Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Муниципальная реформа и территориальная организация местного самоуправления в РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы местного самоуправления в РФ 6
1.1. История становления и развития местного самоуправления в России 6
1.2. Предпосылки и основные направления муниципальной реформы на современном этапе 14
1.3. Зарубежный опыт организации местного самоуправления 20
Глава 2. Особенности территориальной организации местного самоуправления в РФ 35
2.1. Проблемы создания, изменения границ, преобразования и упразднения муниципальных образований 35
2.2. Анализ территориальной организации местного самоуправления в Республике Дагестан 44
Глава 3. Пути решения проблем развития местного самоуправления 49
3.1. Итоги муниципальной реформы в РФ и Республике Дагестан 49
3.2. Основные направления дальнейшего развития местного самоуправления 56
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65
Введение:
Актуальность темы исследования. В Конституции РФ сказано, что Российская Федерация является демократическим государством, где важнейшим атрибутом считается обеспечение участия населения в принятии управленческих решений . Одним из необходимых условий реализации данного принципиального положения организации власти в стране является наличие местного самоуправления как самостоятельного уровня власти.
Федеральный закон № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 6 октября 2003 года, здесь мы можем найти чёткое определение местного самоуправления. «Местное самоуправление – форма власти, осуществляемая народом, которая устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, где население напрямую и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно решает вопросы местного значения, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций» .
Система местного самоуправления в нашей стране имеет глубокие корни. Но, в новейшее время на основе нового законодательства о местном самоуправлении, воплотившее в себе основные идеи муниципальной реформы, было принято 6 октября 2003 года. Как показывает история, муниципальные реформы изначально проводились в целях изменения изжившей себя системы местного самоуправления. Также в нашей стране к началу ХХI века были необходимы муниципальные реформы. И данная реформа вот уже на протяжении многих продолжается в нашей стране. Связи с каждым годом растет актуальность изучения проблематики муниципальной реформы в России.
На сегодняшний день реформа местного самоуправления приковывает внимание властей других регионов и вызывает множество споров о целесообразности её проведения.
Вопросы местного самоуправления в России отражены в работах Абрамова В.Ф., Безобразова В.П., Бородкина Ф.М., Васильева В.И., Емельянова Н.А., Ковешникова Е.М., Лаптева Л.Е., Пажитнова К.А., Шапсугова Д.Ю. и др. Также при проведении исследования были использованы: «Европейская хартия местного самоуправления» от 15.10.1985г., «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 г., Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере проведения муниципальной реформы и территориальной организации местного самоуправления.
Предмет исследования – территориальная организация муниципальных образований Республики Дагестан.
Целью настоящей работы является исследование муниципальной реформы и территориальной организации местного самоуправления в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю становления и развития местного самоуправления в России;
— раскрыть предпосылки и основные направления муниципальной реформы на современном этапе;
— исследовать зарубежный опыт организации местного самоуправления;
— проанализировать проблемы создания, изменения границ, преобразования и упразднения муниципальных образований;
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод от том, что последние несколько лет в России идет процесс укрупнения муниципалитетов за счет преобразования районов в городские округа.
Как свидетельствует практика, после включения поселений в состав городского округа и последующей ликвидации поселенческих органов местного самоуправления в значительном числе населенных пунктов ликвидируются и постоянно действующие органы правопорядка, что в ряде случаев влечет рост криминализации указанных поселений, развитие в них неформальной («серой») экономики. Это существенно ущемляет права человека.
В частности, согласно аналитическому докладу Центра стратегических разработок (2016 год), уже сейчас в результате реформы системы органов внутренних дел значительно сократилось количество сотрудников подразделений МВД России, выполняющих функции по охране общественного порядка (участковые уполномоченные, патрульно-постовая служба и др.). В частности, во многих населенных пунктах Российской Федерации отсутствуют на постоянной основе действующие опорные пункты полиции, а участковые уполномоченные появляются лишь наездами несколько раз в месяц.
В настоящее время вопросы обеспечения осуществления местного самоуправления и защиты права населения на МСУ не отнесены к компетенции ни одного федерального органа исполнительной власти. Кроме того, полностью отсутствует эффективная федеральная система методического и кадрового обеспечения МСУ.
Поэтому видится необходимым в рамках дальнейшего проведения муниципальной реформы проработать следующие вопросы:
1. Для решения проблем территориальной организации местного самоуправления определить в федеральном законе статус (понятие и виды) населенных пунктов как базовых территориальных единиц; критерии их отнесения к городским и сельским населенным пунктам; порядок создания и упразднения населенных пунктов, установления и изменения их границ (с участием населения); понятие городской агломерации и критерии определения ее территории.
2. Проанализировать эффективность решения ключевых вопросов местного значения существующими поселенческими органами МСУ и определить наиболее оптимальную территориальную организацию системы МСУ для разных типов муниципальных образований и критерии ее формирования (состав, выборность, подотчетность населению и др.);
3. Законодательно регламентировать критерии возможности преобразования муниципального района в городской округ (наличие городской системы расселения и структуры хозяйства, объективных экономических, социальных, инфраструктурных и других предпосылок, генерального плана, соответствующей протяженности и др.).
В частности, в целях обеспечения доступности местного самоуправления:
— в местностях с высокой и средней плотностью населения определить территориальный и демографический критерии допустимости преобразования муниципальных районов в городские округа: протяженность территории поселения, например, в 15 – 25 км от населенного пункта до административного центра поселения/округа; вхождение территории города в территорию муниципального образования не менее чем на 1/3, а населения – не менее чем на 1/2.
Фрагмент текста работы:
. Теоретико-методологические основы местного самоуправления в РФ
1.1. История становления и развития местного самоуправления в России
Ликвидация крепостного права в 1861 г. существенно повлияла на общественно-государственное формирования новой системы управления в Российской империи, что в свою очередь привело к новым реформам. Положение о губернских и уездных общегосударственных учреждениях 1864 года, положило начало одному из самых крупных переустройств в истории России. В процессе данной реформы окончательно сформировались всесословные органы самоуправления во всех частях Российской империи .
Одним из развитых видов контроля был финансовый контроль. Так подготовленные земскими управами губерний и уездов годовые затратные сметы передавались гласным, а кроме того, публиковались в губернских изданиях, что повышало уровень контроля за местными бюджетами. Из общего количества гласных выбирались официальные представители, которые затем рассматривали необходимость выделения объемов средств управам, учитывая их текущие и перспективные потребности. В последствие, уже после согласия со сметами непосредственно земским собранием они передавались губернатору и земской казенной палате.
В 1870 г. принимается Городовое положение, фиксировавшее структурную организацию общественного управления в городах, а именно городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу. Отметим, что последние два органа возглавлял городской голова, соединяя две должности. Назначался он министром внутренних дел или губернатором. Таким образом, и земские, и городские органы самоуправления преимущественно зависели от полицейских и государственных учреждений, что существенно ограничивало хозяйственную и общественную свободу на местах.
Дальнейший этап развития контроля на местном уровне был ознаменован принятием в 1889 г. Положения о земских участковых начальниках.
Согласно данному положению, в уездах взамен мировых судей появились земские начальники, которые были наделены большими правами в области судебного производства по отношению к крестьянскому населению. К тому же они реализовывали функции контроля над самоуправлением в селах и волостях.
Вскоре в 1890 г. было подвергнуто пересмотру Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое Положение давало губернатору возможность прекращать на время действие решений земского собрания, если оно шло в разрез с государственными законами. Кроме того, губернатор по собственному усмотрению назначал в уездное и в земское собрание гласных.
Таким образом, земские учреждения получили свое определенное место в системе местного самоуправления, что в последствие привело к дуализму в управлении на местах. Немаловажно отметить, что современная концепция дуализма местного самоуправления в России берет свое начало именно в это время. Вместе с дуализмом власти можно наблюдать и дуализм контроля в системе местного самоуправления, когда контрольные полномочия существуют как у государственной, так и местной власти.
Такое наслоение органов на местном уровне часто приводило увеличению разобщенности местного управления и как следствие значительно уменьшало результативность ее работы. В том числе это приводило к укреплению местной государственной администрации и снижению роли самоуправления на местах. Фактически губернатор через земских начальников осуществлял руководство самоуправлением крестьян, а также имел возможность через них отстранять от должности местных должностных лиц и судей конкретной волости.