Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Налогообложение доходов физических лиц: приоритеты и перспективы развития в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 5
1.1. Этапы развития подоходного налогообложения в России 5
1.2 Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
2.1 Динамика налога на доходы физических лиц в бюджет 21
2.2 Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
3.1 Проблемы налогообложения доходов физических лиц 34
3.2 Направления совершенствования налога на доходы физических лиц 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Введение:
Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли.
Актуальность бакалаврской работы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы.
Особенный характер НДФЛ выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога. Отношения по исчислению и уплате НДФЛ могут существовать исключительно в форме, определенной законом.
В связи с этим, создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, сочетающего интересы налогоплательщиков и бюджетов, является одной из основных целей любого государства.
Целью бакалаврской работы является исследование налога на доходы физических лиц, проблем и направлений его реформирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России;
— провести сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах;
— провести анализ динамики поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет;
— рассмотреть особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
— провести анализ проблем налогообложения доходов физических лиц;
— разработать перспективные направления реформирования налогообложения.
Предметом исследования является система налогообложения доходов физических лиц.
Методика исследования основывалась на сравнительном и экономико- статистическом анализе.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что предложенные рекомендации позволят совершенствовать систему налогообложения доходов физических лиц в современных условиях.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это основной вид прямых налогов (когда государство взимает налог непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика).
Для целей налогообложения плательщики НДФЛ подразделяются на две группы:
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (находящиеся на российской территории более 182 календарных дней в течение года).
Не являющиеся резидентами Российской Федерации лица, получившие доход на территории РФ.
За 2018 год в консолидированный бюджет поступило 21,3 трлн руб., что почти на 4 трлн руб., или на 23% больше, чем в 2017 году.
В ходе исследования были отмечены следующие проблемы налога на доходы физических лиц:
1. «Плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающимся в обществе вопросом является необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания.
2. Действующий порядок зачисления НДФЛ. Правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами муниципалитетов является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в России в целом.
3. Необходимость перевода НДФЛ в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога и налоговые льготы теряет смысл перевод уплаты налога по месту жительства
Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения, занятого в экономике, приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы. Данное обстоятельство будет способствовать повышению уровня жизни населения.
На протяжении последних лет правительство неоднократно возвращалось к вопросу о реформировании налогового обложения физических лиц. Организации, ответственные за все сферы экономической и финансовой жизни страны, по большей части рассуждали о том, что нет необходимости вводить прогрессивную шкалу, но сходились во мнении касательно повышения налогов. Их основные предложения можно сформулировать следующим образом:
— представители Министерства финансов настаивали на повышении уровня НДФЛ до 15% с одновременным сокращением ставки страховых отчислений на 9% (с 30 до 21%);
— в Министерстве экономического развития пришли к выводу, что НДФЛ нужно повысить до 15%, но внедрить вычет, равный сумме установленного прожиточного минимума. Параллельно с этим ведомство предлагало увеличить сбор в виде НДС (до 21%) и уменьшить страховой сбор (на 9%);
— специалисты из Центра стратегических разработок предлагали повысить налог с физических лиц до 17%, однако для самых бедных жителей страны заложить в системы вычет, равный прожиточному минимуму;
Аркадий Дворкович, занимающий должность вице-премьера, предложил увеличить НДФЛ до 15%, а 2% дополнительного дохода направлять из бюджета на развитие области медицины и охраны здоровья;
— инициативная группа парламентариев, состоящая из членов фракции ЛДПР, предложила освободить от уплаты данного налога всех, у кого зарплата не превышает 15 тысяч рублей. Для остальных россиян предложили ввести прогрессивное налоговое обложение: 13% налога для людей с доходами от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей в год, 30% — для готового дохода от 2,4 до 100 миллионов, 70% + 29,6 миллионов – для тех, кто получил годовой доход от 100 миллионов и выше. При этом облагаться налогом должна сумма, которая вышла за минимальное значение каждой планки шкалы. То есть при доходе в 2,6 миллиона рублей налог в 30% должен взиматься только с 200 тысяч, а остальные 2,4 миллиона облагаются налогом в размере 13%.
Правки, внесенные в Налоговый кодекс, могут повысить НДФЛ до 15 или 17%
Владимир Путин дал отмашку для старта налоговой реформы в рамках очередного заседания Федерального собрания РФ. По его словам, уже в 2018 году нужно принять необходимые поправки к Налоговому кодексу, чтобы с 2019 года в России заработала обновленная фискальная система. Цель инноваций — активизациюя экономической жизни, повышение предпринимательской активности и улучшение показателей инвестиционного климата в стране. Увы, конкретные мероприятия президент не озвучил, так что в правительстве продолжаются прения.
Например, Антон Силуанов, занимающий пост министра финансов, в очередной раз высказался, что плоская шкала является более эффективной. А представитель РАНХиГС Олег Филиппов предлагает переместить уплату данного налога с юрлиц на физических лиц и ввести прогрессивную шкалу. В итоге физические лица будут сами проводить процедуру декларирования доходов в налоговых органах.
Впрочем, большинство экспертов полагают, что в итоге правительство остановится на простом увеличении ставки НДФЛ, выбрав один из вариантов реформирования, которые уже обсуждались в 2018 году.
Совершенствование НДФЛ должно базироваться на комплексном подходе, сочетающем как интересы государства по увеличению доходов бюджета, так и интересы бизнеса и физических лиц в росте личных доходов и обеспечении растущего уровня потребления. Большую роль данный налог должен сыграть в рационализации социальной структуры общества и, прежде всего, в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
1.1. Этапы развития подоходного налогообложения в России
За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов .
Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.
В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13% .
Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40% .
В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.
В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления .
Первый законопроект был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.
Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50% .
Третий законопроект поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год .