. Первые детские фразы нельзя назвать настоящими, грамматически и синтаксически выверенными фразами, потому что они не строятся ребенком по всем правилам. Первые детские фразы скорее можно назвать набором слов, объединенных признаком действия. Дети запоминают эти фразы как некие неизменные смысловые конструкции, и первое время упоминают их строго в определенных ситуациях. Например: «Идти гулять» (в случае желания пойти на прогулку»), «Давай играть» (в случае желания привлечь внимание взрослого к совместной игре) и пр. [23, c. 18-25].
К двум годам дети предпринимают первые попытки создания предложений, эти попытки выражаются в соединении двух, реже трех слов. Эти предложения называются императивными, обычно не отличаются грамматической правильностью, а носят скорее смысловое значение. Например, «Мама на», «Баба надо», «Киса бегать» и пр. В ходе построения своих первых предложений дети ориентируются на те речевые модели, которые предлагают им взрослые, поэтому грамотная, внятная речь окружающих ребенка взрослых имеет неоценимое значение в речевом развитии.
Развитие фразовой речи обусловлено активизацией заднелобных структур головного мозга, поскольку требует навыков программирования высказывания, вычленения из окружающей речи синтаксических моделей с целью их последующего использования в процессе оречевления собственных мыслей.
Возраст трех лет становится во многом поворотным в процессе развития речи. Речевой механизм ребенка активизируется, что позволяет обеспечить качественный рывок в развитии фразовой речи. Ребенок приступает к реальному построению предложений, в ходе которого еще неосознанно, интуитивно распределяет роли между членами предложения. Реализация этих речевых актов требует от ребенка интенсивного мыслительного процесса. Часть детей к трем годам оказываются способны к запоминанию значительного объема новых слов, небольших стихов, конструированию сложноподчиненных предложений. Учеными этот период речевого онтогенеза принято называть «речевым взрывом». Нередко даже дети, которые отличались молчаливостью, тяжело входили в речевой контакт, в возрасте трех лет начинают демонстрировать резкий скачок в своем речевом развитии.
К четырем-пяти годам от речи ребенка ожидается развернутость, как в диалогическом, так и в монологическом отношении, что означает способность ребенка не только участвовать в разговоре, но и строить длительные, связные высказывания (например, описания своего времяпрепровождения или досуга). Грамотная речь формируется у ребенка только в случае учета действующих в конкретном языке правил синтаксиса. Синтаксические правила сложны, поскольку предполагают учет окончаний слов, времен, склонений и пр. Верное использование всех форм слов формируется у ребенка тогда, когда он овладевает словами как частями речи, становится способен дифференцировать конфигурации слов и учитывать их смысловую роль. Можно сказать, что для грамотного построения фразовой речи необходимо не только знать и уметь называть (произносить) сами слова, но и устанавливать взаимоотношения между словами, как между действующими лицами. Поэтому в процессе освоения фразовой речи ведущим зрительным материалом начинают выступать действующие предметы, а также орудия действия. В связи с этим интерес детей к просмотру мультипликационных фильмов неверно считать только рекреативным и развлекательным. Мультфильмы, благодаря своей сложной, динамичной картинке, сочетающей не только образно-художественный, но и схематичный компонент, способствуют развитию символического мышления у детей, позволяют расширять ролевой репертуар и словарный запас [19, c. 76-79].
Современная наука убедительно доказала, что вид патогенного фактора, оказывающего влияние на внутриутробное развитие ребенка, а также время и длительность его воздействия, приводят к различным аномалиям развития. Так, в период раннего эмбриогенеза интоксикация организма матери, возникающая под влиянием инфекций, употребления сильнодействующих лекарственных веществ, алкоголя, наркотиков и пр. может привести к тяжелому поражению центральной нервной системы. Учеными было доказано, что наибольший вред структуре головного мозга приносит негативное влияние на организм матери в конце первого – начале второго триместра (т.е. когда происходит активный процесс дифференцировки нервных клеток). В зависимости от того, в период формирования какого именно отдела нервной системы ребенка, произошло воздействие патогенного фактора, недоразвитие может коснуться той или иной сферы развития. В связи со сказанным необходимо отметить, что речевой дефект, речевое недоразвитие у ребенка может быть последствием влияния патогенного фактора на организм матери в период беременности [4].
Такими учеными как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Жукова, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева, А.М. Шахнорович и пр. убедительно доказано, что нарушения речевого развития у детей приводит к нарушениям поведения, а также когнитивного развития. Вместе с тем, нарушения речевого развития в раннем возрасте, обусловленные задержкой речевого развития или общего процесса психического развития носят обратимый характер, обусловленный высоким потенциалом компенсаторности детского развития. В связи с этим своевременно оказанная в полном объеме помощь в развитии ребенка способна предупредить тяжелые формы нарушения как развития речи, в частности, так и развития ребенка, в общем. Поэтому проблема ранней и полноценной диагностики речевого развития ребенка в раннем возрасте приобретает особое значение.
К старшему дошкольному возрасту словарь детей возрастает до трех-четырех тысяч слов, развивается навык использования новых грамматических форм родного языка, а также способность к изменению строения речи в стороны более сложных и развитых конструкций. Способствует речевому развитию ребенка участие в совместных со сверстниками играх, выполнение трудовых поручений, открытие новых видов продуктивной деятельности и пр.
Последующее развитие речи детей происходит уже в рамках обучения в начальном звене школы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы