Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Налоговая дисциплина в общественном мнении россиян.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ РОССИЯН
1.1. Налоговая дисциплина как элемент налоговой культуры 9
1.2. Современное состояние налоговой дисциплины населения Российской Федерации 12
1.3. Программа социологического исследования по теме: «Налоговая дисциплина в общественном мнении россиян» 19
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ РОССИЯН В Г. МОСКВЕ
2.1. Результаты анкетирования жителей г. Москвы и Московской области 31
2.2. Результаты глубинного интервьюирования 35
2.3. Ход и результаты визуального анализа информационных ресурсов, как общественно-государственного критерия 37
2.3.1. Визуальный анализ государственных интернет-порталов 37
2.3.2. Визуальный анализ социальной сети Инстаграм 49
2.3.4. Визуальный анализ СМИ и интернет-форумов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Введение:
История развития и становления новой системы налогового контроля в Российской Федерации началось еще с момента перехода государства на рыночную экономику, а именно с начала 1990-х годов. До этого момента проблема эффективного контроля соблюдения налоговой дисциплины со стороны налогоплательщиков стояла не столь остро, так как в административно-централизованной системе управления экономикой налоговые платежи не имели столь важной роли, как в рыночной экономике.
Переход России на рыночную экономику потребовал формирование совершенно новой системы налогообложения, а так же создание эффективно работающей системы контроля соблюдения налоговой дисциплины. Процесс развития и становления налоговой системы проходил через разные сложности, которые провоцировали значительные экономические изменения в государстве. Проблемы стояли и на пути формирования эффективной системы контроля соблюдения налоговой дисциплины. В настоящий момент, спустя несколько десятилетий, можно отметить, что система контроля соблюдения налоговой дисциплины состоялась, однако сама дисциплина остается на весьма низком уровне.
Соответственно можно говорить о том, что одним из важных элементов совершенствования экономических отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением является укрепление налоговой дисциплины. Состояние налоговой дисциплины может быть определено надлежащим исполнением обязательств со стороны физических и юридических лиц по уплате налогов и сборов, которые составляют значительную часть государственного бюджета.
Уклонение от уплаты налогов и сборов на макроуровне ведет к недополучению финансовых средств, которые необходимы для эффективной деятельности государства и его субъектов. На основании этого государство вынуждено сокращать производство социальных благ, и проводить компенсационную политику для восполнения дефицита средств в бюджете с помощью повышения налоговых ставок или введение новых видов налогов. Стоит отметить, что такие действия повышают налоговую нагрузку на порядочных и дисциплинированных налогоплательщиков, усугубляя проблему укрепления налоговой дисциплины.
Говоря о влиянии проблемы отсутствия налоговой дисциплины на микроуровне, можно отметить, что предприятия, которые уклоняются от уплаты налогов, оказываются в более выгодном положении в сравнении с дисциплинированными компаниями, с точки зрения рыночной конкуренции, а потому они могут подавать отрицательный пример для других компаний, провоцируя их на уклонение от уплаты налогов. Кроме того, использование сокрытых налогов, а затем легализация их на личные цели расширяет платежеспособный спрос и через действия акселератора, что вызывает рост производственных мощностей.
Однако, игнорирование взаимосвязей положительных и отрицательных сторон низкой налоговой дисциплинированности граждан является упрощением сложной природы комплекса уклонения от уплаты налогов. Кроме того, отрицательные факторы являются преобладающими в данном процессе. В настоящий момент налоговые правонарушения представляют серьезную угрозу для экономической безопасности страны, а так же снижают устойчивость бюджетной системы.
С целью повышения налоговой дисциплины, а так же возможности составлять более точные прогнозы на будущие налоговые поступления, с целью максимально точного проведения расчетов необходимо сформировать определенную информационно-финансовую систему, которая будет включать в себя достоверную информацию обо всех поступающих налогах. Так же в данном процессе очень важен налоговый анализ, являющийся компонентом корпоративного налогового менеджмента, который на базе использования широкого инструментария подготавливает информацию о реальном состоянии и структуре налоговых поступлений и задолженностей.
Информационная система, которая формируется в процессе налогового анализа, дает возможность принимать эффективные решения, направленные на укрепление и воспитание налоговой дисциплины.
Актуальность выбранной темы исследования характеризуется достаточно низкой налоговой дисциплиной современных россиян, что оказывает негативное влияние на развитие бюджета страны и экономики государства в целом.
Объектом исследования является налоговая дисциплина.
Предметом исследования является мнение россиян о налоговой дисциплине.
Цель исследования – разработка и реализация программы комплексного социологического исследования общественного мнения россиян о налоговой дисциплине.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы налоговой дисциплины как элемента налоговой культуры.
2. Раскрыть современное состояние налоговой дисциплины населения в Российской Федерации.
3. Разработать программу комплексного социологического исследования по теме «Налоговая дисциплина в общественном мнении россиян».
4. Провести оценку налоговой дисциплины в общественном мнении россиян по результатам количественного опроса.
5. Обобщить результаты экспертной оценки соблюдения налоговой дисциплины гражданами России по методу глубинного интервью.
6. Отобразить результаты визуального исследования налоговой дисциплины в общественном сознании россиян.
Научная значимость данной работы заключается в теоретически обоснованном раскрытии основных причин, оказывающих влияние на сформированность и содержание общественного мнения россиян о налоговой дисциплине.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы комплексного социологического исследования «Налоговая дисциплина в общественном мнении россиян» и возможности использования результатов внедрения программы в процесс определения путей для понимания значимости соблюдения налоговой дисциплины в повседневной жизни россиян.
Теоретическую базу для написания выпускной квалификационной работы составили труды выдающихся исследователей в области изучения проблемы налоговой дисциплины в России, как Л. А. Журавлева , М. К. Кадиалиев , Д. С. Качали , М. В. Лукъяненков , Г. В. Овчинников , Э. А. Русецкая , В. А. Славянская и другие.
Теоретико-методическая разработанность проблемы исследования нашла отражение в следующих работах: Аникиец С. Г. «Налоговая культура российских граждан» (2006), Иванов В. В. «Методологические аспекты оценки налоговой дисциплины» (2014), Ильин А. В. «Налоговая система России: взгляд налогоплательщика – физического лица» (2014), Ильин А. В. «О состоянии налогового контроля в России» (2014), Кузнецов А.Л. «Налоговая политика и налоговые органы: реальное состояние, проблемы, перспективы» (2017), Олигов К.М. «Налоговая задолженность: повышение эффективности администрирования» (2008) и других работ.
Заключение:
Анализ теоретико-методологических основ налоговой дисциплины как элемента налоговой культуры показал, что одним из главных элементов новой культуры и основой налоговой грамотности населения является налоговая дисциплина граждан. Обязательным компонентом экономической культуры любого гражданина в любой цивилизованной стране является отношение личности к обязательности выплат установленных налогов, также как и неприкосновенное отношение к частной собственности.
В процессе анализа теоретико-методологических основ было выяснено, что повышение налоговой дисциплины населения заключается в формировании новых и современных способов и подходов органов ФНС к основной работе с налогоплательщиками. Работа с налогоплательщиками наиболее эффективно отображается во внедрении широкой сети консультирования, как одного из важнейших инструментов предупреждения налоговых правонарушений, должно осуществляется комплексно и основываться на двух ключевых направлениях: повышение качества и широты охвата консультационных работ со стороны государственных налоговых органов; развитие рынка профессиональных налоговых консультантов на базе правового оформления основы их деятельности.
Анализ современного состояния налоговой дисциплины населения в Российской Федерации показал, что одна из главных проблем развития экономики страны заключается в правильном развитии налоговой грамотности и культуры населения. В настоящий момент налоговая дисциплина в Российской Федерации сильно отстает от показателей европейских государств, что характеризуется участившимися правонарушениями и уклонением от уплаты налогов. Так, количество юридических лиц, которые уклоняются от уплаты налогов значительно превышает количество физических лиц. Основной причиной этого является тот факт, что юридические лица не задумываются о нанесении вреда государству, а оперируют конкретными соображениями о том, что величина санкций за неуплату налогов гораздо ниже самих налоговых выплат. Таким образом, формирование эффективной государственной налоговой политики является одним из наиболее актуальных вызовов для системы государственного управления.
Разработанная и реализованная программа «Налоговая дисциплина в общественном мнении россиян», цель которой состоит в проведении комплексного социологического исследования общественного мнения россиян по проблемам налоговой дисциплины проводилась в процессе интернет-анкетирования жителей Москвы и Московской области, анкетирования сотрудников ФНС, глубинного интервьюирования посетителей служб ФНС и визуального анализа интернет-порталов и СМИ.
Первая анкета, которая проводилась для жителей г. Москвы и Московской области, была размещена на сайте Online Test Pad и направлена на определение уровня налоговой дисциплины и грамотности среди жителей, а также отношение респондентов к налоговой политике РФ. Отбор респондентов проводился по методу систематической (механической) выборки путем отбора каждого третьего участника анкетирования. В результате выборки были использованы анкеты 180 респондентов. Ответы респондентов обрабатывались с помощью программы SPSS, что позволило определить качественно-количественные показатели исследования. Основной критерий, по которому были отобраны респонденты – это возрастное ограничение 18+.
По результатам анкетирования были сделаны выводы, что налоговая грамотность более сформирована у граждан, непосредственно связанных налоговым законодательством, в то время как другие социально-профессиональные группы мало ознакомлены с налоговой политикой. Анализ налоговой дисциплины в процессе анкетирования дал возможность установить, что налоговая дисциплина в общественном мнении россиян имеет высокий уровень, а отношение граждан к обязательности уплаты налогов подтверждает данный факт.
На втором этапе социологического исследования был проведенный качественный опрос сотрудников Федеральной налоговой службы Москвы и Московской области. Для этого была сформирована анкета-опросник, которая включала в себя 16 вопросов. Цель исследования: выявить и проанализировать знания сотрудников о налоговой дисциплине налогоплательщика; проанализировать мнения респондентов об особенностях формирования налоговой дисциплины у россиян.
В результате исследования было выяснено, что большинство сотрудников налоговой службы под понятием «налоговая дисциплина» понимают регулярную и обязательную уплату налогов налогоплательщиком в срок и по всем видам налогообложения. Кроме того, многие сотрудники отождествляют такие понятия, как «налоговая дисциплина» и «налоговая культура», так как оба характеризуются добросовестностью исполнения всех налоговых обязательств.
Глубинное интервьюирование проводилось в отделениях ИФНС России г. Москвы и было направлено на исследование мнения целевой группы респондентов – посетителей налоговых органов. Цель глубинного интервьюирования – определение понимания посетителями налоговых органов налоговой дисциплины и анализ их мнений. В результате анализа было установлено, что налоговая дисциплина в понимании россиян – это своевременная уплата налогов.
Визуальный анализ дал возможность выяснить, что:
На сайте ФНС России в разделе «Открытые данные» в свободном доступе находится информация о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему, о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. Тем не менее, данную информацию проанализировать не является возможным, так как документы закодированы и нечитабельны, что указывает на чисто формальный характер информации для россиян, а на портале отсутствует прозрачность налоговой политики государства.
Визуальный анализ официального сайта ФНС показал, что портал носит практическую значимость для простых граждан РФ, методическую и практическую ценность для работников ФНС. Однако, на сайте не раскрываются действия налогоплательщиков в области налоговой дисциплины, данный аспект остается закрытым для россиян.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ РОССИЯН
1.1. Налоговая дисциплина как элемент налоговой культуры
Налоговая дисциплина граждан – это один из главных элементов новой культуры и основа налоговой грамотности населения. Стоит отметить, что налоговая дисциплина выступает одним из основных компонентов налоговой культуры, а также определяет отношение граждан к их обязанностям по уплате установленных законодательством налогов в бюджеты разных уровней.
М. В. Лукьяненко в своей статье пишет, что отношение к обязательности выплат установленных налогов, также как и неприкосновенное отношение к частной собственности, должно стать обязательным компонентом экономической культуры любого гражданина в любой цивилизованной стране.
Однако в современном мире большинство налогоплательщиком в той или иной мере стараются скрыть свои доходы и всячески уклоняются от выполнения налоговых обязательств. Такое поведение можно объяснить склонностью человека к накопительству или нежеланию делиться результатами своей трудовой деятельности с другими, в частности с государством. Так же сюда можно отнести и отрицательное отношение к самой природе налогов.
При этом необходимо отметить, что понятия «налоговая дисциплина» и «налоговая культура» взаимосвязаны, но являются совершенно разными терминами. Под налоговой культурой необходимо понимать своевременное осуществление всех обязательств по уплате налогов и сборов в сроки, которые определяются действующим законодательством Российской Федерации.
Налоговая дисциплина выступает основным компонентом налоговой культуры и подразумевает регулярное формирование, развитие и контроль этических, моральных и финансовых способностей, а также возможности налогоплательщика осуществлять все налоговые обязательства перед бюджетом, учитывая синхронное взаимодействие налоговых органов по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств.
Следует отметить, что ежегодно возрастает значение повышения налоговой дисциплины населения, которое заключается в формировании новых и современных способов и подходов органов ФНС к основной работе с налогоплательщиками. Одним из самых распространенных и приоритетных направлений для обеспечения налогоплательщика всей необходимой информацией является проведение информационно-разъяснительной работы налоговыми инспекторами и консультантами. Достижение данного уровня налоговой дисциплины может стать возможным только при наличии обратной связи между налогоплательщиками и государством.
Так, налоговые консультанты должны оказывать помощь физическим лицам в правильном расчете и уплате налогов, а также в заполнении необходимых документов и оптимизации налоговых расходов. Стоит отметить, что налоговое законодательство регулярно изменяется, в соответствии с чем налоговое консультирование подразумевает под собой передачу знаний о системе налогообложения и всех происходящих в не изменений.
Налоговое консультирование должно проводиться исключительно специалистами, которые используют индивидуальный подход к каждому человеку, учитывая специфику его деятельности и всю систему налогообложения. Налоговый консалтинг даст возможность сформировать равномерные налоговые платежи, которые будут обеспечивать репутацию дисциплинированных налогоплательщиков при снижении налоговой нагрузки до необходимых размеров.
Процесс формирования и повышения налоговой дисциплины является длительным и может сталкиваться со многими проблемами.
Рисунок 1. Проблемы процесса формирования налоговой дисциплины
При этом поведение налогоплательщиков характеризуется отсутствием стереотипов престижности выполнения налоговых обязательств, в соответствии с чем активного участия в социально-экономической деятельности общества в настоящий момент не выявлено.
Таким образом, необходимо отметить, что внедрение широкой сети консультирования, как одного из важнейших инструментов предупреждения налоговых правонарушений, должно осуществляется комплексно и основываться на двух ключевых направлениях:
1. Повышение качества и широты охвата консультационных работ со стороны государственных налоговых органов за счет прогрессивных и востребованных способов консультирования и информирования, также включая уведомление налогоплательщиков о налоговых обязательствах и обеспечение возможности ознакомиться с расчетом налога в режиме онлайн на сайте налогового органа или в личном кабинете.
2. Развитие рынка профессиональных налоговых консультантов на базе правового оформления основы их деятельности, включая партнерство с налоговыми органами и налогоплательщиками.
Таким образом, развитие альтернативного консультирования на всех государственных уровнях станет основным инструментом социального партнерства и мерой превентивного характера. Кроме того это будет способствовать формированию делового и партнерского климата в налоговых отношениях, а также установлению цивилизованных отношений между всеми хозяйствующими субъектами и государством, предотвращение намеренных и частично намеренных налоговых правонарушений.