Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Начальное образование.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры 7
1.1. Феномен «познавательная деятельность» в научной литературе 7
1.2. Особенности активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики 12
1.3. Роль дидактической игры в активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики 19
Глава 2. Педагогический эксперимент по активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры 34
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента по активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры 34
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента по активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры 46
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента по активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры 51
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложение 73

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ключевая проблема относительно решения задач повышения эффективности и качества учебного процесса заключается в активации учения детей младшего школьного возраста. Овладение системой метапредметных компетенций и способов деятельности, в соответствии со стандартом, становится возможным только при условии повышения активности обучающихся в познавательной деятельности.
Усвоение знаний учащихся, характеризующееся сознательностью и прочностью, осуществляется в процессе их активной умственной деятельности. В связи с этим работу необходимо организовать таким образом, чтобы учебный материал был предметом активных действий школьников.
С каждым годом все сложнее становится поддерживать интерес обучающихся к учебным предметам, среди которых математика, что обуславливает необходимость в поиске новых методов и средств обучения, которые способствуют развитию интереса к предмету и активизируют познавательную деятельность школьников.
Актуальность применения игр в образовательном процессе с младшими школьниками в настоящее время осознается всеми. Практика показывает, что лучшему усваиванию знаний обучающимися способствует самостоятельное добывание и систематизирование новой информации. Применение игр способствует воспитанию и развитию личностных качеств, которые отвечают требованиям информационного общества, активации познавательной деятельности детей, являющейся основой сознательного и прочного усвоения ими знаний.
На значение дидактической игры в обучении математике указывали такие авторы как: Т.К. Жикалкина, Е.В. Карпова, В.Г. Коваленко, Е.Н.Кушнерук, М.Н. Перова, В.И. Попова, Б.В. Спиридонова, Е.И. Удальцова, Л.А. Чилинрова и др.
Анализ научных трудов по проблеме исследования позволил выделить противоречие между объективной необходимостью в активации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и недостаточным практическим решением данной проблемы в педагогической науке.
Проблема исследования: Каковы возможности дидактической игры в активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики?
Цель исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальной апробации комплекса дидактических игр, которые направлены на активацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Объект исследования ‒ процесс преподавания дисциплины «математика» в начальной школе.
Предмет исследования – активация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактических игр.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если ввести в образовательный процесс определенный экспериментальный фактор – разработанный комплекс дидактических игр, то это будет содействовать повышению уровня познавательной активности учащихся начальной школы на уроках математики.
Задачи исследования:
— определить сущность понятия «познавательная деятельность»,
— охарактеризовать особенности активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики,
— выявить роль дидактической игры в активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики,
— провести педагогический эксперимент по активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактических игр.
Теоретическую базу исследования составили работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, касающихся проблем обучения.
Методы исследования:
— теоретические методы — теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические методы – педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки данных.
Практическая база исследования: МБОУ «Ш-исоо село Уэлен».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс дидактических игр может применяться педагогами на уроках математики для активации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решений задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы.
1. Познавательная деятельность является видом деятельности человека, результат которой представлен знаниями, реализуемыми в чувственных формах образов восприятия и абстрактно-логических формах понятия, высказывания, умозаключения. Познавательная деятельность осуществляется на таких уровнях познания как: чувственный уровень, рациональны уровень. Компонентами познавательной деятельности определены: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой, оценочный.
2. Активация познавательной деятельности детей младшего школьного возраста направлена на повышение уровня познавательной активности учеников на уроках математики, основу которой составляет применение активных методов и средств, вызывающих эмоциональные переживания, которые способствуют пробуждению интереса к обозначенному виду деятельности.
Ключевые принципы активизации познавательной деятельности учащихся младших классов в образовательной организации представлены: принципом субъектности; принципом диалогизации; принципом индивидуализации и дифференциации обучения; принципом интереса; принципом гуманизации; принципом активности и самостоятельности; принципом опоры на позитив.
Приоритетными организационными формами педагогической работы, способствующими активации процесса познания у детей младшего школьного возраста являются: индивидуальные формы (самостоятельная работа ребенка), индивидуально-групповые формы, основывающиеся на игровой деятельности, сотрудничестве и сотворчестве.
3.Дидактическая игра является многоплановым, сложным педагогическим явлением, которое организуется в процессе обучения для развития у учащихся познавательного интереса посредством эмоциональной окрашенности игровых действий, основанных на имитационном моделировании явлений, процессов, которые изучаются.
Выявлено, что дидактическая игра обладает огромным потенциалом относительно активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики, при умелом использовании которой возможно успешное достижение результатов в этой сфере.
4. В результате решения задач констатирующего этапа получены результаты относительно познавательной активности школьников на уроке математики без применения игры, которые указывают на низкую степень ее проявления у большинства младших школьников в контрольной (высокий уровень -15,1%, средний уровень — 39%, низкий уровень – 45,8% ) и экспериментальной группах (высокий уровень -15,5%, средний уровень — 38,5%, низкий уровень – 45,9% ).
В связи с этим был разработан и экспериментально апробирован комплекс дидактических игр, направленных на активацию познавательной деятельности школьников на уроках математики, среди которых: Д.И. «Угадай-ка слово», Д.И. «Кто кого», Д.И. «посчитай воздух», Д.И. «Лучший счетчик».
5. В результате повторной диагностики познавательной активности школьников в экспериментальной группе на уроках математики после внедрения комплекса дидактических игр получены следующие результаты: высокий уровень зафиксирован у 30,1% школьников (было 15,1%), средний у 53,1% (было 38,5%), низкий отмечен у 16,8% (45,9%). В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Результаты, полученные в экспериментальной части исследования, полностью подтвердили наше предположение о том, что разработанный комплекс дидактических игр будет способствовать активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы активации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры

1.1. Феномен «познавательная деятельность» в научной литературе

В научной литературе познавательная деятельность рассматривается как один из видов деятельности (наряду с технологической деятельностью, материально-производственной деятельностью, экономической деятельностью, экологической деятельностью, социально-политической деятельностью и др.) [17].
Рассмотрим более подробно сущность последней.
Так, в справочном издании по философии познавательная деятельность представлена в качестве специфической деятельности человека, направленной на открытие природных и общественных законов, таинств бытия человека и мира в целом, обнаружение существующих способов действий с предметами и явлениями; деятельность, которая ориентирована на производство новыейших знаний [17].
В словаре по психологии познавательная деятельность трактуется как сознательная деятельность субъекта, ориентированная на приобретение информации касательно объектов и явлений существующей действительности, а также конкретных знаний [57].
По мнению Л.В. Парфеновой, познавательная деятельность является более широкой относительно учебной деятельности, потому как познание не всегда специальным образом подвержено программированию [49].
Л.С. Выготский указывает на то, что познавательную деятельность следует рассматривать в качестве сознательной деятельности, ориентированной на познание действительности с использованием ряда психических процессов, которые представлены:
— восприятием,
— мышлением,
— памятью,
— вниманием,
— речью [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы