Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Национальные проекты Российской Федерации как стратегические направления развития государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы реализации национальных проектов Российской Федерации 8
1.1. Понятие национального проекта как формы государственного управления 8
1.2. Этапы становления национальных проектов как одной из форм государственного управления 11
1.3. Нормативно-правовое обеспечение реализации национальных проектов Российской Федерации 19
Глава 2. Анализ эффективности реализации национальных проектов Российской Федерации 29
2.1. Ключевые цели и ожидаемые результаты национальных проектов Российской Федерации 29
2.2. Деятельность государственных органов по реализации национальных проектов Российской Федерации 38
2.3. Проблемы реализации национальных проектов Российской Федерации и возможные пути их решения 48
Заключение 68
Библиографический список 72
Приложения 77
Введение:
Актуальность темы исследования. С мая 2018 года Российская Федерация вступила в новый период своего социально-экономического и технологического развития. Основу такой трансформации создал Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204, в котором российскому обществу было предложено осуществить в течение шести лет (2019-2024 гг.) масштабную «прорывную» программу преобразований национальной экономики и социальной сферы. Речь идет о подготовке и реализации за указанный шестилетний период пакета уникальных межотраслевых национальных проектов.
Кардинальные изменения в общественно-политической жизни, изменившиеся экономические условия, высокая динамичность внешней среды требуют других, качественно новых форм управления. Необходимым условием определения возможностей стратегического развития Российской Федерации выступает внедрение и реализация национальных проектов, от эффективности которых зависит повышение благосостояния граждан и улучшение качества их жизни, как следствие, создание конкурентных преимуществ Российской Федерации и укрепление ее экономических и политических позиций на международной арене.
Настоящий инструмент служит не только важным средством достижения социально-экономических целей и решения приоритетных задач, но и позволяет субъектам государственного управления выполнять свои функции и обязательства, обусловленные возрастающими потребностями производства и необходимостью удовлетворения социальной сферы.
Вместе с тем любое изменение условий развития общества требует отображения в корректировке и совершенствовании мероприятий национальных проектов.
Согласно этому подходу недостаточно просто сформулировать цели государственной политики, обеспечить нормативную правовую базу и разработать план действий. Важно осуществить их практическую реализацию, образовать особую систему органов проектного управления, организовать непрерывный контроль, механизм оценки их эффективности и возможность управления результатами.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения проблем и основных направлений развития национальных проектов в системе государственного управления Российской Федерации, поскольку осуществление крупномасштабных и социально-значимых изменений напрямую зависит от качества, целесообразности, взаимосогласованности и своевременной реализации проектных мероприятий. Поэтому важная роль отводится совершенствованию процедур мониторинга и контроля их исполнения.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами формирования и реализации национальных проектов занимаются такие ученые как: А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кулешов, П.А. Минакир, В.Е. Селиверстов, В.И. Суслов и др.
В теоретических и научно-практических исследованиях в области изучения системы национальных проектов широко освещены общие вопросы их развития и внедрения, в то время как в отношении применения проектов как инструмента государственного управления количество исследований не столь велико.
Так по вопросам становления и развития проектного подхода в Российской Федерации известны труды М.М. Кораблева, Я.В. Савченко, Е.В. Фахрутдиновой, А.С. Харитоненкова, Е.С. Чаркиной, М.Н. Якимовой и др.
Национальным проектам как инструменту достижения стратегического развития страны посвящены работы: С.В. Баландиной, Ю.В. Бычковой, В.В. Гончарова, В.С. Кусмарцевой и др.
Проблемы их реализации и контроля исполнения разрабатывались такими авторами, как: З.С. Айвазян, М.Э. Дмитриев, А.П. Исаев, М.О. Комин, Д.В. Маслов, В.Н. Назаров, А.К. Нещерет, В.В. Яновский и др.
Цель работы заключается в проведении научного исследования национальных проектов как одного из ключевых механизмов стратегического и динамичного развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие национального проекта как формы государственного управления;
— рассмотреть этапы становления национальных проектов как одной из форм государственного управления;
— проанализировать нормативно-правовое обеспечение реализации национальных проектов Российской Федерации;
— охарактеризовать ключевые цели и ожидаемые результаты национальных проектов Российской Федерации;
— исследовать деятельность государственных органов по реализации национальных проектов Российской Федерации;
— выявить проблемы реализации национальных проектов Российской Федерации и определить возможные пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации национальных проектов Российской Федерации как стратегического направления развития государства.
Предмет исследования – нормы права и научные труды, закрепляющие особенности реализации национальных проектов Российской Федерации как стратегического направления развития государства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: диалектический, правовой, структурно-функциональный и др. Вместе с тем в работе использованы системный и сравнительный подходы, формально-юридический, методы сбора, анализа и интерпретации данных и другие.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при решении существующих проблем проектной деятельности. Предложенные рекомендации могут быть использованы в процессе совершенствования механизма развития национальных проектов, в частности при разработке нормативных правовых актов и методических документов.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
Внедрение проектного подхода в государственное управление изначально определило необходимость изменений во внутренней структуре системы исполнительной власти, а также создания новых межотраслевых и отраслевых органов управления. Вследствие этого, Правительством Российской Федерации была сформирована организационно-функциональная структура управления национальными проектами, в которую вовлечены практически все органы исполнительной власти. Их главная цель — своевременное реагирование на всевозможные риски и отклонения при реализации проектов, снижение затрат и дальнейшего исключение выявленных проблем. Однако особую роль в этом процессе следует отвести Президенту Российской Федерации, как высшему должностному лицу, фактически осуществляющему руководство единой системой исполнительной власти.
Важнейшим условием эффективности реализации национальных проектов становится текущий и общественный контроль, предполагающий тесное взаимодействие не только между ведомствами, но бизнес сообществом и населением, что говорит о значимой роли общества в исследуемом процессе, поскольку самый лучший контроль – это контроль заинтересованного потребителя. В свою очередь, такой контроль предполагает необходимость широкого и повсеместного использования механизмов обратной связи.
Вплоть до 2024 года национальные проекты сохранятся в качестве ориентиров социального развития Российской Федерации. Это связано с тем, что их внедрение предполагает существенные позитивные изменения в государственном развитии.
Так, повышению их эффективности и устойчивости будет способствовать целый комплекс мероприятий, направленных на более эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение объективной информации для принятия организационных и управленческих решений, интеграцию регионов, муниципальных образований и бизнес-сообществ в реализацию проектов, постоянное обучение участников проектной деятельности, и, соответственно, ежедневной контроль с выездом на места.
Важно добиться того, чтобы результаты реализации национальных проектах выражались не только в отчетах, а в реальных делах и общественном восприятии проведённых мероприятий.
Необходимо предусмотреть внедрение в систему государственного регулирования и управления нового, целостного института стратегического планирования. Для этих целей предлагается учредить Комитет по стратегическому планированию, деятельность которого обеспечит (в частности, устранение дублирования различными программами друг друга) и как следствие, оптимизацию расходов на них и повышение их эффективности.
Одной из основных задач Комитета должна стать оптимизация и интеграция ныне разрозненного множества государственных и федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, ведомственных отраслевых и региональных стратегий, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на основе разработки единого стратегического документа социально-экономического развития Российской Федерации – Генерального (5–6-летнего индикативного) плана социально-экономического развития. Именно с помощью таких стратегических генеральных планов целый ряд промышленно развитых стран (Франция, Япония, Китай и др.) с успехом добились выполнения важнейших общенациональных задач.
Для решения задачи создания Государственного комитета по стратегическому планированию социально-экономического развития Российской Федерации существует нормативно-правовая основа. В частности, Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Единственным условием преодоления существующих геополитических и геоэкономических вызовов, стоящих перед Российской Федерацией, является необходимость смены модели экономического развития (системы управления экономикой) и смены модели построения её ориентиров. Необходим переход к стратегической системе управления экономикой, то есть к системе, основанной на модели индикативного планирования, базирующейся на разработке и достижении комплексных единых пятилетних генеральных планов социально-экономического развития (генеральных народнохозяйственных планов).
Необходимо спроектировать государственную систему стратегического планирования, принять соответствующий закон об этом институте. Наконец, необходимо создать эту систему в «железе» – создать инфраструктуру, провести обучение сотрудников новой системе выработки стратегических решений, разработать финансовое и информационное обеспечение её функционирования. Ключевыми идеями нового подхода должны стать:
1. Разработка модели объекта стратегирования (модель экономики Российской Федерации, социальная модель, модель безопасности и другие), являющегося сложной системой, трудно прогнозируемой, зависящей от мировых тенденций, обладающей динамикой.
2. Разработка модели взаимодействия международного, федерального, регионального и муниципального уровней стратегического планирования.
3. Разработка полной и согласованной системы полномочий, целостной организационно-функциональной структуры взаимодействия участников стратегического планирования.
4. Разработка концепции закона, реализующего спроектированную модель системы стратегического планирования.
5. Разработка целостной и непротиворечивой нормативной правовой базы в сфере стратегического планирования.
6. Проектирование инфраструктуры, информационно-технологического обеспечения и финансового обеспечения системы стратегического планирования.
7. Проектирование системы государственной безопасности при осуществлении стратегического планирования.
Использование указанных идей позволит создать новую эффективную, целостную систему стратегического управления в рамках системы государственного регулирования и управления, избежав недостатков Федерального закона № 172-ФЗ. Новая система будет позволять согласовывать интересы и возможности субъектов, динамически реагировать на изменения обстоятельств. Система будет законодательно, методологически, финансово, инфраструктурно и научно обеспечена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы реализации национальных проектов Российской Федерации
1.1. Понятие национального проекта как формы государственного управления
Правительство России во главе с президентом периодически утверждает программы, которые имеют определенные сроки исполнения, развивает экономику, способствует повышению уровня жизни населения, обеспечивает внутреннюю, внешнюю безопасность граждан.
Ежегодно правительство РФ поддерживает финансирование большого количества разнообразных программ и проектов, необходимых для улучшения жизни граждан государства касательно разных сфер.
Национальный проект (далее – НП) – это поставленная задача с четко определенными исходными данными и требуемым результатом (целью), обуславливающий способ ее решения. Данный проект включает в себя задачу, требующую решения (проблему), средства реализации данного проекта (решения проблемы) и получаемый в процессе реализации результат .
Национальные проекты являются одним из главных инструментов реализации государственной политики, направленной на решение социально-экономических проблем территории.
Национальный проект является документом стратегического планирования, в котором содержится информация о комплексе запланированных мероприятиях, сроках их реализации, исполнителях и ресурсах, требуемых для достижения поставленной цели, а также инструментах государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов всей страны.
Разработкой подобных проектов занимаются федеральные органы исполнительной власти. При этом период действия принятых проектов определяется Правительством РФ. В состав национального проекта входят федеральные проекты, региональные проекты, которые призваны работать для исполнения основной задачи, определенной национальным проектом.
Проектное управление, перестав считаться новой парадигмой, стало неотъемлемым элементом современной системы управления, в первую очередь в государственном секторе.
Проектное управление встречается не только в программно-целевой организационной структуре управления, оно встречается и во всех других структурах управления. Проектное управление необходимо для успешной деятельности органов государственной власти, для оперативного преодоления проблем и кризисов, для быстрой реализации новых открывающихся возможностей, для постоянного развития государства – постоянного повышения его конкурентоспособности.
Эффективная модель проектного управления следующая:
1. Цель, принятая руководством.
2. Руководитель группы.
3. Состав группы.
4. Программа деятельности по достижению цели, четкое планирование.
5. Приказ.
6. Практическая реализация программы, анализ промежуточных результатов.
7. Достигнутый результат, приемка результата.
Любой проект должен предусматривать бюджетное финансирование включенных в него мероприятий, использовать различные методы и достижения поставленных целей и виды взаимодействия с другими элементами системы программно-целевого подхода . В таблице 1 представлена характеристика инструментов проектного управления.
Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. В Федеральном законе от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» , проект определен как «документ стратегического планирования, который содержит комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных задач, сроков осуществления, исполнителей, ресурсов и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития».
Таким образом, внедрение проектной деятельности в органах государственной власти на сегодняшний момент является серьезной задачей, в решении которой должны принимать реальное участие все уровни власти. Реализация национальных проектов осуществляется не только федеральными и региональными органами государственной власти, но и органами местного самоуправления, а также с привлечением организаций (юридических лиц), путем реализации конкретных проектов на конкретных территориях. Это создает предпосылки организации проектной деятельности на всех уровнях управления, начиная с муниципальной.
1.2. Этапы становления национальных проектов как одной из форм государственного управления
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 года, была достаточно напряженной: распад СССР и начало нового этапа развития России, как следствие спад производства, дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, переход к рыночной экономике, безработица, увеличение бюджетных расходов и другие факторы явились причинами реформирования системы государственного управления.
К тому же действовавшая ранее модель управления оказалась неспособной отвечать возрастающим общественным потребностям. Ситуацию усугубил экономический кризис, повлекший за собой социальный.
Другим фактором, подтолкнувшим Россию к преобразованиям, стало усиление глобализации, которая не только расширяла экономические связи, но и стирала границы различий в подходах к публичному управлению.