Народная художественная культура/творчество Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Музыкальные инструменты как необходимый атрибут русской народной художественной культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Сущность и значение музыкальных инструментов на Руси 5
1.1.Музыкальное искусство Древней Руси 5
1.2. Музыкальные инструменты Древней Руси в фольклоре и искусстве 7
2. Музыкальные инструменты Древней Руси 14
2.1. Гусли 14
2.2. Свирель 18
2.3. Дудочка 21
2.4. Свистулька 23
2.5. Рожок 24
2.6. Домра 26
2.7. Балалайка 29
2.8. Гармонь 30
2.9. Ударные инструменты 32
Заключение 40
Список литературы 41

  

Введение:

 

Актуальность темы. С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению.
Русские народные инструменты отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа. Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка, гудок); язычковые (баян, гармошка); духовые (рожки, жалейка, свирель, кугиклы, варган, свистулька); ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка).
Особо важно то, что русские народные инструменты никогда не несли лишь увеселительное значение, В них скрыт глубокий сакральный смысл.
Долгое время русская национальная культура была забыта, но сейчас происходит возобновление русских традиций. На государственном уровне пришло понимание того, что без знания истоков и основ не построить сильного государства. Поэтому тема изучения музыкальных инструментов является актуальной.
Проблема исследования заключается в том, что несмотря на значимость сохранения традиций и приобщения нового поколения к традиционным русским народным инструментам, вопросу видов, особенностей и смысла русских инструментов посвящено крайне сало работ.
Объект исследования – русская народная музыкальная культура.
Предмет исследования – русские народные музыкальные инструменты.
Цель исследования – изучить традиционные русские народные музыкальные инструменты.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития музыкального искусства Древней Руси;
2. Выявить значение музыки и музыкальных инструментов для славян;
3. Изучить различные иды русских музыкальных инструментов.
Методы исследования:
1. Контент анализ;
2. Анализ, синтез.
Научная новизна исследования. В работе собраны все основные русские народные музыкальные инструменты, которые сыграли и играют особую роль в культуре России.
Практическая значимость – работа может быть положена в основу большого сборника о традиционных русских народных инструментах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В Древней Руси существовало два музыкальных понятия – мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия – это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых – сопением).
Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах – в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках.
Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии, привлечение внимания Богов.
В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой.
В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием «гусли». В древнерусской литературе обычно противопоставляется «доброгласная псалтырь» сопелям и гуслям.
В народном быту широко использовались духовые инструменты: свирель, дудочка, рожок, свистулька.
Очень разнообразны были и ударные инструменты – бубны, ложки, погремушки, трещотки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность и значение музыкальных инструментов на Руси
1.1.Музыкальное искусство Древней Руси
Музыка появилась вместе с человеком. Ещё древние люди различали гармонию звуков природы. Затем люди сами научились воспроизводить звуки. Термин «музыка» используется с 4 века до нашей эры и происходит он от слова «муза» (богиня искусств). Музыку же люди использовали для общения друг с другом, для получения эстетического наслаждения, для изгнания злых духов, для воспевания Богов.
О музыке Древней Руси известно из различных источников, при этом многие данные являются достоверными. Фрески, различные летописи и даже иконы служат источниками информации для создания полноценной картины типичной жизни времен древней Руси. В работах новгородского епископа и монаха Георгия содержатся четкие сведения о том, что на улицах и различных площадях городов выступали музыканты. Естественно, музыка являлась важной частью всех обрядовых праздников, особенно таких популярных и почитаемых, как Масленица или, например, Ивана Купала.
Все крупные собрания людей, в том числе и всевозможные ярмарки, часто сопровождались музыкальными номерами. Во время веселых развлечений и празднования обрядов, игры и пляски сопровождали типовые ритуальные действия. Конные состязания, выступления скоморохов и актеров были столь же популярны, как и выступления музыкантов, поэтому уже тогда существовали гастролирующие, то есть путешествующие группы.
Безусловно, торжественные мероприятия, проводимые при дворе князей и в домах богатых жителей, тоже сопровождались музыкой. У князя красивые инструментальные мелодии звучали во время перемены блюд, а когда приглашенные собирались после трапезы, концерты часто давали в саду.
Не обошла стороной музыка и военные ряды. Для укрепления боевого духа и поднятия настроения, а также для поддержания ритма во время длительных и утомительных пеших переходов, звучала простая, но приятная музыка. С помощью труб, сурн и рогов на войне подавали знаки и сигнализировали о сборе. Бубны и барабаны создавали громкий шум, что способствовало запугиванию врага и дополнительно демонстрировало серьезные намерения [1, c. 56].
Музыка древней Руси не отличалась разнообразием, однако на тот момент уже существовало немало различных инструментов. Среди наиболее распространенных и вошедших в историю, как знаковый и исконный русский инструмент, были гусли. Гусляры играли для увеселения и могли под музыку рассказывать разные былины. Обрядовыми и авторами обычно были волхвы, а вот народную музыку представляли скоморохи. Как первые персональные исполнители на Руси, скоморохи часто использовали разные инструменты и кроме гуслей играли на дудках, свирелях и трубах.
Искусство колокольного звона, как уникальный и присущий только древней Руси вид музыки и искусства в целом, активно развивалось после захвата татаро-монголами. Три вида звона, существующие до сих пор, зародились именно тогда. Это равномерные удары в колокол именуемы благовест, перезвон, основанный на переборе, и непосредственно сам звон, ставший настоящей, уникальной игрой на колоколах.
Церковная музыка, появившаяся после обращения населения к христианству, развивалась постепенно и была основана на пении. Как наиболее совершенный музыкальный инструмент, человеческий голос считался самым важным, а потому песнопение стало применятся во время всех богослужений. Принято считать, что первыми учителями в этом направлении стали болгарские и греческие певчие. Произведения большей части церковного певческого искусства оставались анонимными, поэтому история сохранила только немногочисленные имена выдающихся мастеров. Доподлинно известно, что песнопения записывались, причем при помощи нотного письма. В руководствах-азбуках были списки основных знамен (символов), но способы их исполнения не отображались. Учитывая, что устная традиция была утрачена в процессе развития других музыкальных направлений, восстановить храмовые песнопения тех лет не удается. Известно, однако, что типичные песнопения были строгими, одноголосыми и всегда сдержанными. Для придания особого звучания, использовали простые мелодии и частое повторение определенных звуков. Наряду с описанными знаменными параллельно существовали кондакарные песнопения, усложненные хвалебные молитвы. Образцы такого пения сохранились в древнейших певческих книгах. К сожалению, расшифровать имеющиеся данные не получается по той же причине, потому что особая система записи, вероятно, имела свои устные законы дешифровки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы