Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Мягкая сила во внешней политики Японии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. РОЛЬ ВНУТРЕННИХ И
ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ
1.1. История внешней политики
Японии и превращение страны в континентальную державу
1.2. Факторы формирования
внешней политики Японии в послевоенный период
ГЛАВА 2. «МЯГКАЯ СИЛА» КАК
ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ДИПЛОМАТИИ ЯПОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2. Основные формы реализации
«мягкой силы» Японии на современном этапе
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
ПРИМЕНЕНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЯПОНИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. «Мягкая сила» Японии в
экономической сфере
3.2. Инструменты «мягкой силы»
Японии в рамках культурной и образовательной политики
3.3. «Мягкая сила» в
двусторонних отношениях с Россией
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность темы
исследования. В современном мире существует множество механизмов и
инструментов, способных оказать влияние на международные отношения и политику в
целом. Если раньше основными составляющими политики были экономический
потенциал и военная мощь, то сегодня считается, что культурная дипломатия
представляет собой более эффективный метод воздействия. Так, американским
политологом Джозефом Наем была сформулирована концепция «мягкой силы», суть которой
— формирование привлекательного имиджа страны.
Концепция внешней политики России говорит о том, что
неотъемлемой частью современной международной политики является использование
мягкой силы – инструмента для решения внешнеполитических проблем как дополнения
к традиционной дипломатии[1].
Япония стала практически
первой азиатской страной, правительство которой осознало потенциал
«мягкой силы». Безусловно, Япония, как и многие другие страны, уделяет большое
внимание повышению своего имиджа за пределами страны. Но в отношении Японии
есть еще несколько обстоятельств, которые делают эту задачу особенно актуальной.
Во-первых, острие японской дипломатии направлено на Азиатско-Тихоокеанский
регион. Это регион, который, с одной стороны, окружает Японию, с другой – имеет
негативный исторический опыт, связанный с периодом Второй мировой войны, когда
Япония была страной-агрессором, принесшим народам многих азиатских стран большие страдания, и
память об этом еще жива. Поэтому для реализации своей экономической стратегии в
регионе, для внешнеэкономической деятельности, необходимо создать
соответствующий климат в
странах АТР и всего мира. Во-вторых, в силу особенностей японской конституции,
а именно ее девятой статьи, существуют ограничения по возможностям
использования инструментов и методов «твердой силы», ввиду чего возникает
необходимость делать упор на «мягкую силу»[2].
Объект исследования:
внешняя политика Японии.
Предмет исследования:
«мягкая сила» во внешней политике Японии.
Целью настоящего исследования
является выявление основных форм реализации «мягкой силы» Японии в её
внешнеполитической деятельности.
Задачи исследования:
— рассмотреть
историю внешней политики Японии и превращение страны в континентальную державу;
— выявить факторы формирования внешней политики Японии в
послевоенный период;
— рассмотреть
концепцию «мягкой силы»;
— проанализировать основные формы реализации «мягкой силы»
Японии на современном этапе;
— проанализировать ряд практических примеров применения
японской «мягкой силы».
Степень изученности
проблемы.
История становления Японии как регионального государства
рассматривают в своих исследованиях Е.Б. Васильева[3], Б.
Глоссерман[4],
А.Е. Жуков[5],
А.Н. Мещеряков[6],
А.Н. Панов[7],
Е.Л. Скворцова[8],
В.В. Совастеев[9],
Дж.Л. Мак-Клейн[10]
и др.
Внешнеполитический курс современной Японии рассматривают в
своих работах Е.П. Бажанов[11], П.А. Калмычек[12],
В.Э Молодяков[13],
Д.В. Стрельцов[14],
Ф.П. Уразаева[15]
и др.
Большой объем исследований посвящен теоретическим вопросам
ресурсного применения «мягкой силы» – О.Г. Леонова[16], О.Ф.
Русакова[17]
и др. Проблемы применения Японией «мягкой силы» поднимаются рядом авторов – О.А.Добринская[18],
Е.Л. Катасонова[19],
В.О. Кистанов[20],
В.А. Королёв и С.С. Кудрявцева[21],
В.Э. Молодяков[22],
Э.В. Молодякова, С.К. Песцов[23],
С.В. Чугров[24],
Ш. Косуке[25].
Источниковая
база исследования представлена несколькими группами
документов:
— договорами[26] и документами[27], которые освещают
международные отношения на Дальнем Востоке;
— Конституцией
Японии[28]
и официальными документами[29],
принятыми Правительством и Министерствами Японии.
Методы исследования. В ходе
исследования были использованы следующие методы: метод анализа ситуации,
сравнительный и статистический методы.
Научная новизна исследования. Определяется
расширением данных об изменении демографической ситуации в Крыму в
годы Великой Отечественной войны.
Структура работы.
Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы.
[1] Концепция внешней
политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.
Путиным 30 ноября 2016 г.). – URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
[2] 日本国憲法 / Конституция
Японии от 1947 года (промульгирована Премьер-министром Есида Сигэру и 15
министрами) // [Электронный ресурс] URL: http://www.peace-toyama.jp/9jyou/image/pdf/kennpou.pdf
[3] Васильева Е.Б. Процесс
культурной идентификации в Японии во второй половине XIX – начале XX вв.:
автореф. дис. … канд. истор. наук. – Владивосток, 2001. – 24 с.
[4] Glosserman B. Peak of Japan: The End of Great Ambitions. – Georgetown: Georgetown
University Press, 2019. – 262 р.
[5] История Японии. Том 2. / Отв. ред. А.Е.
Жуков. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998. – 703 с.
[6] Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его
Япония. – 2-е изд. – М.: Наталис, 2009. – 736 с.
[7] Панов А.Н. О Японии. Очерки и
исследования дипломата. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 608 с.; Панов А.Н., Саркисов К.О., Стрельцов Д.В.
История внешней политики Японии 1868-2018 гг. – М.: «Международные отношения»,
2019. – 449 с.
[8] Скворцова Е.Л. К вопросу об
эффективности культурной модернизации (японский опыт в эпоху Мэйдзи) //
Личность. Культура. Общество. – 2012. – Т.14. Вып. 3. – C. 220-226.
[9] Совастеев В.В. Общественно-политическая мысль Японии 40-60-х годов XIX века:
диссертация … доктора исторических наук: 07.00.03. – Владивосток, 1995. – 368
с.
[10] Мак-Клейн Дж. Л. Япония. От сёгуната
Токугавы – в XXI век / Пер. с англ. Е.А.
Красулина. – М.; Астрель: АСТ, 2011. – 895 с.
[11] Бажанов Е.П.,
Бажанова Н.Е. Диалог и столкновение цивилизаций. — Москва, «Весь мир»,
2013, — 272 с.; Бажанов П.И., Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Мудрость Востока
и Запада. — Москва, «Весь мир», 2014. — 720 с.
[12] Политическая система современной Японии:
учебное пособие / П.А. Калмычек и др.; под ред. Д.В. Стрельцова – М.: Аспект
Пресс, 2013. – 381 с.
[13] Молодяков В.Э Япония в меняющемся мире.
Заключение:
Япония является одним из мировых
лидеров по объему применения технологий «мягкой силы». Они базируются на
богатой национальной культуре и традициях, уходящих корнями в древнюю историю
страны.
В консолидированной системе
помощи развивающимся странам, формировании ценностей японского общества, лежат
сложившиеся в послевоенные годы практики развития страны.
Потенциал «мягкой силы» Японии
усиливается имиджем мирного государства, созданным после включения в
Конституцию Японии 9-ой статьи, запрещающей применение военной силы в
разрешении международных споров.
Япония сосредотачивает свое
внимание на гуманитарных и экономических аспектах сотрудничества, поощряя
«мягкую» политику, проводимую по нескольким направлениям:
1. Экономические инструменты
(официальная помощь в целях развития). В рамках ОПР Япония предоставляет
азиатским и африканским странам ресурсы как для развития энергетического
сектора, так и для наиболее важных направлений социально-экономического
потенциала и людских ресурсов. «Мягкая сила» в азиатском и африканском регионе
является неотъемлемой частью общей экономической стратегии Японии.
2. Япония создала образ страны
инноваций, лидера в решении глобальных проблем и прогрессивного государства в
области демократии и экономики.
3. Привлекательность «мягкой
силы» Японии обусловлена популярностью японской культуры и спорта, успешной
деятельностью центров развития общественного потенциала и активными
гуманитарными обменами в сфере образования, культуры и искусства.
4. Япония – значительное
туристическое направление в мире. Это вызвано наличием многих факторов. Среди
них такие как национальные традиции и искусство, богатая история, множество
достопримечательностей и национальных фестивалей, низкий уровень преступности.
Следует также отметить, что политическая ситуация в стране достаточно стабильна,
а экономическая политика Японии направлена на развитие и совершенствование
туристической отрасли и всех ее видов.
Япония, проводя политику
культурной дипломатии, обоснованно опирается на особенности развития мира,
культурно-цивилизационные ресурсы, политико-экономические механизмы и
институты, которые и в дальнейшем будут способствовать укреплению
положительного имиджа и позиции страны как на региональном, так и на глобальном
уровнях.
Страна смогла достичь высоких
результатов, эффективно проводя политику «мягкой силы». Стабильное продвижение
Японии в международных рейтингах «мягкой силы» свидетельствует о
результативности применения практик такого воздействия.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РОЛЬ ВНУТРЕННИХ И
ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ
1.1. История внешней политики
Японии и превращение страны в континентальную державу
Глядя на современную Японию, трудно представить, что ещё
каких-то полтора века назад эта экономически развитая держава, оплот
научно-технического прогресса, была отсталой во всех планах страной. К середине
XIX века сознательная изоляция и затянувшаяся эпоха феодализма превратили
Японию в страну средневековых пережитков. Преодолеть пропасть времён позволил
непростой период решительных перемен, получивший название Реставрация Мэйдзи.
Реформы после реставрации Мэйдзи стали началом быстрых
перемен в японском обществе. Как и любые реформы, они неизбежно вели к
нарушению интересов определенных социальных слоев, возникновению вспышек
социальной напряженности и реакций в виде социального протеста.
Реставрация Мэйдзи-Иссин не оправдала ожиданий японских
крестьян, и это привело к росту протестов[1]. Много недовольных
было и среди самураев[2].
Учитывая реакцию на проводимые реформы, правительство
понимало, что лучшим выходом из напряженной ситуации была бы победоносная экспедиция.
Это событие могло бы отвлечь большинство самураев от внутриполитических проблем
и укрепить престиж новой власти.
Заметное влияние на формирование и развитие внутренней и
внешней политики оказали названные в честь девиза правления своего времени
Ансэйские договоры[3],
подписанные против воли императорского двора, в результате которых Япония
предоставила иностранцам право жить на своей территории по законам своих стран.
Неравноправные условия договора были налицо, поэтому одной из политических
целей нового правительства стало укрепление внешнеполитических позиций Японии.
Некоторые государственные деятели первого правительства
Мэйдзи (1868-1871) поддерживали идею о том, что для пересмотра договоров Япония
должна объявить себя сильным государством, не уступающим западным развивающимся
странам. И для решения этой проблемы были выдвинуты идеи экспансии в другие
страны[4].
Проводя агрессивную политику, японское правительство преследовало не только
создание имиджа сильного государства, но и преследовало цель отвлечения
общества от проблем внутри страны.
Из-за растущего недовольства результатами непрерывной
реставрации и реформ, а также расхождений в японском правительстве элита начала
придавать большое значение внешней политике, в особой степени — корейской проблеме.
В XIX в. внимание правящей элиты было направлено на Корею. Но из-за разногласий
в японском правительстве вопрос о военной экспансии пришлось отложить на
несколько лет. Главной темой спора были сроки агрессии, что в конечном итоге
привело к расколу внутри японского правительства.
После успеха реформ по консолидации страны – Хайхан тикэн[5]
– и становления власти единого императора на всей территории страны – Хансэки
хокан[6]
— была проведена реформа Государственного Совета. В центральной палате
сосредоточилась верховная власть, Правая палата контролировала выполнение
решений и работу министерств и ведомств, Левая палата была представительным
органом[7].
После раскола правительства и последовавшей за этим кадровой
перестановки, у власти появилась новая когорта политиков, разделявших
экспансивные взгляды своих отставных коллег, но имевших прагматизм и понимание
необходимости экономического развития в рамках этой политики.
Противоречивые интересы Японии и Китая на Корейском
полуострове со временем переросли в открытый военный конфликт. Причиной начала
военных действий стало антиправительственное восстание корейских крестьян.
Восстание было не только антиправительственным, но и антияпонским по своей
природе.
В конце июня 1894 г. на полуострове
сосредоточилось большое количество японских и китайских вооруженных сил. В этой
ситуации корейское руководство обратилось за помощью к Китаю. Прежде всего, этот шаг
был вызван страхом полностью потерять контроль над страной. Лидер восстания Чан
Бонджун согласился на перемирие при условии, что Япония выполнит требования
наказать злоупотреблявших властью чиновников. Учитывая внешнюю интервенцию,
внутренний кризис страны был ликвидирован сам по себе, повстанческая армия
распалась.
В Японии не все было спокойно из-за недовольства
беспорядочным проведением модернизации Кореи. После успешных действий японской
армии власти решили направить в Корею более
крупного политика Иноуэ Каору.
В январе 1895 года в Корее было сформировано новое
коалиционное правительство, в которое включили советников-японцев. По сути, это
были внедренные в корейскую административную систему агенты. Летом 1895 года
попытка установить японский протекторат на Корейском полуострове потерпела
поражение. Это было связано с тем, что корейское общество было не готово к
переменам. Многие реформы 1895-1896 гг. были осуществлены, в основном, по
японской модели, но прояпонское правительство не смогло реализовать проект
преобразования Кореи. Японии становилось все труднее сохранять свое влияние на
Корейском полуострове, не применяя силы.
Анализируя тенденции внешней политики Японии первой половины
XX века, можно с определенной долей уверенности сделать вывод о том, что Страна
восходящего солнца после своих реформ стала претендовать на лидерство в
Восточной Азии и не только. Япония – островное государство, а это означает
ограниченность ресурсов. Революция Мэйдзи привела к тому, что был взят курс на
растущую огромными темпами милитаризацию, из-за чего потребность в ископаемых и
прочих ресурсах все увеличивалась. Япония взяла курс на экспансивный рост и
расширение собственных земель за счет территорий соседних стран.
Конфликт японо-американских интересов возник задолго до
событий в Перл Харбор. Он берет свое начало за полвека до обозначенных событий.
История отношений двух держав носила неравноправный характер, так как Япония
зависела от американских поставок ископаемых ресурсов, что длительное время
диктовало особое отношение к внешнеполитическим действиям, которые могли
затронуть интересы Соединенных Штатов, заставляя всякий раз оглядываться на
Тихоокеанского соседа. И естественным ходом истории была неотвратимость
столкновения интересов: с одной стороны, все возрастающие международные амбиции
и стремление Японии занять ведущие позиции в Азии, а с другой – желание
контролировать политические процессы в Восточном регионе для США.
К 30-м годам XX века Япония уже имела за своими плечами
немалое количество победоносных войн и удачных военных демаршей, принесших ей
весомое положение на международной арене. Еще до русско-японской войны Япония
уже воспринималась как империя, способная влиять на расстановку сил в
международных отношениях Восточной Азии. Свидетельством тому был заключенный в
1902 году англо-японский союз, ознаменовавший приход нового игрока в большую
политику[8].
А уж после войны 1904-1905 годов и захвата Кореи стало ясно, что в
Тихоокеанском регионе выросла и сформировалась сильная империя с амбициями,
далеко простирающимися за пределы ее владений.
Таким образом, к 1941 году Япония уже была колониальной
империей и контролировала такие территории, как Корея, Квантунская область,
Южный Сахалин и Курильские острова, Тайвань, архипелаг Рюкю (Префектура
Окинава), Индокитай, Малайю, Сингапур, а также Каролинские, Марианские и
Маршалловы острова с мандатом от Лиги Наций по итогам Первой мировой войны. И
до нападения на Перл-Харбор она имела далеко идущие планы относительно
территорий в Восточном регионе.
Главный интерес для Японии представлял Китай. С целью
установления своего господства в Китае Япония действовала планомерно и расчетливо.
В течение двух необъявленных войн, которые прошли в 1931 и 1937 годах, в
Маньчжурии было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. В марте 1933
года Япония заявила о выходе из Лиги Наций, а в июле 1937 года начала открытые
полномасштабные военные действия против Китая. Эти агрессивные действия
изменили общее мнение о Японии в западных странах в худшую сторону. Но желание
доминировать в Восточном регионе было для Японии выше репутационных рисков.
Агрессия Японии против Китая велась с применением самых жестоких мер, от
которых страдало мирное население. Так, при взятии Нанкина было уничтожено
более 200 тысяч человек[9].
Тогда же Япония пошла на конфликт с США и напала на американский корабль
«Панай». В ответ на агрессивные действия Японии Великобритания, Франция и США
профинансировали военные поставки для армии Китая.
[1] История Японии. Том 2. / Отв. ред. А.Е. Жуков А.Е. – М.: Институт востоковедения РАН,
1998. – 703 с. С. 78
[2] Указ о
запрете мечей // Национальный архив Японии [Электронный ресурс]. URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m09_1876_02.html
[3] Японско-американский договор о дружбе и торговле. //
Министерство иностранных дел Японии [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/annai/honsho/shiryo/qa/bakumatsu_01.html
[4] Совастеев
В.В. Общественно-политическая мысль Японии
40-60-х годов XIX века: диссертация … доктора исторических наук: 07.00.03. –
Владивосток, 1995. – 368 с.
[5] Указ о
ликвидации ханов и основании префектур // Национальный архив Японии
[Электронный ресурс]. URL: https://www.weblio.jp/content/廃藩置県
[6] Возвращение
земель и населения Императору // Национальный архив Японии [Электронный ресурс]
URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m02_1869_01.html
[7] История
Японии. Том 2. / Отв. ред. А.Е. Жуков А.Е. – М.: Институт востоковедения РАН,
1998. – 703 с. С. 41
[8] Соглашение между
Великобританией и Японией, подписанное в Лондоне 30/17 января 1902 года //
Российская Государственная Библиотека [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008028878#?page=273
[9] The Nanking incident // Веб—архив Wayback Machine [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20060213184811/http://www.interq.or.jp/sheep/clarex/discovery/discovery02.html